Дело № 2-2054/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пос. Ола 02 октября 2017 года
Ольский районный суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Слободчиковой О.В.,
при секретаре Зайцевой А.В.,
с участием истца ФИО1,
представителя истца ФИО2,
представителя ответчика ФИО5,
третьего лица и законного представителя третьих лиц – ФИО4 и ФИО3 – ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ольского районного суда гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации муниципального образования «Ольский городской округ», Правительству Российской Федерации и Правительству Магаданской области о включении его и членов его семьи в списки граждан, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов и реестр домов, пострадавших в результате паводка, произошедшего в июле 2014 года,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Ольский городской округ» и Правительству Российской Федерации о включении его и членов его семьи в списки граждан, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов и реестр домов, пострадавших в результате паводка, произошедшего в июле 2014 года.
В обоснование своих требований указал, что в июле 2014 года на территории Магаданской области произошла чрезвычайная ситуация, вследствие которой, принадлежащий истцу <адрес> стал непригодным для проживания. На момент паводка в жилом помещении зарегистрированы истец и члены его семьи – ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Истец и члены его семьи признаны пострадавшими в результате паводка в июле 2014 года, что подтверждается справкой № П-43 от 11.02.2015. Истец получил причитающиеся выплаты гражданам, пострадавшим в ЧС, согласно спискам № 5 ЛПХ, № 1Ф, № 8. Согласно заключениям межведомственной комиссии и актам обследования помещения от 08.08.2014 № 5 и от 22.01.2015 № 2 жилое помещение истца было признано непригодным для проживания. Распоряжением главы администрации МО «поселок Ола» № 5 от 26.01.2015 дом истца признан непригодным для проживания. Истец имел намерение получить государственный жилищный сертификат, для чего ему нужна была справка о том, что его дом пострадал в результате паводка. 04.02.2015 истец обратился с заявлением в администрацию МО «поселок Ола» о выдаче справки, однако согласно справке выданной администрацией 11.02.2015 № П-33, его дом признан непригодным для постоянного проживания в результате ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания эксплуатационных характеристик. В указанной справке отсутствовали сведения о том, что причиной непригодности для проживания жилого помещения явилась ЧС, имевшая место в июле 2014 года, что явилось препятствием к включению в список пострадавших граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата. Решением Ольского районного суда Магаданской области от 31.03.2016 по гражданскому делу № 2-396/2016 дом истца признан пострадавшим в результате паводка в июле 2014 года, а также за истцом признано право на получение государственного жилищного сертификата. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 07.06.2016 решение Ольского районного суда оставлено в силе. На основании вступившего в законную силу решения суда администрацией МО «Ольский городской округ» истцу была выдана справка от 08.07.2016 о том, что дом пострадал в результате ЧС. Письмом администрации МО «Ольский городской округ» от 18.08.2016 истец был уведомлен о принятии решения о подготовке документов для включения его и членов его семьи с списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате ЧС. Однако, несмотря на наличие судебного акта о признании за истцом права на получение государственного жилищного сертификата, истец письмом администрации МО «Ольский городской округ» от 27.06.2017 уведомляется об отказе во включении его и членов его семьи в списки граждан на получение государственного жилищного сертификата с предложением представить соответствующее решение суда, на основании того, что законодательством не предусмотрено внесение изменение в уже существующий список граждан на получение государственного жилищного сертификата путем включения в него дополнительных граждан или семей. Таким образом получить государственный жилищный сертификат на приобретение жилья истец не имеет возможности без судебного акта о включении его и членов его семьи в соответствующие списки, в связи с чем он обратился в суд с указанным иском.
21.08.2017 определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Магаданской области, а в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Магаданской области, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области.
В судебном заседании 05.09.2017 истец представил заявление об уточнении заявленных требований, в котором просил обязать администрацию муниципального образования «Ольский городской округ» включить ФИО1 и членов его семьи: дочь ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., внука ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., внучку ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. в списки граждан на получение государственных жилищных сертификатов и реестр домов, пострадавших в результате паводка, произошедшего в июле 2014 года. Определением суда от 05.09.2017 уточненные исковые требования истца были приняты, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца привлечены ФИО6, несовершеннолетние ФИО4 и ФИО3 в лице их законного представителя ФИО6
В судебное заседание представители ответчиков – Правительства РФ и Правительства Магаданской области, а также представители третьих лиц – Министерства финансов РФ и Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, заявлений, ходатайств от них не поступало.
Представитель третьего лица – Министерства финансов Магаданской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представил отзыв на иск, из которого следует, что в соответствии с п.2.60.1 Положения о министерстве финансов Магаданской области, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 09.01.2014 № 20-пп, министерство финансов Магаданской области осуществляет полномочия финансового органа субъекта Российской Федерации, предусмотренные Порядком выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 № 982 «Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями». Порядок выдачи государственных жилищных сертификатов установлен приказом министерства финансов Магаданской области от 16.03.2015 № 22 «Об утверждении Регламента исполнения министерства финансов Магаданской области государственной функции по осуществлению полномочий финансового органа субъекта Российской Федерации, предусмотренных Порядком выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий». Министерство финансов осуществляло выдачу государственных жилищных сертификатов гражданам Российской Федерации, включенным в утвержденный постановлением Правительства Магаданской области от 03.09.2014 № 724-пп список граждан Российской Федерации на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, возникшей 23 июля 2014 года на территории Магаданской области. Какой-либо информацией по данному гражданскому делу министерство финансов не располагает и просит рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства финансов по Магаданской области.
Третье лицо – несовершеннолетний ФИО3, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайств и заявлений не представил, со слов законного представителя ФИО6 в настоящее обучается в г. Владивостоке.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, судом на основании ч.ч.3, 4, 5 ст.167 ГПК РФ определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Истец в судебном заседании поддержал заявленные требования с учетом их уточнения по изложенным в иске основаниям. Дополнительно пояснил, что его дочь и ее дети на момент паводка проживали в с. Тауйск Ольского района, однако были зарегистрированы в спорном жилом помещении, в связи с чем, по его мнению, имеют право на включение их в списки граждан, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов и реестр домов, пострадавших в результате паводка, произошедшего в июле 2014 года.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала, дополнительно суду пояснила, что для ФИО6, также, как и для ФИО1, жилое помещение, пострадавшее в результате паводака, является единственным жильем. То, что дочь истца осуществляла трудовую деятельность на территории другого поселения не говорит о том, что она утратила права на данное жилое помещение. Как пояснил истец, дом приобретался для семьи, для того, чтобы расстроиться и проживать там всем вместе. У ФИО6 иного жилого помещения нет, также, как и у ее детей. Когда люди длительное время находятся в командировках, работают в другой местности, служат в армии, прав на жилое помещение они не утрачивают. За счет средств ФИО6 в дом истца были приобретены мебель, микроволновая печь, стиральная машина, которые были утрачены. Все это рассматривалось в ходе прошлого процесса, когда дом признавался пострадавшим в результате паводка, и рассматривался вопрос, в том числе, о правах членов семьи на данное жилое помещение, на получение государственного жилищного сертификата. Выплаты получила вся семья по паводку, в том числе ФИО6 и ее дети. То, что вещи детей находились в доме, было зафиксировано. Администрация в 2016 году давала информацию о том, что решается вопрос о включении ФИО1 и членов его семьи в списки на получение сертификата.
