ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2064/2016 от 19.10.2016 Сысертского районного суда (Свердловская область)

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19.10.2016 Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Тимофеева Е.В., при секретаре Телеповой К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2064/2016 по иску ФИО1 к Акционерному обществу «Банк Русский Стандарт» о расторжении договора на выпуск кредитной карты, компенсации морального вреда, взыскании штрафа,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Акционерному обществу «Банк Русский Стандарт» о расторжении договора на выпуск кредитной карты, компенсации морального вреда, взыскании штрафа. Из искового заявления следует, между ФИО3 и АО «ФИО2» был заключен договор №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ на выпуск кредитной карты на ее имя. По условиям вышеуказанного договора ответчик открыл текущий счет №40817810604900317040 в рублях, в ходе которого обязался осуществлять его обслуживание и предоставить истцу кредит. Истец же в свою очередь обязался возвратить ответчику полученный кредит и выплатить за его пользование проценты в размере, сроки и на условиях, указанных в договоре. ДД.ММ.ГГГГ была направлена претензия на почтовый адрес ответчика для расторжения кредита, так как в договоре не указана полная сумма, подлежащая выплате, не указаны проценты кредита в рублях подлежащие выплате, не указана полная сумма комиссий в рублях за открытие и ведение ссудного счета.

На момент заключения договора истец не имел возможности внести изменения в его условия, в виду того, что договор является типовым, условия которого заранее были определены банком в стандартных формах, и истец, как заемщик, был лишен возможности повлиять на его содержание. Ответчик, пользуясь юридической неграмотностью истца и тем, что он не является специалистом в области финансов и кредитов, заключил с ним договор, заведомо на выгодных условиях, при этом нарушив баланс интересов сторон.

В отношениях с банком и в случае заключения договора кредитования гражданин выступает как экономически слабая сторона, лишенная возможности влиять на содержание договора в целом. В этой связи законодательное ограничение свободы договора в отношении банков обусловлено необходимостью особой защиты прав Истца.

В виду вышесказанного, истец считает, что его права были в значительной части ущемлены при заключении стандартной формы Договора, что, в свою очередь, также противоречит п. 1 ст. 16 ФЗ РФ «О защите прав потребителей».

В соответствии с Условиями заявления, процентная ставка составляет 0,20 % ежедневно, однако согласно условиям Заявления, полная стоимость кредита составляет 103,18 % годовых. Согласно п. 7. Указания ЦБР №40817810604900317040-У - «Кредитная организация обязана доводить до заемщика информацию о полной стоимости кредита до заключения кредитного договора и до изменения условий кредитного договора, влекущих изменение полной стоимости кредита, в соответствии с п. 5 настоящего Указания. Однако, при обращении в банк, истцу не была предоставлена данная информация, что, явно противоречит п. 7 Указаниям ЦБР №40817810604900317040-У.

Руководствуясь, п.5. Указания ЦБР №40817810604900317040-У - «Информация о полной стоимости кредита, перечень и размеры платежей, включенных и не включенных в расчет полной стоимости кредита, а также перечень платежей в пользу не определенных в кредитном договоре третьих лиц доводятся кредитной организацией до заемщика в составе кредитного договора». При этом Банком были нарушены Указания ЦБР №2008-У. Информация о полной стоимости кредита не была доведена до истца ни на момент подписания кредитного договора, ни, соответственно, после его заключения. Кроме того, в соответствии с условиями заявления, подсудность определена в Октябрьский районный суд <адрес>/Мировой судья судебного участка № 1 Октябрьского района г. Екатеринбурга. Однако, условие кредитного договора о том, что споры по иску банка к заемщику-гражданину рассматриваются судом по месту нахождения банка, нарушает законодательство о защите прав потребителей.

Полагает, что вина ответчика в причинении морального вреда истцу налицо, поскольку им умышленно списываются денежные средства в счет уплаты комиссий, и пр. Тот факт, что с оплачиваемых денежных средств по договору списывались на иные операции по счету, причинил истцу значительные нравственные страдания, которые приходилось переживать регулярно. В связи с изложенным, полагает, что ФИО2, в соответствии со ст. 15 ФЗ РФ «О защите прав потребителей», ст. 151 ГК РФ обязан возместить истцу причиненный моральный вред, который оценивает в 5 000 руб.

В связи с несоблюдением в добровольном порядке удовлетворения требований истца, претензии об урегулировании решения в досудебном порядке по договору №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ истцу присуждается 50 % наложенного на ответчика штраф.

