ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2065/2016 от 28.03.2016 Ногинского городского суда (Московская область)

Гражданское дело №

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Ногинский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Поляковой Ю.В.,

при секретаре Соболевой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> и <адрес> о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, обязании включить в специальный стаж периоды работы, обязании назначить страховую пенсию по старости,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по <адрес> и <адрес> о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, обязании включить в специальный стаж периоды работы, обязании назначить страховую пенсию по старости.

Истец просила суд: признать незаконными решения Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ по <адрес> и <адрес>от 30.09.2015г. и от 10.11.2015г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа, обязать ГУ УПФ по <адрес> и <адрес> включить ФИО1 в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с творческой деятельностью период с 28.06.2012г. по 17.08.2015г. и период с 18.08.2015г. по 23.10.2015г. во время работы в должности артистки ГАУК МО «<адрес> театр драмы и комедии», обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости в связи с творческой деятельностью с даты обращения за ее назначением 23.10.2015г.

В обоснование исковых требований ФИО1 ссылается на следующее. Она с 05.08.1990г. и по настоящее время работает в должности артистки в Государственном автономном учреждении культуры <адрес> «<адрес> театр драмы и комедии» (до 28.06.2012г. Государственное учреждение культуры <адрес> «Ногинский драматический театр»). Выработав специальный страховой стаж, который на 23.10.2015г. составил 25 лет 1 мес. 18 дней, она дважды (18.08.2015г. и 23.10.2015г.) обращалась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением творческой деятельности на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях в соответствии с п.п.21 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях». Решениями комиссий ГУ УПФ РФ по <адрес> и <адрес>от 30.09.2015г. и от 10.11.2015г. ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа. В специальный стаж не были зачтены следующие периоды работы: с 12.08.2009г. по 10.09.2009г. – административные дни, с 28.06.2012г. по 17.08.2015г. – наименование учреждения ГАУК МО «<адрес> театр драмы и комедии» (28.06.2012г. ГАУК МО «Ногинский драматический театр <адрес>» был переименован в ГАУК МО «<адрес> театр драмы и комедии») – не предусмотрено Списком профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета М. Р. от 28.08.1991г. (в редакции Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 953). Истец с данным отказом не согласна. Названный список не предусматривает перечня наименований театров и других театрально-зрелищных организаций, он устанавливает перечень должностей и профессий творческих работников, а также виды театров и других театрально-зрелищных организаций и коллективов, работа в которых дает право на досрочную пенсию. Истец указывает, что в сфере театрального искусства родовое понятие «театр» подразделяется на виды театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл и др.), театр кукол, театр пантомимы и <адрес> в п. 3 Списка («артистки драматических театров, достигшие 50-летнего возраста») указывается вид театрального искусства – драматический театр, а не наименование конкретного учреждения культуры. Драматический театр как вид театрального искусства должен отвечать следующим характеристикам: в основе представления драматического театра – спектакля – лежит литературное произведение (драма, комедия, трагедия или сценарий); основным средством выразительности для артиста драматического театра, наряду с физическими действиями, является речь (в форме диалога или монолога). При этом драматический театр в наибольшей степени искусство синтетическое: он может включать в себя в качестве полноправных элементов и вокал, и танец, и пантомиму. ГАУК МО «<адрес> театр драмы и комедии» (как бы он не назывался в разные годы) с момента его создания в 1930г. и до настоящего времени является театром «драматическим», так как отвечает всем вышеизложенным характеристикам. Об этом свидетельствуют: Устав театра, в соответствии с которым направление его деятельности не изменилось в связи с его переименованием; перечень постановок, осуществляемых театром; помесячные афиши, представляющие собой перечень спектаклей, созданных по пьесам драматургов, и другая рекламная продукция; игра актеров на сцене в «диалоговой форме»; разнообразные жанры спектаклей: от трагедии до комедии. Истец также указывает, что с 28.06.2012г. Государственное учреждение культуры <адрес> «Ногинский драматический театр» стало также автономным учреждением. Автономное учреждение – это тип государственного учреждения с большой финансово-хозяйственной автономией, а не новая организационно-правовая форма. Оно выполняет обязательные для него задания учредителя (учредителем театра является Министерство культуры <адрес>») и его имущество находится в государственной собственности. Став автономным учреждением путем изменения типа государственного учреждения, театр не изменил направление своей деятельности, что подтверждается Уставом ГАУК МО «<адрес> театр драмы и комедии», и остался театром государственным. Таким образом, истец считает, что период ее работы с 28.06.2012г. по 23.10.2015г. в должности артистки ГАУК МО «<адрес> театр драмы и комедии» должен быть принят к зачету в специальный стаж, что не противоречит Списку, утвержденному Постановлением Совета М. Р. от 28.08.1991г. № 447.

В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель ФИО2 исковые требования поддержали, дали объяснения аналогичные доводам искового заявления.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ по <адрес> и <адрес> в суд не явился, о явке извещен.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются в соответствии с настоящим законом.

Статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п.п. 21 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 - 30 лет и достигшим возраста 50 - 55 лет либо независимо от возраста.

В соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, что 18.08.2015г. истец обратилась в ГУ УПФ по <адрес> и <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.21 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ.

В назначении указанной пенсии ФИО1 было отказано в виду отсутствия необходимого специального стажа (л.д.11-12).

В специальный стаж был включен 21г. 9 мес. 26дн.

Не включен в специальный стаж период работы истца ФИО1 с 26.06.2012г. по 17.08.2015г. в должности артистки ГАУК МО «<адрес> театр драмы и комедии», поскольку наименование данного учреждения не предусмотрено Списком, утвержденным Совета М. Р. от 28.08.1991г. № 447.

