ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-205/20 от 05.02.2020 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело №2-205/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Псков 05 февраля 2020 года

Псковский городской суд Псковской области в составе

председательствующего судьи Жбановой О.В.,

при секретаре Федорчук Ю.М.,

с участием истца ФИО1,

представителя истца ФИО2,

представителей ответчиков ФИО3, ФИО4, третьего лица ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации города Пскова и Управлению городского хозяйства Администрации города Пскова о признании муниципальной услуги незаконной, обязании произвести перезахоронение усопшей и восстановить памятник на могиле, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации города Пскова и Управлению городского хозяйства Администрации города Пскова о признании муниципальной услуги незаконной по выдаче согласования на подзахоронение ФИО6 в могилу ФИО7 на кладбище «Орлецы-2», обязании УГХ Администрации г. Пскова произвести перезахоронение усопшей Н.О., погребенной на территории кладбища «Орлецы-2» в могиле П.А., в могилу её матери, находящуюся рядом с могилой П.А., и восстановить памятник на могиле П.А. взыскании с Администрации города Пскова компенсации морального вреда в размере 500 000 рублей.

В обоснование требований указано, что **.** умер сын истца П.А.., смерть которого наступила в Ч. при исполнении обязанностей военной службы, в связи с чем все расходы по организации похорон взяло на себя Министерство обороны РФ. На имя ФИО5 30.06.2004 было выдано удостоверение о регистрации захоронения П.А. на кладбище «Орлецы-2», сектор 12. На тот момент истцу не было известно, что брак между её сыном и ФИО5 расторгнут. ФИО1 постоянно ухаживала за могилой сына, содержала её в надлежащем состоянии. На могиле за счёт средств Министерства обороны РФ был установлен памятник, на котором была фотография сына, указаны его фамилия, имя, отчество и даты его жизни, вокруг могилы была сделана подсыпка из гранитной крошки, рядом с могилой установлена скамья. 08.09.2019 истец узнала, что в могилу её сына П.А. по инициативе ФИО5 было произведено подзахоронение её родной сестры по матери Н.О., которое не было согласовано с истцом и другими ближайшими родственниками, в связи с чем истец обратилась с заявлением в Администрацию города Пскова, в котором указала на незаконность действий по подзахоронению чужого человека в могилу её родного сына. На данное заявление в адрес истца был направлен ответ о том, что выдача согласования на погребение Н.О. была произведена в соответствии с действующим законодательством и оснований для её перезахоронения не имеется. Истец полагает, что подзахоронение Н.О. в могилу П.А. произведено незаконно, в чужую могилу усопшего, не являющегося близким родственником Н.О., а также без согласия на подзахоронение близких родственников П.А., которые ухаживали за его могилой. Осквернение могилы, уничтожение памятника, на котором написано имя похороненного в ней сына истца П.А., причиняет истцу нравственные страдания и переживания. В результате действий ответчика, который допустил подзахоронение усопшей Н.О. в могилу сына истца, уничтожением надмогильных улучшений и памятника П.А. истцу причинен моральный вред, размер которого она оценила в 500 000 рублей. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения ФИО1 в суд с вышеуказанными требованиями к ответчикам.

Истец ФИО1 и её представитель ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме.

Представители ответчиков Администрации города Пскова и Управления городского хозяйства Администрации города Пскова ФИО3 и ФИО4, являющийся сотрудником третьего лица административно-хозяйственного отдела Администрации города Пскова, в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований по тем основаниям, что подзахоронение было произведено в семейное (родовое) захоронение ФИО5, иного места подзахоронения Н.О. не было, законных оснований для отказа третьему лицу в предоставлении оспариваемой муниципальной услуги у Администрации г. Пскова не имелось. Кроме того, УГХ Администрации г. Пскова является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку вопросами подзахоронения занимается административно-хозяйственный отдел Администрации г.Пскова.

Третье лицо ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что могила на кладбище «Орлецы-2», в которой похоронен ее супруг П.А., является ее семейным (родовым) захоронением, где похоронены ее умершие родители, супруг П.А. и её родная сестра Н.О. ФИО1 не возражала на захоронение П.А. в её родовое захоронение. Волеизъявления о месте погребения у П.А. не имелось, Н.О. хотела быть похороненной рядом с родителями. Похоронить её рядом с родителями или на них не было возможности, что было исследовано сотрудником отдела административно-хозяйственного отдела Администрации города Пскова ФИО4 Памятник ФИО5 находится у нее дома и летом 2020 года будет установлен на прежнее место.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в письменной позиции указал, что определение родственных связей умершего и лицом, осуществляющим повторное захоронение в родственную могилу, не входит в полномочия Управления. Штамп Управления «не возражаю» на справке Администрации г. Пскова ставится в целях подтверждения соответствия захоронения гигиеническим требованиям в соответствии с разделом III СанПиН 2.1.2882-11.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования удовлетворению не подлежащими по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно части 6 статьи 43 вышеназванного Закона глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

Постановлением Администрации города Пскова от 02.11.2011 N 2627 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача согласований на погребение» на территории муниципального образования "Город Псков".

В силу п. 5 раздела 1 административного регламента предоставление муниципальной услуги «Выдача согласований на погребение» на территории муниципального образования «Город Псков» осуществляется Администрацией города Пскова в лице административно-хозяйственного отдела Администрации г. Пскова, ввиду чего Управление городского хозяйства Администрации города Пскова является ненадлежащим ответчиком по делу.

В соответствии с п. 6 раздела II административного регламента для получения письменного согласования на погребение заявитель, взявший на себя обязанность осуществить погребение умершего, должен обратиться к Сотруднику отдела не позднее чем за сутки до дня погребения умершего, с заявлением на захоронение согласно приложению 1 к настоящему административному регламенту. Заявитель при обращении к сотруднику отдела должен предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность; заявление на захоронение, подписанное заявителем, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего; свидетельство о смерти или нотариально удостоверенную копию свидетельства о смерти.

Основаниями для отказа заявителю в предоставлении муниципальной услуги являются несоответствие вырытой могилы, в том числе параметров, требованиям Правил эксплуатации и содержания кладбищ в городе Пскове или неисполнение заявителем, осуществляющим погребение, указаний сотрудника отдела об устранении выявленных недостатков (п. 8 раздела II административного регламента).

Из материалов дела судом установлено, что ФИО1 является матерью умершего П.А. (л.д. 47, 48, 49, 66).

**.** заключён брак между П.А. и ФИО8 (до заключения брака ФИО8) Н.А. (л.д. 108).

**.** брак между П.А. и ФИО5 прекращен на основании решения Псковского городского суда от 02.07.2003, запись акта о расторжении брака №** (л.д. 20).

П.А. умер **.** в связи с исполнением обязанностей военной службы (л.д. 15,22,27).

23.06.2004 ВрИО командира войсковой части 74268 ФИО5 выдана доверенность на получение груз-200 прапорщика П.А. и сопровождение его с города Москвы до города Пскова своим транспортом (л.д. 136).

30.06.2004 ФИО5 выдано удостоверение о захоронении П.А. на кладбище «Орлецы-2», сектор 12 (л.д. 19,80).

Вступившим в законную силу решением Псковского городского суда от 12.04.2005 по делу № 2-872/2005 аннулирована запись акта №** от **.** о расторжении брака между П.А. и ФИО5 (л.д. 78-79).

**.** умерла Н.О. (л.д. 88).

Н.О. является родной сестрой ФИО5 (л.д. 109, 133, 135).

06.09.2019 ФИО5 обратилась к ведущему инженеру административно-хозяйственного отдела Администрации города Пскова ФИО4 с заявлением, в котором просила разрешить захоронение усопшей Н.О. (своей родной сестры) в родственную могилу «гроб на гроб», где ранее захоронен умерший в 2004 её супруг П.А. на участке сектор №12 кладбища Орлецы II, также в заявлении было указано, что на могиле имеется памятник и ограда (л.д. 81).

Поскольку заказчиком захоронения П.А. был брат ФИО5 К.О., то к данному заявлению было приложено заявление от К.О. о том, что он, являясь заказчиком захоронения П.А., не возражает против подзахоронения «гроб на гроб» своей сестры Н.О. в могилу П.А. (л.д. 82).

Администрацией города Пскова 06.09.2019 ФИО5 выдана справка № 268 от о том, что она имеет родственное захоронение на участке сектор №12 кладбища Орлецы II, где ранее похоронен П.А. с отметкой о том, что Управление Роспотребнадзора по Псковской области не возражает против захоронения в родственную могилу (л.д. 83).

Н.О. погребена на участке сектор №12 кладбища Орлецы II (л.д. 130-132).

