Дело №2-2064/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 октября 2018 года г. Новочеркасск
Новочеркасский городской суд Ростовской области в составе:
судьи Бердыш С.А.,
при секретаре Федоренко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Новочеркасска, третьи лица: МУП «Стадион Ермак г. Новочеркасска», филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ростовской области, Администрация г. Новочеркасска об установлении границ земельного участка, обязании предоставить в собственность земельный участок путем заключения договора купли-продажи,
установил:
Истец обратился в суд с настоящим иском, указав, что является собственником здания, назначение: нежилое, площадью общей 258,6 кв.м, этажность:1, расположенного по адресу: РО, <адрес>, в том числе земельного участка категория земель: земли населенных пунктов - под кафе, площадью 291 кв.м. Согласно техническому паспорту по состоянию на <дата> по материалам землеотводной документации площадь земельного участка под нежилым зданием (кафе-бар литер Г площадью 200,7 кв.м) была 314 кв.м, по фактическому пользованию 314 кв.м. Согласно техпаспорту по состоянию на <дата> площадь земельного участка по документам составила 291 кв.м, площадь здания – 258,6 кв.м. При проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границ нежилого здания литер Г и местоположения границ земельного участка для эксплуатации нежилого здания кафе литер Г был произведен обмер границ земельного участка и строения, в результате наложения полученных координат на публичную кадастровую карту было выявлено, что фактическая граница земельного участка, кн 61:5560011103:9, расположенного по адресу <адрес> а, не соответствует границе, сведения о координатах которой содержатся в ЕГРН. Согласно результатам обмера земельного участка несоответствие составило в т.1-22 от 0.31 м, до 3.84 м (приложение к заключению кадастрового инженера). В соответствии со сведениями ЕГРН земельный участок пересекает объект капитального строительства с кн 61:55:0011103:605 (нежилое здание литер Г). В соответствии со сведениями Публичной кадастровой карты, объект капитального строительства стоит на учете и выходит за границы земельного участка с кн 61:55:0011103:9 в т. 1-3,6, 14-22. Фактические границы отсняты по контуру строения литер <адрес> таблице № «Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства», утвержденных Роскомземкадастром от <дата>, величина допустимой погрешности при определении координат земельных участков в землях поселений составляет 0.10м. Следовательно, выявленные величины несоответствия превышают величину допустимой погрешности. Площадь земельного участка с кадастровым номером 61:55:0011103:9 в соответствии со сведениями, закрепленными государственным кадастром недвижимости составляет 291 кв.м, фактическая площадь - 361 кв.м, оценка расхождения 70 кв.м, что подтверждается заключением кадастрового инженера ФИО2 исх 4-3/52 от <дата>. Границы земельного участка, как и нежилого здания существуют с 1999 г., которые не меняли свое местоположение более 15 лет. Для внесения изменений в Единый государственный реестр земель сведений относительно уточняемого земельного участка необходимо привести границы учтенного земельного участка в соответствие с ФЗ «О землеустройстве», ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в соответствие с границами, существующими на местности более 15 лет, и закрепленными с использованием объектов искусственного происхождения (забор, строение). На местности фактически существует установленный между смежными земельными участками забор, у сторон претензий по поводу местоположения забора и, соответственно, фактической границы между участками к истцу не имеется, приведение границы кадастровым номером 61:55:0011103:9 в сведениях ГКН в соответствие с фактической границей площадь смежного земельного участка с кадастровым номером 61:55:0011103:33 площадью 38659 кв.м., <адрес>, земли населенных пунктов, под объекты физической культуры и спорта стадион Ермак, сведения актуальные, правообладатель Муниципальное образование «<адрес>», изменяется в соответствии с каталогом координат с 38659 кв.м. на 38589 кв.м. на разницу 70 кв.м. В соответствии с частью 4 ст. 61 Федерального закона от <дата> N 218-ФЗ (ред. от <дата>) "О государственной регистрации недвижимости", в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. Учитывая выявление подобной реестровой (в соответствии с положениями ст. 61 Федерального закона от <дата> N 218-ФЗ (ред. от <дата>) "О государственной регистрации недвижимости") ошибки, истец полагал, что требования о признании реестровой ошибки в сведениях об объекте недвижимости обоснованные, поскольку наличие такой ошибки нарушает права истца на осуществление внесения изменений в ЕГРН в части местоположения границ земельного участка по фактически существующим на местности границам с учетом устраненной реестровой ошибки. Истец просил суд удовлетворить его требования о признании в сведениях на земельный участок кадастровый №, расположенный <адрес>, разрешенное использование под кафе, категория земель: земли населенных пунктов, площадью 291 кв.м, наличие реестровой ошибки, установить границы земельного участка в координатах земельного участка в соответствии с каталогом координат границ земельного участка кн 61:55:0011103:9, для внесения изменений, выполненного кадастровым инженером ФИО2 от <дата>, изменить площадь земельного участка с 291 кв.м на 361 кв.м, внести в Единый государственный реестр недвижимости изменения в сведения на земельный участок кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, земли населенных пунктов, под объекты физической культуры и спорта стадион Ермак, площадью 38659 кв.м, установив площадь земельного участка 38589 кв.м, местоположение границ земельного участка в координатах земельного участка в соответствии с каталогом координат, выполненным кадастровым инженером ФИО2 от <дата>, в связи с наличием в сведениях на земельный участок с №:9 реестровой ошибки.
Впоследствии истец уточнил исковые требования, указав, что <дата> кадастровым инженером ООО «Гео-Дон» был проведен повторный обмер земельного участка и ОКС, расположенных на земельном участке по адресу: <адрес>. После произведенного обмера границ с № земельного участка и строения, расположенного по адресу: <адрес>, в результате наложения полученных координат на публичную кадастровую карту было выявлено, что фактическая граница земельного участка частично располагается в границах участка с №, что не соответствует границе, сведения о координатах которой содержатся в ЕГРН.
В границах земельного участка с №, местоположение: <адрес>, земли населенных пунктов, под объекты физической культуры и спорта стадион Ермак, площадью 38659 кв.м, принадлежащего Администрации <адрес>, расположено нежилое здание литер Я площадью 135,2 кв.м, местоположение: <адрес> в <адрес>, принадлежащее по праве собственности истцу, что подтверждается уведомлением о внесении изменений в ЕГРН от <дата>.
В соответствии о схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной кадастровым инженером ООО «Гео-Дон» ФИО2, земельный участок для эксплуатации литер Я образован из земельного участка с № в фактических границах землепользования с обозначением характерных точек границ в соответствии с правилами ст. 11.4 ЗК РФ, примыкающий к земельному участку с кн №, расположенному по адресу: <адрес>, принадлежащему по праву собственности истцу.
<дата> Администрацией <адрес> было вынесено Постановление № «О разработке проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной с севера – <адрес>, с юга – пер. Юннатов, с запада – границей земельного участка с № с востока – <адрес> в целях раздела земельного участка с №», разрешить МУП «Стадион Ермак <адрес>» разработать проект планировки и проект межевания территории.
Решением Новочеркасского городского суда <адрес> от <дата> признано право собственности за ФИО1 на нежилое здание литер «Я», расположенное по адресу: <адрес>А в <адрес>, в реконструируемом состоянии площадью 135,2 кв.м. Определением Новочеркасского городского суда <адрес> от <дата> разъяснено решение Новочеркасского городского суда <адрес> от <дата> в части указания, что за ФИО1 признано право собственности на нежилое здание литер «Я», расположенное по адресу: <адрес>, в реконструированном состоянии площадью 135,2 кв.м.
<дата> истцом было направлено заявление о необходимости включить в содержание проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной с севера – <адрес>, с юга – пер. Юннатов, с запада – границей земельного участка с №, с востока – <адрес> в целях раздела земельного участка с № – образование земельного участка, отраженного в схеме «расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале № для оформления права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здания, сооружения, а именно, в соответствии со ст. 39.20 ЗК РФ истец просил учесть в проекте планировки и проекте межевания территории границы земельного участка для эксплуатации нежилого здания литер «Я», расположенного по адресу: <адрес>А <адрес>, в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Однако, Администрацией <адрес> позже было отменено вынесенное Постановление № «О разработке проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной с севера – <адрес>, с юга – пер. Юннатов, с запада – границей земельного участка с № с востока – <адрес> в целях раздела земельного участка с № без нормативно правового обоснования.
