Дело № 2-2064/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 июля 2018 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Патова С.М.
при секретаре Герлиц М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Енисей» Федерального дорожного агентства» к ФИО1 о взыскании суммы,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог «Енисей» Федерального дорожного агентства» (далее истец, ФКУ Упрдор «Енисей») обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО1 о взыскании суммы. Требование мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ автомобиль <данные изъяты>, государственный №, принадлежащий ответчику, осуществлял перевозку тяжеловесного груза по автомобильной дороге общего пользования федерального значения Р-257 «Енисей» с превышением допустимой нагрузки по полной массе и на оси автомобиля без специального разрешения. Данный факт установлен Сибирским межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора при проверке указанного выше автомобиля на автомобильной дороге Р-257 «Енисей» 384 км и подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ№ и протоколом по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№. В соответствии с пунктами 1, 5, 8, 9 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон «Об автомобильных дорогах») движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. В силу пункта 2 статьи 29 Закона «Об автомобильных дорогах» пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном настоящим Законом. В соответствии с пунктом 2 Приказа Минтранса РФ от 27.04.2011 № 125 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств» контроль за соблюдением допустимых весовых параметров и габаритов транспортных средств осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). Согласно п. 5.4(6) Положения о Федеральном дорожном агентстве (далее - Росавтодор), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 № 374, в полномочия Росавтодора входит выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог.
Поскольку автотранспортное средство ответчика осуществляло перевозку тяжеловесного груза по автомобильной дороге общего пользования федерального значения без соответствующих разрешений и внесения платы, возместить которую в добровольном порядке ответчик отказался, просит взыскать с ответчика в пользу ФКУ Упрдор «Енисей» плату за провоз тяжеловесного груза в сумме 154 477 рублей 78 копеек.
Истец ФКУ Упрдор «Енисей» в судебное заседание своего представителя не направил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. К судебному заседанию представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности (л.д. 74), представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца (л.д. 79).
Ответчик ФИО1 и его представитель ФИО3, действующая на основании доверенности (л.д. 67) в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (л.д. 68, 69, 78), не сообщили суду об уважительных причинах неявки и не просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Третье лицо Сибирское МУГАДН, извещенное о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, к судебному заседанию представитель третьего лица ФИО4, действующая на основании доверенности (л.д. 71), предоставила отзыв на исковое заявление, в котором подержала исковые требования и просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Сибирского МУГАДН (л.д. 70).
Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, в протокольной форме определил, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Порядок, правила и условия движения по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, устанавливаются и регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2009 года № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации», Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта РФ 27 мая 1996 года, зарегистрированной в Минюсте РФ 8 августа 1996 года за № 1146, а также принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователям автомобильных дорог запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам тяжеловесных грузов без специального разрешения и осуществлять действия, наносящие ущерб автомобильной дороге. В нарушение требований статьи 31 Закона владелец транспортного средства - ответчик специальное разрешение на перевозку тяжеловесных грузов у владельца дороги не получал, согласование маршрута движения транспортного средства не осуществлял, плату в счет возмещения вреда, причиняемого федеральной автомобильной дороге перевозкой тяжеловесного груза, в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ № 934 от 16 ноября 2009 года, в федеральный бюджет не вносил. С нарушением требований вышеуказанных нормативных актов и превышением значений предельно допустимых нагрузок на оси транспортного средства, ответчик проехал с тяжеловесным грузом по федеральным автомобильным дорогам расстояние равное 197 км.
По факту выявленного нарушения ДД.ММ.ГГГГ сотрудником Ространснадзора составлен акт № о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось, свидетельствующий о превышении допустимых весовых параметров при эксплуатации транспортного средства - <данные изъяты> государственный № (л.д.10).
Согласно вышеуказанному акту, фактические осевые нагрузки транспортного средства превысили значения предельно допустимых нагрузок на оси, установленных постановлением Правительства № 272 от 15 апреля 2011 года (приложения №1 и №2 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом): ось № – 13,1 (предельно допустимая 8,2), ось № – 13,23 (предельно допустимая – 8,2), ось. № –12,37 (предельно допустимая 10,25), ось № – 11,86 (предельно допустимая – 10,25).
Взвешивание транспортного средства ответчика произведено работником весового контроля Ространснадзора с применением весового оборудования – весы «ВА-15С-2», заводской №, № признанных пригодными к применению, свидетельство о поверке № и №, действительной до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).
С актом № водитель транспортного средства ознакомлен, данный акт им подписан без замечаний и возражений.
Пунктом 2 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 934 от 16 ноября 2009 года установлено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Ответчик, являясь владельцем автомобиля на основании договора аренды (л.д.15-16), в добровольном порядке, как это предусмотрено пунктом 2 Правил возмещения вреда, не компенсировал вред, нанесенный федеральной автодороге, уклонившись от оплаты провоза тяжеловесного груза в счет возмещения вреда, согласования маршрута движения транспортного средства и получения соответствующего специального разрешении на перевозку тяжеловесного груза.
На основании акта № о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось произведен расчет оплаты за провоз тяжеловесного груза по федеральным дорогам, подлежащей уплате ответчиком в счет возмещения вреда, причиненного федеральной автодороге транспортным средством ответчика в результате осуществления перевозки тяжеловесного груза, размер которого составил 154 477 рублей 78 копеек (л.д.8-9).
Статья 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) указывает на обязанность лица, причинившего вред, возмещения в полном объеме вреда, причиненного личности или имуществу гражданина, а также вреда, причиненного имуществу юридического лица.
Статьей 1079 ГК РФ предусмотрено, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которое владеет источником повышенной опасности.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ, пунктом 1.4. Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, движение по федеральной автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесного груза, допускается только при наличии специального разрешения, выданного уполномоченным органом управления дорожным хозяйством.
Частью 5 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ установлено, что порядок выдачи специального разрешения на движение по федеральной автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесного груза, устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ пользователям автомобильных дорог запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам тяжеловесных грузов без специального разрешения и осуществлять действия, наносящие ущерб автомобильной дороге.
В соответствии с частями 8 и 9 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера вреда и сам размер такового вреда устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2009 года № 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, которые согласно пункту 1 Правил устанавливают порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда.
Представленный истцом расчет размера вреда, причиненного транспортным средством ответчика автомобильной дороге (л.д.8-9), судом проверен и признан верным.
В связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу ст. 103 ГПК РФ суд также взыскивает с ответчика в доход муниципального образования г. Минусинск государственную пошлину в размере 4 289 рублей 56 копеек, от уплаты которой истец был освобожден при подачи иска.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Енисей» Федерального дорожного агентства» к ФИО1 о взыскании суммы удовлетворить.
Взыскать в пользу Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Енисей» Федерального дорожного агентства» с ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, 154 477 рублей 78 копеек в счет платы за провоз тяжеловесного груза.
Взыскать с ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, в доход бюджета муниципального образования <адрес> государственную пошлину в размере 4 289 рублей 56 копеек.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.