Дело № 2-205/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вятские Поляны 05 марта 2019 года
Вятскополянский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Анисимова Д.Е.,
с участием представителя истца ФИО1, ответчика ФИО2, представителя ответчика ФИО3, прокурора Давлятшиной Р.Г.,
при секретаре Овсянниковой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Краснополянского городского поселения Вятскополянского района Кировской области к ФИО2 о прекращении права собственности на жилое помещение, выселении из аварийного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
Представитель администрации Краснополянского городского поселения Вятскополянского района Кировской области ФИО4 обратился в Вятскополянский районный суд Кировской области с иском к ФИО2 о прекращении права собственности на жилое помещение, снятии с регистрационного учета и выселении из аварийного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения.
В обоснование иска указал, что ответчику ФИО2 на праве собственности принадлежит квартира по адресу: <адрес>
Согласно акту обследования межведомственной комиссии администрации Краснополянского городского поселения Вятскополянского района Кировской области от 27.11.2006 указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в разумный срок.
Распоряжением администрации Краснополянского городского поселения Кировской области *** от (дата) принято решение о требовании к собственникам помещений в указанном доме о его сносе или реконструкции в разумный срок.
(дата) на основании постановления Правительства Кировской области от (дата)*** «Об областной адресной программе «Переселения граждан, проживающих на территории Кировской области из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 указанный выше дом включен в программу «Переселения граждан, проживающих на территории Краснополянского городского поселения Вятскополянского района Кировской области из аварийного жилищного фонда» на 2013-2015 годы.
(дата) на общем собрании собственников и нанимателей жилых помещений <адрес> большинством голосов получено согласие от жителей дома на переезд из аварийного жилья.
Получить согласие на переезд из аварийного жилья от ответчика не было возможности, так как ответчик злоупотреблял спиртными напитками и не предоставил истцу ответ о выборе способа расселения.
Ответчику был предоставлен проект договора мены жилыми помещениями, однако ответчик предоставил свои возражения на указанный проект договора.
В целях реализации адресной программы переселения граждан из аварийного жилого фонда для ответчика было приобретено жилое помещение по адресу: <адрес>
(дата) ответчику был предоставлен уточненный договор мены жилыми помещениями, но от подписания данного договора мены ответчик также отказался. В настоящее время в квартире расположенной по адресу: <адрес> никто не проживает.
На основании изложенного, истец просит прекратить право собственности ответчика на жилое помещение по адресу: <адрес> с предоставлением в собственность жилого помещения по адресу: <адрес>.; снять ответчика с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель администрации Краснополянского городского поселения Вятскополянского района Кировской области ФИО1 просил удовлетворить иск по вышеуказанным основаниям, дополнительно пояснил, что ответчик не давал письменного согласия на предоставление другого жилого помещения взамен изымаемого.
Ответчик ФИО2, представитель ответчика ФИО3 просили отказать в удовлетворении исковых требований, в обосновании своих возражений на исковые требования указали, что ответчику на праве собственности принадлежит квартира по адресу: <адрес>(дата) на основании постановления Правительства Кировской области от 18.06.2013 № 213/365 «Об областной адресной программе «Переселения граждан, проживающих на территории Кировской области из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 г., указанный выше дом включен в программу «Переселения граждан, проживающих на территории Краснополянского городского поселения Вятскополянского района Кировской области из аварийного жилищного фонда» на 2013-2015. Собственник аварийного жилого помещения, включенный в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, имеет право выбора между предоставлением рыночной компенсации за занимаемое жилье и предоставлением другого жилого помещения. Это предусмотрено ч. 8 ст. 32 ЖК РФ, п.2 ст.3, ст. 16 ФЗ «О Фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства», а также разделом 2 «Обзора судебной практики Верховного Суда РФ по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» от 29.04.2014.
При расселении собственника из непригодного для проживания жилья нельзя предоставить ему другое жилое помещение в собственность помимо его воли с переселением в него, а следует выплатить компенсацию по рыночной цене.
Согласно ч. 8 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных нужд.
Другое жилое помещение взамен изымаемого может быть предоставлено собственнику только при выборе последним натуральной формы возмещения, и законодательство не предусматривает принудительного наделения собственностью помимо воли лица. Кроме того, к отношениям собственности не подлежат применению нормы права о договоре социального найма.
Требование о переселении собственника изымаемого жилья в другое помещение не может быть удовлетворено, если он возражает против этого, другое помещение предоставляется собственнику взамен изымаемого жилья только по соглашению сторон.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащем сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственной, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа. Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст.2, ст16 ФЗ от 21.07.2017 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Истец не предлагал ответчику выкуп в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных муниципальных нужд. Ответчик не желает принимать в собственность и проживать в предоставляемой истцом квартире, поскольку предлагаемое жилое помещение не соответствует санитарным и строительным нормам. В нем постоянно холодно, температура в квартире в зимнее время не поднимается выше 14 градусов, постоянная сырость и плесень во всех комнатах. Кроме того, жилая площадь предоставляемого жилого помещения на 5 кв.м. меньше изымаемого.
