ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-205/2011 от 11.03.2011 Краснокамского городского суда (Пермский край)

 Дело № №

                                                       Р Е Ш Е Н И Е

                                             Именем Российской Федерации

       ДД.ММ.ГГГГ Краснокамский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Фомина В.И., с участием прокурора Мухиной Е.В., представителя администрации Краснокамского муниципального района Головиной Е.А., при секретаре Ворониной М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пермского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к главе Краснокамского муниципального района о признании нормативного акта должностного лица органа местного самоуправления недействующим в части,

                               установил:

       Пермский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением о признании нормативного акта должностного лица органа местного самоуправления недействующим в части. Заявленные требования мотивировал тем, что при проверке законности постановления главы местного самоуправления города Краснокамска от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании муниципального учреждения «Краснокамский комитет по охране окружающей среды» и утверждении его устава, установлено, что данный правовой акт опубликован не был. Отдельные положения устава «Краснокамского комитета по охране окружающей среды» противоречат действующему законодательству. Пунктом 2.2.12 устава предусмотрено, что комитет осуществляет экологический контроль, контроль за использованием земель, использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых. Пунктами 4.1.5, 4.1.9 установлено, что комитет предъявляет предприятиям, учреждениям, должностным лицам и гражданам требования о проведении мероприятий по устранению нарушений природоохранного законодательства. Между тем, федеральное законодательство не предусматривает муниципальный контроль и надзор в указанных сферах и наделение муниципального учреждения полномочиями по осуществлению экологического контроля является незаконным. Комитет пунктами 2.2.12, 4.1.6 незаконно наделен полномочиями принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении экологически вредной деятельности, что законом отнесено к компетенции суда. В пункте 2.2.13 комитет наделяется полномочиями на выдачу разрешений на отдельные виды природопользования, выбросы и сбросы вредных веществ, захоронение токсичных отходов, хотя такими полномочиями органы местного самоуправления законом не наделяются. В пунктах 2.2.22, 4.1.8 указано на полномочия комитета по участию в проведении экологической экспертизы, подготовке материалов для выдачи заключений экологической экспертизы, лицензии экологической сертификации, что также законом органы местного самоуправления не наделяются. Муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральным законам и иным нормативным актам Российской Федерации. В связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ был принесен протест главе Краснокамского муниципального района об устранении выявленных нарушений, которые в установленный законом срок устранены не были. Просит признать пункты 2.2.12, 2.2.13, 2.2.22, 2.2.24, 4.1.5, 4.1.8, 4.1.9 постановления главы местного самоуправления города Краснокамска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Устава муниципального учреждения «Краснокамский комитет по охране окружающей среды», как противоречащих закону, недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

       Определением Краснокамского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Краснокамского муниципального района (л.д. 25).

        В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал. Суду пояснил, что

 при проверке законности постановления главы местного самоуправления города Краснокамска от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании муниципального учреждения «Краснокамский комитет по охране окружающей среды» было установлено, что

 пункты 2.2.12, 2.2.13, 2.2.22, 2.2.24, 4.1.5, 4.1.8, 4.1.9 устава противоречат закону. Комитет незаконно наделен функциями, которыми органы муниципального самоуправления не наделяются. Указанное постановление опубликовано не было. Просит заявленные требования удовлетворить.

        Представитель главы Краснокамского муниципального района в судебное заседание не явился.

        Представитель администрации Краснокамского муниципального района Пермского края в судебном заседании заявленные требования не признала. Суду пояснила, что

 постановление главы местного самоуправления города Краснокамска от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании муниципального учреждения «Краснокамский комитет по охране окружающей среды» нормативным правовым актом не является. Устав муниципального учреждения является учредительным документом юридического лица и к нему не могут применяться требования, которые применяются к нормативно-правовым актам. В настоящее время устав муниципального казенного упреждения «Краснокамский комитет по экологии и природопользованию» приведен в соответствие путем изменения типа существующего муниципального учреждения «Краснокамский комитет по охране окружающей среды», на основании постановления администрации Краснокамского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

        Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению и приходит к следующим выводам.

        В силу ч. 1 ст. 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

        В соответствии со ст. 245 ГПК РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.

        Согласно п. 1 ст. 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

        В силу п. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

       При подаче заявления прокурор г.Краснокамска действовал в рамках полномочий, предоставленных ему ст.45 ГПК РФ, определяющей право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

       В судебном заседании установлено, что постановлением администрации города Краснокамска от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании муниципального учреждения «Краснокамский комитет по охране окружающей среды» создано муниципальное учреждение «Краснокамский комитет по охране окружающей среды» (п. 1). Утвержден Устав МУ «Краснокамский комитет по охране окружающей среды» (п. 2) (л.д. 15).

