ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2058/2014 от 20.03.2014 Химкинского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 20 марта 2014 года г. Химки

 Химкинский городской суд Московской области в составе судьи Дубровина Д.Е., с участием заявителя Страх Д.С., представителя заявителя - Блок И.В., представителя Администрация г.о. Химки Московской области – Буравцовой О.В., при секретаре Башкиной Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Страх Д. С. об оспаривании действий должностных лиц, заинтересованное лицо Администрация г.о. Химки Московской области,

УСТАНОВИЛ:

 Страх Д.С. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия должностных лиц, в котором указал, что является правообладателем земельного участка с кадастровым номером № на основании договора передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 01.08.2012г. 25.08.2011г. прежнему правообладателю указанного земельного участка – Никульшину А.В. было выдано разрешение на строительство магазина №. Приказом от /дата/ № Первого заместителя Главы Администрации ГО Химки Московской области указанное разрешение на строительство отозвано. Основанием для издания данного приказа явилось отсутствие у застройщика утвержденного градостроительного плана земельного участка. Выяснив, что не утверждение ГПЗУ ненормативным актом органа местного самоуправления, повлекшее отзыв разрешения на строительство, нарушает его права на использование земельного участка, /дата/ Страх Д.С. обратился в Администрацию г. Химки Московской области с заявлением об его утверждении. В течение установленного Законом срока каких-либо действий в ответ на заявление от Администрации не последовало.

 Полагая, что указанное бездействие администрации не соответствует закону, заявитель просил суд признать длящееся бездействие Администрации г.о. Химки Московской области, выразившееся в не утверждении ненормативным актом органа местного самоуправления надлежащим образом подготовленного градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 50:10:010104:25 - не соответствующим закону, обязать Администрацию ГО Химки Московской области немедленно после вступления в законную силу решения суда утвердить и выдать на руки заявителю градостроительный план земельного участка с кадастровым номером №.

 В судебном заседании заявитель поддержал заявление.

 Представитель Администрации г.о. Химки Московской области в судебное заседание явился, в удовлетворении заявления просил отказать.

 Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

 В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

 Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 Согласно п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

 Судом установлено, что Страх Д.С. является правообладателем земельного участка с кадастровым номером № на основании договора передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от /дата/ /дата/ Прежнему правообладателю указанного земельного участка – Никульшину А.В. было выдано разрешение на строительство магазина №, которому предшествовала выдача надлежащим образом подготовленного, но не утвержденного ненормативным актом градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №. Приказом от /дата/ № Первого заместителя Главы Администрации ГО Химки Московской области указанное разрешение на строительство отозвано. Основанием для издания данного приказа явилось отсутствие у застройщика утвержденного градостроительного плана земельного участка. Выяснив, что не утверждение ГПЗУ ненормативным актом органа местного самоуправления, повлекшее отзыв разрешения на строительство, нарушает его права на использование земельного участка, /дата/ Страх Д.С. обратился в Администрацию г. Химки Московской области с заявлением об его утверждении. В течение установленного Законом срока каких-либо действий в ответ на заявление от Администрации не последовало.

 Статьей 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (части 1, 2 данной статьи).

 Согласно положениям части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, должна осуществляться в составе проектов межевания территорий, такая же возможность предусмотрена и в отношении застроенных земельных участков.

 В соответствии с частью 17 статьи 46 (об особенностях подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа) названного Кодекса в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, не требуется проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 данной статьи (регламентируют последовательность действий органов местного самоуправления в связи с подготовкой документации и вопросы проведения публичных слушаний). Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

 Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.

 Названные нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующие отношения, возникшие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность гражданина обосновать цель истребования градостроительного плана, предоставлять иные документы, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.

 Поскольку выдача органом местного самоуправления градостроительного паспорта земельного участка является муниципальной услугой, под которой согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа, то на возникшие правоотношения распространяются положения указанного Федерального закона.

 В соответствии со ст. 3 ФЗ от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ, нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

 В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 7 ФЗ от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ, органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

 В связи с этим является неправомерным бездействие Администрации г.о. Химки Московской области, выразившееся в не утверждении ненормативным актом органа местного самоуправления надлежащим образом подготовленного градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №

 В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

 Признать незаконным бездействие Администрации городского округа Химки Московской области, выразившееся в нарушении сроков утверждения Градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером № и не выдаче его Страх Д. С. без взимания платы, в сроки установленные ч.17 ст.46 Градостроительного кодекса РФ.

 Обязать Администрацию городского округа Химки Московской области выдать Страх Д. С. запрашиваемый им утвержденный градостроительный план земельного участка с кадастровым номером № в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу.

 Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Федеральный судья: