ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2066/19 от 05.07.2019 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 2-2066/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Дракуновой Е.Л.,

при секретаре Дубининой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску администрации муниципального образования «Северодвинск» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация МО «Северодвинск» обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – ответчик, УФССП России по АО и НАО) об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Северодвинску от 21 декабря 2018 г., за неисполнение решения Северодвинского городского суда Архангельской области от 01 августа 2018 г. по делу №2-2541/2018, мотивируя свои требования тем, что указанным решением на администрацию МО «Северодвинск» возложена обязанность предоставить Тарасовой В.А., Тарасовой Е.В., Тарасовой Ю.Д. по договору социального найма жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому, общей площадью не менее 36,9 кв.м, в том числе жилой площадью не менее 23,7 кв.м, расположенное в черте города Северодвинская, отвечающее санитарно-техническим нормам с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по городу Северодвинску. Исполнительное производство возбуждено 16 октября 2018 года <№>-ИП. В постановлении о возбуждении исполнительного производства должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований. Данный срок является необоснованно коротким. Учитывая, что исполнительский сбор отнесен к административным платежам и сборам и включается в планируемые доходы федерального бюджета, то его взыскание, пополняя федеральный бюджет, увеличивают расходы местного бюджета, еще более ухудшая бюджетную ситуацию в г. Северодвинске. Просит освободить Администрацию МО «Северодвинск» от взыскания исполнительского сбора.

Стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

В материалы дела представлен отзыв на исковое заявление, в котором представитель УФССП России по Архангельской области возражает против удовлетворения исковых требований.

По определению суда дело рассмотрено в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Порядок исполнения судебных постановлений регламентируется Федеральным законом от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Согласно статье 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора.

В соответствии с положениями статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 01 августа 2018 г. по делу №2-2541/2018 на администрацию МО «Северодвинск» возложена обязанность предоставить Тарасовой В.А., Тарасовой Е.В., Тарасовой Ю.Д. по договору социального найма жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому, общей площадью не менее 36,9 кв.м, в том числе жилой площадью не менее 23,7 кв.м, расположенное в черте города Северодвинская, отвечающее санитарно-техническим нормам с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по городу Северодвинску.

Во исполнение указанного решения суда постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по г. Северодвинску от 16 октября 2018 г. на основании исполнительного листа, выданного Северодвинским городским судом Архангельской области, возбуждено исполнительное производство №<№>ИП.

В установленный постановлением пятидневный срок истец не исполнил решение суда.

Постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по г. Северодвинску от 21 декабря 2018 г., в связи с неисполнением решения суда, с Администрации муниципального образования «Северодвинск» взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П установленный частью 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» размер взыскания (семь процентов) представляет допустимый максимум или верхнюю границу, следовательно, с учётом характера правонарушения, размера вреда, степени вины, имущественного положения правонарушителя и других обстоятельств он может быть снижен правоприменителем. Кроме того, санкции штрафного характера, к числу которых относится и исполнительский сбор, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым интересам и ценностям. Исходя из смысла статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции должны отвечать требованиям справедливости и соответствовать характеру совершённого деяния.

В силу части 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Частью 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суду предоставлено право с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

В соответствии со статьёй 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

В данном случае судом учитывается отсутствие вины должника в неисполнении решения в срок для добровольного исполнения, а также его имущественное положение.

Исполнение решения суда о предоставлении Тарасовой Е.В. жилого помещения возможно за счет средств местного бюджета либо путем предоставления свободного, соответствующего требованиям, установленным в решении суда, жилого помещения, либо путем строительства нового дома, либо путем приобретения указанного жилого помещения.

Решение суда о предоставлении жилого помещения Тарасовой Е.В. вступившее в законную силу 31 августа 2018 г., числится под № 175. Следовательно, его исполнение будет возможно после исполнения всех решений суда, вступивших в законную силу до 31 августа 2018 г.

Выделяемых муниципальному образованию денежных средств недостаточно для исполнения находящихся на контроле решений суда. В связи с тем, что в настоящее время Администрация Северодвинска переселяет граждан, проживающих в многоквартирных домах, включенных в перечень многоквартирных домов и реестр аварийных многоквартирных домов по способам переселения Адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019 - 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 26.03.2019 № 153-пп. Указанная Адресная программа принята в целях реализации мероприятий по сокращению доли аварийного жилья в жилищном фонде в Архангельской области в соответствии со статьей 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» № 185-ФЗ от 21.07.2007 и реализуется посредством выделения Администрации Северодвинска субсидии на осуществление мероприятий, направленных на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, равнозначные ранее занимаемым.

Согласно Адресной программе утвержден график расселения многоквартирных домов, признанных аварийными, находящихся в муниципальном образовании «Северодвинск».

Дом, расположенный по адресу: г. Северодвинск, ул. Ломоносова, 36А в адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019 - 2025 годы не вошел.

Строительство нового дома либо приобретение жилого помещения на рынке недвижимости требует значительных материальных затрат. Бюджет муниципального образования Северодвинск на 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018 годы является дефицитным.

Решением Совета депутатов Северодвинска от 13.12.2016 № 94 «О местном бюджете на год и на плановый период 2018 и 2019 годов» на цели, направленные на жилищное строительство («Муниципальная программа «Развитие жилищного строительства Северодвинска»), на 2017 год выделено 288 353 600 рублей.

Решением Совета депутатов Северодвинска от 14.12.2017 № 31 «О местном бюджете на год и на плановый период 2019 и 2020 годов» на цели, направленные на жилищное строительство («Муниципальная программа «Развитие жилищного строительства Северодвинска»), на 2018 год выделено 185 091 600 руб.

Решением Совета депутатов Северодвинска от 13.12.2017 № 132 «О местном бюджете на год и на плановый период 2020 и 2021 годов» на цели, направленные на жилищное строительство («Муниципальная программа «Развитие жилищного строительства Северодвинска»), на 2019 год выделено 186 226 800 руб.

УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу не оспаривает указанные обстоятельства, доказательств обратного суду не представлено.

Суд принимает во внимание и то, что Администрация муниципального образования «Северодвинск» является органом местного самоуправления. В соответствии с частью 2 статьи 52 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчёта об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В силу статьи 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект местного бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития. В соответствии с бюджетным законодательством произвольное расходование бюджетных средств не допускается. При недостаточности в бюджете денежных средств, предназначенных для исполнения решения суда, Администрация муниципального образования «Северодвинск» не имеет возможности произвольно израсходовать средства из других статей бюджета, так как это является нецелевым расходованием бюджетных средств.

Учитывая принцип справедливости, соразмерности, степень вины заявителя в неисполнении решения суда в срок, социальную направленность деятельности должника, состояние бюджета Архангельской области, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора.

При этом представление истцом доказательств того, что исполнение исполнительного документа оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, не требовалось, поскольку неисполнение Администрацией муниципального образования «Северодвинск» требований исполнительного документа не связано с осуществлением предпринимательской деятельности, на что указывает норма пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Суд также учитывает, что обеспечение должнику возможности подтвердить наличие у него объективных обстоятельств, находящихся вне его контроля, вызвавших нарушение установленных сроков исполнения требований исполнительного документа, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению судебного акта, является обязанностью судебного пристава-исполнителя.

При указанных обстоятельствах суд полагает возможным освободить Администрацию муниципального образования «Северодвинск» от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по г. Северодвинску от 21 декабря 2018 г. в рамках исполнительного производства <№>-ИП.

В силу положений ч.8 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» решение суда об освобождении от взыскания исполнительского сбора обращается к немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования администрации муниципального образования «Северодвинск» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить администрацию муниципального образования «Северодвинск» от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Северодвинску Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 21 декабря 2018 г. в рамках исполнительного производства <№>-ИП.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий

Е.Л. Дракунова