09.09.2019 ФИО1 обратилась с заявлением в Администрацию города Пскова, в котором указала на незаконность действий по подзахоронению чужого человека в могилу её родного сына П.А. (л.д. 16-17).

07.10.2019 на данное заявление в адрес ФИО1 Администрацией г. Пскова был направлен ответ о том, что выдача согласования на погребение Н.О. была произведена в соответствии с действующим законодательством и оснований для её перезахоронения не имеется (л.д. 18).

Рассматривая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд основывается на следующем.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших.

Согласно статье 5 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти - пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме: о согласии или несогласии быть подвергнутым патолого-анатомическому вскрытию; о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела; быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими; быть подвергнутым кремации; о доверии исполнить свое волеизъявление тому или иному лицу.

Действия по достойному отношению к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего, если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего не возможно, либо иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение действий, указанных в п. 1 настоящей статьи, имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Согласно ст. 6 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего. В случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками либо законным представителем умершего. В случае мотивированного отказа кого-либо из указанных лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

В силу п. 1 ст. 7 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.

Согласно статье 18 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.

В силу ст. 21 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" гражданам Российской Федерации могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

На территории муниципального образования «Город Псков» указанный порядок установлен Правилами содержания мест захоронения в городе Пскове, утвержденными Постановлением Псковской городской Думы от 06.07.2001 № 484.

В соответствии с пунктом 1.4.10 Правил подзахоронением является захоронение гроба с телом в могилу, в которой уже находится захоронение.

Пунктом 4.2 Правил предусмотрено, что на закрытых кладбищах производится только подзахоронение умерших в родственные могилы или семейные захоронения.

Согласно п. 4.1 Правил Орлецы II является закрытым кладбищем.

Пунктом 6.3. Правил установлено, что подзахоронение производится на основании заявления на захоронение; свидетельства о смерти; свидетельства о смерти ранее захороненного родственника, в могилу которого планируется подзахоронение.

Пунктом 6.4 Правил предусмотрено, что подзахоронение разрешается только по истечении кладбищенского периода (время разложения и минерализации тела умершего), который составляет не менее 13 лет с момента предыдущего захоронения.

В соответствии с пунктом 6.6. Правил каждое захоронение регистрируется уполномоченным лицом Административно-хозяйственного отдела Администрации города Пскова в книге установленной формы.

Родственнику или лицу, взявшему на себя ответственность за могилу, выдается удостоверение о захоронении с указанием фамилии, имени и отчества захороненного, номера квартала, сектора, могилы и даты захоронения.

Согласно п. 2.1.15 ГОСТ 32609-2014. Межгосударственный стандарт. Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения, введенного в действие приказом Росстандарта от 11 июня 2014 года N 551-ст (далее - Стандарт), лицо, ответственное за место захоронения: лицо, взявшее на себя обязательство обеспечивать надлежащее содержание места захоронения и постоянный уход за ним.

Пунктом 2.11.8 указанного Стандарта предусмотрено, что семейное место захоронения: участок на территории объекта похоронного назначения, предоставляемый для захоронения членов одной семьи. Родовое место захоронения - участок на территории объекта похоронного назначения, предоставляемый для захоронения членов одного рода (п. 2.11.9 Стандарта).

Протоколом Госстроя РФ N 01-НС-22/1 от 25 декабря 2001 года рекомендованы "МДК 11-01.2002. Рекомендации о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации".

Пунктом 2 данных Рекомендаций определено, что родственная могила - могила, в которой уже захоронен родственник умершего; семейные (родовые) захоронения - участки земли на общественных кладбищах, предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации или субъектов Российской Федерации для семейных (родовых) захоронений.

В соответствии с п. 4.4 Рекомендаций погребение рядом с умершими при наличии на этом месте свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга оговаривается в волеизъявлении умершего.

Согласно п. 11.16 Рекомендаций ширину разрывов между могилами следует принимать не менее 0,5 м.

Как следует из материалов дела, в том числе копий журнала учета захоронений (л.д. 90-92), на участке сектор №12 кладбища Орлецы II захоронен отец ФИО5 А.., заказчиком захоронения была ФИО5, и мать ФИО5 П.М.., умершая **.** (л.д. 134), заказчиком данного захоронения была Н.О., супруг ФИО5 – сын истца П.А., а также родная сестра ФИО5 – Н.О., что подтверждает, что участок на кладбище Орлецы II, сектор № 12 является семейным (родовым) захоронением ФИО9

В материалах дела отсутствует информация о том, что Н.О. и П.А. оставляли предусмотренное частью 1 статьи 5 Федерального закона РФ от 12.01.1996 № 8-ФЗ волеизъявление о месте погребения.

