ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-205/2013 от 21.12.2012 Камышинского городского суда (Волгоградская область)

Дело № 2-205/2013

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Камышинский городской суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Е.В.Буровой,

при секретаре И.В.Винтер,

с участием представителя заявителя - ФИО1 по доверенности, представителя заинтересованного лица -государственного инспектора Камышинского района по пожарномунадзору Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Волгоградской области ФИО2 по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании 21 декабря 2012 года в городе Камышине Волгоградской области гражданское дело по заявлению Главы Верхнедобринского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным Предписания от 13.09.2012 года № 38/4/01-5, вынесенного Управлением надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Волгоградской области, суд

У С Т А Н О В И Л:

Глава Верхнедобринского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской областиС.Н.ФИО3 обратился в суд с заявлением о признании Предписания от ДД.ММ.ГГГГ№ ...., вынесенного Управлением надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Волгоградской области,незаконным.

В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ в здании Администрации Камышинского муниципального района Волгоградской области старший инженер отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций УНД Главного Управления МЧС России по Волгоградской области ФИО7 внес ему как Главе Верхнедобринского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области Предписание № ..... С внесенным Предписанием не согласен, считает, что оно не соответствует действующему законодательству Российской Федерации в части организации и проведении проверок, в связи с чем просит признать его незаконным.

На основании распоряженияоргана государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля № .... от ДД.ММ.ГГГГ, орган государственного контроля проводил плановую выездную проверку. В пункте 1 настоящего распоряжения указано провести проверку в отношении органов местного самоуправления Верхнедобринского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области.

Статьей 34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определена структураорганов местного самоуправления, которую составляют: представительный орган муниципального образования, Глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные Уставом муниципального образования. Так, статья 22 Устава Верхнедобринского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области определила структуру органов местного самоуправления поселения в составе: Главы Верхнедобринскогосельского поселения, Верхнедобринскогосельского Совета как представительного органа сельского поселения и Администрации Верхнедобринского сельского поселения. При этом правами юридического лица наделены исключительно Верхнедобринский сельский Совет и Администрация Верхнедобринского сельского поселения. Органы местного самоуправления Верхнедобринского сельского поселения не являются наименованием юридического лица, а, следовательно, не являются и самим юридическим лицом. Более того, в самом распоряжении не указан перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.

Как следует из распоряжения № .... от ДД.ММ.ГГГГ орган государственного контроля проводил плановую выездную проверку.

В соответствии с частью 2 статьи 12 ФЗ от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления деятельности. АдминистрацияВерхнедобринскогосельского поселенияКамышинского муниципального района Волгоградской области зарегистрирована и фактически находится по адресу: Россия, ..... Проверка органами государственного контроля проходила в здании Администрации Камышинского муниципального района Волгоградской области по адресу: Россия, ....-А. Выезд проверяющего на территорию Верхнедобринскогосельского поселения не осуществлялся.

Более того, Федеральный законот 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» устанавливает планирование проводимых плановых проверок.

Так, согласно части 3 статьи 9 настоящего Закона плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов, которые подлежат размещению в сети Интернет на официальных сайтах органов, указанных в Правилах подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Однако, в сводном плане проверок, размещенном на официальном сайте Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, проведение плановой проверки Главным управлением МЧС России по Волгоградской области не значится.

Представители заинтересованных лиц - Администрация Верхнедобринского сельского поселения и Верхнедобринский сельский Совет, извещенные телефонограммой о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, доказательств уважительности причин своей неявки суду не предоставили, с заявлением о рассмотрении дела без их участия не обращались. В соответствии со ст. 167, 257 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело, поскольку неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

В судебном заседании представитель заявителя - ФИО1, на заявленных требованияхнастаивал, дополнительно просил суд отменить Предписание № .... от ДД.ММ.ГГГГ, внесенное Управлением надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Волгоградской области Главе Верхнедобринского сельского поселения. Проверка органами государственного контроля проводилась формально, с грубыми нарушениями действующего федерального законодательства. Главы всехсельских поселений, образованных на территории Камышинского муниципального района Волгоградской области, включая Главу Верхнедобринского сельского поселения, телефонограммой были приглашены ДД.ММ.ГГГГ в здание Администрации Камышинского муниципального района Волгоградской области по адресу: ....А.Глав поселений с документами по очереди приглашали в кабинет управляющего делами Администрации Камышинского муниципального района ФИО9.

В соответствии со ст. 9ФЗ РФ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной в порядке, установленном статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.При этом Главам сельских поселений никто не разъяснял какие именно необходимо иметь при себе документы, необходимые для достижения целей и задач проверки. В числе проверяющих присутствовал только старший инженер ФИО7, который здания Администрации Камышинского муниципального района Волгоградской области не покидал и на территорию сельских поселений не выезжал.Кроме того, полагает, что поскольку плановая выездная проверка проводилась без включения в ежегодный план проведения проверок органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, то проведена она с грубым нарушением требований ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предусматривающих организацию и проведение проверок, что в силу ст. 20 настоящего Закона свидетельствует о наличии оснований для отмены Предписания. В сводном плане проверок субъектов предпринимательства на 2012 год, размещенном на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, проведение проверки в отношенииорганов местного самоуправления Верхнедобринского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля отсутствует.

Представитель Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Волгоградской области, инспектор УНД ФИО2, с заявленными требованиями не согласился, указав на то, что обстоятельства проведения проверки Верхнедобринскогосельского поселения ему не известны.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит доводы представителя заявителя обоснованными, а заявленные требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в части 2 статьи 1 устанавливает:

1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;

3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;

4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Согласно порядку организации проверок, установленному в части 1 статьи 14 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 года, проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Кроме того, пп.2,3 части 2 статьи 14 настоящего Закона предписывают указывать в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций, а также наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности;

Из акта проверки органа государственного контроля (надзора) юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ№ .... следует, что на проведение плановой проверки был уполномочен старший инженер отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций УНД Главного управления МЧС России по Волгоградской области ФИО7Иных должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки Верхнедобринского сельского поселения данный акт не содержит.

