Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 октября 2021 года г. Братск
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Синицыной М.П.,
при секретаре Бабкиной С.А.,
с участием представителя истца Каминского А.В.,
представителя ответчика по доверенности ФИО1,
представителя ответчика по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2058/2021 (УИД38RS0003-01-2021-002378-84) по иску Прокурора Братского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» о взыскании ущерба, причиненного объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Братского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в порядке ст. 39 ГПК РФ в суд с исковым заявлением к ответчику ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство», в котором с учетом уточнения исковых требований просит взыскать с ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» в пользу Муниципального образования «Братский район» в счет возмещения ущерба, причиненного в 2020 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины в границах лесных участков по договорам аренды № 02-09 от 20.01.2009, № 91-84/11 от 10.03.2011, № 91-264/10 от 29.10.2010 в размере 717 560,12 рублей.
В обоснование заявленных требований указал, что Прокуратурой Братского района в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды и объектов животного мира проанализирована хозяйственная деятельность по заготовке древесины, осуществленная лесопользователями в 2020 году на арендуемых ими по договорам аренды лесных участках на всей территории охотничьих угодий Братского района Иркутской области. Установлено, что в 2020 году лесозаготовительная деятельность осуществляется Обществом на лесных участках, предоставленных в целях использования лесов для заготовки древесины, на основании следующих договоров аренды: - № 91-84/11 от 10.03.2011, в соответствии с п. 2 которого арендатору (ранее ЗАО «Братский лесхоз», на основании соглашения от 01.11.2013 арендатор лесного участка - ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство») предоставляется лесной участок площадью 48529 га, имеющий местоположение: Иркутская область, Братский район. Братское лесничество, в эксплуатационных лесах, Вихоревское участковое лесничество, Вихоревская дача, кварталы №№ 19-31, 35-39, 42, 43, 45, 46, 49-53, 55-92; № 02-09 от 20.01.2009, в соответствии с п. 2 которого арендатору (ранее ООО «Областной лесхоз», ЗАО «Братский лесхоз», на основании соглашения от 01.11.2013 арендатор лесного участка – ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство») предоставляется лесной участок площадью 47327 га, имеющий местоположение: Иркутская область, Братский район, Братское лесничество, защитные лесные полосы, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб: Братское участковое лесничество: Братская дача, защитные леса, кварталы №№ 48, 51, 66, 67, 77-83; Левобережная дача, защитные леса, кварталы №№ 10, 24; Вихоревское участковое лесничество: Вихоревская дача, защитные леса, кварталы №№ 99-101, 111, 112, зеленые зоны: Вихоревское участковое лесничество: Кузнецовская дача, кварталы №№ 1-8, 11-18, 21-28, 31-40, 47-52; Братское участковое лесничество: Братская дача, кварталы №№ 50, 51, 56-66; Левобережная дача, кварталы №№ 4-9, 18-23, эксплуатационные леса: Братское участковое лесничество: Братская дача, кварталы №№ 48, 49, 77-80; Вихоревское участковое лесничество: Вихоревская дача, кварталы №№ 96-101, 108-110, 123-125, 136-139, 141, 142, 151-158, 165-171, 177-185; № 91-264/10 от 29.10.2010, в соответствии с п. 2 которого арендатору предоставляется лесной участок площадью 17655 га, имеющий местоположение: Иркутская область, Братский район, Братское лесничество, Вихоревское участковое лесничество, Вихоревская дача, кварталы №№ 102-105, 106ч, 115-120, 128ч-131ч, 132, 144ч-148ч, 162, 163, 175, 176. Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 23.05.2021 ООО «Охотничье рыболовное хозяйство» является юридическим лицом, основным видом деятельности которого являются лесозаготовки. Заготовка древесины по договорам аренды в обозначенном выше периоде ООО ««Охотничье и рыболовное хозяйство» велась в соответствии проектами освоения лесов, получившими положительные заключения государственной экспертизы.
