дело № 2-2063/13
Решение
Именем Российской Федерации
9 августа 2013 года г. Саратов
Фрунзенский районный суд города Саратова в составе председательствующего судьи Сидоровнина А.А., при секретаре Оганесян Л.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 и ФИО2 к Комитету по управлению имуществом Администрации муниципального образования «город Саратов» о признании решения об исключении семьи из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы незаконным и возложения обязанности включить ФИО2 и членов его семьи в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы,
установил:
ФИО1 и ФИО2 обратились с иском к Комитету по управлению имуществом Администрации муниципального образования «город Саратов» о признании решения об исключении семьи из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы незаконным и возложения обязанности включить ФИО2 и членов его семьи в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
В судебном заседании истцы поддержали свои требования, в обоснование которых указывают на то, что 13 июня 2013 года председателем Комитета по управлению имуществом г. Саратова Администрации муниципального образования «Город Саратов» они проинформированы о принятии решения исключить семью А-вых, составом 3 человека, как несоответствующую требованию п. 6 «а» Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Данное решение истцы считают незаконным и необоснованным, так как оно основано на неправильном толковании и применении подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, также не соответствует подлежащим применению нормам материального права.
Так Комитетом по управлению имуществом г. Саратова, семья А-вых в составе трёх человек признана в качестве нуждающейся в жилом помещении 29 июня 2009 года. Уведомлением № 14-10/12682 от 19 сентября 2011 года их семья 12 сентября 2011 года признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Письмом № 08-12/6477 от 14 марта 2013 года ответчик подтвердил, что семья А-вых в составе 3-х человек числится в списке молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы на получение социальной выплаты в 2013 году, направленном в министерство строительства и ЖКХ Саратовской области 31 августа 2011 года значится под № 69.
Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 гг. фактически идентична подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг. и базируется на принципах преемственности этой подпрограммы.
20 августа 2009 года рассчитывая на социальную выплату в виде субсидии на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту, истцы по договору купли-продажи приобрели в совместную собственность двухкомнатную квартиру, находящуюся по адресу: г. Саратов, ул. <адрес>
В связи с недостаточным финансированием подпрограммы, очередь А-вых в период действия подпрограмм не наступила, однако все необходимые документы были поданы, и семья выполнила все условия подпрограммы до исполнения ФИО2 36 лет. Они оплачивают ипотечный кредит по договору займа № 185С/В-2009 от 20 августа 2009 года в размере 955 000 руб.
Истцы полагают, что Комитетом по управлению имуществом Администрации муниципального образования «город Саратов» несоблюдены требования действующего законодательства в сфере защиты прав молодых семей при реализации права на жильё.
Так 13 мая 2006 года Правительством Российской Федерации принято постановление № 285, утвердившее Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам, в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675.
Согласно п. 5 указанных Правил, участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил; наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Условия предоставления социальных выплат молодым семьям после 2010 года закреплены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, которым утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, включающая подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", и в постановлении Правительства Саратовской области от 1 декабря 2010 года № 600-П, которым утверждена долгосрочная областная целевая программа "Развитие жилищного строительства в Саратовской области" на 2011 - 2015 годы, включающая подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей в Саратовской области" на 2011-2015 годы.
Предусмотренные Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, условия признания молодой семьи участницей подпрограммы для включения в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты соответствуют содержанию Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и согласуются в части оснований для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы.
Семья А-вых признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, как молодая семья, и поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы".
На момент принятия решения о включении молодой семьи на участие в подпрограмме, семья А-вых отвечала предъявляемым требованиям для включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты.
Решение Комитета по управлению имуществом г. Саратова об исключении семьи А-вых по форме и содержанию не отвечает целям действующего законодательства, что нарушает права истцов.
В соответствии с пп. "а" п. 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п. 6 настоящих Правил, в том числе и возрасту, является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы.
Возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы указанными Правилами не предусмотрена, предусмотрена возможность внесения изменений в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, при этом основанием для внесения таких изменений достижение предельного возраста не является.
Поскольку государство, включая молодую семью в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым ее, право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержки, то исключается произвольный отказ от него.
Кроме того, решение об исключении принято 13 июня 2013 года, то есть в день рождения ФИО2 Между тем исходя из правил исчисления сроков, установленных гражданским законодательством, согласно которому течение сроков начинается со следующего дня, возраста 36 лет истец достиг только 14 июня 2013 года.
Представитель Комитета по управлению имуществом Администрации муниципального образования «город Саратов» иск не признал. В обоснование возражения указывает на то, что в соответствии с приложением № 1 к постановлению администрации муниципального образования «Город Саратов» от 25.05.2011 № 1042 «0 взаимодействии структурных подразделений администрации муниципального образования «Город Саратов» в реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» Комитет до 1 сентября года, предшествующего планируемому, организует работу по приему от молодых семей документов согласно перечню, установленному Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, вступившим в законную силу 8 февраля 2011 года, и осуществляет проверку сведений, содержащихся в документах (подпункты 1.1.1. и 1.1.2.).
