ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2062/19 от 28.06.2019 Советского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2- 2062 /2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июня 2019 года г. Омск

Советский районный суд г. Омска

в составе председательствующего судьи Савченко С.Х.,

при секретаре Ежове В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске гражданское дело по иску прокурора Советского административного округа города Омска в интересах неопределенного круга лиц к Ассоциации «Некоммерческое партнерство областной молодежный центр «Химик» о признании действий по эксплуатации здания незаконными, запрете эксплуатации помещений,

установил:

Прокурор САО г. Омска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Ассоциации «Некоммерческое партнерство областной молодежный центр «Химик» о признании действий по эксплуатации здания незаконными, запрете эксплуатации помещений, в ходе рассмотрения дела исковые требования уточнил, указал, что прокуратурой округа в связи с поступившим обращением Айрапетян Л.В. проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении пожарной безопасности, по результатам которой выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности в деятельности Ассоциации «Некоммерческое партнерство Областной молодежный центр «Химик». 25.03.2019 прокуратурой области начальнику ГУ МЧС России по Омской области, на основании поступившего в прокуратуру Советского административного округа г. Омска обращения Айрапетян Л.В., направлено требование о проведении внеплановой проверки в отношении Ассоциации «Некоммерческое партнерство Областной молодежный центр «Химик», по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности. Главным государственным инспектором Советского АО г. Омска по пожарному надзору Юровым И.Е. вынесено распоряжение от 03.04.2019 №122 о проведении внеплановой проверки в отношении Ассоциации «Некоммерческое партнерство Областной молодежный центр «Химик». Проверкой установлено, что Ассоциация «Некоммерческое партнерство Областной молодежный центр «Химик» осуществляет деятельность в здании, расположенном по адресу: адрес, которое находится у последнего на основании договора безвозмездного пользования нежилым помещением, находящимся в государственной собственности Омской области. При проведении проверки соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности объекта ГУ МЧС России по Омской области, ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Омской области выявлены следующие нарушения обязательных требовании: 1. Шлейфы пожарной сигнализации не обеспечивают автоматический контроль целостности их по всей длине (техническое заключение ФГБУ СУЭ ФПС ИПЛ по Омской области № 122-7-2019 от 05.04.2019; ч.ч. 1, 3 ст. 6, ст. 42, ст. 46, ст. 54 ст. 83, ст. 84, ст. 91, ст. 103 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 13.15.2 СП 5.13130.2009). 2. Не предусмотрено отключение при пожаре систем общеобменной вентиляции, кондиционирования воздуха (техническое заключение ФГБУ СУЭ ФПС ИПЛ по Омской области № 122-7-2019 от 05.04.2019; ч.ч. 1, 3 ст. 6; ст. 85 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 6.24 СП 7.13130.2013). 3. Выбранный для организации шлейфов и соединительных линий автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре тип кабеля не соответствуем ГОСТ (техническое заключение ФГБУ СУЭ ФПС ИПЛ по Омской области №122-7-2019 от 05.04.2019; ч.ч. 1, 3 ст. 6, ст. 42, ст. 46, ст. 54, ст. 83, ст. 84, ст. 91, ст. 103 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 13.15.3 СП 5.13130.2009). 4. Формирование сигналов на управление в автоматическом режиме системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, осуществляется от одного пожарного извещателя (техническое заключение ФГБУ СУЭ ФПС ИПЛ по Омской области № 122-7-2019 от 05.04.2019; ч.ч. 1, 3 ст. 6, ст. 42, ст. 46, ст. 54, ст. 83, ст. 84, ст. 91, ст. 103 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 14.1 СП 5.13130.2009). 5. В местах (1 этаж, подвал), где имеется опасность механического повреждения извещателя, не предусмотрена защитная конструкция, не нарушающая его работоспособности и эффективности обнаружения загорания (техническое заключение ФГБУ СУЭ ФПС ИПЛ по Омской области № 122-7-2019 от 05.04.2019; ч.ч. 1, 3 ст. 6, ст. 42, ст. 46, ст. 54, ст. 83, ст. 84, ст. 91, ст. 103 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 13.3.13 СП 5.13130.2009). 6. Не обеспечен автоматический контроль линий связи с выносными оповещателями на обрыв и короткое замыкание (техническое заключение ФГБУ СУЭ ФПС ИПЛ по Омской области № 123-8-2019 от 05.04.2019; ч.ч. 1, 3 ст. 6, ст. 42, ст. 46, ст. 54, ст. 83, ст. 84, ст. 91, ст. 103 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 13.14.3 СП 5.13130.2009; п. 3.4 СП 3.13130.2009). 7. Расстояние от потолка до верхней части речевого оповещателя менее 150 мм в помещении с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство в других помещениях (ч.ч. 1, 3 ст. 6, ст. 42, ст. 45, ст. 46, ст. 54, ст. 83, ст. 84, ст. 91, ст. 103, ст. 104, ст. 111-116 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.4 СП 3.13130.2009). 8. Установки автоматического водяного пожаротушения не выполняют функцию тушения или локализации пожара (техническое заключение ФГБУ СУЭ ФПС ИПЛ по Омской области № 120-6-2019 от 05.04.2019; ч.ч. 1, 3 ст. 6, ст. 42, ст. 45, ст. 46, ст. 54, ст. 83, ст. 84, ст. 91, ст. 103, ст. 104, ст. 111-116 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 5.1.1 СП 5.13130.2009). 9. Запорные устройства (задвижки, затворы), установленные на вводных трубопроводах к пожарным насосам, на подводящих и питающих трубопроводах, не обеспечивают визуальный и автоматический контроль состояния своего запорного органа («Закрыто» - «Открыто») (техническое заключение ФГБУ СУЭ ФПС ИПЛ по Омской области № 120-6-2019 от 05.04.2019; ч.ч. 1, 3 ст. 6, ст. 42, ст. 45, ст. 46, ст. 54, ст. 83, ст. 84, ст. 91, ст. 103, ст. 104, ст. 111-116 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 5.1.18 СП 5.13130.2009). 10. В защищаемых помещениях должны быть предусмотрены меры по удалению ОТВ, пролитого при испытании или срабатывании установки пожаротушения (техническое заключение ФГБУ СУЭ ФПС ИПЛ по Омской области № 120-6-2019 от 05.04.2019; ч.ч. 1, 3 ст. 6, ст. 42, ст. 45, ст. 46, ст. 54, ст. 83, ст. 84, ст. 91, ст. 103, ст. 104, ст. 111-116 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 5.1.19 СП 5.13130.2009). 11. В местах, где имеется опасность механического повреждения оросителей не защищены специальными ограждающими устройствами (техническое заключение ФГБУ СУЭ ФПС ИПЛ по Омской области № 120-6-2019 от 05.04.2019; ч.ч. 1, 3 ст. 6, ст. 42, ст. 45, ст. 46, ст. 54, ст. 83, ст. 84, ст. 91, ст. 103, ст. 104, ст. 111-116 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 5.2.21 СП 5.13130.2009). 12. Автоматическое включение дренчерных установок не осуществляется по сигналам от одного из видов технических средств или по совокупности сигналов этих технических средств (техническое заключение ФГБУ СУЭ ФПС ИПЛ по Омской области № 120-6-2019 от 05.04.2019; ч.ч. 1, 3 ст. 6, ст. 42, ст. 45, ст. 46, ст. 54, ст. 83, ст. 84, ст. 91, ст. 103, ст. 104, ст. 111-116 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 5.3.1.1 СП 5.13130.2009). 13. Включение дренчерных завес не обеспечивается как автоматически так и вручную (дистанционно или по месту) (техническое заключение ФГБУ СУЭ ФПС ИПЛ по Омской области № 120-6-2019 от 05.04.2019; ч.ч. 1, 3 ст. 6, ст. 42, ст. 45, ст. 46, ст. 54, ст. 83, ст. 84, ст. 91, ст. 103, ст. 104, ст. 111-116 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 5.3.2.2 СП 5.13130.2009). 14. Технические средства местного включения (ручные пожарные извещатели или кнопки) не располагаются непосредственно у защищаемых проемов и (или) на ближайшем участке пути эвакуации (техническое заключение ФГБУ СУЭ ФПС ИПЛ по Омской области № 120-6-2019 от 05.04.2019; ч.ч. 1, 3 ст. 6, ст. 42, ст. 45, ст. 46, ст. 54, ст. 83, ст. 84, ст. 91, ст. 103, ст. 104, ст. 111-116 Федерального закона от 22.07.2008 № 123 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 5.3.2.10 СП 5.13130.209). 15. Узлы управления, размещаемые в защищаемом помещении, не отделены от этих помещений дверьми с пределом огнестойкости не ниже ЕI 30 (техническое заключение ФГБУ СУЭ ФПС ИПЛ по Омской области № 120-6-2019 от 05.04.2019; ч.ч. 1, 3 ст. 6, ст. 42, ст. 45, ст. 46, ст. 54,ст. 83, ст. 84, ст. 91, ст. 103 ст. 104, ст. 111-116 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 5.8.2 СП 5.13130.2009). 16. Узлы управления не обеспечивают: слив воды из питающих и распределительных трубопроводов; компенсацию утечек из гидравлической системы АУП; сигнализацию при срабатывании сигнального клапана; измерение давления до и после узла управления (техническое заключение ФГБУ СУЭ ФПС ИПЛ по Омской области № 120-6-2019 от 05.04.2019; ч.ч. 1, 3 ст. 6, ст. 42, ст. 45, ст. 46, ст. 54, ст. 83, ст. 84, ст. 91, ст. 103, ст. 104, ст. 111-116 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 5.8.4 СП 5.13130.2009).17. Помещение насосной станции не отделено от других помещений противопожарными перегородками и перекрытиями с пределом огнестойкости REI 45 (техническое заключение ФГБУ СУЭ ФПС ИПЛ по Омской области № 120-6-2019 от 05.04.2019; ч.ч. 1, 3 ст. 6, ст. 42, ст. 45, ст. 46, ст. 54, ст. 83, ст. 84, ст. 91, ст. 103, ст. 104, ст. 111-116 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 5.10.11 СП 5.13130.2009). 18. На напорной линии у каждого насоса не предусмотрен обратный клапан, задвижка и манометр, а на всасывающей - задвижка и манометр (техническое заключение ФГБУ СУЭ ФПС ИПЛ по Омской области № 120-6-2019 от 05.04.2019; ч.ч. 1, 3 ст. 6, ст. 42, ст. 45, ст. 46, ст. 54, ст. 83, ст. 84, ст. 91 ст. 103 ст. 104, ст. 111-116 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 5.10.32 СП 5.13130.2009). 19. В ходе проведения испытаний основной и резервный насосные агрегаты не запустились (техническое заключение ФГБУ СУЭ ФПС ИПЛ по Омской области № 120-6-2019 от 05.04.2019; ч.ч. 1, 3 ст. 6, ст. 42, ст. 45, ст. 46, ст. 54, ст. 83, ст. 84, ст. 91, ст. 103, ст. 104, ст. 111-116 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности; п. 5.10.2 СП 5.13130.2009). 20. Узлы (проемы), образовавшиеся в результате пересечения перекрытия, между подвалом и 1-ым этажом, с инженерными коммуникациями (трубопроводами системы канализации) не имеют предел огнестойкости не менее предела огнестойкости указанной плиты перекрытия - REI 45 установленного для этой конструкции (помещение № 47 на поэтажном плане подвала согласно технического паспорта нежилого строения от 05.05.2005 инвентарный номер 48579) (ч. 4 ст. 4, ч.ч. 1, 3 ст. 6, ст. 87, ст. 137 табл. 21 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 5.2.4 СП 2.13130 2012; п. 23 «о» Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390). 21. При сработке автоматической пожарной сигнализации в помещениях операторов сотовой связи расположенных на кровле здания (помещение оператора сотовой связи «Теле 2», помещение оператора сотовой связи «Мегафон») не обеспечивается подача управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей при пожаре в здание АССОЦИАЦИИ «НП ОМЦ «ХИМИК» (ч. 4 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». По результатам проверки в адрес директора учреждения территориальным отделом надзорной деятельности и профилактической работы Советского АО г. Омска 18.04.2019 внесено предписание за № 122/1/1 со сроками устранения до 01.04.2020. Кроме того, главным государственным инспектором Советского АО г. Омска по пожарному надзору Юровым И.Е. вынесено распоряжение от 01.11.2018 №163 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Ассоциации «Некоммерческое партнерство Областной молодежный центр «Химик» в ходе, которой выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: 1. Не обеспечено в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожаротушения, систем противодымной защиты); 2. Помещение кухни на 1 этаже (п. 36, 39, 40, технический паспорт, 1 этаж) не выделено от помещений ОМЦ «Химик» противопожарной дверью 2 типа с соответствующим заполнением проемов (фактически в перегородке установлена деревянная дверь, обитая металлическим листом, отсутствует паспорт на изделия, сертификат пожарной безопасности, акты выполненных работ не указан серийный номер и знак пожарной безопасности). По результатам проверки в адрес директора учреждения территориальным отделом надзорной деятельности и профилактической работы Советского АО г. Омска 04.12.2018 внесено предписание за № 163/1/1 со сроками устранения до 01.07.2019. Кроме того, главным государственным инспектором Советского АО г. Омска по пожарному надзору Юровым И.Е. вынесено распоряжение от 18.06.2018 № 97 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Ассоциации «Некоммерческое партнерство Областной молодежный центр «Химик» в ходе, которой выявлены следующие нарушения требовании пожарной безопасности: 1. Не обеспечивается орошение каждой точки здания от кранов внутреннего противопожарного водопровода не менее чем двух струй с расходом не менее 5 л/с;2. На обводной линии установлено задвижка с электроприводом, которая не открывается автоматически от кнопок, установленных у пожарных кранов, или от устройства противопожарной автоматики (по факту открывается с кнопки, которая установлена возле задвижки, а также с кнопки, которая установлена на вахте); 3. Руководитель организации не обеспечивает проведение проверок работоспособности пожарных основных рабочих и резервных пожарных насосных агрегатов (ежемесячно), с занесением в журнал даты проверки и характеристики технического состояния указанного оборудования; 4. Покрытие пола в зрительном зале на 714 посадочных мест (помещения №78 на поэтажном плане 1 этажа технического паспорта нежилого строения от 05.05.2005 инвт. № 48579) выполнена материалом (ковер тафтинговый) с показателями пожарной опасности выше чем КМ2 (фактически не предоставлен соответствующий сертификат пожарной безопасности на отделочные материалы); 5. Лестница из подвала не отделена от 1 этажа перегородками 1 типа, с устройством тамборшлюза с подачей воздуха при пожаре; 6. Руководитель организации не обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты, а именно не работает система вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре из коридоров подвального этажа без естественного проветривания при пожаре. По результатам проверки в адрес директора учреждения территориальным отделом надзорной деятельности и профилактической работы Советского АО г. Омска 28.06.2018 внесено предписание за № 97/1/1 со сроками устранения допущенных нарушений.

Просит:

1. Признать действия Ассоциации «Некоммерческое партнерство Областной молодежный центр «Химик» по эксплуатации здания, расположенного по адресу: адрес, без соблюдения требований пожарной безопасности, незаконными.

2. Запретить осуществление деятельности Ассоциации «Некоммерческое партнерство Областной молодежный центр «Химик» по эксплуатации следующих помещений, согласно, техническому паспорту нежилого строения адрес, составленный 05.05.2005 ГП Омской области «Омский Центр ТИЗ», в части оказания развлекательных, культурных услуг, а также услуг в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»:

1) помещения, указанные за номерами 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67 на поэтажном плане строения «подвал помещения лит А»;

2) помещения, указанные за номерами 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96 на поэтажном плане строения «1 этаж лит А-А3»;

3) помещения, указанные за номерами 5, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61 на поэтажном плане строения «2 этаж лит А»;

4) помещения, указанные за номерами 28, 29, 30, 31, 32, 34, 35, 36, 37, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, на поэтажном плане строения «3 этаж лит А», расположенные по адресу: пр. Королева, д. 1, г. Омск, Омская область до полного устранения следующих нарушений требований пожарной безопасности:

1) Обеспечить шлейфы пожарной сигнализации автоматический контроль целостности их по всей длине;

2) Обеспечить автоматическое отключение при пожаре систем общеобменной вентиляции, кондиционирования воздуха;

3) выбранный для организации шлейфов и соединительных линий автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре тип кабеля привести в соответствии с ГОСТ;

4) Обеспечить формирование сигналов на управление в автоматическом режиме системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с установленными требованиями;

5) Обеспечить в местах (1 этаж, подвал), где имеется опасность механического повреждения извещателя, защитную конструкцию, не нарушающей его работоспособности и эффективности обнаружения загорания

6) Обеспечить автоматический контроль линий связи с выносными оповещателями на обрыв и короткое замыкание;

7) Обеспечить расстояние от потолка до верхней части речевого оповещателя не менее 150 мм. в помещении с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство и других помещениях;

8) Обеспечить функционирование установки автоматического водяного пожаротушения;

9) Обеспечить визуальный и автоматический контроль состояния запорного органа («Закрыто» - «Открыто») запорные устройства (задвижки, затворы), установленные на вводных трубопроводах к пожарным насосам, на подводящих и питающих трубопроводах;

10) Обеспечить меры по удалению ОТВ, пролитого при испытании или срабатывании установки пожаротушения в защищаемых помещениях;

11) Обеспечить защитой специальными ограждающими устройствами в местах, где имеется опасность механического повреждения оросителей;

12) Обеспечить автоматическое включение дренчерных установок в соответствии с установленными требованиями;

13) Обеспечить включение дренчерных завес как автоматически, так и вручную;

14) Обеспечить расположение технических средств местного включения (ручные пожарные извещатели или кнопки) непосредственно у защищаемых проемов и (или) на ближайшем участке пути эвакуации;

15) Отделить узлы управления, размещаемые в защищаемом помещении от этих помещений дверьми с пределом огнестойкости не ниже ЕI 30;

16) Обеспечить узлы управления - слив воды из питающих и распределительных трубопроводов; - компенсацию утечек из гидравлической системы АУП; - сигнализацию при срабатывании сигнального клапана; - измерение давления до и после узла управления;

17) Отделить помещение насосной станции от других помещений противопожарными перегородками и перекрытиями с пределом огнестойкости REI 45;

18) На напорной линии у каждого насоса обеспечить обратный клапан, задвижка и манометр, а на всасывающей - задвижка и манометр;

19) Обеспечить запуск основного и резервного насосных агрегатов;

20) Обеспечить узлы (проемы), образовавшиеся в результате пересечения перекрытия, между подвалом и 1-ым этажом, с инженерными коммуникациями (трубопроводами системы канализации) пределом огнестойкости не менее предела огнестойкости указанной плиты перекрытия – REI 45, установленного для этой конструкции (помещение № 47 на поэтажном плане подвала согласно технического паспорта нежилого строения от 05.05.2005 инвентарный номер 48579);

21) Обеспечить подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей при пожаре в здании Ассоциации «Некоммерческое партнерство Областной молодежный центр «Химик» при срабатывании автоматической пожарной сигнализации в помещениях операторов сотовой связи расположенных на кровле здания (помещение оператора сотовой связи «Теле 2», помещение оператора сотовой связи «Мегафон»).

22) Обеспечить в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожаротушения, систем противодымной защиты);

23) Помещение кухни на 1 этаже (п. 36, 39, 40, технический паспорт, 1 этаж) выделить от помещений ОМЦ «Химик» противопожарной дверью 2 типа с соответствующим заполнение проемов;

24) Обеспечить орошение каждой точки здания от кранов внутреннего противопожарного водопровода не менее чем двух струй с расходом не менее 5 л/с;

25) На обводной линии установить задвижку с электроприводом в соответствии с требованиями пожарной безопасности;

26) Руководителю организации обеспечить проведение проверок работоспособности пожарных основных рабочих и резервных пожарных насосных агрегатов (ежемесячно), с занесением в журнал даты проверки и характеристики технического состояния указанного оборудования;

27) Покрытие пола в зрительном зале на 714 посадочных мест (помещения №78 на поэтажном плане 1 этажа технического паспорта нежилого строения от 05.05.2005 инвт. № 48579) выполнена материалом (ковер тафтинговый) с показателями пожарной опасности выше чем КМ2 (предоставить соответствующий сертификат пожарной безопасности на отделочные материалы);

28) Лестницу из подвала отделить от 1 этажа перегородками 1 типа, с устройством тамборшлюза с подачей воздуха при пожаре;

29) Руководителю организации обеспечить исправное состояние систем и установок противопожарной защиты, а именно обеспечить работу системы вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре из коридоров подвального этажа.

3. Взыскать с Ассоциации «Некоммерческое партнерство Областной молодежный центр «Химик» государственную пошлину в установленном законом порядке.

В судебном заседании помощник прокурора Советского АО города Омска Кириллова Е.А., исковые требования с учетом уточнений, поддержала в полном объеме.

В судебном заседании представители ответчика Ассоциации «Некоммерческое партнерство областной молодежный центр «Химик» директор Назаров Т.А., Гавриленко А.С., Попкова А.В. уточненные исковые требования не признали. Суду пояснили, что нарушения пожарной безопасности частично устранены, поддержали представленные возражения относительно исковых требований. Факт осуществления деятельности Ассоциации «Некоммерческое партнерство Областной молодежный центр «Химик» по эксплуатации спорных помещений не оспаривали. Однако, поскольку часть выявленных требований законодательства о пожарной безопасности была устранена, просили отказать в удовлетворении иска в полном объеме (Т. 1 л.д. 76-79).

Представитель ТОДН и ПР Советского АО г. Омска УНД и ПР ГУ МЧС России по Омской области Шарыпова Ю.А. полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению. Подтвердила, что ответчиком требования пожарной безопасности в части обеспечения в местах (1 этаж, подвал), где имеется опасность механического повреждения извещателя, защитной конструкцией, не нарушающей его работоспособности и эффективности обнаружения загорания, что подтверждается обследованием в рамках устранения выявленных нарушений. Документального подтверждения устранения ответчиком иных нарушений, ТОДН и ПР Советского АО г. Омска УНД и ПР ГУ МЧС России по Омской области не имеет.

Представитель Министерства имущественных отношений Омской области по доверенности Пышная А.Ю. полагает, исковые требования подлежат удовлетворению. Поддержала представленный по делу отзыв (Том 1 л.д. 228-231).

Представитель ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Омской области Безрук В.И. пояснил, что имеются нарушения требований пожарной безопасности, при не устранении выявленных нарушений, высока степень возникновения пожара.

Представитель Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области по доверенности Горькова С.Ю. поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях (том 1 л.д. 224-227).

Представитель Омской областной детской общественной организации «Будущее Сибири» в судебном заседании участия не принимал, о слушании дела извещен.

Представитель ПАО «Мегафон» Матяш О.М. пояснил, что со стороны ПАО «Мегафон» нарушений требований пожарной безопасности не имеется. Ответственность за исполнение заявленных требований должен нести ответчик.

Представитель ООО «Т2Мобайл» Малыгин С.М. поддержал позицию Матяш О.М.

Представитель АО «Омские медиа» (12 канал) в судебном заседании участия не принимал, о слушании дела извещен.

Выслушав лиц, участвующих деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на охрану здоровья.

В соответствии со статьей 8 Гражданского Кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц.

Защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (ст. 12 ГК РФ); собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (ст. 304 ГК РФ).

Согласно преамбуле Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарной безопасностью признается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; мерами пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

В силу ст. 34 Закона граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.

Положение п. 1 данной статьи носит превентивный характер и корреспондирует с положением абз. 3 ст. 12 ГК РФ, устанавливающим в качестве способа защиты пресечение действий, создающих угрозу нарушения права.

Из материалов дела следует, что 06.11.2003 между Комитетом по управлению имуществом Омской области (Ссудодатель) в лице исполняющего обязанности председателя Комитета Сысоева В.А., действующего на основании Указа Губернатора Омской области от 17.09.2003 №168, Комитет по молодежной политике и туризму Омской области (Балансодержатель), в лице председателя Комитета Гончарова В.Н., действующего на основании Положения о Комитете, осуществляющие полномочия ссудодателя, с одной стороны, и некоммерческое партнерство «Областной молодежный центр «Химик», в дальнейшем именуемое «Ссудополучатель» в лице директора Суворова А.О., действующего на основании Устава, осуществляющее полномочия ссудополучателя, с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны» заключили договор №БВП-I-582 безвозмезного пользования нежилым помещением (зданием, сооружением), находящимся в государственной собственности Омской области, находящимся по адресу: г. Омск, пр. Королева, д. 1 площадью 7 610, 85 кв.м. (Т. 1 л.д. 18-25, 192).

Распоряжением Министерства имущественных отношений Омской области №1042-р от 16.05.2014, прекращено право хозяйственного ведения ГП Омской области «ОЦТИиЗ» на нежилое помещение №2П, общей площадью 140,9 кв.м., номера на поэтажном плане 57-63, находящееся на первом этаже здания, литера А, расположенного по адресу: г. Омск, пр. Королева, д. 1. Указанное недвижимое имущество из казны Омской области закреплено на праве оперативного управления за Министерством по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области (Том 1 л.д. 234-235).

Прокуратурой округа в связи с поступившим обращением Айрапетян Л.В. проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении пожарной безопасности, по результатам которой выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности в деятельности Ассоциации «Некоммерческое партнерство Областной молодежный центр «Химик» (Т. 1 л.д. 185-191).

25.03.2019 прокуратурой области начальнику ГУ МЧС России по Омской области на основании поступившего в прокуратуру Советского административного округа г. Омска обращения Айрапетян Л.В. направлено требование о проведении внеплановой проверки в отношении Ассоциации «Некоммерческое партнерство Областной молодежный центр «Химик» по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности.

Главным государственным инспектором Советского АО г. Омска по пожарному надзору Юровым И.Е. вынесено распоряжение от 03.04.2019 №122 о проведении внеплановой проверки в отношении Ассоциации «Некоммерческое партнерство Областной молодежный центр «Химик» (Т. 1 л.д. 45-49).

Проверкой установлено, что Ассоциация «Некоммерческое партнерство Областной молодежный центр «Химик» осуществляет деятельность в здании, расположенном по адресу: г. Омск, пр. Королева, д. 1, которое находится у последнего на основании договора безвозмездного пользования нежилым помещением, находящимся в государственной собственности Омской области.

При проведении проверки соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности объекта ГУ МЧС России по Омской области, ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Омской области выявлены следующие нарушения обязательных требовании:

1. Шлейфы пожарной сигнализации не обеспечивают автоматический контроль целостности их по всей длине (техническое заключение ФГБУ СУЭ ФПС ИПЛ по Омской области № 122-7-2019 от 05.04.2019; ч.ч. 1, 3 ст. 6, ст. 42, ст. 46, ст. 54 ст. 83, ст. 84, ст. 91, ст. 103 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 13.15.2 СП 5.13130.2009).

2. Не предусмотрено отключение при пожаре систем общеобменной вентиляции, кондиционирования воздуха (техническое заключение ФГБУ СУЭ ФПС ИПЛ по Омской области № 122-7-2019 от 05.04.2019; ч.ч. 1, 3 ст. 6; ст. 85 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 6.24 СП 7.13130.2013).

3. Выбранный для организации шлейфов и соединительных линий автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре тип кабеля не соответствуем ГОСТ (техническое заключение ФГБУ СУЭ ФПС ИПЛ по Омской области №122-7-2019 от 05.04.2019; ч.ч. 1, 3 ст. 6, ст. 42, ст. 46, ст. 54, ст. 83, ст. 84, ст. 91, ст. 103 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 13.15.3 СП 5.13130.2009).

4. Формирование сигналов на управление в автоматическом режиме системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, осуществляется от одного пожарного извещателя (техническое заключение ФГБУ СУЭ ФПС ИПЛ по Омской области № 122-7-2019 от 05.04.2019; ч.ч. 1, 3 ст. 6, ст. 42, ст. 46, ст. 54, ст. 83, ст. 84, ст. 91, ст. 103 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 14.1 СП 5.13130.2009).

5. В местах (1 этаж, подвал), где имеется опасность механического повреждения извещателя, не предусмотрена защитная конструкция, не нарушающая его работоспособности и эффективности обнаружения загорания (техническое заключение ФГБУ СУЭ ФПС ИПЛ по Омской области № 122-7-2019 от 05.04.2019; ч.ч. 1, 3 ст. 6, ст. 42, ст. 46, ст. 54, ст. 83, ст. 84, ст. 91, ст. 103 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 13.3.13 СП 5.13130.2009).

6. Не обеспечен автоматический контроль линий связи с выносными оповещателями на обрыв и короткое замыкание (техническое заключение ФГБУ СУЭ ФПС ИПЛ по Омской области № 123-8-2019 от 05.04.2019; ч.ч. 1, 3 ст. 6, ст. 42, ст. 46, ст. 54, ст. 83, ст. 84, ст. 91, ст. 103 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 13.14.3 СП 5.13130.2009; п. 3.4 СП 3.13130.2009).

7. Расстояние от потолка до верхней части речевого оповещателя менее 150 мм в помещении с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство в других помещениях (ч.ч. 1, 3 ст. 6, ст. 42, ст. 45, ст. 46, ст. 54, ст. 83, ст. 84, ст. 91, ст. 103, ст. 104, ст. 111-116 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.4 СП 3.13130.2009).

8. Установки автоматического водяного пожаротушения не выполняют функцию тушения или локализации пожара (техническое заключение ФГБУ СУЭ ФПС ИПЛ по Омской области № 120-6-2019 от 05.04.2019; ч.ч. 1, 3 ст. 6, ст. 42, ст. 45, ст. 46, ст. 54, ст. 83, ст. 84, ст. 91, ст. 103, ст. 104, ст. 111-116 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 5.1.1 СП 5.13130.2009).

9. Запорные устройства (задвижки, затворы), установленные на вводных трубопроводах к пожарным насосам, на подводящих и питающих трубопроводах, не обеспечивают визуальный и автоматический контроль состояния своего запорного органа («Закрыто» - «Открыто») (техническое заключение ФГБУ СУЭ ФПС ИПЛ по Омской области № 120-6-2019 от 05.04.2019; ч.ч. 1, 3 ст. 6, ст. 42, ст. 45, ст. 46, ст. 54, ст. 83, ст. 84, ст. 91, ст. 103, ст. 104, ст. 111-116 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 5.1.18 СП 5.13130.2009).

10. В защищаемых помещениях должны быть предусмотрены меры по удалению ОТВ, пролитого при испытании или срабатывании установки пожаротушения (техническое заключение ФГБУ СУЭ ФПС ИПЛ по Омской области № 120-6-2019 от 05.04.2019; ч.ч. 1, 3 ст. 6, ст. 42, ст. 45, ст. 46, ст. 54, ст. 83, ст. 84, ст. 91, ст. 103, ст. 104, ст. 111-116 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 5.1.19 СП 5.13130.2009).

11. В местах, где имеется опасность механического повреждения оросителей не защищены специальными ограждающими устройствами (техническое заключение ФГБУ СУЭ ФПС ИПЛ по Омской области № 120-6-2019 от 05.04.2019; ч.ч. 1, 3 ст. 6, ст. 42, ст. 45, ст. 46, ст. 54, ст. 83, ст. 84, ст. 91, ст. 103, ст. 104, ст. 111-116 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 5.2.21 СП 5.13130.2009).

12. Автоматическое включение дренчерных установок не осуществляется по сигналам от одного из видов технических средств или по совокупности сигналов этих технических средств (техническое заключение ФГБУ СУЭ ФПС ИПЛ по Омской области № 120-6-2019 от 05.04.2019; ч.ч. 1, 3 ст. 6, ст. 42, ст. 45, ст. 46, ст. 54, ст. 83, ст. 84, ст. 91, ст. 103, ст. 104, ст. 111-116 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 5.3.1.1 СП 5.13130.2009).

13. Включение дренчерных завес не обеспечивается как автоматически так и вручную (дистанционно или по месту) (техническое заключение ФГБУ СУЭ ФПС ИПЛ по Омской области № 120-6-2019 от 05.04.2019; ч.ч. 1, 3 ст. 6, ст. 42, ст. 45, ст. 46, ст. 54, ст. 83, ст. 84, ст. 91, ст. 103, ст. 104, ст. 111-116 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 5.3.2.2 СП 5.13130.2009).

14. Технические средства местного включения (ручные пожарные извещатели или кнопки) не располагаются непосредственно у защищаемых проемов и (или) на ближайшем участке пути эвакуации (техническое заключение ФГБУ СУЭ ФПС ИПЛ по Омской области № 120-6-2019 от 05.04.2019; ч.ч. 1, 3 ст. 6, ст. 42, ст. 45, ст. 46, ст. 54, ст. 83, ст. 84, ст. 91, ст. 103, ст. 104, ст. 111-116 Федерального закона от 22.07.2008 № 123 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 5.3.2.10 СП 5.13130.209).

15. Узлы управления, размещаемые в защищаемом помещении, не отделены от этих помещений дверьми с пределом огнестойкости не ниже ЕI 30 (техническое заключение ФГБУ СУЭ ФПС ИПЛ по Омской области № 120-6-2019 от 05.04.2019; ч.ч. 1, 3 ст. 6, ст. 42, ст. 45, ст. 46, ст. 54,ст. 83, ст. 84, ст. 91, ст. 103 ст. 104, ст. 111-116 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 5.8.2 СП 5.13130.2009).

16. Узлы управления не обеспечивают: слив воды из питающих и распределительных трубопроводов; компенсацию утечек из гидравлической системы АУП; сигнализацию при срабатывании сигнального клапана; измерение давления до и после узла управления (техническое заключение ФГБУ СУЭ ФПС ИПЛ по Омской области № 120-6-2019 от 05.04.2019; ч.ч. 1, 3 ст. 6, ст. 42, ст. 45, ст. 46, ст. 54, ст. 83, ст. 84, ст. 91, ст. 103, ст. 104, ст. 111-116 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 5.8.4 СП 5.13130.2009).

17. Помещение насосной станции не отделено от других помещений противопожарными перегородками и перекрытиями с пределом огнестойкости REI 45 (техническое заключение ФГБУ СУЭ ФПС ИПЛ по Омской области № 120-6-2019 от 05.04.2019; ч.ч. 1, 3 ст. 6, ст. 42, ст. 45, ст. 46, ст. 54, ст. 83, ст. 84, ст. 91, ст. 103, ст. 104, ст. 111-116 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 5.10.11 СП 5.13130.2009).

18. На напорной линии у каждого насоса не предусмотрен обратный клапан, задвижка и манометр, а на всасывающей - задвижка и манометр (техническое заключение ФГБУ СУЭ ФПС ИПЛ по Омской области № 120-6-2019 от 05.04.2019; ч.ч. 1, 3 ст. 6, ст. 42, ст. 45, ст. 46, ст. 54, ст. 83, ст. 84, ст. 91 ст. 103 ст. 104, ст. 111-116 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 5.10.32 СП 5.13130.2009).

19. В ходе проведения испытаний основной и резервный насосные агрегаты не запустились (техническое заключение ФГБУ СУЭ ФПС ИПЛ по Омской области № 120-6-2019 от 05.04.2019; ч.ч. 1, 3 ст. 6, ст. 42, ст. 45, ст. 46, ст. 54, ст. 83, ст. 84, ст. 91, ст. 103, ст. 104, ст. 111-116 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности; п. 5.10.2 СП 5.13130.2009).

20. Узлы (проемы), образовавшиеся в результате пересечения перекрытия, между подвалом и 1-ым этажом, с инженерными коммуникациями (трубопроводами системы канализации) не имеют предел огнестойкости не менее предела огнестойкости указанной плиты перекрытия - REI 45 установленного для этой конструкции (помещение № 47 на поэтажном плане подвала согласно технического паспорта нежилого строения от 05.05.2005 инвентарный номер 48579) (ч. 4 ст. 4, ч.ч. 1, 3 ст. 6, ст. 87, ст. 137 табл. 21 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 5.2.4 СП 2.13130 2012; п. 23 «о» Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390).

21. При сработке автоматической пожарной сигнализации в помещениях операторов сотовой связи расположенных на кровле здания (помещение оператора сотовой связи «Теле 2», помещение оператора сотовой связи «Мегафон») не обеспечивается подача управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей при пожаре в здании Ассоциации «Некоммерческое партнерство Областной молодежный центр «Химик» (ч. 4 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (Т. 1 л.д. 51-60, 61-64).

По результатам проверки в адрес директора учреждения территориальным отделом надзорной деятельности и профилактической работы Советского АО г. Омска 18.04.2019 внесено предписание за № 122/1/1 со сроками устранения до 01.04.2020 (Т. 1 л.д. 39-41, 42 – 44).

Кроме того, главным государственным инспектором Советского АО г. Омска по пожарному надзору Юровым И.Е. вынесено распоряжение от 01.11.2018 №163 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Ассоциации «Некоммерческое партнерство Областной молодежный центр «Химик» в ходе, которой выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

1. Не обеспечено в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожаротушения, систем противодымной защиты);

2. Помещение кухни на 1 этаже (п. 36, 39, 40, технический паспорт, 1 этаж) не выделено от помещений ОМЦ «Химик» противопожарной дверью 2 типа с соответствующим заполнением проемов (фактически в перегородке установлена деревянная дверь, обитая металлическим листом, отсутствует паспорт на изделия, сертификат пожарной безопасности, акты выполненных работ не указан серийный номер и знак пожарной безопасности).