Истцом неоднократно предпринимались попытки согласовать с Администрацией <адрес>, Комитетом по управлению муниципальным имуществом схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале № в целях раздела земельного участка с № по <адрес> для оформления прав на земельный участок для эксплуатации литер «Я», что подтверждается ответом Управления Архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> от <дата>, ответом КУМИ Администрации <адрес> от <дата>.
В своем ответе Управление архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> от <дата> указало, что с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях раздела земельного участка с кн № вправе обратиться его арендатор МУП стадион Ермак <адрес>, что является нарушением права собственника нежилого строения, расположенного на земельном участке с № на образование земельного участка для эксплуатации нежилого строения и нарушает принцип ст. 1 ЗК РФ о единстве судьбы участков и прочно связанных с ним объектов.
КУМИ Администрации <адрес> в ответе на заявление истца от <дата> было указано, что основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является невозможность одновременного владения имуществом на правах аренды и собственности, согласно выписке из ЕГРН испрашиваемый земельный участок обременен арендой и является не свободным для прав третьих лиц.
Полагает, что КУМИ Администрации <адрес> злоупотребляет предоставленными ему законом правами и неправомерно чинит препятствия в разделе земельного участка с №, тем самым лишает истца реализации его права на образование земельного участка по фактическому землепользованию для эксплуатации предоставленного ему в собственность нежилого строения и предоставления его в собственность.
Просил суд установить границы земельного участка площадью 907 кв.м для эксплуатации нежилого здания, назначение: нежилое, литер Я площадью 135,2 кв.м, количество этажей: 1, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, путем раздела земельного участка с №, расположенного по адресу: <адрес>, земли населенных пунктов, под объекты физической культуры и спорта стадион Ермак, площадью 38659 кв.м, в соответствии с каталогом координат земельного участка, составленным кадастровым инженером ООО «Гео-Дон» ФИО2
Установить границы земельного участка с №, расположенного по адресу: <адрес>, земли населенных пунктов, под объекты физической культуры и спорта стадион Ермак, площадью 38659 кв.м, в соответствии с каталогом координат земельного участка с № площадью 37724 кв.м с учетом границ испрашиваемого земельного участка для эксплуатации здания с кн №, местоположение: <адрес>, выполненным кадастровым инженером ООО «Гео-Дон» ФИО2
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации <адрес> предоставить ФИО1 в собственность земельный участок площадью 907 кв.м, образованный в результате раздела земельного участка с №, расположенного по адресу: <адрес>, земли населенных пунктов, под объекты физической культуры и спорта стадион Ермак, площадью 38659 кв.м, в соответствии с характерными точками границ образуемого земельного участка, установленными в каталоге координат земельного участка, составленном кадастровым инженером ООО «Гео-Дон» ФИО2, для эксплуатации нежилого здания, назначение: нежилое, литер Я, площадью 135,2 кв.м, количество этажей: 1, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, путем заключения договора купли-продажи.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца – адвокат Колотова Н.В., действующая на основании ордера и доверенности, в судебном заседании на удовлетворении уточненных исковых требований настаивала, подтвердив доводы, изложенные в исковом и уточненном исковых заявлениях.
Представитель КУМИ Администрации <адрес> ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил отказать в удовлетворении уточненных исковых требований.
Представители третьих лиц: МУП «Стадион Ермак <адрес>», филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>, Администрации <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд с учетом мнения участвующих в деле лиц определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец является собственником здания, назначение: нежилое, площадью общей 258.6 кв.м, этажность:1, расположенного по адресу: РО, <адрес> на основании договора купли-продажи недвижимости от <дата>, решения Новочеркасского городского суда РО № от <дата>, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации <дата>№, от <дата>№.
Истец является собственником земельного участка категория земель: земли населенных пунктов - под кафе, площадью 291 кв.м на основании договора купли-продажи земельного участка собственнику строений № от <дата>, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации от <дата>№.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым № земельный участок <дата> был поставлен на государственный кадастровый учет, площадью 291 кв.м, сведения об объекте имеют статус «актуальные, ранее учтенные», формировало границы земельного участка ООО «Земля-2».
Согласно техническому паспорту здания, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на <дата> по материалам землеотводной документации площадь земельного участка под нежилым зданием кафе-бар литер Г площадью 200,7 кв.м соответствовала 314 кв.м, по фактическому пользованию 314 кв.м.
