Дело № 2-2060/2016г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 ноября 2016 года г. Липецк
Липецкий районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Риффель В.В.,
с участием помощника прокурора прокуратуры Липецкого района Юрицыной А.Ю.,
при секретаре Иванове М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по иску прокурора Липецкого муниципального района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Лубновский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области о понуждении внести изменения в Административный регламент сельского поселения,
установил:
Прокурор Липецкого района Липецкой области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Лубновский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области о понуждении внести изменения в Административный регламент сельского поселения, указывая, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрациями сельских поселений Липецкого муниципального района требований законодательства о предоставлении муниципальных услуг заявителям в электронной форме, в ходе которой установлено, что Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача населению справок, выписок из домовых и похозяйственных книг», утвержденный постановлением администрации сельского поселения Лубновский сельсовет от 16.08.2013г. № 47, не содержит необходимых сведений и не отвечает требованиям федерального законодательства в обозначенной сфере. Не соблюдение требований федерального законодательства в деятельности администрации сельского поселения в процессе обеспечения доступности информации в электронной форме ограничивает права неопределенного круга лиц на ее получение. Просит обязать администрацию сельского поселения Лубновский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу устранить нарушения федерального законодательства об обеспечении доступа информации в электронной форме для граждан (физических лиц) и организаций путем внесения изменений в Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача населению справок, выписок из домовых и похозяйственных книг», утвержденный постановлением администрации сельского поселения Лубновский сельсовет от 16.08.2013г. № 47.
В судебном заседании помощник прокурора Липецкого района Липецкой области Юрицына А.Ю. исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика – администрации сельского поселения Лубновский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежаще и своевременно. И.О. главы администрации Лубновский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области ФИО1 представила суду заявление, в котором указала, что постановлением администрации сельского поселения Лубновский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области №30 от 27.10.2016г. «О внесении изменений в административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача населению справок, выписок из домовых и похозяйственных книг» внесены изменения в административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача населению справок, выписок из домовых книг и похозяйственных книг» №47 от 16.08.2016г., копию постановления прилагает.
Выслушав прокурора, изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из п. 4 ст. 27 и п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее – Закон) при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на:
1) получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги;
2) получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме;
3) получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя;
4) досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения государственных и (или) муниципальных услуг;
5) получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими государственные услуги, и соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими муниципальные услуги (далее - соглашения о взаимодействии), с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии.
Согласно ст. 6 Закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами и обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 марта 2016 г. № 236 «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг» при предоставлении услуг в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал), порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации (далее - порталы услуг), а также официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления (далее - официальные сайты) заявителю обеспечивается:
а) получение информации о порядке и сроках предоставления услуги;
б) запись на прием в орган (организацию), многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) для подачи запроса о предоставлении услуги (далее - запрос);
в) формирование запроса;
г) прием и регистрация органом (организацией) запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги;д) оплата государственной пошлины за предоставление услуг и уплата иных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - оплата услуг);
е) получение результата предоставления услуги;
ж) получение сведений о ходе выполнения запроса;
з) осуществление оценки качества предоставления услуги;
и) досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) органа (организации), должностного лица органа (организации) либо государственного или муниципального служащего.
Состав действий, которые заявитель вправе совершить в электронной форме при получении услуги с использованием единого портала, порталов услуг и официальных сайтов, определяется в административном регламенте предоставления услуги.
В административный регламент предоставления услуги включаются состав, последовательность и сроки выполнения действий в электронной форме, а также требования к порядку их выполнения.
Информация о порядке и сроках предоставления услуги, основанная на сведениях об услугах, содержащихся в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)", размещенная на едином портале, порталах услуг и официальных сайтах, предоставляется заявителю бесплатно.
В соответствии со ст. 12 Закона предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Структура административного регламента должна содержать разделы, устанавливающие:
1) общие положения;
2) стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги;
3) состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах;
4) формы контроля за исполнением административного регламента;
5) досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, государственных или муниципальных служащих.
В соответствии со ст. 14 Закона стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает:
1) наименование государственной или муниципальной услуги;
2) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу;
3) результат предоставления государственной или муниципальной услуги;
4) срок предоставления государственной или муниципальной услуги;
5) правовые основания для предоставления государственной или муниципальной услуги;
6) исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
7) исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги;
8) исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги;
9) размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги, и способы ее взимания в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
10) максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и при получении результата предоставления государственной или муниципальной услуги;
11) срок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги;
12) требования к помещениям, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной или муниципальной услуги, в том числе к обеспечению доступности для инвалидов указанных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов;
13) показатели доступности и качества государственных и муниципальных услуг;
14) иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах и особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Судом установлено, что во исполнение требований Федерального Закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» администрация сельского поселения Лубновский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области постановлением № 47 от 16 августа 2013 года утвердила административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Выдача населению справок, выписок из домовых и похозяйственных книг».
Прокуратурой Липецкого района Липецкой области проведена проверка исполнения требований законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг, в ходе которой было установлено, что данный административный регламент не содержит всех необходимых сведений по предоставлению данной услуги в электронной форме, что не оспаривается ответчиком.
Суд соглашается с доводами прокурора о том, что несоблюдение требований федерального законодательства в деятельности администрации сельского поселения Лубновский сельсовет о предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме ограничивает права неопределенного круга лиц на получение указанной муниципальной услуги в электронной форме, и считает их обоснованными.
Согласно представленных и.о. главы администрации Лубновский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области ФИО1 сведений, постановлением администрации сельского поселения Лубновский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области №30 от 27.10.2016г. «О внесении изменений в административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача населению справок, выписок из домовых и похозяйственных книг» внесены изменения в административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача населению справок, выписок из домовых книг и похозяйственных книг», утвержденный постановлением администрации сельского поселения Лубновский сельсовет №47 от 16.08.2016г., с указанием состава действий заявителей, их последовательности, особенностей и порядка предоставления данной муниципальной услуги в электронной форме, в настоящее время все выявленные нарушения устранены.
Поскольку выявленные нарушения ответчиком были устранены после предъявления настоящего иска, суд принимает решение об удовлетворении требований прокурора и полагает возможным решение суда в исполнение не приводить.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать администрацию сельского поселения Лубновский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области внести изменения в Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача населению справок, выписок из домовых и похозяйственных книг», утвержденный постановлением администрации сельского поселения Лубновский сельсовет от 16.08.2013г. № 47, с указанием состава действий заявителей, их последовательности, особенностей и порядка предоставления данной муниципальной услуги в электронной форме.
Решение в исполнение не приводить как исполненное.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Липецкий районный суд в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.В. Риффель
Мотивированное решение изготовлено: 21.11.2016 года.