По результатам проверки в адрес директора учреждения территориальным отделом надзорной деятельности и профилактической работы Советского АО г. Омска 04.12.2018 внесено предписание за № 163/1/1 со сроками устранения до 01.07.2019 (Т. 1 л.д. 215-216).

Кроме того, главным государственным инспектором Советского АО г. Омска по пожарному надзору Юровым И.Е. вынесено распоряжение от 18.06.2018 № 97 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Ассоциации «Некоммерческое партнерство Областной молодежный центр «Химик» в ходе, которой выявлены следующие нарушения требовании пожарной безопасности: 1. Не обеспечивается орошение каждой точки здания от кранов внутреннего противопожарного водопровода не менее чем двух струй с расходом не менее 5 л/с;2. На обводной линии установлено задвижка с электроприводом, которая не открывается автоматически от кнопок, установленных у пожарных кранов, или от устройства противопожарной автоматики (по факту открывается с кнопки, которая установлена возле задвижки, а также с кнопки, которая установлена на вахте);

3.Руководитель организации не обеспечивает проведение проверок работоспособности пожарных основных рабочих и резервных пожарных насосных агрегатов (ежемесячно), с занесением в журнал даты проверки и характеристики технического состояния указанного оборудования;

4. Покрытие пола в зрительном зале на 714 посадочных мест (помещения №78 на поэтажном плане 1 этажа технического паспорта нежилого строения от 05.05.2005 инвт. № 48579) выполнена материалом (ковер тафтинговый) с показателями пожарной опасности выше чем КМ2 (фактически не предоставлен соответствующий сертификат пожарной безопасности на отделочные материалы);

5. Лестница из подвала не отделена от 1 этажа перегородками 1 типа, с устройством тамборшлюза с подачей воздуха при пожаре;

6. Руководитель организации не обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты, а именно не работает система вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре из коридоров подвального этажа без естественного проветривания при пожаре.

По результатам проверки в адрес директора учреждения территориальным отделом надзорной деятельности и профилактической работы Советского АО г. Омска 28.06.2018 внесено предписание за № 97/1/1 со сроками устранения до 01.07.2019 (Том 1 Т. 1 л.д. 217-219).

Ответчик не оспаривает факт осуществления деятельности Ассоциации «Некоммерческое партнерство Областной молодежный центр «Химик» по эксплуатации помещений указанных за номерами 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67 на поэтажном плане строения «подвал помещения лит А»; помещений, указанные за номерами 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96 на поэтажном плане строения «1 этаж лит А-А3»; помещений, указанные за номерами 5, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61 на поэтажном плане строения «2 этаж лит А»; также помещений, указанных за номерами 28, 29, 30, 31, 32, 34, 35, 36, 37, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, на поэтажном плане строения «3 этаж лит А», расположенные по адресу: пр. Королева, д. 1, г. Омск, Омская область.

Как следует из материалов дела, 24.05.2019 ответчиком Главному государственному инспектору по САО г. Омска направлено уведомление в связи с частичным устранением нарушений требований пожарной безопасности (Т. 1 л.д. 80).

30.05.2019 ответчиком в Территориальный отдел надзорной деятельности и профилактической работы САО г. Омска направлен отчет об устранении выявленных нарушений (Т. 1 л.д. 81-133).

С учетом установленных обстоятельств дела, представленных отчетов об устранении выявленных нарушений в части, уточненных прокурором требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора округа, поскольку требования являются обоснованными и законными, предъявлены к юридическому лицу Ассоциации «Некоммерческое партнерство Областной молодежный центр «Химик», которое использует спорный объект недвижимого имущества, за исключением требования об обеспечении в местах (1 этаж, подвал), где имеется опасность механического повреждения извещателя, защитную конструкцию, не нарушающей его работоспособности и эффективности обнаружения загорания, поскольку данное нарушение ответчиком устранено, что подтверждается пояснениями сотрудника ТОДН и ПР Советского АО г. Омска УНД и ПР ГУ МЧС России по Омской области, не оспаривается истцом.

Поскольку документального подтверждения устранения нарушений требований пожарной безопасности в части обеспечения защитой специальными ограждающими устройствами в местах, где имеется опасность механического повреждения оросителей (п.11 уточненных требований); отделения узлов управления, размещаемых в защищаемом помещении от этих помещений дверьми с пределом огнестойкости не ниже ЕI 45 (п.17 уточненных требований); обеспечения узлов, образовавшихся в результате пересечения перекрытия, между подвалом и 1 этажом, с инженерными коммуникациями пределом огнестойкости указанной плиты перекрытия - REI 45,установленого для этой конструкции (помещение № 47 на поэтажном плане подвала согласно технического паспорта)(п.20 уточненных требований) также в части выделения помещения кухни на 1 этаже от помещений ОМЦ «Химик» противопожарной дверью 2 типа с соответствующим заполнением проемов, в связи с чем пояснения представителя ответчика об устранении указанных нарушений не могут быть приняты во внимание, подлежат устранению.

Довод ответчика о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению в связи с тем, что часть выявленных нарушений требований противопожарной безопасности была устранена, судом во внимание не может быть принят, поскольку не устраненными являются нарушения ответчиком требований пожарной безопасности, указанных в уточненных требованиях, которые посягают на интересы неопределенного круга лиц, вследствие их невыполнения создается угроза возникновения пожара, что может причинить вред жизни, здоровью и имуществу граждан. Массовое нахождение в молодежном центре «Химик» граждан в свою очередь вызывает повышенную необходимость надлежащего обеспечения пожарной безопасности, обеспечения отсутствия угрозы их жизни и здоровью.

Так, согласно устава Ассоциации «Некоммерческое партнерство Областной молодежный центр «Химик», основными видами деятельности Ассоциации является, в том числе, организация и проведение массовых молодежных творческих акций, программ и мероприятий, направленных на организацию свободного времени молодежи (Т. 1 л.д. 134-144).

Эксплуатация спорных помещений при наличии указанных выше нарушений невозможна в силу закона.

Поскольку прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, на основании 4.1 ст. 103 ГПК РФ, подп. 3 п.1 4.1 ст.333.19 НК РФ, надлежит взыскать с ответчика Ассоциации «Некоммерческое партнерство Областной молодежный центр «Химик» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6 000 руб. Данная сумма составляет размер госпошлины из неимущественных требований, подлежащих уплате прокурором, как лицом, обратившимся в защиту интересов неопределенного круга лиц – граждан, если бы прокурор в силу закона не был бы освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Признать действия Ассоциации «Некоммерческое партнерство Областной молодежный центр «Химик» по эксплуатации здания, расположенного по адресу: адрес, без соблюдения требований пожарной безопасности, незаконными.

Запретить осуществление деятельности Ассоциации «Некоммерческое партнерство Областной молодежный центр «Химик» по эксплуатации следующих помещений, согласно, техническому паспорту нежилого адрес, составленный 05.05.2005 ГП Омской области «Омский Центр ТИЗ», в части оказания развлекательных, культурных услуг, а также услуг в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»:

1) помещения, указанные за номерами 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67 на поэтажном плане строения «подвал помещения лит А»;

2) помещения, указанные за номерами 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96 на поэтажном плане строения «1 этаж лит А-А3»;

3) помещения, указанные за номерами 5, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61 на поэтажном плане строения «2 этаж лит А»;

4) помещения, указанные за номерами 28, 29, 30, 31, 32, 34, 35, 36, 37, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, на поэтажном плане строения «3 этаж лит А», расположенные по адресу: пр. Королева, д. 1, г. Омск, Омская область до полного устранения следующих нарушений требований пожарной безопасности:

1) Обеспечить шлейфы пожарной сигнализации автоматический контроль целостности их по всей длине;

2) Обеспечить автоматическое отключение при пожаре систем общеобменной вентиляции, кондиционирования воздуха;

3) выбранный для организации шлейфов и соединительных линий автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре тип кабеля привести в соответствии с ГОСТ;

4) Обеспечить формирование сигналов на управление в автоматическом режиме системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с установленными требованиями;

5) Обеспечить автоматический контроль линий связи с выносными оповещателями на обрыв и короткое замыкание;

6) Обеспечить расстояние от потолка до верхней части речевого оповещателя не менее 150 мм. в помещении с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство и других помещениях;

7) Обеспечить функционирование установки автоматического водяного пожаротушения;

8) Обеспечить визуальный и автоматический контроль состояния запорного органа («Закрыто» - «Открыто») запорные устройства (задвижки, затворы), установленные на вводных трубопроводах к пожарным насосам, на подводящих и питающих трубопроводах;

9) Обеспечить меры по удалению ОТВ, пролитого при испытании или срабатывании установки пожаротушения в защищаемых помещениях;

10) Обеспечить защитой специальными ограждающими устройствами в местах, где имеется опасность механического повреждения оросителей;

11) Обеспечить автоматическое включение дренчерных установок в соответствии с установленными требованиями;

12) Обеспечить включение дренчерных завес как автоматически, так и вручную;

13) Обеспечить расположение технических средств местного включения (ручные пожарные извещатели или кнопки) непосредственно у защищаемых проемов и (или) на ближайшем участке пути эвакуации;

14) Отделить узлы управления, размещаемые в защищаемом помещении от этих помещений дверьми с пределом огнестойкости не ниже ЕI 30;

15) Обеспечить узлы управления - слив воды из питающих и распределительных трубопроводов; - компенсацию утечек из гидравлической системы АУП; - сигнализацию при срабатывании сигнального клапана; - измерение давления до и после узла управления;

16) Отделить помещение насосной станции от других помещений противопожарными перегородками и перекрытиями с пределом огнестойкости REI 45;

17) На напорной линии у каждого насоса обеспечить обратный клапан, задвижка и манометр, а на всасывающей - задвижка и манометр;

18) Обеспечить запуск основного и резервного насосных агрегатов;

19) Обеспечить узлы (проемы), образовавшиеся в результате пересечения перекрытия, между подвалом и 1-ым этажом, с инженерными коммуникациями (трубопроводами системы канализации) пределом огнестойкости не менее предела огнестойкости указанной плиты перекрытия – REI 45, установленного для этой конструкции (помещение № 47 на поэтажном плане подвала согласно технического паспорта нежилого строения от 05.05.2005 инвентарный номер 48579);

20) Обеспечить подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей при пожаре в здание Ассоциации «Некоммерческое партнерство Областной молодежный центр «Химик» при срабатывании автоматической пожарной сигнализации в помещениях операторов сотовой связи расположенных на кровле здания (помещение оператора сотовой связи «Теле 2», помещение оператора сотовой связи «Мегафон»).

21) Обеспечить в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожаротушения, систем противодымной защиты);

22) Помещение кухни на 1 этаже (п. 36, 39, 40, технический паспорт, 1 этаж) выделить от помещений ОМЦ «Химик» противопожарной дверью 2 типа с соответствующим заполнением проемов;

23) Обеспечить орошение каждой точки здания от кранов внутреннего противопожарного водопровода не менее чем двух струй с расходом не менее 5 л/с;

24) На обводной линии установить задвижку с электроприводом в соответствии с требованиями пожарной безопасности;

25) Руководителю организации обеспечить проведение проверок работоспособности пожарных основных рабочих и резервных пожарных насосных агрегатов (ежемесячно), с занесением в журнал даты проверки и характеристики технического состояния указанного оборудования;

26) Покрытие пола в зрительном зале на 714 посадочных мест (помещения №78 на поэтажном плане 1 этажа технического паспорта нежилого строения от 05.05.2005 инвт. № 48579) выполнена материалом (ковер тафтинговый) с показателями пожарной опасности выше чем КМ2 (предоставить соответствующий сертификат пожарной безопасности на отделочные материалы);

27) Лестницу из подвала отделить от 1 этажа перегородками 1 типа, с устройством тамборшлюза с подачей воздуха при пожаре;

28) Руководителю организации обеспечить исправное состояние систем и установок противопожарной защиты, а именно обеспечить работу системы вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре из коридоров подвального этажа.

3. Взыскать с Ассоциации «Некоммерческое партнерство Областной молодежный центр «Химик» государственную пошлину в доход местного бюджета 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Омска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 03 июля 2019 года.

Судья С.Х. Савченко.