В связи с чем, истец ФИО1 просила расторгнуть договор на выпуск кредитной карты №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей. Взыскать с ответчика в пользу истца штраф за недобровольное исполнение требований в размере 50% от присужденной судом суммы.

В судебное заседание истец ФИО3 не явилась, в материалах дела имеется ходатайство с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие и отсутствие её представителя.

В судебное заседание не явился представитель ответчика АО «Банк Русский Стандарт», направил в суд отзыв на исковое заявление ФИО1, согласно которому просил отказать в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям. Доводы истца о том, что банком в нарушение требований ст.10 Закона «О защите прав потребителей» не была предоставлена полная и достоверная информация об оказываемой услуге (размере кредита, размере процентов, сумме комиссий за открытие и ведение ссудного счета, полной сумме, подлежащей выплате по договору и графике погашения этой суммы, несостоятельны, поскольку стороны определили и согласовали все существенные условия Договора банковского обслуживания №40817810604900317040. В частности, Условия банковского обслуживания «Русский Стандарт» и Тарифы по банковскому обслуживанию «Русский Стандарт», являющиеся неотъемлемой частью заключенного между сторонами Договора банковского обслуживания, содержат в себе все подлежащие согласованию условия договора: режим банковского счета, порядок формирования задолженности и условия её погашения, права и обязанности сторон договора, срок возврата кредита, сроки выполнения банковских услуг, обработки платежных документов, порядок расторжения договора, ответственность сторон за неисполнение условий договора, размер процентов, начисляемых на сумму предоставленного кредита и т.д. В заявлении от ДД.ММ.ГГГГФИО3 свой подписью подтвердила, что она понимает и соглашается с тем что: договор банковского обслуживания будет считаться заключенным с даты получения ФИО2 Заявления от ДД.ММ.ГГГГ. Составными и неотъемлемыми частями договора банковского обслуживания будут являться – заявление, Условия банковского обслуживания и Тарифы по банковскому обслуживанию, которые размещены банком в месте, в котором было оформлено заявление, в сети Интернет на сайте Банка www.rsb.ru. в подразделениях Банка, с которыми она ознакомлена, полностью согласна, содержание которых понимает и положения которых обязуется неукоснительно соблюдать (Лист 1 Заявления): размер лимита будет установлен ФИО2 самостоятельно, при этом размер лимита не следует превышать 5000 руб. Также в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подтвердила, что: ей известна информация о полной стоимости кредита, предоставленного в рамках Договора банковского обслуживания, которая указана в графе «Полная стоимость кредита» Раздела Договор банковского обслуживания» Информационного блока (103,18% годовых) и рассчитана в соответствии с требованиями ФИО2 России. Также ФИО3 подтвердила, что в вышеуказанной графе указана информация о максимально возможной полной стоимости кредита (рассчитанной исходя из максимально возможного лимита – 5000 руб.) на дату оформления Заявления (Лист 3 Заявления). В Заявлении от ДД.ММ.ГГГГФИО3 также подтвердила получение ей на руки Заявления. В соответствии с Тарифами по банковскому обслуживанию «ФИО2» размер процентов, начисляемых за пользование Кредитом (ежедневно) — 0,2%; данная информация также содержится в Заявлении Клиента в Разделе «Договор банковского обслуживания» Заявления от ДД.ММ.ГГГГ (Лист 1 Заявления). Истец с требованием о предоставлении информации, жалобой на отказ в предоставлении информации в ФИО2 не обращалась, что также свидетельствует о его информированности относительно условий заключенного Договора банковского обслуживания, который исполнялся сторонами в течение длительного периода времени. Факт ознакомления истца с данными документами, их понимание и согласие с их содержанием письменно подтвержден истцом. Следовательно, банком до истца была доведена вся необходимая и достоверная информация о своих услугах, которая обеспечила истцу возможность их правильного выбора. Доводы ФИО1 о не предоставлении ей информации о полной сумме, подлежащей выплате по договору и графике погашения этой суммы также не обоснованы. 08.10.2011 при заключении договора, ФИО1 своей подписью подтвердила, что она понимает и соглашается с тем что: ей известна информация о полной стоимости кредита, предоставляемого в рамках Договора банковского обслуживания, которая указана в графе «Полная стоимость кредита» Раздела Договор банковского обслуживания» Информационного блока (103,18% годовых) и рассчитана в соответствии с требованиями Банка России. Также ФИО1 подтвердила, что в вышеуказанной графе указана информация о максимально возможной полной стоимости кредита (рассчитанной исходя из максимально возможного лимита – 5000,00 рублей) на дату оформления Заявления (Лист 3 Заявления).

Также в материалы дела представлен отдельный Лист «Полная стоимость кредита по Договору банковского обслуживания» с которым ФИО3 ознакомлена лично, что подтверждается ее собственноручной подписью а также представлен график погашения суммы Задолженности исходя из следующих параметров – максимально возможным срок кредитования – 1 месяц, максимально возможный Лимит – 5000,00 рублей. Полная стоимость кредита рассчитана на основании Указания ЦБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040-У «О порядке расчета и доведения до заемщика – физического лица полной стоимости кредита (далее - Указание). Также следует отметить, что Условиями и Тарифами ФИО2 комиссия за открытие и ведение ссудного счета в рамках Договора банковского обслуживания №40817810604900317040 не предусмотрена и не взимается, что подтверждается представленным Тарифным планом, а также выпиской по счету №40817810604900317040. Не согласны с доводами истца о том, что Договор, заключенный с Банком является типовым, условия которого заранее определены в стандартных формах, Истец был лишен возможности повлиять на его содержание. Условия договора о карте не могут быть стандартными, одинаковыми для всех заемщиков, напротив, они должны учитывать финансовое положение каждого из заемщиков и их возможности по возврату полученных кредитов. Лишь о случае, если клиент согласен заключить договор на условиях, разработанных Банком (примерных, а не обязательных к присоединению к ним), он подписывает и направляет в Банк Заявление (делает предложение) о заключении такого договора, указывая, что именно на условиях, разработанных Банком, он готов вступить в правоотношения. ФИО1 не была лишена права обратиться в банк с собственной офертой о заключении договора, не используя разработанные банком тексты Условий и Тарифов по картам, определив в оферте интересующие её условия кредитования. Доказательств обратного, суду истцом не представлено. В случае, если ФИО1 не имела намерения вступать в договорные отношения с банком на условиях, изложенных в тексте Условий и Тарифов по банковскому обслуживания, она не лишена была права отозвать направленную ей в банк оферту в порядке, установленном законодательством, для чего в Банке также разработаны типовые формы заявлений. Следует отметить, что заявлением о заключении договора о банковском обслуживании подтверждается факт направления именно ФИО1 («Я, нижеподписавшийся...) в банк письменного предложения о заключении договора банковского обслуживания, в котором достаточно определенно выражено намерение ФИО1 заключить с банком Договор банковского обслуживания на условиях, содержащихся в тексте Заявления, Условиях и Тарифах по банковскому обслуживанию. Учитывая вышеизложенное, исходя из правового и экономического смысла Договора о банковском обслуживании, учитывая его условие о возможности кредитования, не имеет признаков договора присоединения, Клиент имеет право не вступать в договорные отношения на условиях, разработанных Банком, обратившись в Банк с собственной офертой о заключении договора, либо отозвать направленную в Банк оферту. Таким образом, доводы Истца о том, что Договор о банковском обслуживании является типовым, с заранее определенными Банком условиями, в которые истец лишена возможности внести изменения, несостоятельны. Установление при заключении договора договорной подсудности рассмотрения спора о взыскании задолженности не нарушает и не может нарушать нрава потребителя. Клиент, до подачи искового заявления в суд, в Банк с требованиями о расторжении или изменении процессуального соглашения сторон о договорной подсудности споров не обращался и соответственно не приводил доводы и основания, по которым полагает свои права ущемленными (ст. 16 Закона «О защите прав потребителей»). При этом, в случае обращения Клиента в Банк с вышеуказанным заявлением, Банк, принимая во внимание статус потребителя, руководствуясь разъяснениями Верховного Суда РФ, предпринял бы меры к урегулированию ситуации и заключил бы с Клиентом дополнительное соглашение об изменении подсудности, возможность заключения которого предусмотрена условиями договора. Клиент с соответствующими заявлениями в Банк не обращался, а Банк соответственно не отказывал Клиенту в удовлетворении подобного требования, что исключает обоснованность доводов Клиента якобы об ущемлении ее прав. Кроме того, возможность оспаривания соглашения о подсудности не свидетельствует о его ничтожности. Сделка в указанной части является оспоримой, при чем, по правилам ст.428 ГК РФ. Соответственно истец должен доказать, что его права были ущемлены. С настоящим иском клиент обратился по своему месту жительства, то есть реализовал свое право на альтернативную подсудность. С иском банк может обратиться в суд лишь в случае нарушения клиентом условий принятого на себя обязательства. Учитывая, что клиентом не представлено доказательств того, что банком было отказано в изменении условия договора о подсудности споров, равно как и не доказано отсутствие согласия клиента при заключении договора на включение в его содержание процессуального соглашения сторон о подсудности, полагаем, что отсутствуют основания для удовлетворения требований о признании договора недействительным в указанной части. Требование Истца о взыскании компенсации морального вреда в размере 5 000 руб. не подлежит удовлетворению. Банк надлежащим образом и в полном объеме исполнил обязательства перед клиентом по оспариваемому договору. При исполнении Кредитного договора каких-либо нарушений действующего законодательства РФ Банком допущено не было. Банк полагает, что истец в данном случае не доказал ни наличие одновременно всех четырех обязательных условий состава указанного гражданско-правового деликта, ни каждого и отдельности. Доказательства причинения морального вреда Истцом не представлены. Ни события, ни состава правонарушения, связанного с неправомерным причинением нравственных и (или) физических страданий потребителю ФИО1 в действиях Банка не имеется.

