ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-205/2013 от 04.12.2013 Кувшиновского районного суда (Тверская область)

Дело № 2 – 205/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«04» декабря 2013 года                                                                г. Кувшиново

Кувшиновский районный суд Тверской области в составе

Председательствующего судьи Иванковича А.В.,

При секретаре Полонкоевой О.Е.,

с участием заявителя ФИО10,

представителя заинтересованного лица Комитета по делам молодежи Тверской области ФИО11,

представителя заинтересованного лица Муниципального учреждения Администрации муниципального образования «Кувшиновский район» ФИО12,

представителя заинтересованного лица Муниципального учреждения Администрации муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново» ФИО13,

        заинтересованного лица ФИО14, действующей в своих интересах и интересах и интересах несовершеннолетних ФИО2 и ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО10 о признании незаконными действий Муниципального учреждения администрации муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново» по формированию очереди участников долгосрочной целевой программы Тверской области «Создание условий для формирования развития и укрепления правовых, экономических и организационных условий гражданского становления, эффективной социализации и самореализации молодых граждан» изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение (строительство) жилья в 2012 году по Муниципальному образованию городское поселение «Город Кувшиново»,

УСТАНОВИЛ:

ФИО10 обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий Муниципального учреждения администрации муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново» по формированию очереди участников долгосрочной целевой программы Тверской области «Создание условий для формирования развития и укрепления правовых, экономических и организационных условий гражданского становления, эффективной социализации и самореализации молодых граждан» изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение (строительство) жилья в 2012 году по Муниципальному образованию городское поселение «Город Кувшиново».

Свои требования мотивировала тем, что 30 июня 2010 г. она обратилась в Администрацию города Кувшиново (далее - Администрация) с заявлением о включении её молодой семьи в состав участников программы "Создание условий для формирования, развития и укрепления правовых, экономических и организационных условий гражданского становления, эффективной социализации и самореализации молодых граждан" (далее - Программа) на 2010-2011 годы.

В августе 2011 года ей стало известно, что её семья включена в Программу и её очередь в списке участников Программы по состоянию на 08 августа 2011 года - 5(пятая). Под номером два очереди в списке числился ФИО1 а под номерами три и четыре - ФИО15 и ФИО14 (ФИО16). На тот момент у заявителя каких-либо сомнений в правомерности действий Администрации не возникало, за исключением несвоевременного ответа на заявление.

В 2012 году семьи ФИО15 и ФИО14 получили Свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.

В сентябре 2013 года заявителю стало известно, что она не включена в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2013 году, утвержденный председателем Комитета по делам молодежи Тверской области ФИО17, так как заявителю на момент утверждения списка уже исполнилось 36 лет.

В начале октября 2013 года, исполняя обязанности главы администрации города Кувшиново, заявитель занималась подготовкой информации для прокуратуры Кувшиновского района о реализации Программы на территории города Кувшиново. Изучая заверенные копии учетных дел семей ФИО15 и ФИО14, к которым ранее она доступа не имела, заявитель выяснила, что заявления ФИО15 и ФИО14 о включении в состав участников Программы поданы раньше, чем указанные семьи были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении условий подпункта «б» пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение № 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы) (далее Правила). Из подпункта «б» пункта 6 Правил следует, что на момент подачи заявления о включении в Программу семья должна быть уже признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 вышеуказанных Правил. Кроме того, в соответствии с подпунктом «г» пункта 15 Правил при подаче заявления семья должна подать в орган местного самоуправления и документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Кроме того, выяснилось, что:

    В учетном деле ФИО14 находится два заявления на участие в Программе на 2011-2012 годы: от имени ФИО14, датированное 12 августа 2011 г., принятое главным специалистом по вопросам ЖКХ администрации города Кувшиново ФИО4 от имени ФИО16, датированное 09 февраля 2010 г., принятое 09 февраля 2010 г. тем же главным специалистом по вопросам ЖКХ, которая на тот момент не являлась работником Администрации. ФИО4. принята на работу в Администрацию в сентябре 2010 года.

В учетном деле ФИО15 находится заявление, датированное 09 февраля 2010 г., принятое 09 февраля 2010 г. главным специалистом по вопросам ЖКХ администрации города Кувшиново ФИО4., которая на тот момент не являлась работником Администрации.

