ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2056/2021 от 30.11.2021 Железнодорожного районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

36RS0001-01-2021-002910-02

Дело № 2-2056/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 ноября 2021 года Железнодорожный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Толубаева Д.Н.,

при секретаре Володиной О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания» о признании действий по привлечению к работе, не обусловленной трудовым договором, незаконными, о признании установленного режима работы и способа учета рабочего времени незаконным, обязании не применять к истцу режим шестидневной рабочей недели, обязании установить истцу сменный режим работы с предоставлением выходных дней по скользящему графику с составлением графика сменности, который должен учитывать положения трудового законодательства и подзаконных нормативных актов и взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания» (далее АО «ФПК») о признании действий по привлечению к работе, не обусловленной трудовым договором, незаконными, о признании установленного режима работы и способа учета рабочего времени незаконным, обязании не применять к истцу режим шестидневной рабочей недели, обязании установить истцу сменный режим работы с предоставлением выходных дней по скользящему графику с составлением графика сменности, который должен учитывать положения трудового законодательства и подзаконных нормативных актов и взыскании компенсации морального вреда. Заявленные требования мотивированы тем, что он 14.02.2017 года принят на работу в ОАО «ФПК» в лице его филиала Пассажирского вагонного депо – Юго-Восточной филиал ОАО «ФПК» на должность проводника пассажирского вагона 3-го разряда резерва проводников 1 группы, то есть являлся работником поездной бригады. Согласно локальных нормативных актов АО «ФПК» ему установлен сменный режим работы с применением суммированного учета рабочего времени, при этом учетным периодом является год. 30.07.2021 года истцу был вручен документ Уведомление о необходимости явиться на работу и/или дать объяснения об отсутствии на рабочем месте. В данном Уведомлении указано, что согласно Правилам внутреннего трудового распорядка Пассажирского вагонного дело Воронеж для работников поездных бригад (проводников пассажирских вагонов) установлена шестидневная часовая рабочая неделя с одним выходным днем в воскресенье. К данному уведомлению была приложена копия Графика рабочего времени на 2021 год для шестидневной 40-часовой рабочей недели. Исходя из сведений данного графика, видно, что он был согласован с первичной профсоюзной организацией депо и утвержден распоряжением начальника депо от 29.11.2020 года №ПРВЛВЧД-8-159/р. В графике, приложенном к приказу начальника депо, отсутствует указание начала и окончания работы, время перерывов. Кроме того, в описании данных временных промежутков, присутствует понятие «при непоездной работе», что имеется ввиду, неясно. Трудовая функция проводника пассажирского вагона не включает в себя никакой «непоездной» работы, вся его работа связана с обслуживанием пассажиров в поезде, в пути следования или подготовкой вагона поезда к рейсу (обслуживанием после рейса). Таким образом, истец считает, действия работодателя по привлечению его к работе, не обусловленной трудовым договором, незаконными. Истец полагает, что положения Правил внутреннего трудового распорядка не соответствуют трудовому законодательству, поскольку исходя из буквального толкования понятия «суммированный учет рабочего времени», истец приходит к выводу, что он применяется лишь тогда, когда работодатель не может соблюсти норму рабочего времени за учетный период, то есть работодатель в силу технологических и производственных особенностей работы предприятия не может предоставить работникам постоянную работу по режимам работы, предполагающим каждодневный труд в течение пяти или шести дней в неделю. Именно такой является работа проводника пассажирского вагона. Его трудовая функция заключается в обслуживании пассажиров поездов дальнего следования в пути, что подразумевает широкий спектр обязанностей и соответствующую нагрузку, что делает невозможным каждодневную работу проводника пассажирского вагона. Иной же трудовой функции, кроме как обслуживание пассажиров в пути, профессия проводник пассажирского вагона, не предусматривает, как не предусматривает она и так называемой «непоездной работы». Это обусловлено не только профессиональным стандартом «Проводник пассажирского вагона», описана она в должностной инструкции проводника пассажирского вагона АО «ФПК». В виду очевидного противоречия между одновременным существованием Графика рабочего времени для шестидневной рабочей недели, то есть фактическим установлением режима рабочего времени в виде шестидневной рабочей недели с одним выходным днем в воскресенье и установлением суммированного учета рабочего времени, что является недопустимым. Правилами внутреннего трудового распорядка, абзацем 2 пункта 5.3 раздела 5 «Режим рабочего времени и времени отдыха» предусмотрено, что для работников поездных бригад (проводник пассажирского вагонного депо, начальник пассажирского поезда) предусматривает 40-часовую рабочую неделю. Абзацем 8 установлена шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем в воскресенье. Абзацем 9 предусмотрено, что время явок и ухода с работы, продолжительность смен для работников поездных бригад в пути следования регулируются графиками, разрабатываемыми для каждого из направлений индивидуально, в зависимости от периодичности курсирования поезда и протяженности рейса. Время домашнего отдыха указанных работников определяется побригадными графиками выхода в рейс. Абзацем 10 предусмотрено, что графики утверждаются начальником участка с учетом мнения представительного органа работников. Абзацем 11 установлено, что для работников поездных бригад установлен суммированный учет рабочего времени с учетными периодом – год. Работники при этом чередуются по сменам равномерно. Абзац 15 устанавливает, что при нахождении в поездке рабочее время и время отдыха регулируется начальником (механиком-бригадиром) пассажирского поезда. Истец считает незаконным применение к себе подобных норм локального нормативного акта, поскольку Трудовым кодексом приведены следующие режимы рабочего времени: пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя. Данный список является окончательным и исчерпывающим. Истец полагает, что у работника поездных бригад установлен режим работы шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем в воскресенье и имеется сразу три графика рабочего времени: по направлению, побригадный, график сменности. Также истец полагает, что все время работы у него был установлен сменный режим работы в рабочей неделе с предоставлением выходных дней по скользящему графику, при этом, продолжительность рабочего времени в день зачастую выходила за пределы установленной длительности рабочего времени в день (7 часов). Исходя из Графика оборота поездных бригад, являющегося по сути графиком сменности, разработанным для каждой поездной бригады, в сравнении с календарем, становится видно, что правило о предоставлении выходного дня в воскресенье систематически не соблюдалось. Таким образом, истец фактически работал в условиях рабочей недели с предоставлением выходных дней по скользящему графику. Что касается установления выходных дней по скользящему графику, то данные выходные будет правильнее назвать временем непрерывного междусменного отдыха и данный отдых осуществляется в домашних условиях. Во время движения поезда, при окончании смены и нахождении в вагоне, проводник не может вернуться домой и отдохнуть там.

Просит суд признать действия ответчика по привлечению истца к работе, не обусловленной трудовым договором, незаконными. Признать незаконным одновременное установление режима работы и способа учета рабочего времени истцу и не применять к истцу режим шестидневной рабочей недели в связи с невозможностью работать по нему в должности проводника пассажирского вагона. Обязать работодателя установить истцу сменный режим работы с предоставлением выходных дней по скользящему графику с составлением графика сменности, который должен учитывать положения трудового законодательства и подзаконных нормативных актов. Взыскать компенсацию морального вреда в сумме 80000 рублей.

В настоящее судебное заседание истец ФИО1 не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика в судебном заседании ФИО2 против удовлетворения заявленных исковых требований возражала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, приобщенных к материалам дела.

Заслушав лиц, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд находит требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 названного кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров (часть 1 статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации).

Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (часть 2 статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации).

В силу части 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Судом установлено, что 14.02.2017 года между истцом и ответчиком заключен трудовой договор №5/2017, по условиям которого истец принят на работу на должность проводника пассажирского вагона с 14.02.2017 года на неопределенный срок.

05.04.2018 года между истцом и ответчиком заключено дополнительное соглашение к трудовому договору №5/2017 от 14.02.2017 года, в соответствии с которым ФИО1 в порядке перевода 05.04.2018 года принят проводником пассажирского вагона в пассажирское вагонное депо Воронеж – структурное подразделение Приволжского филиала АО «ФПК».

Согласно п. 12 трудового договора, заключенного между сторонами, режим рабочего времени работнику устанавливается в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и коллективным договором. ФИО1 установлена 6-ти дневная рабочая неделя с одним выходным днем, нормальная продолжительность рабочего времени (не более 40 часов в неделю).

Согласно Правил внутреннего трудового распорядка для работников пассажирского вагонного депо Воронеж – структурного подразделения Приволжского филиала АО «ФПК», рабочее время и время отдыха для работников Вагонного депо регулируется в соответствии с требования ТК РФ, Приказа Минтранса России от 09 марта 2016 г. N 44 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов", действующего Коллективного договора.

В соответствии с п. 5.3 Правила внутреннего трудового распорядка для работников поездных бригад, к которым в том числе относится проводник пассажирского поезда, устанавливается шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем, суммированный учет рабочего времени - один год.

Время явок и ухода с работы, продолжительность смены для работников поездных бригад в пути следования регулируется графиками, разрабатываемыми для каждого из направлений индивидуально, в зависимости от периодичности курсирования поезда и протяженности рейса. Время домашнего отдыха указанных работников определяется побригадными графиками выхода в рейс. Графики сменности утверждаются начальником участка с учетом мнения представительного органа работников и доводятся до сведения работников депо не позднее, чем за один месяц до введения их в действие.

Трудовые отношения работников железнодорожного транспорта общего пользования, в том числе особенности приема их на работу, предоставление гарантий и компенсаций работникам железнодорожного транспорта общего пользования регулируются Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ), трудовым законодательством, отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами (пункт 1 статьи 25).

В пункте 2 статьи 25 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ установлено, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом мнения соответствующего профессионального союза.

Аналогичная норма содержится в части второй статьи 329 ТК РФ, согласно которой особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными Кодексом.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 9 марта 2016 г. N 44 (далее - Приказ) утверждены Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов (далее - Особенности).

Согласно пункту 38 Особенностей дни еженедельного непрерывного отдыха работников, работающих на круглосуточных непрерывных работах, а также на других сменных работах с суммированным учетом рабочего времени, указываются в графике сменности (абзац первый). Число дней еженедельного непрерывного отдыха в соответствии со статьей 111 Трудового кодекса Российской Федерации должно быть равно числу воскресений (при шестидневной рабочей неделе) по календарю в течение учетного периода (абзац второй).

В соответствии со статьей 100 ТК РФ режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 877 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы" установлено, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, а при отсутствии соответствующего федерального органа исполнительной власти - Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца (статья 104 ТК РФ).

Время отдыха - это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению (статья 106 ТК РФ). Видами времени отдыха являются: перерывы в течение рабочего дня (смены); ежедневный (междусменный) отдых; выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); нерабочие праздничные дни; отпуска (статья 107 ТК РФ).

Выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) предоставляются всем работникам. При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе - один выходной день. Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд. У работодателей, приостановка работы у которых в выходные дни невозможна по производственно-техническим и организационным условиям, выходные дни предоставляются в различные дни недели поочередно каждой группе работников согласно правилам внутреннего трудового распорядка (статья 111 ТК РФ).

Пунктом 44 Особенностей закреплено, что общее время полагающегося междусменного отдыха в месте постоянной работы для работников, постоянная работа которых осуществляется в пути, следует определять так же, как и работникам локомотивных и кондукторских бригад, в порядке, предусмотренном пунктом 40 Особенностей, за вычетом отдыха в пути следования (во время поездки) с прибавлением приходящихся по календарю за период поездки (туры) воскресений и нерабочих праздничных дней. При этом дни еженедельного непрерывного отдыха за время поездки предоставляются в суммированном виде сразу после поездки.

Установленное Минтрансом России с учетом предоставленных полномочий в абзаце втором пункта 44 Особенностей нормативное правовое регулирование, предусматривающее, что в отдельных случаях, определенных правилами внутреннего трудового распорядка, допускается предоставление проводникам пассажирских вагонов междусменного отдыха после обслуживания состава в течение 2-5 поездок общей продолжительностью не более 15 суток, рассматриваемых в данном случае как одна поездка (тура), не противоречит приведенным нормам закона.

В связи с вышеизложенным суд приходит к выводу об отсутствии нарушений прав работника, поскольку принципы формирования графика работы и отдыха работодателем соблюдены, в связи с чем не подлежат удовлетворению требования истца о признании установленного режима работы и способа учета рабочего времени незаконным, обязании не применять к истцу режим шестидневной рабочей недели, обязании установить истцу сменный режим работы с предоставлением выходных дней по скользящему графику с составлением графика сменности.

Также суд полагает не подлежащим удовлетворению требования истца о признании действий по привлечению к работе, не обусловленной трудовым договором, незаконными, в связи со следующим.

В соответствии со статьей 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

В соответствии со статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации под трудовой функцией понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы.

В силу положений статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором.

В соответствии со статьей 60 Трудового кодекса Российской Федерации запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Согласно трудового договора №5/2017 от 14.02.2017 и дополнительного соглашения к трудовому договору от 05.04.2018 ФИО1 принят на должность проводника пассажирского вагона 3 рязряда, рабочее место – резерв проводников пассажирских вагонов 1 группы, расположенной по адресу: <...>.

Факт привлечения ФИО1 к работе, необусловленной трудовым договором в ходе рассмотрения дела не установлен, к выполнению трудовых обязанностей, не предусмотренных трудовым договором, истец не привлекался, обстоятельств нарушения его трудовых прав судом не установлено.

Доводы истца о том, что врученным уведомлением №639 от 30.07.2021 года о необходимости явиться на работу ответчик пытался привлечь его к работе, не обусловленной трудовым договором, суд считает несостоятельной, поскольку из представленного уведомления не усматривается факт привлечения истца к выполнению трудовых обязанностей, не предусмотренных трудовым договором.

Учитывая, что суд пришел к выводу об отсутствии со стороны работодателя нарушения трудовых прав истца и, как следствие, оснований для компенсации морального вреда удовлетворению не подлежит.

Учитывая, что основанием для компенсации морального вреда в порядке ст. 237 Трудового кодекса РФ являются факты нарушения работодателем трудовых прав работника, неправомерные действия работодателя. Указанные обстоятельства в ходе рассмотрения дела не нашли своего подтверждения, следовательно, требования о взыскании морального вреда удовлетворению не подлежат.

Суд также принимает во внимание то, что иных доказательств, суду не представлено и соответствии с требованиями ст.195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 57, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований к акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания» о признании действий по привлечению к работе, не обусловленной трудовым договором, незаконными, о признании установленного режима работы и способа учета рабочего времени незаконным, обязании не применять к истцу режим шестидневной рабочей недели, обязании установить истцу сменный режим работы с предоставлением выходных дней по скользящему графику с составлением графика сменности, который должен учитывать положения трудового законодательства и подзаконных нормативных актов и взыскании компенсации морального вреда.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию Воронежского областного суда в месячный срок со дня изготовления решения в окончательной форме через районный суд.

Председательствующий Д.Н. Толубаев

Мотивированное решение составлено 07.12.2021 года.

36RS0001-01-2021-002910-02

Дело № 2-2056/2021