Согласно техпаспорту здания по состоянию на <дата> площадь земельного участка по документам составляла 291 кв.м, площадь здания 258,6 кв.м. При проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границ нежилого здания литер Г и местоположения границ земельного участка для эксплуатации нежилого здания кафе литер Г был произведен обмер границ земельного участка и строения, в результате наложения полученных координат на публичную кадастровую карту было выявлено, что фактическая граница земельного участка, № расположенного по адресу: <адрес> а, не соответствует границе, сведения о координатах которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно заключению кадастрового инженера от <дата> № № ООО «Гео-Дон» ФИО2 был проведен обмер границ земельного участка и строения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> После произведенного обмера границ земельного участка и строения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в результате наложения полученных координат на публичную кадастровую карту было выявлено, что фактическая граница земельного участка, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, не соответствует границе, сведения о координатах которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости. Согласно результатам обмера земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, просп. <адрес> несоответствие составило в т. 1-3, до 2,33 м. в т. 13-23, до 3,70 м (Приложение 1). В соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, пересекает объект капитального строительства с кадастровым № В соответствии со сведениями Публичной кадастровой карты, объект капитального строительства стоит на учете и выходит за границы земельного участка с кадастровым № в т. 1-3, 6, 14-22. Фактические границы отсняты по контуру строения и перепаду высоты крыши. Согласно таблице 1 «Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства», утвержденных Роскомземкадастром от <дата>, величина допустимой погрешности при определении координат земельных участков в землях поселений составляет 0,10 м. Выявленные величины несоответствия превышают величину допустимой погрешности. Площадь земельного участка с № в соответствии со сведениями, закрепленными государственным кадастром недвижимости составляет 291 кв.м, фактическая площадь – 362 кв.м, оценка расхождения на 71 кв.м.
Границы земельного участка, как и нежилого здания, существуют с 1999 года, которые не меняли свое местоположение более 15 лет. Для внесения изменений в Единый государственный реестр земель сведений относительно уточняемого земельного участка необходимо привести границы учтенного земельного участка в соответствие с ФЗ «О землеустройстве», ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в соответствие с границами, существующими на местности более 15 лет, и закрепленными с использованием объектов искусственного происхождения забор, строение. На местности фактически существует установленный между смежными земельными участками забор, у сторон претензий по поводу местоположения забора не имеется. Приведение границ земельного участка с кадастровым № с фактической границей пользования земельным участком с кадастровым номером 61:55:0011103:33 площадью 38659 кв.м, <адрес>, земли населенных пунктов, под объекты физической культуры и спорта стадион Ермак, сведения актуальные, правообладатель Муниципальное образование «<адрес>», соответствует фактическому расположению границ земельных участков.
В соответствии с частью 4 ст. 61 Федерального закона от <дата> N 218-ФЗ (ред. от <дата>) "О государственной регистрации недвижимости", в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.
<дата> ООО «Гео-Дон» кадастровым инженером ФИО2 был проведен повторный обмер земельного участка и объекта капитального строительства, расположенных на земельном участке по адресу: <адрес>. После произведенного обмера границ земельного участка с кадастровым номером 61:55:0011103:9 и строения с кадастровым номером 61:55:0011103:605, расположенного по адресу: <адрес> в результате наложения полученных координат на публичную кадастровую карту было выявлено, что фактическая граница земельного участка частично располагается в границах участка с кадастровым №, что не соответствует границе, сведения о координатах которой, содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
В границах земельного участка №, местоположение: <адрес>, земли населенных пунктов, под объекты физической культуры и спорта стадион Ермак, площадью 38659 кв.м, принадлежащего Администрации <адрес>, на основании выписки из Единого государственного реестра недвижимости от <дата> расположено нежилое здание литер «Я» площадью 135.2 кв.м, местоположение: <адрес>, принадлежащее по праву собственности ФИО1, что подтверждается уведомлением о внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости от <дата>.
В соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной кадастровым инженером ООО «Гео-Дон» ФИО2, образованный земельный участок для эксплуатации литер «Я» образован из земельного участка с № в фактических границах землепользования с обозначением характерных точек границ в соответствии с правилами ст. 11.4 ЗК РФ, примыкающий к земельному участку с № расположенному по адресу: <адрес>, принадлежащему на праве собственности ФИО1.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
<дата> Администрацией <адрес> было вынесено Постановление № «О разработке проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной с <адрес> запада - границей земельного участка с кадастровым № с востока - <адрес> в целях раздела земельного участка с кадастровым номером № разрешить МУП «Стадион Ермак <адрес>» разработать проект планировки и проект межевания территории.