Территория, в пределах которой осуществляется заготовка древесины ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство», является охотничьими угодьями, средой обитания охотничьих ресурсов - животного мира. В 2020 году ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины по договору лесн участка № 91-264/10 от 29.10.2010 произведена вырубка древесины на площади 144,90га. Общая площадь зоны прямого воздействия равна площади вырубленных лесных насаждений - 144,90га. В 2020 году ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины по договору лесного участка № 91-84/11 от 10.03.2011 произведена вырубка древесины на площади 291,00 га. Общая площадь зоны прямого воздействия равна площади вырубленных лесных насаждений - 198,30га. В 2020 году ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины по договору лесного участка № 02-09 от 20.01.2009 произведена вырубка древесины на площади 291,00 га. Общая площадь зоны прямого воздействия равна площади вырубленных лесных насаждений - 291,00 га. Объективно установленным является тот факт, что на арендуемых ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» лесных участках в 2020 году велась заготовка древесины и ее вывоз, в связи с осуществлением которых задействованы техника и технологические механизмы. В соответствии с расчетом размер ущерба (вреда), причиненный в 2020 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности ООО «Охотничье и рыболове хозяйство» по заготовке древесины составил: - 164 790,30 рублей по договору аренды № 91-264/10 от 29.10.2010 при годовой вырубке древесины на площади 114,90 га; - 224 531,17 рублей по договору аренды лесного участка № 91-841 от 10.03.2011 при годовой вырубке древесины на площади 198,30 га; - 328 238,65 рублей по договору аренды лесного участка № 02-09 от 20.01.2009 при годовой вырубке древесины на площади 291,00 га. Таким образом, общий размер ущерба, причиненный ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» объектам животного мира и среде их обитания в результате вырубки лесных насаждений (уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов и воздействия фактора беспокойства) в 2020 году составил 717 560,12 рублей.
В судебном заседании представитель Прокурора Братского района Каминский А.В. поддержал исковые требования в полном объеме. Суду дал пояснения по доводам, изложенным в исковом заявлении. Настаивает на удовлетворении уточненных исковых требований в полном объеме.
Ответчик представитель ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Суду дала пояснения по доводам изложенным в отзыве на исковое заявление, считает, что неоспоримых доказательств нанесения ущерб деятельностью Общества в исковом заявлении не представлено, сумма ущерба объектам животного мира не обоснована. Просит суд в удовлетворении исковых требований прокурора Братского района отказать в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился. Пояснения, данные представителем ФИО1, поддержал.
Третье лицо представитель Министерства лесного комплекса Иркутской области в судебное заседание не явился, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, просил дело рассмотреть в свое отсутствие, исковые требования поддерживает.
Выслушав пояснения представителя истца, пояснения представителей ответчика, пояснения свидетеля, изучив доводы, изложенные в иске, изучив материалы дела, отзыв третьего лица на исковое заявление, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Пунктами 1,3 ст. 1064 ГК РФ определено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.
Согласно статьям 3,4 Федерального закона "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в частности, принципов платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде; объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В силу ст. ст. 1, 3, 4, 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды как совокупности компонентов природной среды, природных, природно-антропогенных, антропогенных объектов, строится на принципах соблюдения прав граждан на благоприятную окружающую среду, платности природопользования, возмещения вреда окружающей среде, ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. При этом объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия от хозяйственной и иной деятельности человека среди прочего являются леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Пункт 1 ст. 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды", которая определяет порядок компенсации причиненного окружающей среде вреда, устанавливает правила исчисления размера вреда окружающей среде, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, который определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В соответствии со ст. ст. 4, 55, 56 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" животный мир в пределах территории РФ является государственной собственностью. Юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии- по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Согласно ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных в соответствии с Федеральным законом "О животном мире" такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии - исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.
В Постановлении ВС РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» разъяснено, что основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (пункт 6).
В силу ст. 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляется проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом (п.2 ст.77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
Приказом Минприроды России от 08.12.2011 № 948 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам (далее по тексту - Методика).
Из пункта 1 Методики следует, что она предназначена для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Согласно указанной Методике под ущербом понимается размер вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов, навсегда или временно покинувших территорию обитания. Прямые потери -единовременная гибель, а также откочевка животных в результате уничтожения или нарушения их местообитаний.
Методика применяется для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, в том числе вследствие нарушения или уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов, если в результате такого нарушения охотничьи ресурсы навсегда (или временно) покинули территорию обитания, что повлекло их гибель, сокращение численности на данной территории, снижение продуктивности их популяций, а также репродуктивной функции отдельных особей / пп.б п.2/.
