К делу № 2-4525/2023
УИД 77RS0004-02-2022-006768-14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 февраля 2023 года г. Краснодар
Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Бровцевой И.И.,
при секретаре Безрукавой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «Каршеринг Руссия» к Козленко Анастасии Гелаевне о взыскании штрафов по договору аренды,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Каршеринг Руссия» обратилось в суд с исковыми требованиями к Козленко А.Г. о взыскании штрафов по договору аренды.
В обоснование требований указано, что 21.11.2021 между ООО «Каршеринг Руссия» и Козленко А.Г. заключен договор (сервис совместного использования автомобиля, представляющий собой его краткосрочную аренду на основе поминутной тарификации) путём присоединения ответчика к данному договору. Ответчик осуществлял в период времени с 14 часов 25 минут ДД.ММ.ГГГГ по 14 часов 28 минут ДД.ММ.ГГГГ, сессию аренды транспортного средства марки модели «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак № регион, VIN №, 2018 г.в. Во время сессии аренды указанного транспортного средства ответчиком допущено нарушение п. 8 Таблицы штрафов приложения № к договору аренды (за опасное вождение (в т.ч. в соответствии с определением, данным ПДД), дрифт (применение управляемых заносов); вождение, которое может повредить транспортному средству, третьим лицам; использование транспортного средства в состязаниях/соревнованиях (в том числе неофициальных), пари, конкурсах, испытаниях любого вида, за которое предусмотрен штраф в размере <данные изъяты>). Факт совершения нарушения подтверждается детализацией аренды автомобиля, выгрузкой из программного обеспечения в период с 01 часов 19 минут ДД.ММ.ГГГГ по 01 часов 32 минуты ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, на территории ЖК «Свобода» совершал езду по круговой траектории с применением управляемых заносов – дрифт. Также, из содержания выгрузки из программного обеспечения за указанный период следует, что ответчик осуществлял включение стояночного тормоза (поднятие ручного тормоза) при скорости движения более 0 км/ч, что исключает использование стояночного тормоза в целях парковки транспортного средства. Вышеперечисленные детализации получены посредством спутникового мониторинга сформированном на основании сведений, передаваемых установленной в автомобиле телематической системы, содержащим информацию о траектории и скорости движения. Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ договора аренды - арендатору запрещается опасное вождение (дрифт), которое может повредить транспортному средству. Ответчик частично произвёл погашение суммы просроченной задолженности на сумму <данные изъяты>, таким образом общий размер просроченной задолженности ответчика составляет <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ истцом направлена претензия о возмещении ущерба и оплате задолженности, которая до настоящего времени не удовлетворена. Просит суд взыскать с Козленко А.Г. штраф в размере <данные изъяты>, неустойку в размере <данные изъяты>, расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты>
Представитель истца в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, на удовлетворении заявленных исковых требований настаивал.
Ответчик Козленко А.Г. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала.
Выслушав мнение ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 642, 644, 645 ГК РФ по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.
Договор аренды транспортного средства без экипажа должен быть заключен в письменной форме независимо от его срока. К такому договору не применяются правила о регистрации договоров аренды, предусмотренные пунктом 2 статьи 609 настоящего Кодекса.
Арендатор в течение всего срока договора аренды транспортного средства без экипажа обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта.
Арендатор своими силами осуществляет управление арендованным транспортным средством и его эксплуатацию, как коммерческую, так и техническую.
ООО «Каршеринг Руссия» является организацией, оказывающей услуги по предоставлению транспортных средств в краткосрочную (до 24 часов) аренду на основе поминутной тарификации физическим лицам для целей, не связанным с осуществлением ими предпринимательской деятельности (каршеринг). При этом транспортные средства предоставляются клиентам после их присоединения к договору «Делимобиль» и приемка транспортных средств осуществляется посредством использования одноименного сайта, мобильного приложения, либо посредством звонка оператору, после чего в дистанционном порядке разблокируются двери и клиент проводит осмотр транспортного средства и принимает (либо отказывается от приемки) транспортное средство в аренду.
Таким образом, управление транспортным средством осуществляется клиентами ООО «Каршеринг Руссия» по договору «Делимобиль».
Как установлено, 21.11.2021 между ООО «Каршеринг Руссия» и Козленко А.Г. заключен договор (сервис совместного использования автомобиля, представляющий собой его краткосрочную аренду на основе поминутной тарификации) путем присоединения ответчика к данному договору.
В соответствии с п. 2.1 договора аренды - заключение договора (предварительного или основного) осуществляется посредством присоединения (ст. 428 ГК РФ) к нему арендатора в электронной форме через мобильное приложение. При этом создается электронная подпись в порядке, определенном договором. Действия по бронированию, принятию транспортного средства производится по акту приёма-передачи, а также путём совершения иных действий посредствам мобильного приложения. В целях обеспечения безопасности и дополнительной идентификации арендатора арендодатель оставляет за собой право на любой стадии заключения договора требовать сделать селфи (фотографирование арендатором самого себя) с использованием мобильного приложения и с соблюдением определенных арендодателем требований, и направить соответствующее фотографию арендодателю, а при несоблюдении указанных требований - отказать в заключении договора (отозвать оферту).
Ответчик осуществляла в период времени с 14 часов 25 минут 21.11.2021 по 14 часов 28 минут 22.11.2021, сессию аренды транспортного средства марки, модели «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак № регион, VIN №, 2018 года выпуска.
ДД.ММ.ГГГГ в приложении «Делимобиль» ответчику выставлен штраф в размере <данные изъяты> за «опасное вождение».
