ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2064 от 13.12.2011 Воркутинского городского суда (Республика Коми)

                                                                                    Воркутинский городской суд Республики Коми                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Воркутинский городской суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-2064/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Воркутинский городской суд Республики Коми РФ

в составе председательствующего судьи Жуковской С.В.

при секретаре судебного заседания Немченковой Е.И.

с участием истца ФИО1,

рассмотрев 13 декабря 2011 года в городе Воркуте Республики Коми в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации муниципального образования городского округа «Воркута» о включении в очередь на получение жилищного сертификата,

у с т а н о в и л:

истец ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику администрации МО ГО «Воркута», в котором просил поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участника действий подразделений особого риска, пострадавшего от радиации во время службы в Советской армии, а также включении в льготный список очередников в Министерстве архитектуры, строительства и коммунального хозяйства РК на получение жилищного сертификата для приобретения жилья в районах с умеренным климатом и переезда из района Крайнего Севера как участника действий подразделений особого риска по установленной федеральным законодательством целевой программе «Жилище».

В обоснование иска истец указал, что в ... гг. служил в .... В ... г. получил удостоверение участника действий подразделений особого риска, выданное Центральной комиссией Министерства обороны РФ, тем самым был официально признан лицом, пострадавшим от радиации во время службы в армии, которое приравнивается к категории участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Истец обратился в администрацию МО ГО «Воркута» по вопросу постановки его в очередь на получение жилья за пределами г. Воркуты как «чернобыльца», однако ему ответили, что никаких льгот данной категории не предоставляется. Он написал письмо в ФИО2 и получил ответ, что в Федеральном законе № 125-ФЗ граждане из подразделений особого риска, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в отдельную категорию не выделены. Обеспечение жильем данных граждан осуществляется на основании Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, и Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153. При повторном обращении в администрацию МО ГО «Воркута» решением жилищной комиссии от ... г. истцу было отказано в постановке на учет для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий по причине отсутствия статуса малоимущего. Истице с отказом в поставке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участника действий подразделений особого риска не согласен, считает свои права нарушенными.

Определением суда от 26.07.2011 г. в качестве соответчика по делу привлечено Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми.

Ответчик администрация МО ГО «Воркута» в отзыве на исковое заявление просил отказать в удовлетворении иска. Пояснил, что граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненные к ним лица, в отдельную очередь в Федеральном законе от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», не выделены.

Истец состоит в общереспубликанских списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г. Воркуты в рамках реализации Федерального закона от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ с датой подачи заявления ... в категории «пенсионеры», по состоянию на ... номер его очереди ....

Заявление истца о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в г. Воркуте от ... было рассмотрено на заседании комиссии по жилищным вопросам, где большинством голосов принято решение об отказе в постановке на учет, в связи с отсутствием статуса малоимущего.

Ответчик Минархстрой Республики Коми в отзыве иск с требованиями истца не согласился. Указал, что переселение граждан в климатически благоприятные регионы России осуществляется в рамках реализации Федерального закона от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Граждане из подразделений особого риска, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в рамках вышеназванного Федерального закона в отдельную очередь не выделены. В общереспубликанские списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, сформированных по пяти очередями по состоянию на ... истец включен по категории «пенсионеры» по... датой постановки на учет ...

Обеспечение жильем граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненных к ним лиц осуществляется на основании Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, и Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153.

Согласно действующему законодательству, социальные выплаты предоставляются гражданам, вставшим на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с вышеназванными нормативными документами.

Постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления на муниципальный или государственный жилищный фонд осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а на предоставление мер государственной поддержки (государственные жилищные сертификаты) в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Коми. В Республике Коми в соответствии с п. 2 ст. 1 Закона Республики Коми от 06.10.2005 г. № 103-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья» органы местного самоуправления городских округов и органы местного самоуправления муниципальных районов Республики Коми наделены полномочиями по постановке на учет граждан, имеющих в соответствии с законодательством право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, выделяемых за счет средств федерального бюджета.

Как следует из копии письма администрации МО ГО «Воркута» в адрес ФИО1, приложенной к исковому заявлению, администрация МО ГО «Воркута» отказала ФИО1 в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Минархстрой Республики Коми не располагает документами, представленными ФИО1 при постановке на учет нуждающихся в администрацию МО ГО «Воркута», в связи, с чем не может сделать выводы об обоснованности отказа принятия ФИО1 на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчиков, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования.

Заслушав объяснение истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что истец ФИО1 является собственником жилого помещения по адресу ..., зарегистрирован в указанном жилом помещении с ....

... истцу выдано удостоверение участника действий подразделений особого риска, в соответствии с которым ему гарантируются меры социальной поддержки, установленные законодательством Российской Федерации для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в подпункте «д» пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 2123-1.

Согласно подпункту «д» пункта 1 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 г. № 2123-1 к гражданам из подразделений особого риска относятся лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел: непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ.

В силу пункта 1 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 г. № 2123-1 действие Закона РСФСР от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» распространяется на граждан из подразделений особого риска в пределах, установленных настоящим Постановлением.

В соответствии с пунктом 2 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 г. № 2123-1 лицам, указанным в подпункте «д» пункта 1 настоящего Постановления, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 3 - 12,14 части первой статьи 14, пунктами 1 - 3 части первой статьи 15, статьей 24, пунктом 2 части третьей статьи 27.1, пунктом 2 части второй статьи 30, частью первой статьи 40 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Пункт 1 части 1 статьи 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 04.06.2011 г. № 130-ФЗ) предусматривает обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, в состав которой входит подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». В рамках реализации вышеуказанной подпрограммы осуществляется обеспечение жилыми помещениями граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Указанным Постановлением Правительства РФ установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153.

В соответствии с пп. «е» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.

С учетом названных норм права обеспечение истца жильем за счет средств федерального бюджета возможно в случае признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий. При этом постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления.

Как следует из материалов дела, ... истец обратился в администрацию МО ГО «Воркута» с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с проживанием в помещении, не отвечающем установленным требованиями.

Решением комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» от ... истцу отказано в постановке на учет в связи с отсутствием статуса малоимущего.

С указанным решением комиссии по жилищным вопросам суд не может согласиться по следующим основаниям.

Статья 40 Конституции РФ обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В соответствии с пунктом 1 части 2 данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит жилое помещение, а потому нуждающимся по смыслу приведенных законоположений может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Кроме того, согласно части 2 статьи 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

В силу пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47.

Признание в установленном порядке жилых помещений (домов) непригодными для проживания на территории муниципального образования городского округа «Воркута» осуществляется межведомственной комиссией по контролю за состоянием жилищного фонда (Постановление главы МО «Город Воркута» от 19.04.2005 г. № 475 в ред. от 03.05.2011 г.)

Межведомственной комиссией по контролю за состоянием жилищного фонда на территории МО ГО «Воркута» по поручению суда было проведено обследование жилого помещения .... Межведомственная комиссия заключение о соответствии указанного жилого помещения установленным для жилых помещений требованиям не дала, ссылаясь на необходимость получения заключения специализированной организации о техническом состоянии жилого дома.

В то же время материалами дела подтверждается, что согласно постановлению главы ГО «Воркута» от ... г. № ... ... внесен в адресную программу переселения граждан из домов, эксплуатация которых экономически нецелесообразна.

Для разрешения вопроса о пригодности жилого помещения ... для проживания определением суда от 18.10.2011 г. по делу была назначена судебная строительная экспертиза, проведение которой поручено ... ООО «данные изъяты».

Как следует из заключения ООО «данные изъяты», квартира ... является непригодной для проживания, а дом ... ... является аварийным и подлежащим сносу. Учитывая ветхое и аварийное техническое состояние несущих конструкций, особенно деревянных перекрытий и лестниц, ООО «Модулор» рекомендовано перевести жилой дом из группы «Б» в группу «А» муниципальной программы переселения граждан (первоочередное переселение). После переселения жилой дом подлежит сносу, а нарушенные земли либо рекультивации, либо новой застройке согласно генеральному плану города.

Из заключения усматривается, что брусчатый жилой дом ... находится в ветхом состоянии, нормативный срок эффективной эксплуатации в северных условиях (30 лет) истек, общий физический износ дома составляет ...%. При дальнейшей эксплуатации жилого дома с выявленными нарушениями по содержанию элементов здания, техническое состояние несущих конструкций, особенно деревянных перекрытий, будет ухудшаться вплоть до обрушения, которое может произойти в любой момент. Для исключения несчастных случаев от обрушения деревянных конструкций и учитывая неполную фактическую заселенность дома, рекомендуется ускорить переселение граждан в другое жилье.

Суд соглашается с экспертным заключением, поскольку экспертиза проведена специализированной организацией, заключение содержит ответы на поставленные судом вопросы и детальное описание произведенных исследований, в виду чего суд придает данному экспертному заключению доказательственное значение. Судом не установлены какие-либо обстоятельства, которые бы ставили под сомнение правильность заключения экспертов, предупрежденных под роспись об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Таким образом, в суде установлено, что занимаемое истцом жилое помещение не отвечает установленным требованиям, в виду чего истец является нуждающимся в жилом помещении. При этом у истца не имеется на праве собственности иного жилья на территории всей Российской Федерации, что подтверждается имеющимся в деле ответом Воркутинского отдела Управления Росреестра по Республике Коми на запрос суда. Между тем, администрацией МО ГО «Воркута» отказано в постановке истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Коми от 06.10.2005 г. № 103-РЗ органы местного самоуправления городских округов и органы местного самоуправления муниципальных районов в Республике Коми наделены государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, в том числе по постановке на учет граждан, имеющих в соответствии с законодательством право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, выделяемых за счет средств федерального бюджета или республиканского бюджета Республики Коми, в том числе в виде государственных жилищных сертификатов.

В силу ст. 5 названного Закона Республики Коми контроль за реализацией органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляется Министерством архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми.

Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми обеспечивает проведение мероприятий по реализации Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в том числе формирование общереспубликанских списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат при выезде из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и выдачу в установленном порядке государственных жилищных сертификатов (п. 6 Положения о Министерстве архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми, утвержденного Указом Главы Республики Коми от 02.02.2010 г. № 16).

Оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Возложить на Администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» обязанность поставить ФИО1 на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, выделяемых за счет средств федерального бюджета в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы (пп. «е» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. № 153).

Возложить на Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми обязанность включить ФИО1 в общереспубликанские списки граждан, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, выделяемых за счет средств федерального бюджета в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы (пп. «е» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. № 153).

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в мотивированной форме.

Решение в мотивированной форме изготовлено 19 декабря 2011 года.

Председательствующий судья С.В. Жуковская