При расчете размера вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов учитываются: территория, в границах которой нанесен вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания; численность или плотность (показатель плотности) охотничьих ресурсов на территории воздействия, которая определяются на основании данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (в случае, если воздействие на среду обитания охотничьих ресурсов оказано ранее, чем были предоставлены данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, используются данные государственного мониторинга на смежной территории со сходными ландшафтными и физико-географическим характеристиками); допустимый объем добычи каждого вида ресурсов; период, в течение которого наносится вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания. /пп. «б» п.5 Методики/.
Анализируя и оценивая представленные доказательства в их совокупности, которые суд принимает, так как находит их относимыми, допустимыми, и содержащими обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, судом установлено, что в ходе осуществления Прокуратурой Братского района надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды и объектов животного мира проведен анализ хозяйственной деятельности по заготовке древесины, осуществленная лесопользователями в 2020 году на арендуемых ими по договорам аренды лесных участках на всей территории охотничьих угодий Братского района Иркутской области, в том числе в отношении ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство», которое является юридическим лицом, с 06.05.2013 года осуществляющим деятельность по заготовке, производству и переработке древесины, установлено нарушение юридическим лицом ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» законодательства в области охраны окружающей среды и причинение им вреда окружающей среде.
В связи с ведением хозяйственной деятельности - использования лесов для заготовки древесины 10.03.2011 года на основании соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 01.11.2013 года между Агентством лесного хозяйства Иркутской области и ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» (ранее ЗАО «Братский лесхоз») заключен договор аренды № 91-84/11, в соответствии с п. 2 которого арендатору предоставляется лесной участок площадью 48529 га, имеющий местоположение: Иркутская область, Братский район. Братское лесничество, в эксплуатационных лесах, Вихоревское участковое лесничество, Вихоревская дача, кварталы №№ 19-31, 35-39, 42, 43, 45, 46, 49-53, 55-92.
20.01.2009 года на основании соглашения о замене стороны в договоре аренды лесного участка от 31.08.2009 года и соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 01.11.2013 года между Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Братскому лесничеству и ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» (ранее ООО «Областной лесхоз», затем ЗАО «Братский лесхоз») заключен договор аренды № 02-09, в соответствии с п. 2 которого арендатору предоставляется лесной участок площадью 47327 га, имеющий местоположение: Иркутская область, Братский район, Братское лесничество, защитные лесные полосы, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб: Братское участковое лесничество: Братская дача, защитные леса, кварталы №№ 48, 51, 66, 67, 77-83; Левобережная дача, защитные леса, кварталы №№ 10, 24; Вихоревское участковое лесничество: Вихоревская дача, защитные леса, кварталы №№ 99-101, 111, 112, зеленые зоны: Вихоревское участковое лесничество: Кузнецовская дача, кварталы №№ 1-8, 11-18, 21-28, 31-40, 47-52; Братское участковое лесничество: Братская дача, кварталы №№ 50, 51, 56-66; Левобережная дача, кварталы №№ 4-9, 18-23, эксплуатационные леса: Братское участковое лесничество: Братская дача, кварталы №№ 48, 49, 77-80; Вихоревское участковое лесничество: Вихоревская дача, кварталы №№ 96-101, 108-110, 123-125, 136-139, 141, 142, 151-158, 165-171, 177-185.
29.10.2010 года между Агентством лесного хозяйства Иркутской области и ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» (ранее ЗАО «Братский лесхоз») заключен договор аренды № 91-264/10, в соответствии с п. 2 которого арендатору предоставляется лесной участок площадью 17655 га, имеющий местоположение: Иркутская область, Братский район, Братское лесничество, Вихоревское участковое лесничество, Вихоревская дача, кварталы №№ 102-105, 106ч, 115-120, 128ч-131ч, 132, 144ч-148ч, 162, 163, 175, 176.
Как установлено из пояснений представителя истца и не оспаривалось ответчиком, в 2020 году лесозаготовительная деятельность осуществлялась ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» по договорам аренды лесного участка № 02-09 от 20.01.2009 года, № 91-264/10 от 29.10.2010 года, № 91-84/11 от 10.03.2011 года на лесных участках, предоставленных Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Братскому лесничеству, Агентством лесного хозяйства Иркутской области в целях использования лесов для заготовки древесины, произведена вырубка древесина по договору аренды лесного участка № 02-09 от 20.01.2009 года на площади 291,0 га, по договору аренды лесного участка № 91-264/10 от 29.10.2010 года на площади 144,9 га, по договору аренды лесного участка № 91-84/11 от 10.03.2011 года на площади 291,0 га, что подтверждается справкой о результатах надзора от 25.05.2021 года. Судом установлено, что ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» велась заготовка древесины на предоставленных по договорам аренды лесных участках в 2020 году, в соответствии с Проектами освоения лесов ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство», получившими положительные заключения экспертной комиссии государственной экспертизы проектов освоения лесов, утвержденные распоряжениями Министерства лесного комплекса Иркутской области.
