РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21.11.2016 Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мурашова А.С., при секретаре Гавриленко К.В., с участием истца ФИО1, представителей ответчика ФИО2, ФИО3, третьего лица ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2054/2016 по иску ФИО1 ФИО10 о признании незаконными решений Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Сысертское управление агропромышленного комплекса и продовольствия Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области об объявлении конкурса на замещение вакантной должности государственной службы, о признании незаконным решения об исключении из кадрового резерва, о возложении обязанности назначить на государственную гражданскую службу, заключить служебный контракт,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском с вышеуказанным иском, указав в обоснование своих требований, что на основании приказа от 21.05.2013 состоял в кадровом резерве Сысертского управления агропромышленного комплекса и продовольствия Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области. Несмотря на то, что с ноября 2015 года должность - специалиста (агронома) была вакантна, ответчик его не уведомил о вакансии. 07.04.2016 ему предложили предоставить необходимые документы для назначения на должность, которые он передал начальнику управления. 25.04.2016 ему показали рабочее место, переданы ключи от кабинета, представили сотрудникам управления, 26.04.2016 истец подписал контракт, ознакомился с должностной инструкцией и предложили предоставить справку о судимости, однако 27.05.2016 ему было отказано в приеме на работу. Вместе с тем, на сайте Управления было размещено объявление о проведении конкурса на замещение вакантной должности.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме, просил: Признать незаконными действия об объявлении с 27.04.2016 конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Свердловской области в Сысертском управлении агропромышленного комплекса и продовольствия Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области на должность «специалисты» (ведущий специалист, исполнение обязанностей агронома);
Признать незаконным бездействие Сысертского управления агропромышленного комплекса и продовольствия Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области в части не уведомления о наличии вакантной должности «агроном»;
Признать незаконным решение об исключении из кадрового резерва, в связи с истечением предельного срока нахождения в кадровом резерве;
Возложить обязанность о назначении на государственную гражданскую службу на вакантную должность старшей группы категории «специалисты» (с обязанностями главного агронома), заключить служебный контракт.
Представители ответчика ФИО2, ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признали, пояснив, что конкурс, объявленный в соответствии с Приказом Управления №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ, признан несостоявшимся Решением №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, действия по его объявлению не порождают для истца правовых последствий и не нарушают его прав.
ДД.ММ.ГГГГ истец устно обратился в Управление по вопросу назначения на вакантную на должность специалиста Управления с исполнением обязанностей агронома, указав, что состоит в кадровом резерве Управления. Между тем, приказ, а также документы, подтверждающие факт включения истца в резерв по результатам проведения конкурса, в Управлении отсутствуют. При таких обстоятельствах назначение Истца на должность государственной службы без проведения конкурса не представилось возможным.
Истцу было предложено участвовать в конкурсе на общих основаниях, часть документов, необходимых для участия в конкурсе, были приняты Управлением, однако заявка на участие в конкурсе не была им подана.
Объявленный конкурс на замещение должности государственной службы ведущего специалиста (с исполнением обязанностей агронома) Решением №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ был признан несостоявшимся в связи с отсутствием участников конкурса, о чем Истец был уведомлен путем направления ему заказного письма.
Приказ №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении претендента на должность государственного гражданского служащего из кадрового резерва...» принят в соответствии с пунктом 6 положения о кадровом резерве на государственной гражданской службе Свердловской области (утв. Указом Губернатора Свердловской области от 20.08.2013 №451-УГ), согласно которому предельный срок нахождения в кадровых резервах составляет три года. Каких-либо оснований для продления либо перерыва течения указанного срока законодательства не содержит.
В настоящее время указанная должность не является вакантной, с 08.08.2016 результатам объявленного 21.07.2016 конкурса на замещение должности государственной гражданской службы ведущего специалиста (исполнение обязанностей агронома) Управления на указанную должность 08.08.2016 Приказом №33-ЛС назначена ФИО4
Третье лицо ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала.
Представитель третьего лица Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области в судебное заседание не явился, просили рассмотреть иск в их отсутстсвие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, а также исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 64 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" для замещения вакантных должностей гражданской службы из числа гражданских служащих (граждан) формируются федеральный кадровый резерв, кадровый резерв субъекта Российской Федерации, кадровый резерв федерального государственного органа и кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации (ч. 1).
Включение граждан в кадровый резерв государственного органа производится по результатам конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа (п. 1 ч. 6).
В соответствии с Федеральным законом от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (пункт 1 статьи 11 и статья 17) и Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (пункт 14 части 1 статьи 44 и часть 1 статьи 60) основной целью создания кадровых резервов в системе государственной службы, в том числе кадрового резерва федерального государственного органа, является поиск и подбор наиболее достойных и квалифицированных специалистов для замещения должностей государственной гражданской службы.
По смыслу указанных законоположений, формирование кадровых резервов направлено на обеспечение реализации конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе и повышение эффективности функционирования государственного аппарата.
Кадровый резерв федерального государственного органа формируется как из граждан, изъявивших желание поступить на государственную гражданскую службу, по результатам конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа либо конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, так и из государственных гражданских служащих (часть 6 статьи 64 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
При этом, как это следует из указанной нормы, государственные гражданские служащие могут быть включены в кадровый резерв федерального государственного органа в порядке должностного роста по результатам конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа, по результатам конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы с их согласия либо по результатам аттестации с их согласия.
Таким образом, включению в кадровый резерв федерального государственного органа предшествует проверка профессиональной подготовки и деловых качеств государственных гражданских служащих на соответствие квалификационным требованиям, необходимым для исполнения должностных обязанностей по соответствующей должности (к уровню профессионального образования, стажу государственной гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам). Соответственно, назначение на вакантную должность государственного гражданского служащего, состоящего в кадровом резерве федерального государственного органа, осуществляется представителем нанимателя без прохождения конкурса на замещение соответствующей должности государственной гражданской службы.
Согласно части 10 статьи 64 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" назначение государственного гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, на вакантную должность государственной гражданской службы осуществляется с его согласия по решению представителя нанимателя.
Вместе с тем, согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 07.07.2016 N 1416-О, данное правовое регулирование, предусматривая в исключение из общего правила о замещении должности государственной гражданской службы по результатам конкурса особый порядок назначения на должность государственной гражданской службы лиц, состоящих в кадровом резерве, не означает возникновение права на замещение конкретной вакантной должности у включенного в кадровый резерв федерального государственного органа лица, поскольку такие правовые последствия включения в кадровый резерв Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не предусмотрены.
Гарантированные Конституцией Российской Федерации право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1) и право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе (статья 32, часть 4), как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, не предполагают обязанность государства обеспечить занятие гражданином конкретной должности.
При этом часть 10 статьи 64 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", закрепляя правило о назначении государственного гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, на вакантную должность государственной гражданской службы по решению представителя нанимателя с согласия назначаемого на должность лица, порядок действий представителя нанимателя, предшествующих принятию решения о назначении на должность конкретного лица, не регулирует.
Судом установлено, что в книге приказов начальника управления по основной деятельности за 2013 год имеется запись регистрации: приказ №13-А от 21.05.2013 «О включении истца в кадровый резерв».
Как следует из объяснений представителей ответчика, указанная запись имеет признаки недостоверности, порядковый номер «14» повторяется с предыдущим, номер приказа «13-А» следует за № 13 и перед № 14, однако приказ, а также документы, подтверждающие факт включения истца в резерв по результатам проведения конкурса, в Управлении отсутствуют. Истцом также не представлено документов, подтверждающих факт участия в конкурсе для включения в резерв.
С учетом изложенного, доводы истца о незаконности действий по объявлению конкурса в соответствии с Приказом Управления №19 от 25.04.2016, не могут быть приняты во внимание, поскольку истец не был лишен возможности участвовать в данном конкурсе.
Материалами дела также подтверждается, что истцом представлена часть документов для участия в указанном конкурсе, 12.04.2016 истцом заполнена анкета, как лицом, изъявившим желание участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы.
Указанное обстоятельство свидетельствует об осведомленности истца о вакансии, в связи с чем, доводы о бездействии ответчика в части неуведомления ФИО1 о вакансии, также не могут быть приняты во внимание.
При этом, конкурс, объявленный в соответствии с Приказом Управления № 19 от 25.04.2016, признан несостоявшимся на основании Решения № 6 от 23.05.2016, в связи с чем, действия по его объявлению не нарушают прав истца.
Требование о признании незаконным решения по исключению истца из кадрового резерва суд также находит не подлежащим удовлетворению, поскольку Приказ № 21 от 23.05.2016 «Об исключении претендента на должность государственного гражданского служащего из кадрового резерва» принят в соответствии с пунктом 6 положения о кадровом резерве на государственной гражданской службе Свердловской области (утв. Указом Губернатора Свердловской области от 20.08.2013 № 451-УГ), согласно которому предельный срок нахождения в кадровых резервах составляет три года.
Доказательств наличия оснований для продления либо перерыва течения указанного срока суду не представлено.
Оснований для удовлетворения требований истца о назначении его на должность государственной гражданской службы специалиста (с обязанностями агронома) Управления, также не имеется.
Согласно части 2 ст. 12 закона Свердловской области от 15.07.2005 N 84-03 "Об особенностях государственной гражданской службы Свердловской области" поступление граждан на государственную гражданскую службу Свердловской области для замещения вакантной должности государственной гражданской службы Свердловской области осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено федеральным законом.
На основании части 7 Положения о кадровом резерве на государственной гражданской службе Свердловской области (утв. Указом Губернатора Свердловской области от 20.08.2013 №451-УГ) вакантная должность государственной гражданской службы замещается государственным гражданским служащим (гражданином), состоящим в кадровых резервах, по решению представителя нанимателя.
Таким образом, включение государственного гражданского служащего (гражданина) в кадровые резервы не влечет за собой обязательное назначение его на должность государственной гражданской службы.
Кроме того, указанная должность не является вакантной, по результатам проведенного 18.07.2016 конкурса на замещение должности государственной гражданской службы ведущего специалиста (исполнение обязанностей агронома) Управления на указанную должность 08.08.2016 Приказом № 33-ЛС назначена ФИО4
Истец не был лишен возможности участия в указанном конкурсе, при этом, истец не подавал заявление о назначении его на должность в связи с нахождением в кадровом резерве.
Допустимых доказательств подписания истцом контракта, а также фактического исполнения обязанностей суду не представлено. В связи с чем, правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В иске ФИО1 ФИО12 о признании незаконными решений Сысертского управления агропромышленного комплекса и продовольствия об объявлении конкурса на замещение вакантной должности государственной службы, о признании незаконным решения об исключении из кадрового резерва, о возложении обязанности назначить на государственную гражданскую службу, заключить служебный контракт, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Сысертский районный суд.
Судья: Мурашов А.С.
Решение изготовлено 25.11.2016.