Договор между банком и истцом заключен на основании добровольного волеизъявления клиента. Исполнение договора со стороны Банка происходило в полном соответствии с его условиями, согласованными сторонами при заключении договора. Согласно п.11.1. Условий банковского обслуживания «Русский Стандарт», являющимися неотъемлемой частью договора банковского обслуживания, с которыми истец была ознакомлена и согласна, клиент имеет право в любое время расторгнуть договор и отказаться от использования карты. Для этого клиенту необходимо представить в банк письменное заявление по форме, установленной банком и погасить задолженность. В настоящий момент истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, в Банк с заявлением о расторжении Договора банковского обслуживания № №40817810604900317040 Клиент не обращалась, доказательств такого обращения либо отказа в принятии заявления Истцом в суд не представлено. Учитывая, что претензия от имени истца, постоянно проживающей в Свердловской области направлено в Банк почтой из г. Казани, в качестве обратного назван адрес, не указанный истцом в договоре в качестве адреса «для связи» (№40817810604900317040), Банк предложил истцу обратиться в отделение банка лично. Подпись клиента в претензии также вызывает обоснованные сомнения в ее подлинности. 11.09.2015 клиенту направлен письменный ответ банка № РС-МОЗ18/83662 о необходимости личного обращения, либо через представителя в любой Операционный Офис Банка. Между тем, истец так и не обратилась в банк лично или через представителя в целях надлежащей идентификации лица, требующего расторжения договора. Кроме того, ответчик просил применить последствия пропуска срока исковой давности, так как истцом ФИО4 пропущен срок в три года, установленный ч. 1 ст. 181 ГК РФ для применения последствий недействительности ничтожной сделки. Исполнение сделки началось с момента, когда банк открыл счет по договору № 92318332, то есть ДД.ММ.ГГГГ, соответственно срок исковой давности по заявленным требования истек, с иском клиент обратился за пределами срока исковой давности.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.819 Гражданского кодекса Российской Федерации, по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Судом установлено, что 28. 08.10.2011 между ФИО1 и АО «Банк Русский Стандарт» заключен Договор банковского обслуживания № №40817810604900317040. Факт заключения указанного Договора истцом не оспаривается.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса РФ» в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040 «О практике рассмотрения судами дела о защите прав потребителей», отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд потребителя – гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе предоставление кредитов, открытие и ведение счетов клиентов – граждан, осуществление расчетов по их поручению.

Таким образом, возникшие между истцом и ответчиком отношения по предоставлению кредита регулируются нормами Закона РФ «О защите прав потребителей».

В соответствии с п.1 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу подпункта 3 пункта 2 статьи 10 Закона информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем и график погашения этой суммы.

Недостаточность информации о кредите, порядке его возврата и списании средств с лицевого счета заемщика являются нарушением пункта 1 статьи 10 Закона.

Согласно ст. 30 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», в договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушения договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора. Кредитная организация обязана определять в кредитном договоре полную стоимость кредита, предоставляемого заемщику – физическому лицу, а также указывать перечень и размеры платежей заемщика – физического лица, связанных с несоблюдением им условий кредитного договора. В расчет полной стоимости кредита должны включаться платежи заемщика – физического лица по кредиту, связанные с заключением и исполнением кредитного договора, в том числе платежи указанного заемщика в пользу третьих лиц в случае, если обязанность этого заемщика по таким платежам вытекает из условий кредитного договора, в котором определены такие третьи лица.

Факт заключения договора подразумевает согласование сторонами существенных условий кредитного договора, подписание необходимых документов, обмен экземплярами кредитных договоров.

Исходя из смешанной природы договора, стороны определили и согласовали все существенные условия Договора банковского обслуживания №40817810604900317040.

В частности, Условия банковского обслуживания «Русский Стандарт» и Тарифы по банковскому обслуживанию «Русский Стандарт», являющиеся неотъемлемой частью заключенного между сторонами Договора банковского обслуживания, содержат в себе все подлежащие согласованию условия договора: режим банковского счета, порядок формирования задолженности и условия её погашения, права и обязанности сторон договора, срок возпрата кредита, сроки выполнения банковских услуг, обработки платежных документов, порядок расторжения договора, ответственность сторон за неисполнение условий договора, размер процентов, начисляемых на сумму предоставленного кредита и т.д.

В Заявлении от 08.10.2011 ФИО1 своей подписью подтвердила, что она понимает и соглашается с тем что:

- Договор банковского обслуживания будет считаться заключенным с даты получения банком заявления от 08.10.2011.

- составными и неотъемлемыми частями договора банковского обслуживания будут являться – Заявление, Условия банковского обслуживания и Тарифы по банковскому обслуживанию, которые размещены Банком в месте, в котором было оформлено Заявление, в сети Интернет на сайте Банка www.rsb.ru. в подразделениях Банка, с которыми она ознакомлена. полностью согласна, содержание которых понимает и положения которых обязуется неукоснительно соблюдать(Лист 1 Заявления):

- размер Лимита будет установлен Банком самостоятельно, при этом размер Лимита не будет превышать 5000 (Пять тысяч) руб.

Также в Заявлении от 08.10.2011 ФИО1 подтвердила, что:

- ей известна информация о полной стоимости кредита, предоставленного в рамках Договора банковского обслуживания, которая указана в графе «Полная стоимость кредита» Раздела Договор банковского обслуживания» Информационного блока (103,18% годовых) и рассчитана в соответствии с требованиями Банка России. Также ФИО1 подтвердила, что в вышеуказанной графе указана информация о максимально возможной полной стоимости кредита (рассчитанной исходя из максимально возможного лимита – 5000,00 рублей) на дату оформления Заявления (Лист 3 Заявления).

В Заявлении от 08.10.2011 ФИО1 также подтвердила получение ей на руки Заявления.

В соответствии с Тарифами но банковскому обслуживанию «Русский Стандарт» размер процентов, начисляемых за пользование Кредитом (ежедневно) – 0,2%; данная информация также содержится в Заявлении Клиента в Разделе «Договор банковского обслуживания» Заявления от ДД.ММ.ГГГГ (Лист 1 Заявления).

В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» клиент вправе потребовать предоставления информации об оказываемой услуге. Истец с требованием о предоставлении информации, жалобой на отказ в предоставлении информации в ФИО2 не обращалась, что также свидетельствует о его информированности относительно условий заключенного договора банковского обслуживания, который исполнялся сторонами it течение длительного периода времени.

Факт ознакомления истца с данными документами, их понимание и согласие с их содержанием письменно подтвержден Истцом. Следовательно. Банком до Истца была доведена вся необходимая и достоверная информация о своих услугах, которая обеспечила Истцу возможность их правильного выбора.

Доводы ФИО1 о не предоставлении ей информации о полной сумме, подлежащей выплате по договору и графике погашения этой суммы являются не обосноваными.

Как отмечалось выше, 08.10.2011, при заключении договора, ФИО1 своей подписью подтвердила, что она понимает и соглашается с тем что:

- ей известна информация о полной стоимости кредита, предоставленного в рамках Договора банковского обслуживания, которая указана в графе «Полная стоимость кредита» Раздела Договор банковского обслуживания» Информационного блока (103,18% годовых) и рассчитана в соответствии с требованиями ФИО2 России.

Также ФИО1 подтвердила, что в вышеуказанной графе указана информация о максимально возможной полной стоимости кредита (рассчитанной исходя из максимально возможного лимита - 5000 руб. на дату оформления Заявления (Лист 3 Заявления). Также в материалы дела представлен отдельный Лист «Полная стоимость кредита по Договору банковского обслуживания» с которым ФИО1 ознакомлена лично, что подтверждается ее собственноручной подписью а также представлен график погашения суммы Задолженности исходя из следующих параметров – максимально возможным срок кредитования – 1 месяц, максимально возможный Лимит – 5000 руб.