Решением Новочеркасского городского суда <адрес> от <дата> за ФИО1 признано право собственности на нежилое здание литер «Я», расположенное по адресу: <адрес> А, <адрес>, в реконструированном состоянии площадью 135,2 кв.м.
Определением Новочеркасского городского суда <адрес> от <дата> разъяснено решение Новочеркасского городского суда <адрес> от <дата> в части указания, что в соответствии с данным решением суда за ФИО1 признано право собственности на нежилое здание литер «Я», расположенное по адресу: <адрес> в <адрес>, в реконструированном состоянии площадью 135,2 кв.м.
<дата> истцом было направлено заявление о необходимости включить в содержание проекта планировки и проекта межевания территории ограниченной с севера - проспектом Баклановским, с юга - пер. Юннатов, с запада - границей земельного участка с кадастровым № с востока - <адрес> в целях раздела земельного участка с кадастровым № образование земельного участка, отраженного в схеме «расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом № для оформления права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здания, сооружения, а именно, в соответствии со ст. 39.20 ЗК РФ истец просил учесть в проекте планировки и проекте межевания территории границы земельного участка для эксплуатации нежилого здания литер «Я», расположенного по адресу: <адрес> а <адрес> в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Администрацией <адрес> было вынесено Постановление Администрации <адрес>№ от <дата> об отмене Постановления № «О разработке проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной с севера - проспектом Баклановским, с юга - пер. Юнатов, с запада - границей земельного участка с кадастровым №, с востока - <адрес>.
Как следует из материалов дела, истцом предпринимались попытки согласовать с Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации <адрес> схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом № целях раздела земельного участка с № по <адрес> для оформления прав на земельный участок для эксплуатации литер Я, что подтверждается ответом Управления архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> от <дата>, ответом КУМИ Администрации <адрес> от <дата>.
Согласно ответу Управления архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> от <дата> следует, что с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях раздела земельного участка с № вправе обратиться его арендатор МУП стадион Ермак <адрес>, что является нарушением права собственника нежилого строения, расположенного на земельном участке с №, на образование земельного участка для эксплуатации нежилого строения и нарушает принцип ст. 1 ЗК РФ о единстве судьбы участков и прочно связанных с ним объектов.
Согласно ответу КУМИ Администрации <адрес> от <дата> следует, что основанием для отказа в предоставление в собственность земельного участка является невозможность одновременного владения имуществом на правах аренды и собственности, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости испрашиваемый истцом земельный участок обременен арендой и является не свободным для прав третьих лиц.
Суд не может согласиться с правомерностью и законностью отказа в образовании и предоставлении в собственность земельного участка ввиду невозможности одновременного владения имуществом на правах аренды и собственности по следующим основаниям.
В силу пункта 1 ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке. В частности, к таким спорам относятся споры смежных землепользователей о границах земельного участка.
Данная позиция подтверждается разъяснениями, содержащимися в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от <дата> "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других прав", согласно которым к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.
В соответствии со ст. 10 ГК РФ предусмотрено, что не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав.
Фактически сложившаяся граница раздела между земельными участками, расположенными по адресу: <адрес> и <адрес> сформирована с 1999 года по сведениям инвентарного дела бюро технической инвентаризации, границы земельных участков, образованные в неизменном виде более 15 лет, согласно требований п. 7 ст. 36 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" являются фактическим границами земельных участков. Ранее никаких споров относительно существования такой фактической границы между смежными землепользователями не возникало.
Согласно статье 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно части 8 статьи 22 Федерального закона от <дата> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно части 10 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании; в случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории; при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с положениями Федерального закона от <дата> N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (в редакции до <дата>) местоположение границ земельных участков подлежало в установленном этим законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами (статьи 39, 40 Закона о кадастре).
Аналогичное требование воспроизведено и в статье 22 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Приведенные положения законов направлены на обеспечение учета законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты уточнением местоположения границ земельного участка.
Преобразование земельных участков осуществляется путем их раздела, объединения, перераспределения или выдела из них нового земельного участка (статьи 11.4-11.7 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от <дата> N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Положения гражданского законодательства о возникновении прав закреплены в ст. 8 ГК РФ, согласно которой права на земельный участок возникают из договоров и иных сделок с земельными участками; из решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; из судебного решения; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом. По смыслу приведенных норм право собственности на земельный участок может возникнуть в связи с наступлением как оснований, установленных ст. 8 ГК РФ, так и оснований специальных норм, определяющих возникновение отдельных видов прав.
Одним из оснований возникновения прав на земельные участки являются акты государственных органов и органов местного самоуправления, когда земельные участки предоставляются из государственных или муниципальных земель, принятые в пределах их компетенции, установленной в статьях 9-11 ЗК РФ.
Одним из основных принципов земельного законодательства, установленных ст. 1 ЗК РФ является платность использования земли.
Согласно ч. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Вместе с тем, положениями данной нормы оговаривалась и возможность получения гражданами земельных участков бесплатно.
В собственность или аренду земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам с учетом положений статей 15 и 22 ЗК РФ.
Предоставлению земельных участков предшествует выполнение комплекса работ по их формированию, которые являются обязательными. В частности, при предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Обязанность муниципального органа по принятию нормативного акта, регулирующего порядок предоставления таких земельных участков, обуславливается отсутствием в федеральном законодательстве четкой гражданско-правовой концепции их предоставления.
Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных участков определяется с учетом такого документа.
Согласно подп. 3 п. 5 ст. 39.17 и ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в ст. 39.16 ЗК РФ.
По смыслу ст. 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному п. 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.
Между тем с точки зрения положений п. 17 ст. 39.16 ЗК РФ спорный участок не изъят из оборота, не ограничен в обороте и не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд.
В ст. 9 ГрК РФ указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно чч. 3, 4 и 9 ст. 14 ГрК РФ схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, являющиеся документами территориального планирования, содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся в том числе к области транспорта (железнодорожного, водного, воздушного транспорта), автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; на картах также отображаются планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований.
Спорный участок расположен в границах муниципального образования - городского округа. В соответствии со ст. 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Частью 3 ст. 23 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно ч. 5 ст. 23 ГрК РФ на указанных в пп. 2 - 4 ч. 3 данной статьи картах отображаются в том числе планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (ч. 6 ст. 23 ГрК РФ).
В соответствии с приведенными нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральные планы городского округа включают карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов, при этом в данных документах не предусмотрено перечисление конкретных земельных участков, попадающих в зоны размещения планируемых объектов.
Отказ в формировании и предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка не соответствует закону и нарушает права и законные интересы истца.
Ввиду того, что спорный земельный участок находится в границах земельного участка с кадастровым номером 61:55:0011103:33, предоставленного в аренду МУП «Стадион Ермак <адрес>» на срок с <дата> по <дата>, и доказательств прекращения этого договора не имеется, в соответствии с пунктом 2 статьи 39.16 ЗК РФ испрашиваемый участок не может быть предоставлен заявителю в собственность, в связи с чем истец полагает и нарушены его права на образование и предоставление в собственность земельного участка для эксплуатации принадлежащего ему на праве собственности нежилого строения.
Нормами земельного законодательства, действовавшего на момент приобретения заявителем в собственность здания, и нормами действующего законодательства предусмотрен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов подпункт 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ.
Собственники зданий, строений и сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут приобрести такие земельные участки в собственность или в аренду.
Порядок и особенности приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, до <дата> регулировался статьей 36 ЗК РФ, в настоящее время - статьей 39.20 ЗК РФ. Данными нормами закреплено исключительное право собственников указанных объектов недвижимости на приобретение публичного земельного участка, занятого объектом недвижимости, в собственность либо аренду в соответствии с процедурой, установленной этим же Кодексом.
Исключительность указанного права означает, что никто кроме собственника здания, строения, сооружения такого объекта не вправе приватизировать или приобрести в аренду земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав.
В силу пункта 1 статьи 35 ЗК РФ и пункта 3 статьи 552 ГК РФ при продаже недвижимости переходе права собственности, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования, на тех же условиях, что и продавец.
В пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от <дата> N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от <дата> N 13) разъяснено следующее: при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, к покупателю этой недвижимости с момента государственной регистрации перехода права собственности на нее переходит то право на земельный участок, которое принадлежало продавцу недвижимости, а также связанные с этим правом обязанности при наличии таковых (перемена лица в договоре аренды).