Со слов истца и третьего лица ФИО5 следует, что П.А. не высказывал волеизъявлений о месте погребения.

16.06.2004 ФИО1 выдала ФИО5 доверенность, которой она уполномочила последнюю быть ее представителем в войсковых частях и учреждения Министерства обороны РФ, органах государственной власти местного самоуправления по всем вопросам, связанным с организацией погребения погибшего **.** ее сына П.А.. (л.д. 89), что свидетельствует о том, что она дала согласие ФИО5 на погребение П.А. в ее семейное захоронение.

Со слов третьего лица ФИО5 следует, что Н.О. высказывала устное волеизъявление о захоронении рядом с родителями.

С учетом данного обстоятельства, в силу норм ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», родной сестрой Н.О. ФИО5 принято решение о произведении подзахоронения в могилу ранее умерших её родственников.

В судебном заседании сотрудник административно-хозяйственного отдела Администрации города Пскова ФИО4 пояснил, что при выходе на место предполагаемого подзахоронения им было обнаружено отсутствие иных мест подзахоронения. Так, к отцу П.А. подзахоронение было невозможно, поскольку срок минерализации тела умершего не истек, рядом с ним также невозможно, поскольку раковина на могиле смещена, фактически гроб отца третьего лица находится дальше от раковины и места для захоронения не имеется, к матери П.М. также невозможно было подзахоронение, т.к. расстояние от гроба до поверхности составляет 30-40 см.

Вопреки доводам представителя истца какой – либо документ относительно невозможности подзахоронения в иные родственные могилы сотрудниками административно-хозяйственного отдела Администрации города Пскова в силу положений административного регламента, утв. Постановлением Администрации г. Пскова от 02.11.2011 №2627, не оформляется. Оформляется акт приемки-сдачи выполненных работ по рытью могилы, что сотрудником отдела было выполнено (л.д.130).

Надлежащих доказательств возможности подзахоронения ФИО6 в иную могилу или место на семейном (родовом) захоронении ФИО5 в нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено.

В совокупности изложенного, суд приходит к выводу, что ФИО5 для произведения подзахоронения были предъявлены в Администрацию г. Пскова все необходимые документы, в связи с чем оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги "Выдача согласований на погребение» на территории муниципального образования "Город Псков", предусмотренных п. 8 раздела II административного регламента, утв. Постановлением Администрации г. Пскова от 02.11.2011 №2627, у ответчика Администрации г. Пскова не имелось.

Доводы истца о том, что подзахоронение Н.О. в могилу П.А. произведено незаконно, поскольку она не является его близким родственником и согласие близких родственников ФИО7 на подзахоронение получено не было, не соответствуют действительности, поскольку ст. 5 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" не предусмотрена дача согласия родственников на подзахоронение в могилу ранее умерших родственников, подзахоронение Н.О. осуществлено ФИО5 в семейное (родовое) захоронение.

Из смысла и содержания Федерального закона "О погребении и похоронном деле" следует, что под местом погребения закон понимает кладбища, а не конкретные земельные участки на его территории.

Перезахоронение умершего П.А. не отвечает целям погребения и организации похоронного дела, установленным Федеральным законом "О погребении и похоронном деле".

Таким образом, в удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании незаконной муниципальной услуги, обязании произвести перезахоронение ФИО6 и привести могилу П.А. в первоначальное состояние надлежит отказать.

Учитывая положения статьи 151, ч. 1 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснения содержащиеся в пункте 8 Постановления Пленума "О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда" N 10 от 20 декабря 1994 года, принимая во внимание, что истцом не представлено доказательств противоправного характера действий ответчиков, а также отсутствия причинно-следственной связи между действиями ответчиков и причинением истцу физических или нравственных страданий, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований ФИО1 о взыскании с Администрации г. Пскова денежной компенсации морального вреда.

Руководствуясь ст.ст.194,197-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации города Пскова и Управлению городского хозяйства Администрации города Пскова о признании муниципальной услуги незаконной, обязании произвести перезахоронение усопшей и восстановить памятник на могиле, взыскании компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья О.В. Жбанова

Решение в окончательной форме изготовлено 12 февраля 2020 года.