ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-205/2022 от 23.05.2022 Приютненского районного суда (Республика Калмыкия)

Дело № 2-205/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Ики-Бурул 23 мая 2022 г.

Приютненский районный суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего - судьи Лиджиева Р.С.,

при ведении протокола секретарем - Никишкиной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ики-Бурульского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Чограйского сельского муниципального образования Республики Калмыкия о возложении обязанности по организации уличного освещения,

у с т а н о в и л:

прокурор Ики-Бурульского района РК обратился в суд с указанным иском, мотивируя следующим.

Прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией Чограйского СМО РК законодательства о местном самоуправлении по организации уличного освещения. В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится организация благоустройства территории поселения, включая освещение улиц.

В силу статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ относятся к вопросам местного значения. Согласно пункту 5 части 1 статьи 50 Федерального закона № 131-ФЗ в собственности поселений могут находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частью 3 и частью 4 статьи 14, частью 3 статьи 16, частью 2 и частью 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частью 1 и частью 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

В силу части 2 статьи 18 Федерального закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. В случаях и в порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов РФ.

Согласно пунктам 1, 3.5 ГОСТ Р 55706-2013 «Национальный стандарт РФ. Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы» настоящий стандарт распространяется на утилитарное наружное освещение и устанавливает классификацию и нормы освещения объектов улично-дорожной сети в пределах территорий городских и сельских населенных пунктов. Улица местного значения – улица, обеспечивающая непосредственный доступ к зданиям и дворовым территориям с минимальным сквозным транспортным движением.

Согласно пункту 3.10 ГОСТ утилитарное наружное освещение: стационарное освещение, обеспечивающее безопасное и комфортное движение транспортных средств и пешеходов на дорогах, улицах, велосипедных дорожках и в пешеходных зонах парков и скверов в темное время суток.

В соответствии с нормами ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства» организация освещения улиц в соответствии с требованиями настоящего ГОСТа является обязанностью органа местного самоуправления и должно осуществляться за счет средств бюджета этого муниципального образования.

Однако в нарушение вышеуказанных требований закона освещение по улицам Рабочая, Пролетарская, Чограйская и Строительная п. Южный отсутствует. Между тем по указанным улицам расположены частные жилые дома, проходит движение транспортных средств и пешеходов. Отсутствие искусственного освещения на указанных лицах в темное время суток создает угрозу безопасности жизни и здоровья пешеходов, создает условия и может являться причиной совершения преступлений и правонарушений, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, может повлечь за собой наступление тяжких последствий.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ просит суд обязать администрацию Чограйского СМО РК организовать уличное освещение по улицам Рабочая, Пролетарская, Чограйская и Строительная в соответствии с ГОСТ Р 55706-2013 «Национальный стандарт РФ. Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы» путем установки уличных светильников и включением их в централизованном режиме.

Стороны просили рассмотреть дело без их участия.

Прокурор требование поддержал, в связи с установленным бездействием просил вынести в адрес администрации органа местного самоуправления частное определение. От представителя ответчика – главы администрации Чограйского СМО РК Манджиева Б.Л. поступило письменное заявление о признании иска.

В соответствии со статьей 167 ГПК РФ суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Согласно статье 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Пунктом 3 статьи 173 ГПК РФ установлено, что при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация благоустройства территории поселения, включая освещение улиц, относится к вопросам местного значения поселения. Актом осмотра от 19 марта 2022 г. подтверждается отсутствие искусственного освещения на улицах Рабочая, Пролетарская, Чограйская и Строительная поселка. В этой связи отсутствие искусственного освещения на указанных улицах поселка в темное время суток создает угрозу безопасности жизни и здоровья пешеходов, создает условия и может являться причиной совершения преступлений и правонарушений, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, может повлечь за собой наступление тяжких последствий.

При установленных обстоятельствах признание иска ответчиком не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц и суд принимает признание иска. Таким образом, при признании иска исковое требование прокурора подлежит удовлетворению.

Принимая решение об удовлетворении иска, в силу положений статьи 206 ГПК РФ с учетом характера заявленных требований и отсутствия возражений сторон суд считает необходимым установить срок исполнения настоящего судебного решения в течение четырех месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

принять признание иска и иск прокурора Ики-Бурульского района Республики Калмыкия удовлетворить.

Обязать администрацию Чограйского сельского муниципального образования Республики Калмыкия организовать уличное освещение по улицам Рабочая, Пролетарская, Чограйская и Строительная п. Южный в соответствии с ГОСТ Р 55706-2013 «Национальный стандарт РФ. Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы» путем установки уличных светильников и включением их в централизованном режиме.

Срок исполнения решения суда установить до 25 октября 2022 г.

Об исполнении решения сообщить в суд в течение месяца со дня истечения срока для исполнения решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия через Приютненский районный суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий