ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2063/19 от 15.08.2019 Ленинскогого районного суда г. Саранска (Республика Мордовия)

Дело № 2-2063/2019(13RS0023-01-2019-002514-82)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Саранск 15 августа 2019 г.

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия

в составе

судьи Ионовой О.Н.,

при секретаре Синдянкиной Е.О.,

с участием:

старшего помощника прокурора Ленинского района г.Саранска Республики Мордовия Лапшиной О. Г.,

с участием:

истца (ответчика по встречному иску) Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия,

представителя истца (ответчика по встречному иску) Шнякина Д. В., действующего на основании доверенности №365 от 13 августа 2019 г.,

соответчика по встречному иску Следственного комитета Российской Федерации,

ответчика (истца по встречному иску) Шаронова Н. С.,

ответчика Шароновой И. Н.,

ответчика Шароновой Н. Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовияк Шаронову Н. С., Шароновой И. Н., Шароновой Н. Н. о расторжении договора найма служебного помещения и выселении из служебного жилого помещения, без предоставления другого жилого помещения, и по встречному иску Шаронова Н. С. к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия, Следственному комитету Российской Федерации о восстановлении в очереди на получение жилого помещения, признании права собственности на жилое помещение либо выплате единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья

установил:

Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия (далее по тексту СУ СК России по Республике Мордовия) обратилось в суд с иском к Шаронову Н.С., Шароновой И.Н., Шароновой Н.Н. о расторжении договора найма служебного помещения и выселении из служебного жилого помещения, без предоставления другого жилого помещения.

В обоснование иска указано, что 07 ноября 2016 г. с Шароновым Н.С. был заключен договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Данная квартира выделялась Шаронову Н.С. и членам его семьи жилищной комиссией Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Республике Мордовия, протокол от 04 марта 2009 г. №2 на основании распоряжения руководителя Следственного управления от 08 июня 2009 №42/489/10р. Указанное служебное жилое помещение состоит из 3-х комнатной квартиры общей площадью 88,4 кв.м, и принадлежит СУ СК России по Республике Мордовия на праве оперативного управления.

На основании приказа Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 03 апреля 2019 г. №138-кт ответчик освобожден от замещаемой должности и уволен с 09 апреля 2019 г. по сокращению штата работников в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Истец указывает, что в настоящее время Шаронов Н.С. на учете в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением или предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения или жилого помещения в собственность не состоит. 18 апреля 2019 г. Шаронову Н.С. направлено требование о расторжении договора найма служебного жилого помещения от 07 ноября 2016 г. б/н по соглашению сторон и освобождении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в месячный срок со дня получения им направленного требования. Данное требование Шаронов Н.С. получил лично, о чем имеется уведомление о вручении от 22 апреля 2019 г. 08 мая 2019 г. в СУ СК России по Республике Мордовия поступил отказ Шаронова Н.С. об освобождении жилого помещения. Согласно выписке из домовой книги, по состоянию на 22 мая 2019 г. в указанной квартире зарегистрированы: Шаронов Н.С., Шаронова И.Н. и Шаронова Н.Н.

Истец указывает, что дальнейшее проживание ответчика Шаронова Н.С. и членов его семьи в квартире нарушает права СУ СК России по Республике Мордовия по распоряжению жилым помещением в соответствии с целями, предусмотренными действующим законодательством.

Основывая свои требования на положениях статей 35, 102, 103, 104 Жилищного кодекса Российской Федерации истец просит суд:

- расторгнуть договор найма служебного жилого помещения от 07 ноября 2016 г. б/н, заключенный между СУ СК России по Республике Мордовия и Шароновым Н.С.;

- выселить Шаронова Н.С., Шаронову И.Н., Шаронову Н.Н. из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.