       В пункте 2.2.12 Устава МУ «Краснокамский комитет по охране окружающей среды» предусмотрено, что комитет осуществляет экологический контроль, контроль за использованием земель, использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, принимает решение об ограничении, приостановлении, прекращении экологически вредной деятельности (л.д. 9).

       В пунктах 4.1.5, 4.1.6, 4.1.9 Устава МУ «Краснокамский комитет по охране окружающей среды» предусмотрено, что комитет предъявляет, в случаях предусмотренных законодательством, предприятиям, учреждениям, должностным лицам и гражданам требования о проведении мероприятий по устранению нарушений природоохранного законодательства. Ограничивает, приостанавливает или прекращает в установленном порядке хозяйственную деятельность, осуществляемую с нарушением требований природоохранного законодательства, экологических норм и правил, заключений государственной экологической экспертизы и условий лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, связанной с выполнением работ (услуг) природоохранного назначения. Требует устранения выявленных недостатков, дает в пределах предоставленных прав указания или заключения по размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию, эксплуатации объектов (л.д. 12).

       Законом не предусмотрено наделение муниципальных учреждений функциями контроля и надзора в указанных сферах, поэтому наделение МУ «Краснокамский комитет по охране окружающей среды» полномочиями по осуществлению экологического контроля, предъявления требований о приостановлении и прекращении деятельности, проведении мероприятий по устранению нарушений природоохранного законодательства, устранения выявленных недостатков, является незаконным.

       Согласно ст. 80 ФЗ «Об охране окружающей среды», требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.

       В пункте 2.2.13 Устава МУ «Краснокамский комитет по охране окружающей среды» предусмотрено, что комитет выдает в случаях, установленных природоохранным законодательством Российской Федерации, разрешения на отдельные виды природопользования, выбросы и сбросы вредных веществ, захоронение токсичных отходов, хотя такими полномочиями органы местного самоуправления законом не наделяются.

        В пунктах 2.2.22, 4.1.8 Устава МУ «Краснокамский комитет по охране окружающей среды» указано, что комитет разрабатывает и вносит на рассмотрение главы самоуправления проекты нормативных правовых актов по вопросам охраны окружающей природной среды. Участвует в проведении государственной экологической экспертизы проектов при строительстве и реконструкции хозяйственных объектов (л.д. 8,12).

        Согласно ст. 4 ФЗ «Об экологической экспертизе», в Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

        В силу ч. 4 ст. 7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

        Таким образом, на территории Краснокамского муниципального района действует противоречащий закону муниципальный нормативно-правовой акт, в том числе изменяющий требования федерального законодательства, а также незаконно наделяющий муниципальный орган полномочиями, неустановленными для него законом.

       Оспариваемый нормативный правовой акт официально опубликован не был.

        По изложенным основаниям суд считает, что требования прокурора о признании          постановления главы местного самоуправления города Краснокамска от ДД.ММ.ГГГГ № в части утверждения пунктов 2.2.12, 2.2.13, 2.2.22, 2.2.24, 4.1.5, 4.1.6, 4.1.8, 4.1.9 Устава муниципального учреждения «Краснокамский комитет по охране окружающей среды», как противоречащих закону, подлежат удовлетворению.

       Постановление главы местного самоуправления города Краснокамска от ДД.ММ.ГГГГ № издано в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления, в нем имеется наличие правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо, на изменение или прекращение существующих правоотношений, т.е. имеются существенные признаки, характеризующие указанное постановление как нормативный правовой акт.

        То обстоятельство, что в Уставе казенного учреждения «Краснокамский комитет по экологии и природопользованию» учтены требования прокурора, не является основанием для отказа в удовлетворении заявления, поскольку постановление главы местного самоуправления города Краснокамска от ДД.ММ.ГГГГ № в части утверждения Устава муниципального учреждения «Краснокамский комитет по охране окружающей среды» несоответствующего законодательству не отменено.

        На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 199 ГПК РФ, суд

                                                           Р Е Ш И Л:

        Заявлением Пермского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

        Признать постановление главы местного самоуправления города Краснокамска от ДД.ММ.ГГГГ № в части утверждения пунктов 2.2.12, 2.2.13, 2.2.22, 2.2.24, 4.1.5, 4.1.6, 4.1.8, 4.1.9 Устава муниципального учреждения «Краснокамский комитет по охране окружающей среды», как противоречащих закону, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

        Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Краснокамский городской суд Пермского края в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

                           Судья                                                                            В.И.Фомин