Р Е Ш Е Н И Е (не вступило в законную силу)
Именем Российской Федерации
12 июля 2016 года г.Чита
Черновский районный суд г.Читы
в составе председательствующего Петрова А.В.,
при секретаре Чупровой К.Ф.,
с участием прокурора Несмеяновой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите, в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Черновского района г.Читы в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа «Город Чита», Обществу с ограниченной ответственностью «Нарспи», Акционерному обществу «Производственное управление водоснабжения и водоотведения города Читы» о признании действий по установке, вводу в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодного водоснабжения в общежитии незаконными, возложении обязанности по их демонтажу, признании незаконными действий по начислению потребителям платы за водоснабжение, потребленное на общедомовые нужды,
у с т а н о в и л :
Прокурор Черновского района г. Читы, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском в обоснование которого сослался на неправомерное установление собственником - Администрацией городского округа «Город Чита» и ресурсоснабжающей организацией АО «Производственное управление водоснабжения и водоотведения города Читы» (АО «Водоканал-Чита») в общежитии по адресу: <...>, общедомовых приборов учета. Актами обследования подтверждается отсутствие технической возможности установки приборов учета, без реконструкции инженерных сетей, которые требуют проведения капитального ремонта. Несмотря на необходимость проведения капитального ремонта инженерных сетей, в общежитии по адресу: <...>, был установлен общедомовой прибор учета холодного водоснабжения. Прибор учета холодного водоснабжения введен в эксплуатацию ОАО «Водоканал-Чита» и ООО «НАРСПИ». Жителям указанного общежития производится начисление платы по общедомовому прибору учета холодного водоснабжения.
Просит суд признать действия администрации городского округа «Город Чита» по установке коллективного (общедомового) прибора учета холодного водоснабжения в жилом доме, расположенном по адресу: <...>, незаконными и обязать провести демонтаж данного прибора учета в течении 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Признать действия ОАО «Водоканал-Чита» по вводу 26.11.2015 установленного общедомового прибора учета холодного водоснабжения в эксплуатацию в жилом доме, расположенном по адресу: <...>, незаконными.
Признать действия ООО «Нарспи» по начислению потребителям платы за водоснабжение, потребленное на общедомовые нужды, исходя из показаний общедомового прибора учета холодного водоснабжения с момента ввода в эксплуатацию данного прибора учета - 26.11.2015, незаконным.
Представитель истца прокурор Несмеянова Е.Д. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, пояснила аналогичное вышеизложенному.
Представитель ответчика ООО «НАРСПИ» ФИО1, исковые требования прокурора не признал, пояснил, что ремонт инженерных сетей не производился на протяжении длительного времени, при этом, в случае удовлетворения требований прокурора на ООО «НАРСПИ» будет неправомерно возложены дополнительные финансовые затраты, связанные с оплатой холодного водоснабжения в пользу АО «Водоканал-Чита».
Представитель администрации городского округа «Город Чита» ФИО2 в судебном заседании возражала против заявленных исковых требований, пояснила, что приборы учета установлены в соответствии с требованиями закона.
Представитель ответчика ОАО «Водоканал-Чита» ФИО3 в судебном заседании возражала против заявленных исковых требований, пояснила, что АО «Водоканал-Чита» не нарушало требований действующего законодательства при вводе в эксплуатацию прибора учета.
Заслушав представителя истца, ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В ходе осуществления прокуратурой Черновского района г.Читы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, соблюдения жилищных прав граждан прокуратурой Черновского района г.Читы установлен факт неправомерного установления собственником - администрацией городского округа «Город Чита» и ресурсоснабжающей организацией ОАО «Водоканал-Чита» в общежитии, расположенном по адресу: <...>, общедомового прибора учета холодного водоснабжения.