При заготовке древесины и ее вывозе задействована техника и технологические механизмы, в связи с чем факт антропогенного воздействия производственной деятельности человека на окружающую среду является очевидным.
Территория, в пределах которой осуществляется заготовка древесины ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство», является охотничьими угодьями, средой обитания охотничьих ресурсов - животного мира.
Исходя из системного анализа вышеприведенных правовых норм законодательства РФ, суд находит, что в основе осуществления хозяйственной деятельности юридического лица ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство», оказывающей воздействие на окружающую среду, лежит принцип платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В силу ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды», животные и другие организмы, их генетический фонд являются объектами охраны окружающей среды от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 22 ФЗ «О животном мире» любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
В подтверждение размера вреда, причиненного ответчиком, истцом в материалы дела представлен расчет ущерба (вреда), причиненного в 2020 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде его обитания в результате хозяйственной деятельности ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» по заготовке древесины по договору аренды участка № 02-09 от 20.01.2009 года в Братском районе на площади лесного участка, подверженного вырубке, в размере 291,0 га, с применением «Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам», выполненный главным государственным инспектором в области охраны окружающей среды территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству ФИО4 на основании требования Прокуратуры Братского района и Отчета Министерства лесного комплекса Иркутской области по проведению зимнего маршрутного учета численности охотничьих животных в Иркутской области в 2020 году, согласно которому размер вреда ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» объектам животного мира и среде его обитания в результате вырубки лесных насаждений (уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов и воздействия фактора беспокойства) в 2020 году по договору аренды участка № 02-09 от 20.01.2009 года составляет 328 238,65 рублей.
Согласно расчету ущерба (вреда), причиненного в 2020 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде его обитания в результате хозяйственной деятельности ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» по заготовке древесины по договору аренды участка № 91-264/10 от 29.10.2010 года в Братском районе на площади лесного участка, подверженного вырубке, в размере 144,9 га, с применением «Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам», выполненного главным государственным инспектором в области охраны окружающей среды территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству ФИО4 на основании требования Прокуратуры Братского района и Отчета Министерства лесного комплекса Иркутской области по проведению зимнего маршрутного учета численности охотничьих животных в Иркутской области в 2020 году, размер вреда ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» объектам животного мира и среде его обитания в результате вырубки лесных насаждений (уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов и воздействия фактора беспокойства) в 2020 году по договору аренды участка № 91-264/10 от 29.10.2010 года составляет 164 790,30 рублей.
Согласно расчету ущерба (вреда), причиненного в 2020 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде его обитания в результате хозяйственной деятельности ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» по заготовке древесины по договору аренды участка № 91-84/11 от 10.03.2011 года в Братском районе на площади лесного участка, подверженного вырубке, в размере 198,3 га, с применением «Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам», выполненного главным государственным инспектором в области охраны окружающей среды территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству ФИО4 на основании требования Прокуратуры Братского района и Отчета Министерства лесного комплекса Иркутской области по проведению зимнего маршрутного учета численности охотничьих животных в Иркутской области в 2020 году, размер вреда ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» объектам животного мира и среде его обитания в результате вырубки лесных насаждений (уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов и воздействия фактора беспокойства) в 2020 году по договору аренды участка № 91-84/11 от 10.03.2011 года составляет 224 531,17 рублей.
Произведенные начальником территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области расчеты вреда охотничьим ресурсам и среде их обитания, причиненный на площади рубки лесных насаждений, включают все необходимые параметры, предусмотренные установленной Методикой исчисления размера ущерба (вреда), причиненного охотничьим ресурсам, на основе информации о времени негативного воздействия на объекты животного мира, отнесенных к объектам охоты, о месте незаконной рубки лесных насаждений и площади уничтожения лесных насаждений (среды обитания охотничьих ресурсов). Применяя при данных расчетах Методику исчисления ущерба, специалист службы использовал нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, сведения из отчетов службы о численности (средней плотности) охотничьих ресурсов в целом по Братскому району Иркутской области за 2020 года, данные отчета службы по результатам государственного мониторинга охотничьих ресурсов в Иркутской области в 2020 году, проведенного методом зимнего маршрутного учета численности охотничьих животных и других специальных методов учета, с использование средних показателей плотности населения объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, по Братскому району Иркутской области за 2020 год, приведенными в приложении 1 к данным расчетам. Данные расчеты размера ущерба произведены должностным лицом, являющимся специалистом в области охраны и использования именно животного мира в Иркутской области, на основе утвержденной в установленном порядке Методики, с учетом ежегодно обновляемых данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания.
Приказом Минприроды России от 06.09.2010 N 344 утвержден Порядок осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных, согласно пункту 2 Порядка данные государственного мониторинга состоят из ежегодно обновляемых сведений о численности и распространении охотничьих ресурсов, размещении их в среде обитания, состоянии охотничьих ресурсов и динамике их изменения по видам и сведений о состоянии среды обитания охотничьих ресурсов.
Расчет оценки размера вреда, причиненного животному миру (объектам охоты) и среде его обитания от деятельности ответчика на участках площадью 291,0 га, 144,9 га и 198,3 га выполнены по Методике исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов, и экологии Российской Федерации от 08.12.2011 г. № 948, зарегистрированной в Минюсте РФ 26.01.2012 №-23030. При выполнении расчетов использовались нормативные документы, фоновые материалы и справочная литература, размеры вреда рассчитаны по формуле, с учетом того, что лесные участки предоставлены ответчику в долгосрочную аренду, кроме того, было учтено, что период негативного воздействия на среду обитания охотничьих животных составит 30 лет, а хозяйственная деятельность ответчика по заготовке и вывозу древесины безусловно связана с шумом работающей техники и механизмов, персонала, что также окатывает косвенное влияние на охотничьи ресурсы, общий размер вреда охотничьим ресурсам составляет 717 560,12 рублей.
Утвержденная в установленном порядке методика исчисления вреда животному миру и среде обитания основана на том объективном положении, согласно которому при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов им причиняется вред. Размер такого вреда определяется по специальной формуле с использованием данных государственного мониторинга и в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам. Реальность причинения вреда окружающей среде подтверждена материалами дела и определяется самим фактом деятельности ответчика ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство», которым осуществлялась вырубка лесных насаждений, являющихся средой обитания, при этом закон предусматривает именно расчетный способ определения размера вреда на основе данных государственного мониторинга, в соответствии с Методикой исчисления ущерба животному миру применяемой в силу закона.
Суд учитывает, что утвержденная в установленном порядке Методика исчисления вреда охотничьим ресурсам основана на том объективном положении, что при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов им причиняется вред. Размер такого вреда определяется по специальной формуле с использованием данных государственного мониторинга. Оснований не принимать сведения по результатам государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, приведенных в расчете представителя министерства, либо считать их недостоверными, не имеется.
В связи с чем, судом расчет ущерба, причиненного вследствие незаконной рубки лесных насаждений, охотничьим ресурсам и среде их обитания, признает обоснованным и достоверным.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Содержание обязанности полного возмещения вреда окружающей среде определено статьей 77 названного Федерального закона, согласно части 1 которой юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Частью 3 той же статьи предусмотрено, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Судом установлено, что ответчик ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» на предоставленных ему по договорам аренды участках осуществляет хозяйственную деятельность по заготовке древесины и ее вывозу, деятельность, влекущую за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, оказывает негативное, в том числе и техногенное воздействие на среду обитания животных, то есть является лицом, причиняющим вред объектам животного мира и среде их обитания, что является основанием в силу ст. 1064 ГК РФ, ФЗ «Об охране окружающей среды» возложить на него имущественную ответственность по возмещению причиненного вреда в заявленном истцом размере. Оснований для снижения размера ущерба, подлежащего взысканию с ответчика, не имеется.
В соответствии с пп.57 п.8 постановления Правительства Иркутской области от 27.02.2018 № 155-пп правом исчисления размера ущерба (вреда), нанесенного (причиненного) объектам животного мира и среде их обитания наделен уполномоченный орган Министерство лесного комплекса Иркутской области.
При наличии такс и методик исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, указанные таксы и методики подлежат обязательному применению судами для определения размера возмещения вреда в его денежном исчислении, в связи с чем ходатайство ответчика о назначении по делу судебной экспертизы, в т.ч. для установления размера ущерба, не подлежит удовлетворению.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 02.06.2015 N 12-П указал, что необходимо достижение баланса частных и публичных интересов в экономической сфере и в сфере обеспечения экологической безопасности путем установления правового регулирования, ориентированного на профилактику экологических правонарушений и на стимулирование щадящих по отношению к окружающей среде методов хозяйствования в целях так называемого экосовместимого экономического развития, что предполагает использование как частноправовых, так и публично-правовых методов регулирования, включающих широкий набор правовых средств (административных, фискальных и др.); лес как природный ресурс является комплексной экологической системой, состоящей из почв, подземных и наземных источников, объектов растительного и животного мира, находящихся в тесной взаимосвязи, а потому негативное воздействие на отдельные компоненты экологической системы лесов влечет нарушение внутрисистемных связей, нанося тем самым вред экосистеме в целом; соответственно, исчисление размера вреда, причиненного лесам, должно производиться с учетом характера действий (бездействия) правонарушителя, их ближайших и отдаленных последствий, ущерба, нанесенного как экосистеме в целом, так и отдельным ее компонентам (элементам природной среды), например лесной растительности, животному миру, подземным водам; таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 100 Лесного кодекса Российской Федерации); хотя исчисление размера вреда посредством такс и методик позволяет получить лишь приблизительную оценку причиненного лесу ущерба, такой подход снижает издержки, связанные с определением ущерба, причиненного лесу как экосистеме. Данные правовые позиции, сохраняющие свою юридическую силу, имеют общий характер и подлежат применению не только к отношениям по возмещению вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, но и к отношениям по возмещению вреда, причиненного объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в связи с правомерной хозяйственной деятельностью по заготовке древесины. Такой вывод подтверждается как обращением к принципу "загрязнитель платит", который имеет самостоятельное значение и не исчерпывается иными принципами, закрепленными в ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" (в том числе принципом ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды), так и толкованием п. 2 ст. 77 этого же Федерального закона, допускающего возмещение вреда окружающей среде, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной деятельностью, на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы. Лицо, которому предоставлено право пользования лесным участком, при совершении одних и тех же действий, связанных с рубкой лесных насаждений, является субъектом разных правоотношений: регулируемых как преимущественно лесным законодательством (осуществление разрешенной государством деятельности по заготовке древесины), так и законодательством о животном мире и об охоте (возмещение вреда объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания). Следовательно, само по себе соблюдение данным лицом требований относительно допустимого объема изъятия древесины, имеющих характер нормативов такого изъятия указанного компонента природной среды (п. 1 ст. 26 Федерального закона "Об охране окружающей среды"), не исключает негативного воздействия его деятельности на иные компоненты этой природной среды - объекты животного мира (охотничьи ресурсы).
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» своей хозяйственной деятельностью оказывает негативное воздействие на окружающую среду в виде ухудшения условий обитания объектов животного мира, чем нарушает интересы неопределенного круга лиц, Российской Федерации как собственника лесных участков и лесных насаждений, а также нарушает интересы Российской Федерации, являющихся получателями средств сбора за пользование объектами животного мира. Данные обстоятельства свидетельствует о правомерности обращения прокурора с данным иском в суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
При таких установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования прокурора Братского района направлены в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, обязать ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» возместить вред, причиненный окружающей среде - животному миру (охотничьим ресурсам) и среде его обитания, в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины, в границах лесных участков площадью 291,0 га, 198,3 га, 144,9 га ущерба в размере 717 560,12 рублей являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу требований ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом положений абз. 8 ч. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с ответчика ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» в доход муниципального образования г. Братска Иркутской области подлежит уплате государственная пошлина в размере 10 375,60 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора Братского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц удовлетворить.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Охотничье и рыболовное хозяйство» в пользу муниципального образования «Братский район» в счет возмещения ущерба, причиненного в 2020 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины в границах лесных участков по договорам аренды № 02-09 от 20.01.2009, № 91-84/11 от 10.03.2011, № 91-264/10 от 29.10.2010 в размере 717 560,12 рублей.
Взыскать с ООО « Охотничье и рыболовное хозяйство » госпошлину в бюджет муниципального образования города Братска в размере 10 375,60 рублей.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение месяца, со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: М.П. Синицына
Текст мотивированного решения изготовлен 10.11.2021.
Судья: М.П.Синицына