Полная стоимость кредита рассчитана на основании Указания ЦБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040-У «О порядке расчета и доведения до заемщика – физического лица полной стоимости кредита (далее – Указание). Также следует отметить, что Условиями и Тарифами Банка комиссия за открытие и ведение ссудного счета в рамках Договора банковского обслуживания №40817810604900317040 не предусмотрена и не взимается, что подтверждается представленным Тарифным планом, а также выпиской по счету №40817810604900317040.

Согласно ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.

В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Между тем, доказательств того, что право истца на получение информации в соответствии со ст.10 Закона было нарушено ответчиком, суду не представлено.

Поскольку истцом не представлены доказательства, подтверждающие факт нарушения ее прав на получение полной информации и достоверной информации об оказываемой услуге, суд приходит к выводу об оставлении исковых требований в данной части без удовлетворения.

Также обращаясь в суд с иском, истец просила взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., однако, суд также не находит оснований для удовлетворения иска в этой части.

В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При рассмотрении данного вопроса необходимо учитывать, что действующее законодательство, как и в случае возмещения материального ущерба, для возникновения права на компенсацию морального вреда требует обязательное одновременное наличие следующих условий, образующих состав правонарушения: претерпевание гражданином морального вреда, т.е. физических и нравственных страданий (ст. 151 ГК РФ); противоправное действие (бездействие) причинителя вреда, нарушающее принадлежащие гражданину неимущественные права или посягающее на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага (ст. 151 ГК РФ, ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей»); причинная связь между противоправным действием (бездействием) и моральным вредом; вина причинителя вреда, так как в силу ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, возмещается причинителем вреда только при наличии вины.

Судом установлено, что банк надлежащим образом и в полном объеме исполнил обязательства перед Клиентом по оспариваемому договору.

При исполнении Кредитного договора каких-либо нарушений действующего законодательства РФ Банком допущено не было.

Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040 размер компенсации морального вреда зависит от характера и объема, причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований.

В соответствии с абз. 2 п. 1 того же Постановления суду следует также устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания псрснсссны потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.

Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий. При этом, переживания, испытанные истцом в результате правомерных действий Банка, не образуют состав правонарушения, дающего право на денежную компенсацию морального вреда.

Презумпцию причинения морального вреда действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, действующее законодательство не предусматривает, поэтому бремя доказывания причинения морального вреда лежит на истце.

В связи с чем, истец в данном случае не доказал наличие одновременно всех четырех обязательных условий состава указанного гражданско-правового деликта, ни каждого и отдельности. Доказательства причинения морального вреда истцом суду не представлены.

В соответствии с положениями ст. 450 ГК РФ, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Как установлено судом и указано выше, со стороны ответчика судом не установлено существенных нарушений условий договора банковского облуживания истца, а также требований закона при его заключении, что могло бы являться основанием для расторжения договора.

Кроме того, судом установлено, что как следует из выписки из книги регистрации открытых счетов АО «Банк русский Стандарт» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, счет №40817810604900317040, открытый ДД.ММ.ГГГГ номер договора №40817810604900317040 на имя клиента ФИО1, закрыт ДД.ММ.ГГГГ.

В этой связи суд приходит к выводу об отсутствии доказательств нарушения прав ФИО1 действиями Банка.

В данном случае из исследованных по делу доказательств не усматривается факт совершения ответчиком действий, нарушающих права истца.

Таким образом, оценив все собранные по делу доказательства, суд не усматривает нарушений прав истца, как потребителя, со стороны ФИО2, в связи с чем, иск не подлежит удовлетворению.

Поскольку основные требования истца были оставлены без удовлетворения, то у суда не имеется оснований и для удовлетворения производных требований в части компенсации морального вреда, а также взыскании в пользу истца штрафа за недобровольное исполнение требований в размере 50 % от присужденной судом суммы.

Таким образом, оценив все собранные по делу доказательства, суд не усматривает нарушений прав истца, как потребителя, со стороны ответчика, в связи с чем, иск не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО5 ФИО7 к Акционерному обществу «Банк Русский Стандарт» о расторжении договора на выпуск кредитной карты, компенсации морального вреда, взыскании штрафа отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Сысертский районный суд.

Судья: Тимофеев Е.В.