Кроме того, в акте проверки указано, что органами надзора проводилась плановая проверка, в то время как распоряжение о проведении проверки № .... от ДД.ММ.ГГГГ предписывает проведение плановой выездной проверки в отношении органов местного самоуправления Верхнедобринского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области.

Структура органов местного самоуправления определяется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ).Так, в статье 34 настоящего Закона установлено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, Глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные Уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Статья 22 Устава Верхнедобринского сельского поселения Камышинскогомуниципального района Волгоградской области определила структуру органов местного самоуправления поселения в составе: Главы Верхнедобринскогосельского поселения, Верхнедобринского сельского Совета как представительного органа сельского поселения и Администрации Верхнедобринского сельского поселения. Правами юридического лица наделены Верхнедобринский сельский Совет и Администрация Верхнедобринского сельского поселения. Изложенное свидетельствует о том, что из указанного распоряжения установить конкретный орган местного самоуправления, подлежащий проверке, не представляется возможным.

Согласно части 2 статьи 12Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности. При этом, место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (ст. 54 ГК РФ). Администрация Верхнедобринского сельского поселения находится по адресу: Россия, .... а, что подтверждается Выпиской из ЕГРЮЛ № ...., сформированной Межрайонной ИФНС № .... по .... по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.Из пояснений представителя заявителя ФИО1 следует, что фактически выездная проверка не осуществлялась, что проходила плановая документарная проверка в здании Администрации Камышинского муниципального района Волгоградской области по адресу: ....А и проводилась она исключительно инспектором ФИО7 Выезд на территорию Верхнедобринскогосельского поселения никем из должностных лиц не осуществлялся.Оснований для сомнения в пояснениях представителя заявителя у суда не имеется, посколькуПленум Верховного Суда РФ в пункте 20 Постановления от 10.02.2009 N 2"О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" указал, что по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Представитель заинтересованного лица каких-либо доказательств, объективно свидетельствующих о проведении плановой выездной, а не плановой документарной проверки, осуществляемой на территории Верхнедобринского сельского поселения суду не представил, что свидетельствует о нарушении требований ст. 249 ГПК РФ.

Частью 3 статьи 9 ФЗ № 294-ФЗ от 26.12.2008 года установлено, что плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489(ред. от 30.12.2011) утверждены Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Порядок подготовки ежегодного плана проведения плановых проверок, его представления в органы прокуратуры и согласования, а также типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок устанавливается Правительством Российской Федерации.

Генеральная прокуратура Российской Федерации на основании обобщения представленных руководителями органов государственного контроля (надзора) или муниципального контроля ежегодного плана проведения проверок формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет". В представленном сводном плане проверок субъектов предпринимательства на 2012 года, размещенном на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в сети Интернет плановой проверкив отношении Администрации Верхнедобринского сельского поселения, Верхнедобринского сельского Совета и Главы Верхнедобринского сельского поселения не значится.

Довод представителя заявителя ФИО1 о том, что органы местного самоуправления должны включаться в ежегодный план представителем управления надзорной деятельности ФИО2 не опровергнут.

В распоряжении руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указывается в частности перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля. Вынося распоряжение № 38 от 09.08.2012 года Главный государственный инспектор Волгоградской области по пожарному надзору руководствовался Приказом МЧС РФ от 09.08.2010 N 381"Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны", устанавливающим, что деятельность должностных лиц ГНГО по исполнению государственной функции на объектах надзора осуществляется в соответствии с:

перспективными пятилетними планами плановых проверок, разрабатываемыми в органах ГНГО (далее - перспективный план);

ежегодными планами проведения плановых проверок, разрабатываемыми органами ГНГО, на основе перспективных планов;

личными план-графиками работы, составляемыми ежемесячно должностными лицами ГНГО.

Согласно п. 39 Административного регламента в перспективный план включаются, в том числе:наименования федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, фамилии и инициалы граждан, в отношении которых планируется осуществить плановые проверки.

Плановые проверки проводятся в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

Кроме того, в пунктах 33 и 34 Административного регламента указано, что плановые проверки в отношении субъектов надзора проводятся на основании ежегодного плана проведения плановых проверок субъектов надзора на текущий календарный год (далее - План), оформляемого в соответствии с приложением N 4 к настоящему Административному регламенту. Данный приказ утратил юридическую силу лишь на момент проведения проверки в связи с изданием приказа МЧС России от 26.06.2012 N 358, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" - 17.08.2012).

Изложенное выше свидетельствует о том, что для проведения плановой выездной проверки орган местного самоуправления должен быть включен в ежегодный план проведения плановых проверок.

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

К грубым нарушениям относится нарушение требований в том числе предусмотренных частью 3 статьи 9 настоящего Федерального закона (в части проведения плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок).

При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что плановая проверка администрации Верхнедобринскогосельского поселения проведена с грубым нарушением норм федерального законодательства, а именно Федерального закона №294-ФЗ от 26.12.2008 года и не может являться доказательством нарушения органами местного самоуправления Верхнедобринскогосельского поселения обязательных требований.Соответственно Предписание Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ .... по устранению нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайной ситуации, вынесенное Главе Администрации Верхнедобринского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области на основании проведенной проверки, является незаконным и подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать предписание Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ ...., вынесенное ГлавеАдминистрации Верхнедобринского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области, незаконным.

Обязать Управление надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Волгоградской области отменить Предписание от ДД.ММ.ГГГГ№ .....

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Камышинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е.В.Бурова