РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 декабря 2023 года г. Ахтубинск Астраханской области
Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Шалекешова А.Х., при секретаре Филипенко Ю.А., с участием представителя истца – адвоката Субботиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ахтубинского районного суда Астраханской области гражданское дело № 2-2058/2023 по исковому заявлению ФИО8, ФИО9, действующих также в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 к администрации муниципального образования «Городское поселение город Ахтубинск Ахтубинского муниципального района Астраханской области» о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
установил:
ФИО8, ФИО9, действующие также в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, ФИО1, ФИО1, ФИО2, ФИО7 обратились в суд с иском к администрации МО «Город Ахтубинск» о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Указано, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации МО «Город Ахтубинск» направлено заявление с просьбой о принятии на учет ФИО8 и членов ее семьи в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учтенной нормы и статуса многодетной семьи. Состав семьи ФИО8 состоит из 8 человек. В настоящее время семья Л-ных проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, площадь которого составляет 79, 6 кв.м. Перечень необходимых документов для постановки на учет в качестве нуждающихся был направлен в администрацию МО «Город Ахтубинск» вместе с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ, в ответ на поступившее сообщение от администрации МО «Город Ахтубинск», перечень необходимых документов был направлен ответчику в полном объеме. Ответа от администрации МО «Город Ахтубинск» на заявление от ДД.ММ.ГГГГ получено не было. ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации МО «Город Ахтубинск» была направлена претензия с требованием о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ№ администрация МО «Город Ахтубинск» отказала в удовлетворении ранее поданных заявлений ФИО8 и претензии. Отказ мотивирован тем, что необходимо вновь предоставить недостающие документы. Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 вновь предоставила в администрацию МО «Город Ахтубинск» пакет документов. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ№ ответчик вновь отказал ФИО8 в постановке на учет со ссылкой на недостающий пакет документов. Согласно удостоверению № от ДД.ММ.ГГГГ подтвержден статус многодетной семьи. На момент обращения в администрацию МО «Город Ахтубинск» действовало удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ. Просят обязать администрацию МО «Город Ахтубинск» поставить ФИО8 и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и предоставить жилое помещение по договору социального найма.
Истица ФИО8, действующая также в интересах ФИО2, ФИО3, ФИО1, ФИО1, ФИО2, ФИО7, истец ФИО9 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представители истицы ФИО8 – Субботина А.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку ответчиком не было отказано истице в предоставлении муниципальной услуги.
Суд счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав представителя истицы, исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2).
В силу статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (часть 2).
Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (часть 4).
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (часть 5).
Как следует из пунктов 1 и 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе: - не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (часть 2).
В силу статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2).
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями (часть 3).
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром (часть 4).
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет (часть 5).
Орган, осуществляющий принятие на учет, в том числе через многофункциональный центр, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан заявителем (часть 6).Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (часть7).
В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи (часть 2).
Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке (часть 3).
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации МО «Город Ахтубинск» ФИО8 направлено заявление с просьбой о принятии на учет ФИО8 и членов ее семьи в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учтенной нормы и статуса многодетной семьи (л.д. 61,62).
К указанному заявлению были приложены документы, необходимые для постановки на учет в качестве нуждающихся.
ДД.ММ.ГГГГ, в ответ на поступившее сообщение от администрации МО «Город Ахтубинск», в дополнение к ранее направленному заявлению, перечень необходимых документов был направлен ответчику в полном объеме, в том числе выписки из ЕГРН, справка о составе семьи (л.д. 64).
Ответа от администрации МО «Город Ахтубинск» на заявление от ДД.ММ.ГГГГ получено не было.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации МО «Город Ахтубинск» ФИО8 была направлена претензия с требованием о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении (л.д. 66).
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ№ администрация МО «Город Ахтубинск» отказала в удовлетворении ранее поданных заявлений ФИО8 и претензии. Отказ мотивирован тем, что необходимо вновь предоставить недостающие документы, оформить заявление в надлежащей форме (л.д. 70).
К ответу от ДД.ММ.ГГГГ№ приложен ответ от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому, для постановки на учет необходимо представить заявление, оформленное по установленной форме, справку о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности из БТИ, справку о составе семьи, сведения о транспортных средствах, находящихся в собственности, копия СНИЛС каждого члена семьи.
Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, поданного по форме, утвержденной Постановлением Правительства Астраханской области от 29 декабря 2014 года № 657-П, ФИО8 вновь предоставила в администрацию МО «Город Ахтубинск» пакет документов для постановки ее и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, в том числе выписки из ЕГРН о правах лиц, справка о составе семьи, копии СНИЛС (л.д. 68).