Представитель третьего лица - МО МВД России «Вятскополянский» по доверенности ФИО5 представила заявление о рассмотрении дела без ее участия.
Суд, принимая во внимание доводы истца, представителя истца, заключение прокурора Давлятшиной Р.Г., полагавшей отказать в удовлетворении заявленных требований, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В соответствии со ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. При этом, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 28.01.2006 №47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее «Положение»).
В силу ч. 4 ст. 15 ЖК РФ, пунктов 7, 42, 51, 52 Положения вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде.
Порядок предоставления гражданину жилой площади в связи с переселением из домов, подлежащих сносу или признанных непригодными для проживания, регулируется ст. 86, 87, 89 ЖК РФ.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пп. «е» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" N 14 от 02.07.2009, требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, Федеральный закон № 185-ФЗ от 21 июля 2007 года «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда является одним из условий участия субъекта в реализации указанного Федерального закона и получения финансовой поддержки на ее реализацию за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (пункт 11 части 1 статьи 14, статья 16 Федерального закона № 185-ФЗ от 21.07.2007 г. «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»).
Частью 3 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ от 21.07.2007 г. «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, но при этом не является формой улучшения жилищных условий граждан. В связи с чем, предоставляемое жилое помещение взамен ранее занимаемого аварийного жилья должно быть благоустроенным, отвечать установленным требованиям, быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению и находиться в черте данного населенного пункта.
Собственник аварийного жилого помещения, включенный в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, имеет право выбора между предоставлением рыночной компенсации за занимаемое жилье и предоставлением другого жилого помещения. Это предусмотрено ч. 8 ст. 32 ЖК РФ, п.2 ст.3, ст. 16 ФЗ «О Фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства», а также разделом 2 «Обзора судебной практики Верховного Суда РФ по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» от 29.04.2014.
При расселении собственника из непригодного для проживания жилья нельзя предоставить ему другое жилое помещение в собственность помимо его воли с переселением в него, а следует выплатить компенсацию по рыночной цене. Другое жилое помещение взамен изымаемого может быть предоставлено собственнику только при выборе последним натуральной формы возмещения, и законодательство не предусматривает принудительного наделения собственностью помимо воли лица.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащем сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственной, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа. Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 ФЗ от 21.07.2017 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ст. 288 ГК РФ, ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ.
Согласно ст. 420 ГК РФдоговором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
На основании п. 4 ст. 421 ГК РФусловия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от (дата) собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> является ФИО2
Распоряжением администрации Краснополянского городского поселения Вятскополянского района Кировской области *** от (дата) принято решение произвести снос многоквартирного дома в пгт. <адрес> в срок до (дата), администрации Краснополянского городского поселения необходимо предоставить нанимателям и проживающим с ними членам их семей, занимающим жилые помещения в указанном многоквартирном доме, в срок до (дата) другие, равнозначные по общей площади, ранее занимаемым жилым помещениям, при отсутствии жилых помещений, равнозначных по общей площади, ранее занимаемым жилым помещениям, по соглашению с нанимателями, отселение осуществить в имеющиеся жилые помещения муниципального жилищного фонда общей площадью менее ранее занимаемых жилых помещений.
(дата) на основании постановления Правительства Кировской области от (дата)*** «Об областной адресной программе «Переселения граждан, проживающих на территории Кировской области из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 г., указанный выше дом включен в программу «Переселения граждан, проживающих на территории Краснополянского городского поселения Вятскополянского района Кировской области из аварийного жилищного фонда» на 2013-2015.
Согласно протоколу общего собрания собственников и нанимателей жилых помещений <адрес> от (дата) повесткой собрания являлось получение согласия собствнников жилых помещений на участие в муниципальной адресной программе «Переселение граждан, проживающих на территории Краснополянского городского поселения Вятскополянского района Кировской области, из аварийного жилищного фонда» на 2013-2015 годы, на общем собрании большинством голосов получено согласие от жителей дома на переезд из аварийного жилья, подписи ФИО2 не имеется.
Согласно справке отдела надзорной деятельности и профилактической работы Вятскополянского района и города Вятские Поляны от (дата)***(дата) произошел пожар в многоквартирном двухэтажном доме по адресу: <адрес>, в результате пожара дом по указанному адресу уничтожен.
Согласно проекту договора мены жилыми помещениями от 2015 года администрация Краснополянского городского поселения Вятскополянского района Кировской области предложила ФИО2 обменять принадлежащую ему на праве собственности квартиру по адресу: <адрес> на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
При этом истцом не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих предложение истца ответчику предоставить иное жилое помещение взамен изымаемого либо выплатить ему компенсацию стоимости изымаемого жилого помещения. Сведений о согласии ответчика получить иное жилое помещение взамен изымаемого суду также не представлено. Нарушение порядка изъятия у ответчика жилого помещения, предусмотренного ч. 8 ст. 32 ЖК, является безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявленного иска ввиду существенного нарушения прав и законных интересов ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Д.Е. Анисимов
Справка: Решение в окончательной форме принято 11.03.2019 года.
Судья Д.Е. Анисимов