Дело №2- 2062/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Калининский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Макаровой С.А.,
с участием помощника судьи Кузиной А.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маврычева Алексея Александровича к ПАО Сбербанк России» о защите прав потребителей, о признании действий незаконными, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истец Маврычев А.А., обратился в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ответчику ПАО Сбербанк России» о защите прав потребителей, о признании действий незаконными, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов.
В обоснование заявленных требований указал, что у Истца имелась карта № № и доступ в СберБанк Онлайн для совершения операций по указанной карте дистанционно. 20.11.2020 через смс-сообщение истец узнал, что указанная карта и доступ в СберБанк Онлайн были заблокированы в соответствии с ФЗ № 115-ФЗ. По требованию Ответчика истцом были представлены пояснительные документы, запрошенные банком. Однако ответчиком было направлено получено очередное смс-сообщение о том, что блокировка не может быть снята. В декабре 2020 истец обратился в банк с письменным запросом (который был зарегистрировано в банке за № 201214-0198-459900 от 14.12.2020), в котором мной были изложены 4 конкретные просьбы, а именно: 1. сообщить, какие именно операции по карте попали под проверку и были квалифицированы как сомнительные, 2) сообщить, на основании какого нормативного акта (с указанием статей) было принято решение о блокировке карты и доступа в Сбербанк Онлайн, 3) предоставить информацию о направлении в сведений об операции, вызвавшей у банка сомнения, а также доказательства получения от уполномоченного органа постановления о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок, 4) разблокировать банковскую карту №, открытую в ПАО Сбербанк России. В ответ на обращение истец получил ответ в электронном виде без даты и номера, составленное специалистом ПАО Сбербанк Юрченковым Дмитрием, согласно которого разблокировать карту № и доступ в СберБанк Онлайн невозможно. На первый вопрос он не получил ответа - какие именно операции были квалифицированы как сомнительные. В ответе написано следующее «под сомнительные операции включены в указанный выше период». Данное предложение является просто набором слов, не связанных друг с другом. Относительно ссылок на нормативные акты, дающие право и основания для блокировки карта и доступа в Сбербанк Онлайн он получил ссылки на п. 2.2. и п.2.3. ст. 6 Ф3№115-Ф3. Однако данные пункты не относятся к его ситуации. Он не является физическим лицом, в отношении которого имеются сведения о причастности к экстремисткой деятельности или терроризму (основания для такого включения в перечень перечислены в п. 2.1. ст. 6 ФЗ № 115-ФЗ), ни одного такого документа в отношении истца не имеется). Поэтому неясно, почему банк решил истца проинформировать о том, в каком порядке нужно исключать информацию из указанного перечня. В связи с тем, что у истца нет никакой информации о том, что его имя имеется в каком-либо перечне, он обратился 24.02.2021 с запросом (входящий № 210224-0237-772200) с просьбой предоставить конкретную информацию, в связи с чем была заблокирована карта и доступ в Сбербанк Онлайн: либо информацию о документе, на основании которого мое имя включено в указанный перечень либо ссылку на размещенное в сети Интернет решение уполномоченного органа о блокировке моих денежных средств. П. 2 Информационного письма Банка России от 12.09.2018 N ИН-014-12/61 «По вопросам применения Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части функционирования механизма реабилитации клиентов» обязывает банки раскрывать клиенту информацию о причинах применения ограничительных мер и отказа в обслуживании. Также в своем обращении истец просил сообщить о направлении в сведений об операции, вызвавшей у банка сомнения, а также доказательства получения от уполномоченного органа постановления о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок. В подп. 6 п.1 ст. 7 ФЗ № 115-ФЗ также сказано о таком незамедлительном информировании уполномоченного органа. Данная информация мне не была сообщена. В ответ на его запрос от 24.02.2021 я получил ответ от банка № 210224-0237-772200 от 24.02.2021, в котором банк запросил дополнительную информацию, которая была ему предоставлена. Однако конечным итогом моей переписки с банком стало письмо от 15.07.2021 № 210714 0886 825400, в котором мне сообщили, что «решение об ограничительных мерах было принято в соответствии с «Условиями выпуска и обслуживания дебетовых карт ПАО Сбербанк», «Условиями банковского обслуживания физических лиц ПАО Сбербанк», возобновление действия карт и доступа в Сбербанк Онлайн невозможно. Считает действия Ответчика по блокировке его карты и доступа к системе СберБанк Онлайн незаконными.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал, по основаниям в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал. По изложенным в письменных возражениях основаниям.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно письменному Заявлению от 05.03.2015 года Маврычеву А.А. выпущена международная карта Сбербанка.
При этом Клиент с Условиями использования карт, являющимися приложением к Условиям банковского обслуживания физических лиц, ознакомлен, согласен и принял обязательство выполнять. Также Клиент был уведомлен, что Условия использования карт размещены на web-сайте и в подразделениях банка.
Согласно п. 1.4. Условий банковского обслуживания физических лиц ПАО Сбербанк комплексное банковское обслуживание Клиента осуществляется в соответствии с законодательством РФ, банковскими правилами и ДБО.
В соответствии с п. 4.1. Условий банковского обслуживания Клиент обязуется распоряжаться денежными средствами, драгоценными металлами, находящимися на его Счетах в Банке, в соответствии с законодательством Российской Федерации, банковскими правилами и ДБО, а также Договором банковского вклада, договором банковского счета, договором ОМС, заключенными в рамках ДБО.
Клиент обязуется не проводить по Счетам Карт/вкладам/ОМС/Счетам операции, связанные с ведением предпринимательской деятельности (п. 4.2. Условий банковского обслуживания).
Банк оставляет за собой право в любой момент по собственному усмотрению определять и изменять перечень банковских операций и функций, которые могут осуществляться Клиентом по его Счетам/вкладам в Банке, через Удаленные каналы обслуживания, а также устанавливать лимиты на суммы операций, осуществляемых через Удаленные каналы обслуживания (п. 4.3. Условий банковского обслуживания).
Клиент уведомлен о том, что в отношении некоторых банковских операций, осуществляемых Клиентом по своим Счетам/вкладам в Банке, могут применяться ограничения, установленные законодательными и нормативными актами Российской Федерации, внутренними правилами и процедурами Банка и/или других банков, финансовых учреждений и/или платежных систем, через которые такие операции осуществляются (п. 4.4. Условий банковского обслуживания).
В силу ст. 2 Федерального закона от 02.12.1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» ПАО Сбербанк входит в банковскую систему Российской Федерации; осуществляет банковскую деятельность в соответствии с требованиями Конституции РФ, Федеральных законов от 02.12.1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации», другими Федеральными законами и нормативными актами Банка России.
Таким образом, при обслуживании банковских счетов ПАО Сбербанк руководствуется в том числе положениями Федерального закона РФ № 115-ФЗ от 07.08.2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее Ф3№ 115).
В соответствии со ст. 2 Федеральный закон № 115-ФЗ регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
В силу ст. 858 ГК РФ ограничение прав Клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, не допускается, за исключением наложения ареста на денежные средства, находящиеся на счете, или приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных Законом.
Право Банка на приостановление и на отказ от выполнения операций по распоряжению Клиента прямо предусмотрено п. 11 ст. 7 ФЗ № 115, согласно которому организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями данного Федерального закона, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Согласно ч. 2 ст. 7 ФЗ № 115 организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать Правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
В целях соблюдения мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Центральным банком Российской Федерации утверждено Положение от 02.03.2012 года № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Положение).
Согласно п. 1.2. главы 1 вышеуказанного Положения, правила внутреннего контроля разрабатываются кредитной организацией в целях:
- обеспечения выполнения кредитной организацией требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ;
- поддержания эффективности системы внутреннего контроля по ПОД/ФТ кредитной организации на уровне, достаточном для управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
- исключения вовлечения кредитной организации, ее руководителей и сотрудников в осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.
В целях исполнения вышеуказанных требований законодательства, в соответствии с ФЗ № 115. Положением Банка России № 375-П, нормативными актами и рекомендациями Банка России - ПАО Сбербанк разработаны и утверждены Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма № 881-11 от 26.04.2019 года (далее — Правила внутреннего контроля).
Согласно п. 2.18.1. Правил внутреннего контроля Банк обязан документально зафиксировать информацию, полученную в результате реализации Правил внутреннего контроля и требований Федерального закона № 115-ФЗ, а также обеспечить её сохранность.
Основаниями для документального фиксирования информации являются в том числе:
- запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
- выявление неоднократного совершения операций (сделок), характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля;
- иные обстоятельства, дающие основания полагать, что операции (сделки) осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Положением Банка России N 375-П установлен четкий перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, к которым в том числе, относятся:
- регулярные зачисления крупных сумм денежных средств от третьих лиц (за исключением кредитов) на банковские счета (депозиты, вклады) физических лиц с последующим снятием этих средств в наличной форме, либо с их последующим переводом на банковские счета (депозиты, вклады) третьих лиц, либо с последующим проведением указанных операций в различных пропорциях в течение нескольких дней (код вида признака 1411);
- иные признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, при проведении операций с денежными средствами в наличной форме и переводов денежных средств (код вида признака 1499).
Согласно Письму Центрального Банка РФ № 161-Т «Об усилении работы по предотвращению сомнительных операций кредитных организаций», к сомнительным операциям может быть отнесено в т.ч.: регулярные зачисления крупных сумм денежных средств от третьих лиц (за исключением кредитов) на банковские счета (депозиты, вклады) физических лиц с последующим снятием этих средств в наличной форме либо с их последующим переводом на банковские счета (депозиты, вклады) третьих лиц в течение нескольких дней.
Согласно Выписке, на банковский счет Маврычева А.А№, открытый в ПАО Сбербанк, в период с 03.08.2020 года по 24.11.2020 года ежедневно зачислялись денежные средства в крупных объёмах от различных физических лиц с последующим списанием на счета физических лиц небольшими суммами.
Общий объём поступлений денежных средств за указанный период составил 9 710 176,48 рублей, из них:
Безналичные операции - 9 710 176,48 руб. - 100,00 %
Зачислено с карт - 9 693 388,52 руб. - 99,83 %
Общий объём списаний за указанный период составил 9 572 850,00 рублей, в том числе:
Безналичные операции - 9 564 080,86 руб. - 99,91 %
Списание на карты - 9 564 080,86 руб. - 99,91 %
Хозяйственные операции - 8 769,14 руб. - 0,09 %
В результате изучения операций по счету Клиента Банком установлены признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, при проведении операций с денежными средствами и переводов денежных средств (признаки, указывающие на сомнительность операций).
Учитывая, что операции зачисления и дальнейшего перевода Клиентом денежных средств осуществлялись в значительных суммах и не имели очевидного экономического смысла, у Банка имелись основания полагать, что банковские счета Маврычева А.А. использовались для транзитного движения денежных средств.
При реализации Правил внутреннего контроля Банк вправе запросить у Клиента предоставления документов, выступающих формальным основанием для совершения операции по счету, а также иной необходимой информации, позволяющей Банку уяснить цели и характер рассматриваемых операций.
Согласно п. 14 ст. 7 Федерального закона № 115 Клиент обязан предоставлять Банку информацию, необходимую для исполнения Банком указанного Закона.
В рамках исполнения требований Федерального закона № 115-ФЗ 20.11.2020 года Банком у Клиента запрошена информация с целью пояснения экономического смысла осуществляемых операций, документы, содержащие основания проведения операций, а также документы, подтверждающие источник поступления денежных средств.
В частности, у Клиента по операциям, проводимым по счетам, запрошены:
• пояснения и документы, подтверждающие источники денежных средств (Справка ф. 2-НДФЛ, Налоговая декларация 3-НДФЛ, Трудовой договор, Кредитный договор и пр.)
• документы, являющиеся основанием для перевода денежных средств физическим лицам,
• документы, являющиеся основанием для зачисления денежных средств от физических лиц,
а также дополнительно 26.05.2021 и 07.06.2021 года запрошены:
• выписки по счетам, открытым в сторонних банках,
• ЗНДФЛ/2-НДФЛ за 2019, 2020 года,
• пояснения о деятельности по покупке/продаже криптовалюты, о получении процентов с продаж,
• 3-НДФЛ за 2020 г. на доходы, полученные от купли-продажи криптовалюты. Запрошенные Банком документы Маврычевым А.А. представлены частично.
По запросу Банка Клиентом не были представлены документы, являющиеся основанием для перевода денежных средств физическим лицам, вне сделок с криптовалютой; не подтвержден источник происхождения денежных средств для проведения операций по покупке криптовалюты.
Анализ операций, предоставленных Клиентом документов и пояснений свидетельствует о сомнительном характере операций, проводимых с использованием криптовалют.
Клиент не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя; доход от сделок в нарушение п. 7 ст. 220, пп. 2 п. 1, п. п. 2, 3 ст. 228, п. 1 ст. 229 НК РФ не декларирует.