Представитель ответчика Администрации МО «Ольский городской округ» ФИО5 в судебном заседании исковые требования признала частично, а именно в части включения ФИО1 в список граждан, имеющих право на получение жилищного сертификата, поскольку его право на получение сертификата установлено решением суда. Что касается членов семьи истца, то в соответствии с Постановлением Правительства от 07.07.1995 № 561 установлено, что государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам и всем членам их семьи, которые утратили жилое помещение, являющееся единственным. Также установлено, что к членам семьи данных граждан относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в данном жилом помещении граждане. Однако, согласно справкам, которые были приобщены к материалам дела, гражданка ФИО6 и ее несовершеннолетние дети в период паводка постоянно не проживали в жилом помещении, которое признано непригодным для проживания. Считает, что отсутствуют основания для включения членов семьи ФИО1 в список для получения жилищного сертификата. При рассмотрении дела № 2-396/2016 про членов семьи ничего не указывалось и признано право на получение государственного жилищного сертификата только за ФИО1
Третье лицо и законный представитель несовершеннолетних третьих лиц ФИО6 в судебном заседании исковые требования поддержала. По существу иска пояснила, что спорный дом их с истцом общий, считает, что она и ее дети должны быть включены в список граждан, имеющих право на получение жилищного сертификата. В деле имеются доказательства об отсутствии у нее и ее детей иного жилья. В 2009 году она окончила ВУЗ, не имея стажа, не могла устроиться на работу, в последующем ей предложили должность в с. Тауйск, и она переехала туда. Зимой 2014 года истец продал квартиру по <адрес> и купил спорный дом. Она планировала переехать с детьми жить в п. Ола, так как детям нужно расти, учиться, а в п. Ола больше для этого возможностей. В данном доме ни она ни ее дети не проживали, имелись только их вещи в доме, после переезда из квартиры по <адрес>. Однако она не согласна с тем, что с отцом не вела совместного хозяйства, так как помогала финансово в покупке дома – дала 5000 руб. на оформлении сделки. Квартира, расположенная по <адрес> предоставлялась на одного отца, она и ее дети в данном жилом помещении не проживали и не были в нем зарегистрированы, но часто приезжали туда в гости. В <адрес> они с детьми также никогда не проживали, так как не успели – дом пришел в негодность в результате паводка. До регистрации в данном доме она была прописана в доме матери по <адрес>.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлены Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ).
Граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, (абз.1, 2, 7 п.1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ).
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2 этой же статьи).
В целях оказания помощи гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, Правительство РФ, действуя в рамках предоставленных ему действующим законодательством полномочий, приняло 07.06.1995 постановление № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» (постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 835 наименование этого постановления изменено – «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями», далее – постановление Правительства РФ от 07.06.1995 № 561).
Пунктом 1 названного постановления (в редакции, действовавшей на момент чрезвычайной ситуации – паводка, произошедшего на территории поселка Ола Ольского района Магаданской области в июле 2014 года) признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями (абз.1).
Установлено, что государственные жилищные сертификаты выдаются на основании решения Правительства Российской Федерации (абз.2 п.1 постановления Правительства РФ от 07.06.1995 № 561).
Пунктами 3, 4 и 5 постановления Правительства РФ от 07.06.1995 № 561 предусмотрены обязанности ряда федеральных органов исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, и утвердить порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов; обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивать предоставление жилья гражданам, лишившимся жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями и другие обязанности.
Во исполнение указанного постановления 10.07.1995 Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством строительства РФ и Министерством финансов РФ утвержден Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 27.07.1995 № 916), (далее – Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов).
Согласно п.2 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов в целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата.
Для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы: заявление о выдаче государственного жилищного сертификата, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу, справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (п.3 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов).
Списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации (п.4 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов).
Постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 № 982 утвержден Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 835 наименование этого акта изменено – Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, далее – Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов).
Выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов РФ на основании решения Правительства РФ, подготовленного Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата.
Такой список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, террористический акт или пресечение террористического акта правомерными действиями, и направляется в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое после согласования списка направляет его в Министерство финансов РФ для осуществления последующего погашения сертификатов (п.6 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов).
Ответственность за достоверность сведений, содержащихся в списке, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, утверждающие этот список (п.8 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов).
Внесение в утвержденный список изменений осуществляется в соответствии с п.6 настоящего Порядка (п.7 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов).
Согласно главе 4 «Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», утвержденных Приказом МЧС России 03.10.2014 № 2-4-87-24-7, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления создает в установленном порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда. Комиссия на основании заявления собственника помещения или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным требованиям и признает жилое помещение непригодным (пригодным) для проживания.
На основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти, орган местного самоуправления составляет список (реестр) домов, признанных непригодными для проживания и издает распоряжение о признании домов непригодными для проживания.
После того, как составлен реестр всех домов, признанных непригодными для проживания, и утвержден постановлением (распоряжением) главы местной администрации, составляются списки граждан, проживающих и постоянно зарегистрированных в этих домах на момент начала чрезвычайной ситуации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 № 561.
Сформированный список граждан на получение государственных жилищных сертификатов утверждается постановлением (распоряжением) главы местной администрации. Орган местного самоуправления направляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации реестр домов, признанных непригодными для проживания, и список граждан – получателей государственных жилищных сертификатов в соответствии с принятыми муниципальными правовыми актами.
Вопрос о предоставлении государственного жилищного сертификата гражданам на основании судебных решений может быть впоследствии рассмотрен, если дом первоначально созданной комиссией был признан непригодным для проживания.
Из изложенного следует, что государством гарантируется предоставление жилья посредством выдачи государственного жилищного сертификата гражданам, которые, имея жилое помещение и проживая в нем на законных основаниях, лишились его в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. При этом жилое помещение, в котором проживали граждане, претендующие на получение жилищного сертификата, должно быть для них единственным и постоянным местом жительства.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истцу принадлежит на праве собственности жилой <адрес> (л.д. 17, 18, 94-96, 135-138).
На момент паводка в данном жилом помещении были зарегистрированы: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 19-22, 60, 63, 64, 65, 112)
Иного жилья у ФИО1 и членов его семьи в собственности не имеется (л.д. 57, 133, 134, 135-137, 138).
Согласно справке № 01-17/3471 от 08.07.2016 на основании решения Ольского районного суда Магаданской области от 31.03.2016 по делу № 2-396/2016 жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> принадлежащий ФИО1 на праве собственности утрачен (признан пострадавшим) в результате ЧС – паводка, произошедшего в июле 2014 года на территории Ольского района Магаданской области (л.д. 31).
Также указанным решением суда за ФИО1. признано право на получение государственного жилищного сертификата, предусмотренного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 №561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемым гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» (л.д. 23-30).
В силу ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Факт того, что дом истца пришел в непригодность в результате паводка, произошедшего в июле 2014 года, в связи с чем ФИО1 имеет право на получение государственного жилищного сертификата, установлен решением Ольского районного суда от 31.03.2016, вступившим в законную силу, следовательно, данное обстоятельство не подлежит доказыванию.
26.07.2016 истец обратился в администрацию с заявлением о включении его и членов его семьи в списки пострадавших граждан для выдачи государственного жилищного сертификата в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.06.1995 № 561. Членами семьи указал: ФИО6. ФИО3, и ФИО4 (л.д. 91).
Согласно письму № П-46/1 от 18.08.2016 Администрацией МО «Ольский городской округ» принято решение о подготовке документов для включения ФИО1 и членов его семьи в списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате ЧС, их утверждении и проведения с компетентными государственными органами согласовательных процедур (л.д. 32).
Постановлением администрации муниципального образования «Ольский городской округ» от 28.09.2016 № 747 23.08.2017 был сформирован список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, возникшей 23 июля 2014 года на территории муниципального образования «Ольский городской округ», в котором был указан истец ФИО1 (л.д. 99, 100-101).
27.06.2017 в адрес ФИО1 администрацией МО «Ольский городской округ» направлено уведомление о том, что 22.06.2017 в МО «Ольский городской округ» поступил ответ от министерства строительства, ЖКХ и ЭиЭ Магаданской области об отказе включения ФИО1 в список граждан на получение государственного жилищного сертификата. Для повторного направления округом пакета документов, ФИО1 необходимо предоставить решение суда о включении его в соответствующие списки (л.д. 98).
Таким образом, совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, которые суд признает относимыми, допустимыми и достаточными, подтверждается, что истец лишился жилья в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место в Ольском районе, в том числе в пос. Ола, в июле 2014 года, не имеет другого жилого помещения для проживания, не получил компенсацию за утраченное жилье, в связи с чем, в силу закона подлежит включению в списки граждан, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов и реестр домов, пострадавших в результате паводка, произошедшего в июле 2014 года.
Разрешая требования истца о включению в вышеуказанные списки членов его семьи – дочери и внуков, суд считает данное требование не подлежащим удовлетворению по следующим обстоятельствам.
В соответствии со ст.31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Из нормативных положений, действовавших на момент чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего на территории поселка Ола Магаданской области в июле 2014 года, – в их взаимосвязи следует, что право на получение государственного жилищного сертификата возникает у граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, то есть утративших единственное жилое помещение, в котором они проживали. Обязательным условием реализации этого права является соблюдение всех условий, при наличии которых граждане приобретают право на получение государственного жилищного сертификата.
Согласно п.2 постановления Правительства РФ от 07.06.1995 № 561 государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации следующих условий: постоянное проживание в утраченном жилом помещении и регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении. Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилое помещение являлось единственным.
Свидетель ФИО9 в судебном заседании пояснила, что семью истца знает с 90-х годов. После продажи квартиры по <адрес>, ФИО1 купил <адрес>. ФИО6 также участвовала в покупке дома. О том, проживала ли ФИО6 со своими детьми в данном доме, ей не известно. В квартире по <адрес> ФИО6 не проживала, но часто там бывала, в квартире она видела вещи и игрушки детей.
Из представленных представителем ответчиком документов – справки МКОУ «СОШ пос. Ола» от 20.09.2017, справки территориальной администрации в с. Тауйск Администрации муниципального образования «Ольский городской округ» от 21.09.2017, справки МКОУ «СОШ с. Тауйск» от 21.09.2017, а также пояснений ФИО1, ФИО6, и свидетеля ФИО9, следует, что ФИО6 и ее несовершеннолетние дети в период паводка не проживали в утраченном жилом помещении, а лишь имели в нем регистрацию по месту жительства. ФИО6 работала и проживала в <...>, там же проживали и ее дети ФИО3 и ФИО4
Вопреки доводам представителя истца, то обстоятельство, что ФИО6 и ее дети получили компенсационные выплаты из бюджета Магаданской области в связи с утратой имущества, не является основанием для признания за ними права на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения.
Доводы представителя истца о том, что решением Ольского районного суда от 31.03.2016 по делу № 2-396/2016 установлено право не только ФИО1, но и членов его семьи на получение государственного жилищного сертификата, опровергаются вышеназванным решением, которым данное право признано только за истцом.
Каких-либо данных, свидетельствующих о том, что утраченное в результате паводка жилое помещение приобреталось за совместные средства истца и его дочери в судебном заседании не представлено. Как пояснила ФИО6 дом по адресу: <адрес> был приобретен на денежные средства, вырученные от продажи квартиры истца, которая была предоставлена ему лично, и в которой ФИО6 также никогда не проживала и не была зарегистрирована.
Таким образом, поскольку в судебном заседании установлено и не опровергается участниками процесса, что члены семьи истца на момент паводка не проживали в спорном жилом помещении, то есть ими нарушено обязательное условие на получение государственного жилищного сертификата, права на его получение у них не имеется.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что истцом соблюдены необходимые требования закона для получения государственного жилищного сертификата, предусмотренного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 № 561, истец имеет право на получение государственного жилищного сертификата, следовательно, дом истца подлежит включению в список (реестр) домов, признанных непригодными для проживания, а истец – включению в списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации возникшей в июле 2014 года на территории муниципального образования «Ольский городской округ» и имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, предусмотренного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 № 561.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования ФИО1 к Администрации муниципального образования «Ольский городской округ», Правительству Российской Федерации и Правительству Магаданской области о включении его и членов его семьи в списки граждан, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов и реестр домов, пострадавших в результате паводка, произошедшего в июле 2014 года удовлетворить частично.
Обязать Администрацию муниципального образования «Ольский городской округ» включить <адрес> в список (реестр) домов, признанных непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Ольского района в июле 2014 года.
Обязать Администрацию муниципального образования «Ольский городской округ» включить ФИО1, <данные изъяты>, в списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации возникшей в июле 2014 года на территории муниципального образования «Ольский район» Магаданской области.
Обязать Правительство Магаданской области включить ФИО1, 06 <данные изъяты>, в списки граждан на получение государственного жилищного сертификата, предусмотренного Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 года № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями».
В удовлетворении требований ФИО1 к Администрации муниципального образования «Ольский городской округ», Правительству Российской Федерации и Правительству Магаданской области о включении членов его семьи – ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в списки граждан, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов и реестр домов, пострадавших в результате паводка, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Ольский районный суд в течение месяца со дня, следующего за днем принятия решения суда в окончательной форме.
Установить дату принятия решения суда в окончательной форме – 06.10.2017.
Судья О.В. Слободчикова