Ответчик Шаронов Н.С. обратился со встречным исковым заявлением, принятым судом в соответствии со статьями 137, 138 ГПК Российской Федерации, в котором указывает, что истцом и ответчиком был заключен договор найма служебного жилого помещения №7/09 от 09 июня 2009 г., договор найма служебного жилого помещения от 07 ноября 2016 г. о предоставлении ему, и членам его семьи, жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, для временного проживания. 06 марта 2008 г. и 13 марта 2008 г., соответственно, он обращался с заявлением на имя и.о. Руководителя СУ СК России по Республике Мордовия ФИО1, в жилищную комиссию СУ СК при прокуратуре Российской Федерации по Республике Мордовия о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, после чего 27 июня 2008 г., согласно протокола №3 заседания жилищной комиссии СУ СК при прокуратуре России по Республике Мордовия от 27 июня 2008 г., был поставлен на очередь по улучшению жилищных условий и установлена очередность на получение жилищной площади под номером «1».

Ответчик (истец по встречному иску) Шаронов Н.С. указывает, что до момента обращения истца (ответчика по встречному иску) в суд с исковым заявлением о выселении из спорного жилого помещения он не знал, что не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. О каких- либо распоряжениях о снятии его с очереди в качестве нуждающегося в жилом помещении ему неизвестно.

Ответчик (истец по встречному иску) Шаронов Н.С. указывает, что он проработал в органах прокуратуры Российской Федерации и Следственного Комитета Российской Федерации 34 года. У него и его жены Шароновой И.Н. иного жилого помещения в собственности не имеется. В этой связи он имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилых помещений или жилых помещений в собственность. Он обратился с заявлением в жилищную комиссию Центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации о предоставлении ему единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения или жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность, с правом оплаты за счет собственных средств общей площади жилого помещения, превышающей этот размер, исходя из рыночной стоимости одного квадратного метра. До настоящего времени данный вопрос не был рассмотрен по существу Следственным Комитетом России, в связи с чем, истец просит обязать передать ему спорную квартиру в собственность с возложением на него обязанности по оплате за счет собственных средств общей площади жилого помещения в размере 26,4 кв.м. Либо выплатить ему единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилых помещений в размере 4 795 573,59 рублей.

Основывая свои требования на положениях 92, 93, 102, 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.35.1 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. №403-Ф3 «О Следственном Комитете Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31 ноября 2017 г. №492), Приказа Следственного Комитета Российской Федерации от 10 июля 2018 г. №69 «Об утверждении Порядка признания сотрудников Следственного комитета Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилых помещений в собственность», Приказа Следственного Комитета России от 10 июля 2018 г. № 70 «Об утверждении Порядка принятия сотрудников Следственного комитета Российской Федерации на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилых помещений в собственность», Постановления Правительства Российской Федерации от 20 октября 2018 г. № 1250 «Об утверждении правил расчета размера единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и ее перечисления сотрудникам следственного комитета Российской Федерации и лица, указанным в части 21 статьи 35.1 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации», просит суд:

- восстановить Шаронова Н.С. в очереди на получение жилого помещения с 27 июня 2008 г.;

- признать за Шароновым Н.С. право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, либо выплатить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения в размере 4 795 573,59 рублей, путем перечисления на расчетный счет Шаронова Н.С.

В судебном заседании представитель истца (ответчика по встречному иску) Шнякин Д.В. исковые требования поддержал по заявленным основаниям, просил удовлетворить их в полном объеме, против удовлетворения встречных исковых требований возразил, указав, что на основании протокола №3 заседания жилищной комиссии СУ СК при прокуратуре России по Республике Мордовия от 27 июня 2008 г. Шаронов Н.С. был поставлен на очередь по улучшению жилищных условий, в связи с отсутствием у него жилого помещения по месту работы в г.Саранске. В связи с предоставлением спорного служебного жилого помещения Шаронов Н.С. был снят с очереди по улучшении жилищных условий. Указанное решение им не обжаловано. В 2019 г. Шаронов Н.С. обращался в жилищную комиссию СУ СК России по Республике Мордовия с заявлением о предоставлении ему единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения или жилого помещения в собственность, однако данное заявление было возвращено, поскольку он не состоял и не состоит до настоящего времени на соответствующем жилищном учете о признании его нуждающимся в жилых помещениях, которое им так же не оспорено. По этим основаниям просит в удовлетворении встречного иска отказать.

Определением Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 17 июля 2019 г. Следственный комитет Российской Федерации привлечен к участию в деле в качестве соответчика по встречным исковым требованиям.

В судебном заседании ответчик (истец по встречному иску) Шаронов Н.С. исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление, где, в частности указывает, что истец обратился с настоящим иском с превышением своих полномочий, он имеет приоритетное право на приобретение спорного жилого помещения в собственность. По этим основаниям просил в иске отказать. Встречное исковое заявление поддержал, просил удовлетворить его в полном объеме.

В судебном заседании ответчики Шаронова И.Н., Шаронова Н.Н. против удовлетворения исковых требований возразили по основаниям, изложенным ответчиком Шароновым Н.С., просили в иске отказать.

Представитель соответчика Следственного комитета Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежаще судебной повесткой, о причинах неявки суду не сообщил.

При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 ГПК Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, суд рассматривает дело в отсутствие не явившегося представителя соответчика, поскольку им не представлено сведений о причинах неявки.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.

В силу статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к специализированным жилым помещениям относятся, в том числе, служебные жилые помещения.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.

В соответствие со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Согласно статье 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Статьей 100 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в отношении специализированного жилого помещения заключается договор найма специализированного жилого помещения.

В соответствии со статьей 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего кодекса и частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 305 Гражданского кодекса Российской Федерации права, предусмотренные статьями 301 - 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

В соответствии статьей 5 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" следственный комитет является единой федеральной централизованной системой следственных органов и учреждений Следственного комитета и действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю Следственного комитета.

Следственный комитет Российской Федерации является правопреемником Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1182 "Вопросы Следственного комитета Российской Федерации", пунктом 6 которого предписано передать Следственному комитету Российской Федерации здания, сооружения, материально-техническую базу и иное имущество Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что на основании приказа №101-к от 07 сентября 2007 г. Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации Шаронов Н.С. назначен на должность заместителя руководителя СУ СК при прокуратуре Российской Федерации по Республике Мордовия (л.д. 147).

Из копии протокола №2 жилищной комиссией СУ СК при прокуратуре Российской Федерации по Республике Мордовия от 04 марта 2009 г. следует, что на заседании рассмотрен вопрос о выделении денежных средств на приобретение служебной квартиры заместителю руководителя СУ СК при прокурате Российской Федерации по Республике Мордовия Шаронову Н.С., и решили реализовать выделенные денежные средства для покупки квартиры на состав семьи 4 человека заместителю руководителя СУ СК при прокурате Российской Федерации по Республике Мордовия Шаронову Н.С. (л.д.9-10);

01 июня 2009 г. СУ СК при прокуратуре Российской Федерации по Республике Мордовия и ООО «ИнвестПроект-М» заключили Государственный контракт №20 купли-продажи квартиры для нужд СУ СК при прокуратуре Российской Федерации по Республике Мордовия, по условиям которого продавец обязуется продать Госзаказчику квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>., общей площадью 88,4 кв. м. (л.д. 12-15);

Из копии распоряжения руководителя СУ СК при прокурате Российской Федерации по Республике Мордовия от 08 июня 2009 г. (л.д. 11) «Об обеспечении жилым помещением» следует, что квартира, общей площадью 88,4 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, находящаяся в специализированном жилищном фонде Российской Федерации, и принадлежащая СУ СК при прокурате Российской Федерации по Республике Мордовия на праве оперативного управления предоставляется на период прохождения службы в следственных органах Шаронову Н.С., как не имеющему жилья для постоянного проживания в г.Саранске.

09 июня 2009 г. СУ СК при прокуратуре Российской Федерации по Республике Мордовия и Шаронов Н.С. заключили Договор найма специализированного жилого помещения №7/09, в соответствии с которым наймодатель передает нанимателюи членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в федеральной собственности, состоящее из квартиры общей площадью 88,4 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> для временного проживания в нем. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи: жена – Шаронова И.Н., дочь Шаронова Н.Н., дочь Шаронова Д.Н. (л.д.5-6).

Право оперативного управления на квартиру расположенную по адресу: <адрес> за СУ СК России по Республике Мордовия подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22 июня 2011 г. серии 13 ГА 540703 (л.д. 11), а также выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 11 декабря 2017 г. (т. 1 л.д. 70 - 72).

Распоряжением руководителя Территориального управления Федерального Агентства по управлению Государственным имуществом в Республики Мордовия от 06 февраля 2014 г. №14-д, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, закрепленное на праве оперативного управления за СУ СК России по Республике Мордовия отнесено к служебным жилым помещениям специализированного жилищного фонда (л.д.17).

07 ноября 2016 г. между СУ СК России по Республике Мордови (наймодатель) и первым заместителем руководителя СУ СК России по Республике Мордовия Шароновым Н.С. (наниматель) был заключен договор найма служебного жилого помещения б/н, по условиям которого наймодатель передал нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в федеральной собственности, состоящее из квартиры общей площадью 88,4 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, для временного проживания в нем. Жилое помещение предоставляется в связи с прохождением службы в органах Следственного комитета Российской Федерации. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи жена Шаронова И.Н. и дочь Шарнова Н.Н. и дочь ФИО2 Настоящий договор заключен на время прохождения службы в органах Следственного комитета Российской Федерации (л.д. 108-111).

Согласно пунктам 18, 19 указанного договора найма служебного жилого помещения договор прекращается в связи с истечением срока трудового договора, с окончанием срока службы. В случае расторжения или прекращения договора в связи с истечением срока трудового договора, окончания срока службы наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.

Согласно выписке из домовой книги в спорном жилом помещении зарегистрированы Шаронов Н.С., Шарнова И.Н., Шаронова Н.Н. (л.д. 22).

Приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 03 апреля 2019 г. за №138-к генерал-майор юстиции Шаронов Н.С. освобожден от занимаемой должности первого заместителя председателя СУ СК России по Республике и уволен 09 апреля 2019 г. по сокращению штата работников в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (л.д. 21).

18 апреля 2019 г. Шаронову Н.С. было направлено требование о расторжении договора найма служебного жилого помещения от 07 ноября 2016 г. б/н по соглашению сторон и освобождении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в месячный срок со дня получения им направленного требования (л.д.18).

Данное требование Шаронов Н.С. получил лично, о чем имеется уведомление о вручении от 22 апреля 2019 г. (л.д.19).

08 мая 2019 г. в СУ СК России по Республике Мордовия поступил отказ Шаронова Н.С. об освобождении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.20).

Согласно статье 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

В силу пункта 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Согласно статье 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.

Согласно пунктам 2, 5 договора найма служебного жилого помещения б/н от 07 ноября 2016 г. заключенного между СУ СК России по Республике Мордовия и Шароновым Н.С., служебное жилое помещение предоставлялось нанимателю в связи и на время прохождения службы в органах и учреждениях прокуратуры.

Таким образом, из условий данного договора найма следует, что спорное жилое помещение было предоставлено ответчику Шаронову Н.С. временно, на определенный срок - на период его службы в органах Следственного комитета Российской Федерации. При подписании договора найма служебного жилого помещения Шаронов Н.С. был уведомлен и согласен на предоставление спорной квартиры именно на условиях служебного найма и против предоставления жилья на указанных выше условиях не возражал.

При таких обстоятельствах, учитывая, что между истцом и ответчиком Шароновым Н.С. прекращены трудовые отношения, срок действия названного договора найма служебного жилого помещения истек, в установленный срок ответчики не освободили жилое помещение, к категории лиц, указанных в части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, они не относятся, следовательно, у Шаронова Н.С., Шароновой И.Н., Шароновой Н.Н. отсутствуют законные основания для занятия спорного жилого помещения, переданного им во временное пользование, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о расторжении договора найма служебного жилого помещения.

Пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В этой связи отклоняется довод ответчиков по первоначальному иску о предъявлении СУ СК России по Республики Мордовия настоящего иска за пределами своих полномочий.

Из материалов дела следует, что 06 марта 2008 г. и 13 марта 2018 г., соответственно, истец обратился с заявлением на имя и.о. Руководителя СУ СК при прокуратуре Российской Федерации по Республике Мордовия ФИО1, в жилищную комиссию СУ СК при прокуратуре Российской Федерации по Республике Мордовия о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с отсутствием жилого помещения в г.Саранске. (л.д. 134-137).

Из копии протокола №3 от 27 июня 2008 г. заседания жилищной комиссии СУ СК при прокуратуре России по Республике Мордовия следует, что Шаронов Н.С. был поставлен в очередь на получение жилья под номером 1 (т.1 л.л.1-4).

Как указывалось выше, спорное жилое помещение, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации и находящееся в оперативном управлении СУ СК России по Республике Мордовия, приобретено по договору купли-продажи с привлечением средств бюджета Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 7 ноября 2008 г. N 632-О-О, в соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в редакции, вступившей в силу 1 января 2005 г., порядок обеспечения жилыми помещениями прокуроров и следователей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2005 г. N 737 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей прокуратуры, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями в 2005-2006 годах" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 г. N 440) и пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 г. N 192 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями", указанная категория лиц обеспечивается жилыми помещениями, относящимися к специализированному жилищному фонду Российской Федерации. Тем самым предполагается, что соответствующими жилыми помещениями обеспечиваются те лица, которые состоят в служебных отношениях с органами прокуратуры Российской Федерации.

Таким образом, жилые помещения, приобретаемые за счет средств федерального бюджета и предоставляемые вышеуказанным категориям лиц являются специализированным жилым фондом в силу прямого указания закона и могут быть предоставлены только на условиях служебного найма.

Из пояснений представителя СУ СК России по Республике Мордовия в судебном заседании следует, что в 2008 году Шаронов Н.С. был поставлен в очередь на получение служебного жилья, в связи с отсутствием у него жилья по месту работы. Проверялось отсутствие жилья у Шаронова Н.С. только в г.Саранске и снят он был с очереди в связи с предоставлением служебного жилого помещения.

Из копии протокола №4 заседания жилищной комиссии СУ СК при прокуратуре России по Республике Мордовия от 20 августа 2009 г. следует, что на заседании жилищной комиссии был поставлен вопрос об исключении из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с предоставлением служебного жилья по договору найма служебного жилого помещения, в том числе, Шаронова Н.С., по которому выступила секретарь жилищной комиссии, которая доложила, что Следственным управлением закончено оформление прав на приобретенные служебные квартиры, квартиры переданы в пользование работникам Следственного управления.

В этой связи комиссия решила снять с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с получением жилого помещения по договору социального найма, в том числе, Шаронова Н.С. (л.д.182-184).

Указанное решение Шароновым Н.С. не обжаловано и предметом настоящего спора не является.

В этой связи основания для восстановления Шаронова Н.С. в очереди на получение жилого помещения с 27 июня 2008 г. отсутствуют.

Довод ответчика по первоначальному иску Шаронова Н.С. о том, что момента обращения истца (ответчика по встречному иску) в суд с исковым заявлением о выселении из спорного жилого помещения он не знал, что не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. О каких- либо распоряжениях о снятии его с очереди в качестве нуждающегося в жилом помещении ему неизвестно судом отклоняется, поскольку Шаронов Н.С. председательствовал при заседании жилищной комиссии 20 августа 2009 г. и в протоколе имеется его подпись.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 35.1 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (редакции Федерального закона от 27 декабря 2017 года N 492-ФЗ) (далее по тексту ФЗ №403-ФЗ «О следственном комитете») обеспечение сотрудников Следственного комитета жилыми помещениями осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены настоящим законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Следственному комитету, путем предоставления сотрудникам Следственного комитета единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений.