Данные факты напрямую свидетельствуют о явном нарушении правил постановки на очередь.

При надлежащем исполнении должностными лицами своих обязанностей коренным образом изменилась бы очередность, и семья заявителя получила бы возможность своевременно реализовать свое право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в 2012 г. Семья заявителя в списке молодых семей - претендентов на получение социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в 2012 г. была следующей по очереди после семей ФИО15 и ФИО14.

Считает, что неправомерными действиями (бездействием) должностных лиц Администрации существенно нарушены права и свободы заявителя, а также созданы определенные препятствия к осуществлению прав и свобод заявителя. Она и двое её детей были лишены возможности в 2012 году реализовать свое право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. №1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 г.»

    На основании изложенного просит суд признать незаконными действия Администрации города Кувшиново по формированию очереди участников долгосрочной целевой программы Тверской области "Создание условий для формирования развития и укрепления правовых, экономических и организационных условий гражданского становления, эффективной социализации и самореализации молодых граждан" изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение (строительство) жилья в 2012 году по Муниципальному образованию городское поселение "Город Кувшиново" в отношении ФИО10 в связи с тем, что было нарушено ее право на получение Свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, в результате чего она не смогла улучшить свои жилищные условия.

    Признать незаконными действия Администрации города Кувшиново по включению семей ФИО15 и ФИО14 в сводный список молодых семей - участников долгосрочной целевой программы Тверской области "Создание условий для формирования развития и укрепления правовых, экономических и организационных условий гражданского становления, эффективной социализации и самореализации молодых граждан" изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение (строительство) жилья в 2012 году по Муниципальному образованию городское поселение "Город Кувшиново" в существующей последовательности (очередности), что повлекло за собой нарушение прав ФИО10 на получение Свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, в результате чего последняя не смогла улучшить свои жилищные условия.

В судебном заседании заявитель ФИО10 свои требования поддержала в полном объеме, обосновав их доводами, изложенными в заявлении.

Представитель заинтересованного лица Муниципального учреждения Администрации муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново» в судебном заседании признал нарушения действующего законодательства, поддержал ранее представленный отзыв из содержания которого следует, что 30 июня 2010 года ФИО10 обратилась в Администрацию с заявлением о включении ее молодой семьи в состав участников программы. К заявлению прилагался пакет требуемых документов.

В нарушение п. 17 Правил ответ заявительнице в установленный срок направлен не был. ФИО15, ФИО16 и ФИО14 не могли подать заявления на участие в программе 09 февраля 2010 г., так как главный специалист отдела ЖКХ ФИО18 в тот момент не работала в Администрации и, соответственно, не могла их принять и зарегистрировать. Заявление ФИО14 и ФИО16 не вызывает никакого сомнения в дате его написания – 12 августа 2011г., но написано оно спустя 1,5 года после подачи первого заявления данной семьей и спустя более одного года после подачи заявления Заявительницей. Ни к одному из заявлений на участие в программе ФИО15, ФИО14 и ФИО16 своевременно не был приложен пакет документов в соответствии с Правилами, т.е. был нарушен п. 15 Правил. В нарушение п. 18 Правил заявления не были возвращены заявителям для устранения недостатков.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что при включении семьи ФИО15, семьи ФИО14 и ФИО16 в список участников Программы должностными лицами Администрации города Кувшиново нарушено правило формирования очередности, указанные семьи не могли быть поставлены в очередь участников Программы перед заявительницей.

Представитель заинтересованного лица Муниципального учреждения Администрации муниципального образования «Кувшиновский район» в судебном заседании возражала против заявленных требований, поддержала ранее представленный отзыв, из содержания которого следует, что заявительницей пропущен срок обращения за судебной защитой, так как ей стало известно о своей очереди из ответа 26 сентября 2011 года. Кроме того, информация о семьях ФИО15 и ФИО14 стала известна заявителю при исполнении обязанностей муниципального служащего и была ею использована в нарушение положений Федерального закона от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», а, следовательно представленные заявителем доказательства являются недопустимыми и не могут быть приняты судом.

Представитель заинтересованного лица Комитета по делам молодежи Тверской области (далее - Комитет) в судебном заседании возражала против заявленных требований, поддержала ранее представленный отзыв, из содержания которого следует, что порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее - социальная выплата) в рамках реализации мероприятий Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы (далее - Подпрограмма) установлен Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 (далее - Правила).

Данными Правилами определены условия, которым должна соответствовать молодая семья, для того чтобы принять участие в Подпрограмме, которые в свою очередь, по основным требованиям соответствуют содержанию Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы и согласуются в части оснований для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы (п. 6, п. 18 Правил от 17.12.2010 № 1050 и п. 5, п. 18 Правил от 13.05.2006 № 285).

До 13 ноября 2012 пунктом 2 Порядка формирования списка молодых семей - участников подпрограммы «Содействие в обеспечении жильем молодых семей» государственной программы Тверской области «Молодежь Верхневолжья» на 2013 - 2018 годы», утвержденного постановлением Администрации Тверской области от 07 марта 2007 № 51-па, было установлено, что список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируется в хронологической последовательности, в соответствии с датой признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

ФИО15 и ФИО14 признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий распоряжением администрации муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново» от ДД.ММ.ГГГГ № а ФИО10 - распоряжением администрации муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново» от ДД.ММ.ГГГГ №

Таким образом, список молодых семей - участников Подпрограммы по городу Кувшиново на 2012 год был сформирован администрацией муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново» в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Администрации Тверской области от 07 марта 2007 № 51-па.

Право на получение социальной выплаты зависит не только от нуждаемости участника Подпрограммы, но и соответствия его условиям Подпрограммы. Количество претендентов на получение социальных выплат зависит от объема финансирования, предусмотренного на эти цели. Иное применение приведенных норм противоречит целевому использованию выделяемых денежных средств для достижения поставленных Подпрограммой задач.

Согласно пунктов 3 и 4 федеральных Правил, право молодой семьи -участницы подпрограммы на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома. Выдача свидетельства на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы, осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Для восстановления права ФИО10 на получение социальной выплаты семью ФИО10 необходимо включить в сводный список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат.

Однако, учитывая несоответствие семьи ФИО10 возрастному ограничению, установленному федеральными Правилами – 35 лет, Комитет не может включить данную семью в список молодых семей — претендентов на получение социальной выплаты. В противном случае, это вызовет противоречие нормам действующего законодательства, содержащим требования, предъявляемые к молодым семьям в части возраста супругов, приведет к снижению уровня социальной защиты молодых семей, а также будет рассматриваться как нецелевое использование средств бюджетной системы Российской Федерации.

Кроме того, представитель заинтересованного лица Комитета по делам молодежи Тверской области в судебном заседании пояснил, что при формировании списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2012 году именно Комитетом было произведено ограничение количества семей-претендентов в виду изменения порядка финансирования и ограниченности финансовых ресурсов.

Заинтересованное лицо ФИО14, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО2 и ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Указала, что ФИО10 пропущен срок обращения за судебной защитой, а так же ее требования являются незаконными и необоснованными.

Заинтересованные лица ФИО16, ФИО15, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО5., будучи надлежащим образом извещенными о дне и времени рассмотрения заявления, в судебное заседание не явились, не сообщили об уважительных причинах неявки, ФИО16 просил о рассмотрении заявления в его отсутствие, возражал против удовлетворения заявления, ФИО15 не просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, возражений в адрес суда не представила.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав заявителя, представителей заинтересованных лиц и заинтересованных лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

При этом, в указанной норме отсутствуют ограничения, связанные с порядком получения заявителем информации о нарушении его прав и свобод.

По мнению заинтересованного лица ФИО14 и представителя заинтересованного лица Муниципального учреждения Администрации муниципального образования «Кувшиновский район» заявителем пропущен указанный выше срок, а доказательства наличия уважительности его пропуска суду не представлены. Указали, что уже в сентябре 2011 года ФИО10 было известно о порядке очереди по включению в Список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».

Суд не соглашается с таким мнением заинтересованных лиц, поскольку доказательства ознакомления ФИО10 с документами по формированию списка ранее октября 2013 года в дело не представлены.