23.10.2015г. истец повторно обратилась в ГУ УПФ по <адрес> и <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.21 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ.

В назначении указанной пенсии ФИО1 также было отказано в виду отсутствия необходимого специального стажа (л.д.9-10).

Дополнительно не включен в специальный стаж период работы истца ФИО1 с 18.08.2015г. по 23.10.2015г. в должности артистки ГАУК МО «<адрес> театр драмы и комедии», поскольку наименование данного учреждения не предусмотрено Списком, утвержденным Совета М. Р. от 28.08.1991г. № 447.

Записи в трудовой книжке истца подтверждают, что в указанные периоды истец работала в театре в должности актрисы (л.д. 7-8).

Суд не может согласиться с принятыми ответчиком решениями, исходя из следующего.

В силу подп. "в" п. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 781 "О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и об утверждении Правил периодов исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при досрочном назначении трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим творческую деятельность, применяется Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, утвержденный Постановлением Совета М. Р. от ДД.ММ.ГГГГ N 447.

При этом Списком от 28.08.1991г. N 447 предусмотрено, что право на пенсию за выслугу лет в зависимости от стажа творческой работы на сцене имеют: при стаже творческой работы в должностях, предусмотренных в настоящем пункте, не менее 25 лет: артистки драматических театров, достигшие 50-летнего возраста.

Толкование данной нормы Закона означает, что творческая деятельность в должности артистки драматического театра возможна в любом театре, театрально-зрелищном предприятии или коллективе.

Исходя из указанных положений действующего законодательства, в качестве правового основания для досрочного назначения трудовой пенсии по старости предусматривается длительное выполнение определенной профессиональной деятельности. Право на досрочное получение пенсии законодатель связывает с работой в определенной сфере деятельности, при осуществлении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда. Таким образом, определяющее значение для возникновения права на досрочную трудовую пенсию имеет характер деятельности работника.

Суд соглашается с доводами истца, что ГАУК МО «<адрес> театр драмы и комедии» (как бы он не назывался в разные годы) с момента его создания в 1930г. и до настоящего времени является театром «драматическим», так как отвечает следующим характеристикам.

Так в сфере театрального искусства родовое понятие «театр» подразделяется на виды театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл и др.), театр кукол, театр пантомимы и <адрес> в п. 3 Списка («артистки драматических театров, достигшие 50-летнего возраста») указывает вид театрального искусства – драматический театр, а не наименование конкретного учреждения культуры.

Драматический театр как вид театрального искусства должен отвечать следующим характеристикам: в основе представления драматического театра – спектакля – лежит литературное произведение (драма, комедия, трагедия или сценарий); основным средством выразительности для артиста драматического театра, наряду с физическими действиями, является речь (в форме диалога или монолога).

При этом драматический театр в наибольшей степени искусство синтетическое: он может включать в себя в качестве полноправных элементов и вокал, и танец, и пантомиму.

Об этом свидетельствуют: Устав театра, в соответствии с которым направление его деятельности не изменилось в связи с его переименованием (л.д.16-30); перечень постановок, осуществляемых театром; помесячные афиши, представляющие собой перечень спектаклей, созданных по пьесам драматургов, и другая рекламная продукция; игра актеров на сцене в «диалоговой форме»; разнообразные жанры спектаклей: от трагедии до комедии.

Судом установлено, что с 01.07.2012г. Государственное учреждение культуры <адрес> «Ногинский драматический театр <адрес>» переименован в Государственное автономное учреждение культуры МО «<адрес> театр драмы и комедии» (л.д.13, 15).

С 28.06.2012г. Государственное учреждение культуры <адрес> «Ногинский драматический театр» стало также автономным учреждением.

Автономное учреждение – это тип государственного учреждения с большой финансово-хозяйственной автономией, а не новая организационно-правовая форма. Оно выполняет обязательные для него задания учредителя (учредителем театра является Министерство культуры <адрес>») и его имущество находится в государственной собственности.

Став автономным учреждением путем изменения типа государственного учреждения, театр не изменил направление своей деятельности, что подтверждается Уставом ГАУК МО «<адрес> театр драмы и комедии».

Таким образом, суд приходит к выводу, что истец ФИО1 в периоды с 28.06.2012г. по 17.08.2015г. и с 18.08.2015г. по 23.10.2015г. осуществляла трудовую деятельность в должности артистки драматического театра, что предусмотрено Списком, утвержденным Постановлением Совета М. Р. от ДД.ММ.ГГГГ N 447.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что спорные периоды работы с 28.06.2012г. по 17.08.2015г. и с 18.08.2015г. по 23.10.2015г. в должности артистки ГАУК МО «<адрес> театр драмы и комедии» подлежат зачету в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением творческой деятельности.

Поскольку с учетом включения в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости указанных периодов, по состоянию на дату второго обращения 23.10.2015г. истец ФИО1 имела необходимый стаж более 25 лет, то досрочная пенсия по старости истцу подлежит начислению с даты второго обращения в Пенсионный фонд РФ, то есть с 23.10.2015г.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Иск ФИО1 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> и <адрес> о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, обязании включить в специальный стаж периоды работы, обязании назначить страховую пенсию по старости удовлетворить.

Признать незаконными решения Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> и <адрес>о т 30.09.2015г. и от 10.11.2015г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> и <адрес> включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с творческой деятельностью, периоды работы ФИО1 в должности артистки ГАУК МО «<адрес> театр драмы и комедии» с 28.06.2012г. по 17.08.2015г. и с 18.08.2015г. по 23.10.2015г.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> и <адрес> назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с 23.10.2015г.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 01.04.2016г.

Судья