В случае если имевшееся у застройщика право аренды земельного участка перешло к лицу в связи с приобретением им в собственность вновь построенного нежилого здания, с момента государственной регистрации права собственности на здание на стороне арендатора возникает множественность лиц в арендных правоотношениях, существующих между застройщиком и собственником земельного участка, а указанный договор аренды продолжает действовать.
Здание с кадастровым № построено на земельном участке с кадастровым №, предоставленном МУП «Стадион Ермак <адрес>».
С момента государственной регистрации на него права собственности истца на стороне арендатора земельного участка с кадастровым № возникла множественность лиц в арендных правоотношениях, существующих между собственником нежилого здания и собственником участка. После государственной регистрации перехода к истцу права собственности на нежилое здание, расположенное на указанном земельном участке, истец стал стороной в договоре с множественностью лиц на стороне арендатора.
При таком положении неверен вывод Администрации <адрес> о том, что заявителю не может быть предоставлен в собственность испрашиваемый земельный участок по основанию, предусмотренному пунктом 2 статьи 39.16 ЗК РФ.
В силу статьи 39.20 ЗК РФ истец, как собственник отдельно стоящего здания, вправе приобрести в собственность часть этого земельного участка, занятого зданием и необходимого для его эксплуатации, при отсутствии препятствий для раздела исходного участка. По заявлению истца в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 61:55:0011103:33 формируется в соответствии с каталогом координат указанный в заключении кадастрового инженера земельный участок площадью 907 кв.м.
Схемой границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, выполненной ООО «Гео-Дон» кадастровым инженером ФИО2, подтверждено, что для эксплуатации здания с кадастровым № сформирован с соблюдением градостроительных правил и с учетом зоны застройки земельный участок площадью 907 кв.м из части земельного участка с кадастровым номером №
Ответчиком не оспаривается ни правомерность формирования земельного участка в границах каталога координат земельного участка, предоставленного кадастровым инженером ФИО2, ни площадь, необходимая для эксплуатации здания назначение: нежилое с кадастровым №
ЗК РФ закрепляет исключительное право собственников недвижимости (зданий, строений и сооружений) на приобретение публичной земли, занятой таким объектом, в собственность либо в аренду.
Соответственно, истец как собственник отдельно стоящего здания, вправе приобрести в собственность часть земельного участка, занятую этим зданием и необходимую для эксплуатации, при отсутствии препятствий для раздела исходного участка.
В силу пунктов 2 и 4 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков; при этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах; у собственника разделенного участка возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участка.
Таким образом, спорный земельный участок является муниципальной собственностью, ему присвоен кадастровый номер, он не снят с кадастрового учета в силу пункта 1 статьи 37 ЗК РФ данный участок может являться объектом купли-продажи.
Таким образом, неправомерный отказ в реализации заявителем преимущественного права на приобретение в собственность спорного земельного участка по тем основаниям, которые указаны в ответе Администрации <адрес> от <дата>№.1.2.2/1859, от <дата>№.1.2.2/2137, от <дата>№, является незаконным.
Иных оснований для отказа в образовании земельного участка путём раздела первоначального спорного и предоставления его в собственность истца не имеется.
В связи с изложенным в качестве устранения нарушенных прав заявителя и ввиду отсутствия препятствий для раздела спорного земельного участка правомерно установить границы образуемого земельного участка для эксплуатации нежилого здания с кадастровым № путем раздела земельного участка с кадастровым № и обязать ответчика подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи данного земельного участка.
Доказательств, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов ответчика предъявленными исковыми требованиями истца об образовании земельного участка путем выдела из земельного участка, принадлежащего по праву собственности Администрации <адрес> для эксплуатации объекта капитального строительства, в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ суду не представлено, достоверных относимых и допустимых доказательств отсутствия прав истца на формирование образование границ земельного участка для эксплуатации объекта капитального строительства, последующего оформления на него прав у суда также не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 167, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
уточненные исковые требования ФИО1 к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации <адрес>, третьи лица: МУП «Стадион Ермак <адрес>», филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>, Администрация <адрес> об установлении границ земельного участка, обязании предоставить в собственность земельный участок путем заключения договора купли-продажи удовлетворить.