Согласно Приложению к письму Банка России от 4 сентября 2013 года N 172-Т «О приоритетных мерах при осуществлении банковского надзора» сомнительные операции - это операции, осуществляемые клиентами кредитных организаций, имеющие необычный характер и признаки отсутствия явного экономического смысла и очевидных законных целей, которые могут проводиться для вывода капитала из страны, финансирования «серого» импорта, перевода денежных средств из безналичной в наличную форму и последующего ухода от налогообложения, а также для финансовой поддержки коррупции и других противозаконных целей.
На основании анализа совершаемых по расчетному счету операций, Банком было установлено, что признаки совершаемых Клиентом по расчетному счету операций имели сомнительный характер, а именно:
Признаки транзакционного поведения | НПА признаков | Примеры операций по счету Клиента |
Большинство операций с криптовалютами совершается вне правового регулирования РФ | Информации Банка России от 04.09.2017 "Об использовании частных "виртуальных валют" | Множественные ежедневные переводы со счетов/на счета различных ФЛ |
Использование криптовалют при совершении сделок является основанием для рассмотрения вопроса об отнесении таких сделок (операций) к сделкам (операциям), направленным на легализацию (отмывание), доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма | Письмо Росфинмониторинга от 06.02.2014 г. «об использовании криптовалют» | Операции клиента по покупке-продаже криптовалюты |
Федеральным Законом РФ № 259-ФЗ от 31.07.2020 года «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулируются отношения, возникающие при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов, особенности деятельности оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и оператора обмена цифровых финансовых активов, а также отношения, возникающие при обороте цифровой валюты в Российской Федерации.
В соответствии с указанным Законом цифровые финансовые активы учитываются в информационной системе, в которой осуществляется их выпуск, в виде записей способами, установленными правилами указанной информационной системы. Реестр операторов информационных систем ведется Центральным Банком РФ.
По операциям с криптовалютой Клиентом были предоставлены скриншоты со страниц различных бирж.
При этом по информации из внешних источников основной ресурс LocalBitcoins.com был внесен в реестр запрещённых в июле 2016 года по решению Приморского районного суда г. Санкт-Петербурга.
24.09.2020 года Роскомнадзором заблокирован и внесен в реестр запрещенных ресурсов сайт-зеркало LocalBitcoins.net на основании решения Онежского городского суда Архангельской области.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации «...предметом преступлений, предусмотренных статьями 174 и 174.1 УК РФ, могут выступать в том числе и денежные средства, преобразованные из виртуальных активов (криптовалюты), приобретенных в результате совершения преступления» (абзац 3 пункта 1 Постановления Пленума ВС РФ от 07.07.2015 № 32, введен Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 26.02.2019 N1).
Согласно Письму Росфинмониторинга от 06.02.2014 года «Об использовании криптовалют» использование криптовалют при совершении сделок является основанием для рассмотрения вопроса об отнесении таких сделок (операций) к сделкам (операциям), направленным на легализацию (отмывание), доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.
По информации Банка России от 04.09.2017 года «Об использовании частных "виртуальных валют" (криптовалют)» большинство операций с криптовалютами совершается вне правового регулирования, как Российской Федерации, так и большинства других государств. Криптовалюты не гарантируются и не обеспечиваются Банком России. Криптовалюты выпускаются неограниченным кругом анонимных субъектов. В силу анонимного характера деятельности по выпуску криптовалют граждане и юридические лица могут быть вовлечены в противоправную деятельность, включая легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.
В Информационном письме Банка России от 14.08.2018 года N ИН-014-12/54 «О национальной оценке рисков ОД/ФТ» указаны риски, связанные с использованием криптовалют:
Риск использования виртуальных валют (типа биткоин и пр.) в схемах легализации преступных доходов: криптовалюты могут использоваться на различных этапах движения наркодоходов, включая расчеты наркопотребителей за наркотики, легализацию полученного преступного дохода и распределение денежных средств между организаторами ОПТ, а также выплату вознаграждений закладчикам, наркокурьерам, работникам нарколабораторий. В 2017 году установлены факты использования криптовалюты биткоин в финансовой структуре незаконного оборота наркотиков на территории 23 субъектов РФ. Анонимность расчетов с использованием криптовалют обеспечивает популярность данного способа при совершении преступлений и, кроме того, усложняет процесс расследования.
На основании вышеизложенного и ввиду непредоставления Клиентом по запросу Банка документов, операции Клиента признаны сомнительными, направленными на транзит денежных средств.
Таким образом, в соответствии с Положением Банка России № 375-П у Банка имелись все законные основания полагать, что банковские счета Маврычева А.А., используются для транзитного движения денежных средств.