Мотивируя свои требования, истец указывает на то, что во время сессии аренды транспортного средства, ответчиком было допущено нарушение п. 8 Таблицы штрафов приложения № к договору аренды, согласно которому за опасное вождение (в т.ч. в соответствии с определением, данным ПДД), дрифт (применение управляемых заносов); вождение, которое может повредить транспортному средству, третьим лицам; использование ТС в состязаниях/соревнованиях (в том числе неофициальных), пари, конкурсах, испытаниях любого вида» предусмотрен штраф в размере <данные изъяты>
Факт совершения ответчиком нарушения вышеназванного положения договора аренды подтверждается детализацией аренды автомобиля, выгрузкой из программного обеспечения, согласно которым ответчик в период с 01 часов 19 минут ДД.ММ.ГГГГ по 01 часов 32 минуты ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, на территории ЖК «Свобода» совершала езду на арендованном транспортном средства по круговой траектории с применением управляемых заносов (дрифт) и осуществляла включение стояночного тормоза (поднятие ручного тормоза) при скорости движения более 0 км/ч, что исключает использование стояночного тормоза в целях парковки.
Вышеперечисленные детализации получены посредством спутникового мониторинга за арендованным автомобилем марки, модели «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак О639МЕ799, VIN № сформированном на основании сведений, передаваемых установленной в автомобиле телематической системы, содержащим информацию о траектории и скорости его движения.
Согласно пояснениям ответчика, с целью уточнения наличия технической ошибки в приложении, а также обстоятельств, послуживших основанием для выставления штрафа, ею осуществлен звонок в компанию ООО «Каршеринг Руссия» и со слов оператора, вышеуказанный штраф был выставлен за дрифт на арендованном автомобиле 22.11.2021 года в 01 часов 14 минут. В свою очередь ответчик пояснила оператору, что является начинающим водителем, это была ее первая поездка после получения прав, в связи с чем при очередном начале движения на транспортном средстве она забывала снимать автомобиль с ручного тормоза, но после обнаружения данного факта (в промежутке времени от полминуты до минуты) сразу же снимала автомобиль с ручника. Также, в процессе парковки приходилось регулярно ставить автомобиль на ручной тормоз для выхода из автомобиля и проверки радиуса вхождения в парковочную зону. На адрес электронной почты ответчику было выслано сообщение о том, что автомобиль не был снят с ручного тормоза на скорости с указанием времени, координат, скорости и фактов поставки автомобиля на ручной тормоз на протяжении всего времени пользования автомобилем. При изучении данного файла она насчитала 185 моментов поставки на ручной тормоз автомобиля с 14 часов 29 минут 21.11.2021 и до 01 часов 29 минут 22.11.2021 (165 раз на скорости 0 км/ч, 4 раза на скорости 1 км/ч, 5 раз на скорости 2-4 км/ч, 11 раз в промежутке 6-35 км/ч).
Согласно сведениям, полученным из сети-Интернет для осуществления дрифта — управляемого заноса, ручной тормоз нужно держать не более секунды, а скорость автомобиля должна составлять около 60 км/ч. Учитывая, что максимальная скорость автомобиля при поднятом ручном тормозе, согласно документам, была около 35 км/ч, а продолжительность нахождения ручного тормоза в поднятом состоянии составляла 0,5 — 1 минуты, суд полагает, что вменяемый ответчику маневр совершить было практически невозможно.
Исходя из содержания скриншота маршрута спорного автомобиля, в промежутке времени с 01 часа 19 минут 22.11.2021 по 01 час 20 минут 22.11.2021 двигался в прямом направлении без смены траектории с плавным снижением скорости. Каким образом данный маневр можно трактовать в качестве управляемого заноса, и насколько данная схема с прямыми углами траектории движения автомобиля подходит под термин дрифт, подразумевающий круговое движение с превышенным углом поворота в течении определенного времени (20-30 секунд), не представляется возможным установить.
Как установлено выше, ответчик получила штраф в размере <данные изъяты> за «опасное вождение».
Согласно приложению № 3 к договору аренды, под опасным вождением понимается (в т.ч. в соответствии с определением, данным ПДД), дрифт (применение управляемых заносов) вождение, которое может повредить транспортному средству, третьим лицам; использование в состязаниях/соревнованиях (в том числе неофициальных), пари, конкурсах, испытаниях любого вида.
Пункт 2.7 ПДД, утверждённых Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения» гласит, что водителю запрещается опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том ч е направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.
Согласно пункту 7.12. договора аренды, стороны согласовали, что достаточными и безусловными основаниями для определения арендатора как лица, допустившего нарушение требований законодательства, настоящего договора, договора «Делимобиль» и иных документов об использовании сервиса и, соответственно, как лица, несущего ответственность и обязанного оплатить убытки, неустойку (штрафы, пени), является одно из следующих условий:
а) наличие акта органа власти (справка о ДТП (если применимо), постановление по делу об административном правонарушении и иные подобные документы), в которых зафиксированы обстоятельства произошедшего и нарушение требований действующего законодательства, договора, документов об использовании сервиса в период сессии аренды данного арендатора (в т.ч. в лице поверенного), и / или;
б) сведения о том, что последним лицом, использовавшим до выявления нарушения, равно как до перемещения на специализированную (штрафную) стоянку, являлся арендатор (поверенный);
в) документальные подтверждения нарушений, полученные от третьих лиц, в т.ч. с использованием фото/видеофиксации;
г) сообщения арендатора (в т.ч. в лице поверенного).
Однако, ни одно из условий, указанных в данном пункте положений договора не представлено истцом в материалы дела, следовательно, основания для взыскания с ответчика штрафа за «опасное вождение» у истца отсутствовали, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ООО «Каршеринг Руссия» к Козленко Анастасии Гелаевне о взыскании штрафов по договору аренды, отказать.
Решением может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение одного месяца с момента вынесения.
Судья: