Дело № 2-2062/2021
№
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе: председательствующего судьи - Нелюбиной В.В.,
при ведении протокола секретарем – Флягиной М.А.,
при участии представителя истца – ФИО1, по доверенности от 27.08.2020 года №
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ОАО «Российские железные дороги» (Дальневосточная железная дорога – филиал ОАО «РЖД») к ФИО2 о взыскании неустойки и судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обратилось в Южно-Сахалинский городской суд с исковым заявлением к ФИО2 о взыскании неустойки за искажение сведений в накладной, повлекшее занижение провозных платежей, в размере 2 099 185 рублей, а также расходов по оплате государственной пошлины за подачу иска в суд в сумме 18 696 рублей.
В обоснование предъявленных исковых требований истец, ссылаясь на статью 16 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее - СМГС), указал на искажение сведений о массе груза в накладной и превышение грузоподъемности вагона ответчиком, в связи с чем, истец начислил штраф в спорном размере.
Представитель истца ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала относительно рассмотрения дела в порядке заочного производства, по существу спора пояснила, что ответчик претензию получил лично, однако, требования претензии об оплате штрафа не исполнил.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен судом по всем известным адресам, заказная корреспонденция возвращена по истечении сроков хранения.
При изложенных обстоятельствах, суд в соответствии со ст. 167, 233 Гражданского процессуального кодекса РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика, в порядке заочного производства.
Заслушав в судебном заседании пояснения представителя истца исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом при рассмотрении настоящего спора, на станции отправления ЧУ КЗХ принят к перевозке вагон № с назначением на железнодорожную станцию Южно-Сахалинск-Грузовой Дальневосточной железной дороги по накладной серии №
По данным, указанным грузоотправителем в накладной значится количество мест - 2000, масса в кг - масса брутто 94 000 кг, тары - 27 000 кг, нетто - 67 000 кг. Масса груза определена грузоотправителем по трафарету.
Истец указывает, что при контрольной перевеске вагона 25.09.2019 года на станции <данные изъяты> Сортировочный <данные изъяты> железной дороги установлено, что в вагоне №, по накладной количество мест – 2000, общая масса – 67 000 кг, между тем при взвешивании (по трафарету), обнаружен перегруз сверх грузоподъемности вагона, общая масса составляет 70 300 кг, с учетом допустимого увеличения массы груза нетто в вагоне – 70 166, следовательно, излишки массы против грузоподъёмности вагона составляют – 3166 кг, вагон угрожает безопасности движения (коммерческий акт от 25.09.2019 №).
Согласно справе о результатах работы, составленной на станции <данные изъяты>-Сортировочный <данные изъяты> железной дороги усматривается, что в вагоне № обнаружен перегруз с показателем +4 т, с учетом погрешности 2,960 т.
В соответствии с результатами измерения веса состава в динамике от 25.09.2019 (л.д.54) следует, что вагон № грузоподъёмностью 67,00 тонн имеет перегруз по грузоподъемности 3,30 тонн (произведена ООО «Сельватранс контрольная перевеска на станции <данные изъяты>»).
Указанные обстоятельства подтверждаются также актом общей формы № от 25..09.2019 года.
На основании справки-расчета в отношении вагона № перевозчик рассчитал неустойку с учетом пункта 3,4 параграфа 3 статьи 16 СМГМ, которая составила в пятикратном размере общую сумму 2 099 185 рублей.
Истцом в адрес грузополучателя – ответчика ФИО2 направлена претензия № от 04.10.2019, которая получена лично последним и оставлена без ответа и удовлетворения.
Оставление претензии без ответа послужило основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующего.
При рассмотрении настоящего спора судом установлен факт искажения сведений о массе перевозимого груза в накладной, что в свою очередь привело к занижению размера провозных платежей.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
По общим правилам статьи 785 ГК РФ, по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Согласно статье 793 ГК РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную данным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (пункт 1), причем соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами (пункт 2).
Перевозка груза по спорной отправке осуществлялась в прямом международном железнодорожном сообщении, участниками которого являлись Россия и Республика Казахстан, в связи с чем к спорным правоотношениям подлежит применению СМГС.
В силу статьи 2 (параграфы 1-3) СМГС данный документ применяется ко всем перевозкам грузов в прямом международном железнодорожном сообщении между станциями, которые открыты для грузовых операций во внутренних сообщениях стран – участниц СМГС, по накладным СМГС и только по сети железных дорог – участниц Соглашения. Названный документ имеет обязательную силу для железных дорог, отправителей и получателей грузов.
В соответствии с параграфом 1 статьи 16 СМГС (в редакции действующей на момент отправки груза), отправитель обеспечивает правильность сведений и заявлений, указанных им в накладной. Он несет ответственность за все последствия от неправильного, неточного или неполного указания этих сведений и заявлений, а также от их внесения в несоответствующую графу накладной. Если в соответствии с положениями настоящего Соглашения перевозчик записывает в накладную указания отправителя, то считается, что он действует от имени отправителя, если не будет доказано противоположное.
На основании параграфа 5 статьи 19 СМГС определение массы и количества мест производится в соответствии с Правилами перевозки грузов.
Пункты 4.3 и 4.7 Правил допускают возможность определения отправителем общей массы груза (брутто), погруженного в вагон, различными способами (как расчетным, так и путем взвешивания) с учетом особенностей груза и технической возможности, если иное не предусмотрено национальным законодательством, действующим в стране отправления груза.
В силу положений § 1 ст. 23 Соглашения, ст. 27 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозчик имеет право проверить, соблюдены ли отправителем условия перевозки и соответствует ли отправка сведениям, указанным отправителем в накладной.
Из приведенных норм следует, что отправитель может определить массу предъявляемого к перевозке груза расчетным способом, когда это соответствует характеристикам груза, а перевозчик, в свою очередь, - проверить сведения о массе груза, указанные отправителем в накладной. При этом перевозчик не ограничен в выборе способа проверки достоверности массы груза, указанной отправителем.
Если после заключения договора перевозчик обнаруживает неправильность, неточность или неполноту указанных отправителем в накладной сведений и заявлений и при этом устанавливает, что занижен размер провозных платежей, отправитель уплачивает перевозчику неустойку (п. 4 § 3 ст. 16 Соглашения).
В соответствии с пунктом 35 Правил приема грузов, порожних вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.12.2016 №374 (далее - Правила), общая масса груза в вагоне, контейнере, предъявляемого к перевозке, может быть определена путем взвешивания вагона, в том числе загруженного контейнерами на вагонных весах, либо взвешивания каждого грузового места или части груза на сертифицированных средствах измерения массы с последующим их суммированием, либо суммирования массы, указанной на каждом грузовом месте согласно трафарету, стандартной массе, а также расчетным путем и посредством обмера; суммарная масса груза нетто при способе по "стандарту" определяется путем умножения количества мест на массу брутто одного грузового места.
Таким образом, если масса груза, в том числе перевозимого навалом или насыпью, определенная грузоотправителем расчетным способом, не соответствует массе груза, определенной перевозчиком путем взвешивания, грузоотправитель несет ответственность за искажение сведений о массе груза, в том числе в случае, когда указание такой массы груза грузоотправителем, с учетом допустимых погрешностей, привело к занижению размера стоимости перевозки груза (Обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденный Президиумом ВС РФ от 20.12.2017).
Порядок определения массы тарно-штучного груза регламентирован в пункте 6.5 Рекомендаций МИ 3115-2008, согласно которому определение массы тарно-штучных грузов, погруженных в вагон, по трафарету проводят путем суммирования масс брутто всех грузовых мест, указанных на трафаретах в соответствии с требованиями ГОСТ 14192. Полученную сумму указывают в графе накладной «Итого масса нетто». Тару вагона определяют с бруса. Итоговое значение графы "Масса брутто" определяют суммированием графы «Итого масса нетто» и графы «Масса с бр.».
В соответствии с частью 1 статьи 18 УЖТ РФ грузоотправители (отправители) обязаны подготавливать грузы, грузобагаж для перевозок в соответствии с установленными обязательными требованиями, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку и иными актами таким образом,
чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, грузобагажа, вагонов, контейнеров, пожарную безопасность и экологическую безопасность.
Согласно статье 27 УЖТ РФ перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа). За искажение наименований грузов, грузобагажа, особых отметок, сведений о грузах, грузобагаже, об их свойствах, в результате которого снижается стоимость перевозок или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов, грузобагажа грузоотправители (отправители) несут ответственность, предусмотренную статьями 98 и 111 УЖТ РФ.
В силу статьи 98 УЖТ РФ за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика. Порядок оформления и взыскания штрафов устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Как предусмотрено в статье 102 УЖТ РФ за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера грузоотправитель (отправитель) уплачивает перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы данного груза (грузобагажа).
Как установлено судом, ответчик при отправлении груза допустил превышение массы груза в спорном вагоне, при этом в накладной указаны недостоверные сведения против сведений ж/д накладной, разница которых составляет излишки массы на 1826 кг больше, то есть допустил искажение в железнодорожной накладной № сведений о массе груза в виде занижения данных сведений о фактически перевозившемся грузе.
При таких обстоятельствах требование ОАО «РЖД» о применении к ФИО2 ответственности, установленной положениями пункта 4 §3 статьи 19 СМГС в размере 2 099 185 рублей, которая складывается из провозной платы за фактически перевезенную массу груза х 5 (пятикратный размер) является правомерным.
Иных доказательств, свидетельствующих об обратном, ответчиком в материалы дела не представлено, как и не представлено доказательств недостоверности произведенных перевозчиком результатов взвешивания массы груза, которая больше на 0,2% над массой груза, указанной в накладной.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233 - 244 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования открытого акционерного общества «Российские железные догори» (Дальневосточная железная дорога – филиал ОАО «РЖД») к ФИО2 о взыскании неустойки и судебных расходов – удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 в пользу открытого акционерного общества «Российские железные догори» неустойку в размере 2 099 185 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 18 696 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья В.В. Нелюбина