Согласно акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета от 01.03.2013г., составленного в соответствии с требованиями Приказа Министерства регионального развития РФ № от 29.12.2011 года «Об утверждении критериев наличия или (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового ) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения», специалистами ОАО «Водоканал-Чита» в присутствии управляющей компании ООО «Нарспи» по адресу: <...>, техническая возможность установки коллективного (общедомового ) прибора учета холодной воды отсутствует. Установка прибора учета невозможна без реконструкции инженерных сетей.
Реконструкция инженерных сетей, капитальный ремонт с 2013 года не проводился, однако 31.03.2014г. специалистами ОАО «Водоканал-Чита» в отсутствии управляющей компании, ответственной за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме составлен акт о наличии возможности установки прибора учета (механический счетчик воды).
При проведении проверки 20.08.2015 прокуратурой Черновского района г.Читы совместно с представителями ОАО «ТГК-14» «Филиала ЧЭК», ОАО «Водоканал-Чита», ООО «Нарспи», Государственной жилищной инспекции Забайкальского края, Комитета ЖКХ администрации городского округа «Город Чита» установлено, что подвальное помещение общежития по ул.Н.Широких, 10, затоплено.
Кроме того, согласно письма ООО «СиБТрансСтрой» от 07.07.2015г. монтаж прибора узла учета холодного водоснабжения в общежитии по ул.Назара Широких, 10, произвести невозможно по причине затопления подвала общежития фекальными стоками.
Согласно информации управляющей компании ООО «Нарспи» подвал данного общежития систематически затапливается водами, при этом протечек внутридомовых инженерных сетей не имеется, вода поступает из грунта дома. Так, на 07.06.2016 зафиксировано очередное затопление подвала, производится откачка воды.
В силу п.1 ст.11 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части 5 указанной статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий (п.9 ст.11 261-ФЗ).
В соответствии с п.1 ст.13 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года.
Согласно с п.5 ст.13 261-ФЗ до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 627, изданным в соответствии с подпунктом "г" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения.
Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии устанавливаются в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению (п.1 Критериев).
В соответствии с п.2 указанных Критериев, техническая возможность установки прибора отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:
а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);
б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;
в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.
Таким образом, необходимость проведения соответствующего обследования для установления возможности установки приборов учета определена на законодательном уровне, результаты такого обследования должны отражаться в акте, составленном по форме, утвержденной названным Приказом.
Такого обследования ответчиками Администрацией ГО «Город Чита», ОАО «Водоканал-Чита» проведено не было: проектные характеристики дома не исследовались, степень износа внутридомовых инженерных систем не определялась, в том числе не использовалось специальное оборудование. Представленные акты, не содержат соответствующих сведений.
Учитывая, что инженерные сети холодного водоснабжения требуют капитального ремонта, подвальное помещение систематически затапливается, прибор учета холодного водоснабжения не мог быть установлен.
Однако, несмотря на отсутствие технической возможности установки общедомового прибора учета холодного водоснабжения, Комитетом ЖКХ администрации городского округа «Город Чита» администрации городского округа «Город Чита» во исполнение требований Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261 «Об энергосбережении и повышению энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» за счет средств городского бюджета были проведены мероприятия по установке общедомовых приборов учета ресурсов в специализированном жилищном фонде. В 2014 году ОАО «Водоканал-Чита» были выданы технические условия, на основании которых подрядчиком были выполнены монтажные работы по монтажу узла учета холодного водоснабжения по адресу: <...>. Обследование на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового ) приборов учета, перед монтажом не проводилось. Установлен прибор в ноябре 2015 года, 26.11.2015 введен в эксплуатацию.
Таким образом, администрацией городского округа «Город Чита, несмотря на необходимость проведения капитального ремонта инженерных сетей, в нарушение требований Закона «Об энергосбережении» был установлен в общежитии по ул.Назара Широких, 10, г.Читы общедомовой прибор учета холодного водоснабжения, который в нарушение требований закона ОАО «Водоканал-Чита» введен в эксплуатацию. ОАО «Водоканал-Чита», ООО «Нарспи», осуществляющим обслуживание данного общежития, потребителям - жителям общежития производится начисление водоснабжения и ОДН по общедомовому прибору учета холодного водоснабжения. Однако незаконно установленный прибор учета холодного водоснабжения не может быть использован при расчетах с жильцами дома.
При этом ссылки представителя ответчика – Администрации ГО «Город Чита» ФИО2 на представленный ею муниципальный контракт № 38 от 29.06.2009г. на выполнение работ для городских нужд и доводы о проведении капитального ремонта инженерных систем сетей водоснабжения и водоотведения указанного общежития по ул.Назара Широких, 10 в г.Чите, суд находит несостоятельными, поскольку в представленных документах, ремонт каких именно инженерных сетей планировалось провести, как и не представлено дефектных актов, смет на проведение работ, актов выполненных работ по капитальному ремонту внутридомовых сетей водоснабжения и водоотведения в указанном общежитии.
Доводы представителя АО «Водоканал-Чита» о наличии технических условий для установки внутридомового прибора учета холодного водоснабжения и ссылку на соответствующий акт обследования от 31.03.2014г. (л.д.__), в соответствии с которым было установлено, что имеется возможность на дату обследования прибора учета, суд также находит несостоятельными, поскольку данный акт составлен ОАО «Водоканал-Чита» в одностороннем порядке, без участия представителя обслуживающий жилой дом управляющей организации, в то время как Приложением N 2 к приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 627 утверждена форма акта обследования на предмет установления наличия возможности установки общедомового прибора учета, определено обязательное участие при таком обследовании ответственного за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, чего из акта АО «Водоканал-Чита» от 31.03.2014г. не усматривается. Кроме того, выводы указанного акта от 31.03.2014г. опровергаются многочисленными актами осмотров ООО «НАРСПИ» о затоплении подвала указанного общежития по ул.Назара Широких, 10, в г.Чите опровергаются актом комиссионного обследования ОАО «Водоканал-Чита» и ООО «НАРСПИ» от 01.03.2013г. об отсутствии технической возможности установки прибора учета (л.д.__), а также справкой генерального директора обслуживающей многоквартирный дом организации – ООО «НАРСПИ» ФИО4 от 12.04.2016г., в соответствии с которой капитальный ремонт (реконструкция) внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения и водоотведения не проводился, в связи с чем техническая возможность установки прибора учета отсутствует, а расчеты, произведенные по показаниям установленного прибора учета, не соответствуют действительности, установка и ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета холодного водоснабжения является незаконной (л.д.__).
Фактически действиями администрации городского округа «Город Чита», ОАО «Водоканал-Чита», ООО «Нарспи» нарушены права жителей дома, расположенного по адресу: <...>, являющихся непосредственными потребителями коммунальных услуг и оплачивающих коммунальные услуги, потребленные в том числе на бытовые нужды.
Учитывая, что в рассматриваемом случае могут быть нарушены права неопределенного круга лиц, так как индивидуализировать круг лиц, в интересах которых может быть заявлено требование прокурора, невозможно, согласно ст.45 ГПКРФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц или интересов РФ.
В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора Черновского района г. Читы к Администрации городского округа «Город Чита» удовлетворить.
Признать действия администрации городского округа «Город Чита» по установке коллективного (общедомового) прибора учета холодного водоснабжения в жилом доме, расположенном по адресу: <...>, незаконными и обязать провести демонтаж данного прибора учета в течении 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Признать действия ОАО «Водоканал-Чита» по вводу 26.11.2015 установленного общедомового прибора учета холодного водоснабжения в эксплуатацию в жилом доме, расположенном по адресу: <...>, незаконными.
Признать действия ООО «Нарспи» по начислению потребителям платы за водоснабжение, потребленное на общедомовые нужды, исходя из показаний общедомового прибора учета холодного водоснабжения с момента ввода в эксплуатацию данного прибора учета - 26.11.2015, незаконным.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме через Черновский районный суд г.Читы.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 18 июля 2016 года.
Судья: Петров А.В.