Порядок обеспечения жилыми помещениями сотрудников Следственного комитета Российской Федерации определен статьей 35.1 ФЗ №403-ФЗ «О следственном комитете».

Согласно части 2 статьи 35.1 ФЗ №403-ФЗ «О следственном комитете» сотрудникам Следственного комитета и лицам, указанным в части21 настоящей статьи, на основании их обращения либо с их согласия вместо единовременной социальной выплаты при наличии предусмотренных настоящей статьей оснований и условий ее получения могут предоставляться жилые помещения в собственность по решению Председателя Следственного комитета.

Согласно части 3 статьи 35.1 ФЗ №403-ФЗ «О следственном комитете» единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам Следственного комитета, имеющим стаж службы не менее 10 лет в календарном исчислении на должностях прокурорских работников Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и (или) сотрудников Следственного комитета и признанными нуждающимися в жилых помещениях, один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в Следственном комитете.

Согласно части 4 статьи 35.1 ФЗ №403-ФЗ «О следственном комитете» в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность нуждающимся в жилом помещении признается сотрудник Следственного комитета не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.

Единовременная социальная выплата предоставляется в порядке очередности исходя из даты подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях ( часть 4 статьи 35.1 ФЗ №403-ФЗ «О следственном комитете»).

В соответствии с частью 30 статьи 35.1 ФЗ №403-ФЗ «О следственном комитете» порядок признания сотрудников Следственного комитета нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилых помещений в собственность, не имеющими жилых помещений по месту службы, принятия сотрудников Следственного комитета на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилых помещений в собственность, в качестве не имеющих жилых помещений по месту службы, ведения соответствующих видов учета и порядок принятия решений о предоставлении единовременной социальной выплаты, жилых помещений в собственность, служебных жилых помещений устанавливаются Председателем Следственного комитета.

Приказом Следственного комитета Российской Федерации от 10 июля 2018 г. N72 утвержден Порядок принятия в Следственном комитете Российской Федерации решений о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, жилых помещений в собственность (далее по тексту Порядок).

Единовременная социальная выплата или жилое помещение в собственность предоставляются сотрудникам (гражданам) в порядке очередности исходя из даты подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (пункт 2 Порядка).

Документы сотрудников (граждан), представленные для принятия решения о предоставлении единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность, рассматриваются на заседаниях жилищной комиссии центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации (далее - жилищная комиссия Следственного комитета) (пункт 3 Порядка).

Жилищная комиссия Следственного комитета принимает решения:

а) о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения;

б) о внесении Председателю Следственного комитета Российской Федерации предложения о предоставлении жилого помещения в собственность (пункт 5 Порядка).

По решению Председателя Следственного комитета Российской Федерации сотрудникам (гражданам), признанным нуждающимися в жилых помещениях, вместо единовременной социальной выплаты предоставляются в собственность жилые помещения (в том числе занимаемые служебные жилые помещения) по заявлениям сотрудников (граждан), представленным в жилищную комиссию Следственного комитета, либо с их письменного согласия (пункт 7 Порядка).

При поступлении заявления сотрудника (гражданина) о предоставлении жилого помещения в собственность или его согласия с предоставлением предложенного жилого помещения в собственность жилищная комиссия Следственного комитета вносит предложение Председателю Следственного комитета Российской Федерации о предоставлении сотруднику (гражданину) жилого помещения в собственность (Пункт 11 Порядка).

Лица, проживающие в служебных жилых помещениях, получившие в соответствии со статьей 35.1 ФЗ N403-ФЗ "О Следственном комитете " единовременную социальную выплату, сохраняют право на проживание в таких жилых помещениях в течение трех месяцев с даты предоставления единовременной социальной выплаты (пункт 14 Порядка).

Таким образом, из вышеприведенного Порядка следует, что решение о предоставлении сотрудникам Следственного комитета единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, либо о предоставлении жилого помещения в собственность относится к исключительной компетенции Жилищной комиссии Следственного комитета Российской Федерации и его Председателя.