Согласно п. 5.10.6. Правил внутреннего контроля № 881-11 к Клиентам, в отношении которых возникают подозрения, что совершаемые ими операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма могут применяться следующие меры:
• внесение в информационную базу сведений о Клиентах:
которыми не были представлены по запросу Банка подтверждающие документы в установленный срок;
в отношении которых возникли подозрения в результате реализации процедур комплаенс.
Учитывая, что Маврычев А.А. не представил Банку документы, дающие возможность установить смысл и правомерность производимых операций, признанных подозрительными, действия Банка по приостановлению оказания услуг, включая услуг по дистанционному банковскому обслуживанию посредством банковских карт -являются законными и обоснованными.
Согласно п. 10.16. Условий использования банковских карт, Банк имеет право:
- в одностороннем порядке прекратить предоставление услуги «Сбербанк Онлайн» в случае нарушения Клиентом своих обязательств по Договору;
- приостановить или ограничить предоставление услуг «Сбербанк Онлайн» в случае если у Банка возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем или финансирования терроризма;
- устанавливать лимиты на совершение операций в Системе «Сбербанк Онлайн», а также реализовывать в Системе «Сбербанк Онлайн» другие механизмы, снижающие риски Банка и Клиента.
В соответствии с п. 6.4. Условий использования банковских карт Клиент обязуется не проводить по счетам карт операции, связанные с ведением предпринимательской деятельности.
В целях недопущения вовлечения Банка в проведение операций, направленных на легализацию (отмывание) денежных средств, в соответствии с ФЗ № 115 и п. 5.10.6. Правил внутреннего контроля Банком принято решение о приостановлении оказания Маврычеву А.А. услуг, в том числе услуг дистанционного банковского обслуживания посредством банковских карт.
Таким образом, Банк предпринял меры по управлению риском вовлечения его в сомнительные финансовые схемы, т.к. следствием такого вовлечения является ущерб деловой репутации, применение санкций со стороны надзорных органов и международных финансовых организаций.
При этом в силу п. 12 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ отказ банка от выполнения операций не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, за нарушение условий соответствующих договоров.
Действия Банка обусловлены законодательно установленными обязательствами по осуществлению внутреннего контроля за банковскими операциями, возложенными на кредитную организацию как Федеральным законом № 115, так и иными нормативно-правовыми актами.
Предусмотренные пунктом 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ особые права организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляют собой меры по реализации целей этого Федерального закона; данные меры направлены на противодействие финансированию терроризма и экстремизма, применяются указанными организациями в строго оговоренных законом случаях и не содержат признаков Конституционно неприемлемого ограничения (Определение Конституционного суда РФ от 27.09.2018 года № 2495-0, Определение Конституционного суда РФ от 20.04.2017 года № 797-0).
Учитывая изложенное, требования истца о признании незаконными действий ПАО Сбербанк по приостановлению банковских услуг, предоставляемым по удалённым каналам обслуживания (использование банковских карт и системы Сбербанк Онлайн) и возложении обязанности возобновить оказание данных услуг - не подлежат удовлетворению ввиду их необоснованности.
При этом, Банк не налагал необоснованных ограничений на распоряжение Маврычевым А.А. денежными средствами по счетам, открытым в ПАО Сбербанк.
Приостановка услуг дистанционного банковского обслуживания не означает невозможность проведения операций по счетам. Клиенты могут осуществлять оплату налогов, проводить платежи в бюджетные организации, а также проводить операции по расчетному счету в обслуживающих подразделениях Банка, используя платёжные поручения на бумажном носителе.
Ограничения дистанционного банковского обслуживания является первичной «предупредительной» мерой, применение которой не препятствует Клиенту в проведении финансовых операций, а всего лишь меняет формат взаимодействия кредитной организации с Клиентом, в частности, способа передачи распоряжений, что не лишает Клиента права свободно распоряжаться денежными средствами, находящимися на расчётном счёте в кредитной организации, в полном объёме».
Действия Банка обусловлены обязательствами по осуществлению внутреннего контроля за банковскими операциями, возложенными на кредитную организацию Федеральным законом № 115, в связи, с чем отсутствуют правовые основания для признания действий Банка незаконными и как следствие - отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований Маврычева А.А.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований предъявленных истцом.
На основании изложенного, Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Маврычева Алексея Александровича к ПАО Сбербанк России» о защите прав потребителей, о признании действий незаконными, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов, – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд города Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.А. Макарова
Мотивированное решение суда изготовлено 31.05.2022 года