Установить границы земельного участка площадью 907 кв.м, для эксплуатации нежилого здания, назначение: нежилое, литер Я площадью 135.2 кв.м, количество этажей: 1, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, путем раздела земельного участка № расположенного по адресу: <адрес>, земли населенных пунктов, под объекты физической культуры и спорта стадион Ермак, площадью 38659 кв.м, в соответствии с каталогом координат земельного участка, составленным кадастровым инженером ООО «Гео-Дон» ФИО2:
Н1 (Х 443465,69; Y 2231153,53); Н2 (Х 443469,62; Y 2231160,65); Н3 (Х 443496,97; Y 2231145,77); Н4 (Х 443494,40; Y 2231140,69); Н5 (Х 443499,07; Y 2231135,61); Н6 (Х 443501,19; Y 2231116,75); Н7 (Х 443499,33; Y 2231116,47); Н8 (Х 443491,44; Y 2231114,90); Н9 (Х 443485,97; Y 2231120,96); Н10 (Х 443468,07; Y 2231140,86); Н11 (Х 443465,28; Y 2231143,91); Н12 (Х 443463,54; Y 2231152,49); Н13 (Х 443465,12; Y 2231152,75); Н1 (Х 443465,69; Y 2231153,53).
Установить границы земельного участка с №, расположенного по адресу: <адрес>, земли населенных пунктов, под объекты физической культуры и спорта стадион Ермак, площадью 38659 кв.м, в соответствии каталогом координат земельного участка с кн 61:55:0011103:33, площадью 37724 кв.м, с учетом границ испрашиваемого земельного участка для эксплуатации здания с кн 61:55:0011103:610, местоположение: <адрес>, выполненным кадастровым инженером ООО «Гео-Дон» ФИО2:
Н1 (Х 443501,19; Y 2231116,75); Н2 (Х 443507,91; Y 223117,75); Н3 (Х 443507,78; Y 2231119,21); Н4 (Х 443510,47; Y 2231119,58); Н5 (Х 443513,44; Y 2231119,69); Н6 (Х 443514,76; Y 2231120,29); Н7 (Х 443515,58; Y 2231121,19); Н8 (Х 443515,77; Y 2231121,21); Н9 (Х 443522,81; Y 2231043,17); Н10 (Х 443496,10; Y 2231039,33); Н11 (Х 443453,27; Y 2231003,34); Н12 (Х 443228,45; Y 2231000,37); Н13 (Х 443228,30; Y 2231012,41); Н14 (Х 443253,70; Y 2231012,58) Н15 (Х 443253,45; Y 2231050,50); Н16 (Х 443253,25; Y 223069,30); Н17 (Х 443284,33; Y 2231069,40); Н18 (Х 443280,84; Y 2231167,45); Н19 (Х 443368,47; Y 2231170,50); Н20 (Х 443427,76; Y 2231170,87); Н21 (Х 443431,84; Y 2231179,87); Н22 (Х 443458,81; Y 2231166,60); Н23 (Х 443454,92; Y 2231159,26); Н24 (Х 443465,69; Y 2231153,53); Н25 (Х 443465,12; Y 2231152,75); Н26 (Х 443463,54; Y 2231152,49); Н27 (Х 443465,28; Y 2231143,91); Н28 (Х 443468,07; Y 2231140,86); Н29 (Х 443485,97; Y 2231120,96); Н30 (Х 443491,44; Y 2231114,90); Н31 (Х 443499,33; Y 2231116,47); Н1 (Х 443501,19; Y 2231116,75).
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации <адрес> предоставить ФИО1 в собственность земельный участок площадью 907 кв.м, образованный в результате раздела земельного участка с кн 61:55:0011103:33, расположенного по адресу: <адрес>, земли населенных пунктов, под объекты физической культуры и спорта стадион Ермак, площадью 38659 кв.м, в соответствии с характерными точками границ образуемого земельного участка, установленными в каталоге координат земельного участка, составленном кадастровым инженером ООО «Гео-Дон» ФИО2, для эксплуатации нежилого здания назначение: нежилое, литер Я площадью 135,2 кв.м, количество этажей: 1, кадастровый №, расположенного по адресу <адрес>, путем заключения договора купли-продажи.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новочеркасский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено <дата>.
Судья: С.А. Бердыш