Из справки жилищной комиссии СУ СК Российской Федерации по Республике Мордовия от 26 июня 2019 г. следует, что Шаронов Н.С. по состоянию на 11 января 2018 г. на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении не состоял (л.д.112).

Из протокола №3 заседания жилищной комиссии СУ СК России по Республике Мордовия от 07 мая 2019 г. следует, что заявление Шаронова Н.С. о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретение или строительства жилого помещения или жилого помещения в собственность и прилагаемые документы возвращены, поскольку указанное заявление подано минуя процедуры признания заявителя нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилых помещений, установленную Порядком, утвержденным приказом Следственного комитета Российской Федерации от 10 июля 2018 г. №69. (л.д.92-99).

Указанное решение ответчиком не оспорено.

29 марта 2019 г. заявление Шаронова Н.С. о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения или жилого помещения в собственность было направлено в жилищную комиссию центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации (л.д.121-127).

Из сообщения руководителя Управления обеспечения деятельности следственного комитета Российской Федерации от 09 июля 2019 г. следует, что в адрес жилищной комиссии центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации поступило заявление Шаронова Н.С. от 29 марта 2019 г. и пакет документов, которые будут рассмотрены на предстоящем заседании жилищной комиссии, о чем будет сообщено суду.

На день рассмотрения дела, жилищной комиссией Следственного комитета решения о предоставлении Шаронову Н.С. единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, либо о внесении Председателю Следственного комитета Российской Федерации предложения о предоставлении Шаронову Н.С. жилого помещения в собственность не принято, следовательно, решение Председателем Следственного комитета Российской Федерации о передаче спорного жилого помещения в собственность Шаронову Н.С. также не принималось.

Суд, не подменяя собой органы, к компетенции которых отнесено решение того или иного вопроса, уполномочен проверять законность и обоснованность принятого ими решения.

Признание права собственности на служебное жилое помещение либо выплата единовременной социальной выплаты при отсутствии решения жилищной комиссии и Председателя Следственного комитета Российской Федерации, влечет подмену их функций, что является недопустимым.

По этим основаниям суд отказывает истцу Шаронову Н.С. в удовлетворении встречных исковых требований о признании за ним права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, либо выплате единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.

Поскольку у ответчиков по первоначальному иску отсутствуют правовые основания пользования служебным жилым помещением, то они подлежат выселению из спорной квартиры без предоставления другого жилого помещения.

В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

В соответствии со статьей 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии со статьей 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся:

суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам;

расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

расходы на оплату услуг представителей;

расходы на производство осмотра на месте;

другие признанные судом необходимыми расходы.

Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

С учетом требований части первой статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации с ответчиков Шаронова Н.С., Шароновой И.Н., Шароновой Н.Н. подлежит взысканию в доход бюджета городского округа Саранск государственная пошлина в размере 300 рублей с каждого.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия

решил:

исковые требования Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия к Шаронову Н. С., Шароновой И. Н., Шароновой Н. Н. о расторжении договора найма служебного помещения и выселении из служебного жилого помещения, без предоставления другого жилого помещения, удовлетворить.

Расторгнуть договор найма служебного жилого помещения от 07 ноября 2016 г., заключенный между Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия и Шароновым Н. С..

Выселить Шаронова Н. С., Шаронову И. Н., Шаронову Н. Н. из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> без предоставления другого жилого помещения.

Встречные исковые требования Шаронова Н. С. к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия, Следственному комитету Российской Федерации о восстановлении в очереди на получении жилого помещения, признании права собственности на жилое помещение либо выплате единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья оставить без удовлетворения.

Взыскать с Шаронова Н. С., Шароновой И. Н., Шароновой Н. Н. в бюджет городского округа Саранск государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей с каждого.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.

Судья Ленинского районного

суда г. Саранска Республики Мордовия О.Н. Ионова

Мотивированное решение принято 20 августа 2019 г.

Судья - О.Н. Ионова