Согласно п. 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов, либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
13 июня 2013 истцу исполнилось 36 лет, а на указанную дату список претендентов на получение социальной выплаты не был утвержден. Согласно п. 18 Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы, в том числе, является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил.
На этом основании, в рамках полномочий, предусмотренных пп. 1.1.6 постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от 25 мая 2011 года №1042, 13 июня 2013 года комитет уведомил А-вых об исключении семьи из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».
Представители третьих лиц – Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, а также Администрации муниципального образования «город Саратов» в судебное заседание не явились о причинах неявки суд не уведомили и не просили отложить слушание дела. В связи с чем в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ спор разрешен в отсутствие указанных лиц.
Выслушав объяснения сторон, изучив представленные ими доказательства, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, Комитетом по управлению имуществом г. Саратова, семья А-вых в составе трёх человек признана в качестве нуждающейся в жилом помещении 29 июня 2009 года. Уведомлением № 14-10/12682 от 19 сентября 2011 года их семья 12 сентября 2011 года признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Письмом № 08-12/6477 от 14 марта 2013 года ответчик подтвердил, что семья А-вых в составе 3-х человек числится в списке молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы на получение социальной выплаты в 2013 году, направленном в министерство строительства и ЖКХ Саратовской области 31 августа 2011 года значится под номером 69.
13 июня 2013 года председателем Комитета по управлению имуществом г. Саратова Администрации муниципального образования «Город Саратов» они проинформированы о том, принято решение исключить семью истцов, составом 3 человека, как несоответствующую требованию п. 6 «а» (возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет) Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Данное решение является обоснованным по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 года
Приложением № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -2015 годы являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее Правила).
Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее соответственно - социальная выплата, строительство индивидуального жилого дома), а также использования таких выплат (п. 1).
В соответствии с названными Правилами, правом формирования списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года, списков претендентов на получение социальных выплат, выдачи свидетельств на получение социальных выплат наделен орган местного самоуправления. Списки молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, после их формирования направляется в орган исполнительной власти субъекта Российской федерации (п. 4, 17, 20 и 21).
В силу положений п. 22-24 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на основании поступивших от органов местного самоуправления списков, формирует сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации, который представляется органом исполнительной власти государственному заказчику подпрограммы в установленные сроки (п. 22).
После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п. 23).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней с даты утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетом, и выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п. 24).
Таким образом, молодая семья сохраняет статус участника Подпрограммы, то есть может быть включена в муниципальный и сводный списки молодых семей - участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальные выплаты в следующем году, до достижения одним из членов семьи возраста 36 лет.
Судом установлено 13 июня 2013 года истец ФИО2 достиг возраста 36 лет. При этом истцы ошибочно полагают, что датой достижения возраста следует считать 14 июня 2013 года, поскольку ими не учитывается, что начало исчисление возраста производится со дня рождения лица, а не по правилам, установленным гражданским законодательством для начала течения сроков со следующего дня.
В соответствии с п. 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет.
Согласно п. 18 Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является в том числе, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п. 6 настоящих Правил.
Полномочия, предоставленные Правилами органу местного самоуправления делегированы комитету по управлению имуществом г. Саратова постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 25 мая 2011 года № 1042 «О взаимодействии структурных подразделений администрации муниципального образования «Город Саратов» в реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, соглашением от 12 декабря 2011 г. № 262, заключенным правительством Саратовской области и администрацией муниципального образования «Город Саратов».
Поскольку на момент исключения семьи А-вых из списка участников подпрограммы, ФИО2 достиг возраста 36 лет, Комитет по управлению имуществом Администрации муниципального образования «город Саратов» принял обоснованное решение об исключении семьи истцов, составом 3 человека, как несоответствующую требованию п. 6 «а» (возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет) Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
При этом является несостоятельным довод истцов о том, что включенные в список семьи в случае достижения одним из родителей возраста 36 лет не могут быть исключены из списков.
В соответствии с п. 26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может вносить изменения в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
В соответствии с п. 2.2.6 Соглашения № 262 от 12 декабря 2011 года о реализации в 2011 года подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годах, заключенного между правительством Саратовской области и администрацией муниципального образования «Город Саратов», администрация обязуется уведомить министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о необходимости внесения изменений в утвержденный список молодых семей - претендентов на получение изменений в утвержденный список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат.
На основании указанного соглашения были внесены изменений в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2012 году по муниципальному образованию «Город Саратов». Согласно этим изменениям семья А-вых обосновано не была включена в список.
Руководствуясь ст. 194-198 и 321 ГПК РФ, суд
решил:
ФИО1 и ФИО2 отказать в удовлетворении иска к Комитету по управлению имуществом Администрации муниципального образования «город Саратов» о признании решения об исключении семьи из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы незаконным и возложения обязанности включить ФИО2 и членов его семьи в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Решение может быть обжаловано участвующими в деле лицами в Саратовский областной суд, через Фрунзенский районный суд города Саратова путём подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 14 августа 2013 года.
судья А.А. Сидоровнин