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ№ ответчик вновь отказал ФИО8 в постановке на учет со ссылкой на недостающий пакет документов, а именно справки о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности, документов, подтверждающих доход членов семьи за 12 месяцев (л.д. 72).
Состав семьи ФИО8 состоит из 8 человек: ее, супруга ФИО9, дочери ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочери ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочери ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сына ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 10-19).
Все члены семьи Л-ных зарегистрированы по адресу: <адрес> (л.д. 10, 11, 20-25).
За ФИО9, ФИО3, ФИО2 зарегистрировано право собственности на квартиру общей площадью 79,6 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> (л.д. 39-40).
Справками от ДД.ММ.ГГГГ ОМВД России по Ахтубинскому району подтверждено отсутствие у членов семьи Л-ных зарегистрированных на праве собственности транспортных средств (л.д. 45-52).
Также ФИО8 представлены документы о ее доходах за период с января 2022 года по сентябрь 2022 года, сведения о доходах ФИО9 за период с января 2021 года по декабрь 2022 год, справка о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ, копии СНИЛС, выписки из ЕГРН о правах на объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 53-60, 38).
Таким образом, установлено, что все документы, необходимые для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении были представлены в администрацию МО «Город Ахтубинск», заявление о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении подано в установленной форме.
В исковом заявлении истцам заявлены требования об обязании администрации МО «Город Ахтубинск» поставить ФИО8 и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и предоставить жилое помещение по договору социального найма.
Из смысла искового заявления усматривается, что ФИО8 не согласна с отказом органа местного самоуправления в постановке ее и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся, в связи с чем и просит суд об обязании администрации МО «Город Ахтубинск» поставить ее и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Также ФИО8 просит предоставить ей и членам ее семьи жилое помещение по договору социального найма.
В силу части 1 статьи 16.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, другие - в порядке административного судопроизводства, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Требование ФИО8 об обязании администрации МО «Город Ахтубинск» поставить ФИО8 и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, заявленное в связи с несогласием с отказом органа местного самоуправления в постановке ее и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся является требованием, подлежащим рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Вместе с тем, требование ФИО10 о предоставлении жилого помещения по договору социального найма подлежит рассмотрению в порядке гражданского производства.
В связи с указанными обстоятельствами настоящее исковое заявление принято в порядке гражданского производства.
Порядок предоставления муниципальной услуги «Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» предусмотрен административным регламентом, утвержденным Постановлением администрации МО «Город Ахтубинск» от 12 октября 2021 года № 1120.
Пунктом 2.7.1 указанного регламента предусмотрен исчерпывающие перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги «Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях».
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что ФИО8 все документы, необходимые для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, поименованные административным регламентом, были представлены в администрацию МО «Город Ахтубинск», заявление о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении подано в установленной форме.
Вместе с тем, органом местного самоуправления решения по представленным документам, не принято.
Ответчиком в отзыве на исковое заявление указано о том, что орган местного самоуправления не отказывается от предоставления муниципальной услуги «Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях».
Относительно заявленных требований истцов об обязании поставить их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и сопутствующее требование о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, суд соглашается с возражениями представителя ответчика и полагает, что принятие решения о постановке либо в отказе в постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении относится к компетенции органа местного самоуправления – администрации МО «Город Ахтубинск».
При этом, в соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Основания для применения внеочередного порядка предоставления жилого помещения истцами не приведено.
С учетом изложенного, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Вместе с тем, принимая во внимание то, что ФИО8 все документы, необходимые для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, поименованные административным регламентом, были представлены в администрацию МО «Город Ахтубинск», заявление о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении подано в установленной форме, однако, решения по данному заявлению органом местного самоуправления принято не было, суд полагает необходимым в качестве способа восстановления нарушенных прав возложить на ответчика обязанность по повторному рассмотрению заявления с учетом правовой позиции, изложенной в настоящем судебном акте, что, в свою очередь, не предопределяет итоговый результат его рассмотрения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО8, ФИО9, действующих также в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 к администрации муниципального образования «Городское поселение город Ахтубинск Ахтубинского муниципального района Астраханской области» о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования «Городское поселение город Ахтубинск Ахтубинского муниципального района Астраханской области» повторно рассмотреть заявление ФИО8 о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд астраханской области.
Судья Шалекешов А.Х.