Суд отмечает, что, только обладая копиями документов или ознакомившись с ними, возможно достоверно узнать о порядке формирования Списка и включенных в него лицах.

Кроме того, утверждение ФИО10 о том, что только в начале октября 2013 года в Администрации городского поселения «Город Кувшиново» она получила информацию о порядке формирования Списка в судебном заседании никем из участников не опровергнуто, поэтому суд полагает, что отсутствуют основания считать заявителя пропустившим срок для обжалования действий Муниципального учреждения администрации муниципального образования «Город Кувшиново».

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие)    государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативно правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие)    государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя.

Из материалов дела усматривается и не оспаривается сторонами, что распоряжением и.о. главы администрации городского поселения «Город Кувшиново» от 10 июня 2010 года № 121 на основании п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ ФИО10 была признана нуждающейся в жилом помещении.

Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года N 285 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы, которая, в свою очередь, включает в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей».

Постановлением администрации Тверской области от 01.09.2008 N 281-па была утверждена долгосрочная целевая программа Тверской области «Создание условий для формирования, развития и укрепления правовых, экономических и организационных условий гражданского становления, эффективной социализации и самореализации молодых граждан».

30 июня 2010 года ФИО10 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) обратилась с заявлением о включении её семьи в состав участников программы «Создание условий для формирования, развития и укрепления правовых, экономических и организационных условий гражданского становления, эффективной социализации и самореализации молодых граждан» на 2010-2011 годы. При этом заявитель согласилась с условиями участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009-2010 годы.

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище на 2011 - 2015 годы", которая, в свою очередь, включает в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей". Приложением к подпрограмме утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила).

Как следует из объяснений сторон и материалов дела, ФИО10 была включена в список участников Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы на 2011 г., однако право на получение социальной выплаты в указанный год не было реализовано, поскольку выделенные на 2011 год из бюджета денежные средства были распределены и социальные выплаты предоставлены другим молодым семьям в порядке очередности. Аналогичная ситуация сложилась в 2012 году.

В соответствии с п. 20 Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

25 августа 2011 года главой Администрации городского поселения "Город Кувшиново" в адрес Комитета по делам молодежи Тверской области был направлен список молодых семей - участников долгосрочной целевой программы Тверской области "Создание условий для формирования развития и укрепления правовых, экономических и организационных условий гражданского становления, эффективной социализации и самореализации молодых граждан" изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение (строительство) жилья в 2012 году по Муниципальному образованию городское поселение "Город Кувшиново"(далее - Список).

В данном списке молодые семьи - участники были расположены в следующем порядке:

1. семья ФИО14 состоящая из нее, мужа ФИО16, несовершеннолетних детей ФИО19 и ФИО3

2. семья ФИО15 состоящая из нее и несовершеннолетнего ФИО5;

3. семья ФИО10 состоящая из нее и несовершеннолетних детей ФИО6 и ФИО7;

а также другие семьи.

Допрошенная в судебном заседании по ходатайству заявителя в качестве свидетеля ФИО8. пояснила, что также являлась участником Подпрограммы и при принятии у неё документов в Администрации городского поселения «Город Кувшиново» были допущены нарушения законодательства.

    Допрошенная в судебном заседании по ходатайству представителя заинтересованного лица Муниципального учреждения Администрации муниципального образования «Кувшиновский район» в качестве свидетеля ФИО9 пояснила, что с февраля 2009 года по сентябрь 2013 года являлась главой Администрации городского поселения «Город Кувшиново». Сбором документов занимался отдел ЖКХ и Комитет по делам молодежи и спорту администрации городского поселения «Город Кувшиново». Заявления от претендентов принимал специалист Комитета по делам молодежи и спорту администрации городского поселения «Город Кувшиново» ФИО20 В 2010 году в Администрации города Кувшиново была полная неразбериха. Свидетель устным распоряжением указала, чтобы все документы по Программе «Создание условий для формирования, развития и укрепления экономических и организационных условий гражданского становления, эффективной социализации и самореализации молодых граждан» на 2010-2011 годы должны храниться в отделе ЖКХ. Все документы на включение в Программу готовил отдел ЖКХ. Контроль над проведением Программы был возложен на первого заместителя главы Администрации города Кувшиново ФИО21 Вопросы по включению в список претендентов по Программе разрешались коллегиально на Жилищной комиссии, членом которой свидетель не являлась. ФИО14 и ФИО15 являются её племянницами. Никаких поблажек своим племянницам она не делала, просто разъяснила им, чтобы собирали необходимые документы и вступали в Программу. Такую же информацию она сообщала всем, кто обращался с подобными заявлениями. В конце 2009 года на стажировку без оплаты на работу в отдел ЖКХ была принята ФИО18. В 2010 году ФИО18 была принята на работу в муниципальное унитарное предприятие, но там она фактически не работала, она так и осуществляла свою деятельность в отделе ЖКХ Администрации города Кувшиново. Заявление от ФИО10 поступило позже, чем заявление от ФИО15 и ФИО14 ФИО10 сначала сомневалась подавать ей документы или нет. Максимальное количество участников, которое может быть включено в Подпрограмму в год зависит от суммы денежных средств выделяемых в бюджет муниципалитета. На район обычно выделяется не более, чем на троих человек. Бюджет был очень дефицитный. Список на 2011 год участников Подпрограммы в Комитет по делам молодежи Тверской области был направлен вовремя, в нем были указаны все участники. При принятии решения о включении в Список участников Программы семей ФИО14 и ФИО15 было проверено наличие всех необходимых документов. Их личные дела отвозились в Комитет по делам молодежи Тверской области на проверку, претензий никаких не поступило. Количество семей, которые получили свидетельства в 2012 году, было определено Комитетом по делам молодежи Тверской области после выделения соответствующего финансирования. При выдаче Свидетельства семьи повторно собирают пакет документов, и в Финансовый отдел, и в казначейство, и в бухгалтерию.

У суда нет оснований ставить под сомнение истинность фактов, сообщенных свидетелями, их показания последовательны, логичны, соответствуют и не противоречат обстоятельствам, сведения о которых содержатся в других собранных по делу доказательствах.

Согласно п. 21 Правил, в редакции, действовавшей на момент составления вышеуказанного списка, порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определялись органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 Порядка формирования списка молодых семей - участников подпрограммы «Содействие в обеспечении жильем молодых семей» государственной программы Тверской области «Молодежь Верхневолжья» на 2013 - 2018 годы», утвержденного постановлением Администрации Тверской области от 07 марта 2007 № 51-па, в редакции действовавшей до 13 ноября 2012 года, список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формировался в хронологической последовательности, в соответствии с датой признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, суд не может согласиться с доводом заявителя и представителя заинтересованного лица Администрации городского поселения «Город Кувшиново» о необходимости формирования Списка исходя из даты составления заявления о включении в Программу.

Как следует из материалов дела, ФИО14 и ФИО15 11 февраля 2010 года распоряжением главы администрации городского поселения «Город Кувшиново» № 24.1 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года №285 "Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" и ч. 3 ст. 49, п. 1,2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.

ФИО10 10 июня 2010 года распоряжением и.о. главы администрации городского поселения «Город Кувшиново» № 121 на основании п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ также была признана нуждающейся в жилом помещении.

Таким образом, Список был сформирован Администрацией городского поселения «Город Кувшиново» в соответствии с постановлением Администрации Тверской области от 07 марта 2007 № 51-па в хронологическом порядке с учетом даты признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

29 ноября 2013 года распоряжением и.о. главы администрации городского поселения «Город Кувшиново» № 50 распоряжение главы администрации города Кувшиново от 11 февраля 2010 года №24.1 отменено. Однако указанное обстоятельство не может повлиять на разрешение настоящего дела, так как на момент формирования списка и его реализации распоряжение от 11 февраля 2010 года №24.1 действовало и подлежало обязательному исполнению.

Так же не может быть принят во внимание судом довод заявителя и представителя заинтересованного лица Администрации городского поселения «Город Кувшиново» о незаконности распоряжения от 11 февраля 2010 года №24.1 и необоснованности признания семей ФИО15 и ФИО14 участниками программы, так как указанные обстоятельства исходя из содержания заявленных ФИО10 уточненных требований не входят в предмет доказывания по данному делу и их исследование судом противоречит положениям ст. 196 и главы 25 ГПК РФ.

По смыслу приведенных норм ст. 255, 256, 258 ГПК РФ, с учетом разъяснений, содержащихся в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 2 от 10 февраля 2009 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", незаконным могут быть признаны такие решения, действия (бездействие), которые нарушают права и свободы заявителя, создают препятствия к осуществлению им его прав и свобод, незаконно возлагают на него какую-либо обязанность.

В силу подпункта «е» пункта 10 Положения о Комитете по делам молодежи Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 № 83-пп, именно Комитет является уполномоченным исполнительным органом Тверской области, реализующим закрепленные за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия в рамках реализации Подпрограммы.

В соответствии с п. 22, 23 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список). Сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы.

После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Из указанных норм следует, что списки молодых семей уже в качестве претендентов на получение социальных выплат в планируемом году на основании сводного списка утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом предоставления субсидий в пределах лимита бюджетных средств.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что для получения права на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья необходима совокупность следующих условий: волеизъявление гражданина на участие в программе; признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий; соответствие семьи требованиям Правил; признание семьи участником подпрограммы; формирование органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы; выделения из бюджета Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета лимита денежных средств, а так же формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сводного списка и включения в него заявителя.

Таким образом, порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы сам по себе без учета иных факторов не находится в причинно-следственной связи с предоставлением или не предоставлением семье права на получение социальной выплаты, а, следовательно, и свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.

11 октября 2011 года именно Комитетом по делам молодежи Тверской области в пределах лимита бюджетных средств сформирован список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2012 году, который 29 мая 2012 года утвержден Первым заместителем Председателя Правительства Тверской области. Семья ФИО10 Комитетом в указанный список не была включена.

Таким образом, действия Администрации городского поселения «Город Кувшиново» по формированию очереди участников подпрограммы и факт включения в Список семей ФИО14 и ФИО15 в существующей последовательности (очередности) без учета иных обстоятельств, которые не являются предметом обжалования, не находятся в причинно-следственной связи с предоставлением или не предоставлением ФИО10 права на социальную выплату и не нарушают права и законные интересы заявителя.

При этом, суд считает, что факты признания каких-либо лиц, в том числе и семей ФИО15 и ФИО14, участниками Подпрограммы также не могут находиться в причинно-следственной связи с обстоятельствами предоставления или не предоставления ФИО10 права на социальную выплату, а, следовательно нарушить её права и законные интересы.

Кроме того, из материалов дела следует, что до вынесения решения суда 30 августа 2013 года Постановлением главы Кувшиновского района №393 ФИО10 исключена из числа граждан участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы», подпрограммы «Содействие в обеспечении жильем молодых семей» государственной программы Тверской области «Молодежь Верхневолжья» на 2013 – 2018 годы в связи с достижением заявительницей возраста 36 лет (пп. а п. 6 Правил).

Поскольку заявитель не является в установленном порядке участником Подпрограммы и не может быть включена в список граждан для получения социальной выплаты ввиду достижения предельного возраста участия в Подпрограмме, фактически оспариваемыми действиями Администрации городского поселения «Город Кувшиново» в настоящий момент ее права не нарушаются и не создают препятствия к осуществлению ею прав и свобод, что является самостоятельным основанием к отказу судом в удовлетворении заявления.

Ввиду того, что для признания оспариваемых ФИО10 действий органа местного самоуправления незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий закону и нарушение этим прав и законных интересов заявителя, а в данном случае такая совокупность отсутствует, оснований для удовлетворения заявления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления ФИО10 о признании незаконными действий Муниципального учреждения администрации муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново» по формированию очереди участников долгосрочной целевой программы Тверской области «Создание условий для формирования развития и укрепления правовых, экономических и организационных условий гражданского становления, эффективной социализации и самореализации молодых граждан» изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение (строительство) жилья в 2012 году по Муниципальному образованию городское поселение «Город Кувшиново» и включению семей ФИО15 и ФИО14 в сводный список молодых семей - участников данной долгосрочной целевой программы Тверской области в существующей последовательности (очередности) отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Кувшиновский районный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 20 декабря 2013 года.

Судья                                        А.В. Иванкович