Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 07 февраля 2022 г. г. Жигулёвск Жигулевский городской суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Семеновой Н.Ю., при секретаре Сапегиной Е.В., с участием представителя прокурора г. Жигулевска – помощника прокурора г. Жигулевск Димахина Д.П., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-264/2022 по иску прокурора г. Жигулевска в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к администрации городского округа Жигулевск об устранении нарушений требований федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, У С Т А Н О В И Л: Прокурор <адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, обратился в Жигулевский городской суд с указанным выше иском к администрации городского округа Жигулевск, требуя обязать ответчика в восьмимесячный срок со дня вступления решения в законную силу обеспечить наличие искусственного освещения на участке от <адрес> до ГБОУ СО «Школа-интернат № для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г.о. Жигулевск», расположенной по адресу: <адрес> Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> с привлечением О МВД России по <адрес> во исполнение поручения прокуратуры <адрес> проведена проверка по обращению Пименова Д.А. по вопросу освещения территории, прилегающей к школе-интернат № г.о. Жигулевск по результатам которой выявлены упущения в деятельности администрации г.о.Жигулевск, выразившиеся в том, что на участке от <адрес> до ГБОУ СО «Школа-интернат» № для обучающихся в ограниченными возможностями здоровья г.о.Жигулевск», расположенного по адресу: <адрес>, отсутствует искусственное освещение, не обеспечено освещение пешеходного пространства, что недопустимо, поскольку нарушает права, в том числе, несовершеннолетних лиц, обучающихся в данном учебном учреждении, а также других лиц на безопасную городскую среду. Отсутствие освещения на данном участке может способствовать к возникновению криминальных происшествий, что требует принятия незамедлительных мер. По выявленным нарушениям требований федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства прокуратурой <адрес>ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, по результатам рассмотрения которого доводы, изложенные в акте прокурорского реагирования нашли свое подтверждение, однако, нарушения устранить не представилось возможным, о чем сообщено в ответе администрации г.о.Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора <адрес>Димахин Д.П., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, сослался на доводы, изложенные в обоснование иска, просил их удовлетворить в полном объеме. Дополнил, что сведений об устранении выявленных нарушения в прокуратуру города до настоящего времени не поступало. Представитель ответчика - администрации городского округа Жигулевск в судебное заседание не явился, извещен должным образом, в письменном заявлении просил дело рассмотреть без его участия. Также указал, что поддерживает позицию, изложенную в письменном отзыве на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать. В отзыве на исковое заявление указал, что администрация г.о.Жигулевск осуществляет свои полномочия в соответствии с требованиями ст. 16 п. 25 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», где освещение улиц в границах городского округа является одним из полномочий. В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В связи с тем, что внутриквартальные линии уличного освещения городского округа Жигулевск в большинстве случаев не предусмотрены проектом застройки городского округа, необходимо строительство новых линий уличного освещения, в том числе и по адресу, указанному в материалах искового заявления. В соответствии со статьей 83 Бюджетного Кодекса РФ, увеличение бюджетных ассигнований на исполнение новых расходных обязательств возможно только при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета, а также в случае образования экономии при исполнении бюджета, которая может быть определена после проведения основных конкурсных процедур и заключения всех соглашений, связанных с софинансированием мероприятий. Бюджет городского округа Жигулевск на 2022 год сформирован с дефицитом в размере 45 621 рублей, одним из источников финансирования которого являются муниципальные заимствования, однако это приводит к возникновению дополнительных обязательств по обслуживанию муниципального долга, что ещё больше ухудшает финансовое положение городского округа и затрудняет исполнение действующих расходных обязательств. Муниципальный долг на начало 2022 года составляет 113656 рублей. В текущем году, для обеспечения финансирования принятых расходных обязательств, в соответствии с программой муниципальных внутренних заимствований городского округа Жигулевск, утвержденной решением Думы городского округа Жигулевск Самарской области от 15.12.2021 № 162 «О бюджете городского округа Жигулевск Самарской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», в 2022 году планируется привлечение кредитных средств в размере 81 019 рублей. В случае неисполнения плана поступления доходов в бюджет городского округа, дополнительное увеличение муниципального долга может привести к нарушению Бюджетного кодекса Российской Федерации. В городском округе Жигулевск в 2022 году выделена значительная сумма средств на реализацию национальных проектов «Экология», «Жильё и городская среда», а также на софинансирование мероприятий по другим социально-значимым направлениям, в частности, капитальному ремонту школ, предоставлению молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, ремонту дорог и дворовых территорий. Кроме того, исполнение полномочий городского округа, определенных Федеральным Законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 требует всё больших средств в связи с необходимостью исполнения указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, ростом цен на ГСМ, прочие товары и услуги, а также повышением МРОТ. В связи с отсутствием свободных средств, в бюджете городского округа выделение дополнительных бюджетных ассигнований в настоящее время не представляется возможным, в связи с чем, принятие дополнительных расходных обязательств в настоящее время не представляется возможным, так как будет нарушен принцип сбалансированности бюджета. Рассмотрение вопроса о выделении средств на данные расходы возможно при поступлении дополнительных доходов по итогам исполнения бюджета за 9 месяцев. Также обратил внимание суда на то, что фактическому исполнению решению суда по заявленным требованиям должны предшествовать процедуры составления проектно-сметной документации и определение поставщика путем проведения конкурсных процедур. Представитель третьего лица - О МВД России по г. Жигулевску в судебное заседание не явился, причины неявки неизвестны, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом. Судом в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, учитывая позицию представителя ответчика, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне подлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу ст.ст. 22, 27 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба. В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений. Решением Думы г.о. Жигулевск от 31.08.2017 № 259 утверждены Правила благоустройства территории городского округа Жигулевск Самарской области (далее - Правила). В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 31 Правил придомовые территории должны быть обустроены в соответствии с установленными требованиями и включать в себя искусственное освещение дворовых территорий. Частью 3 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» устанавливаются минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования: 1) механической безопасности; 2) пожарной безопасности; 3) безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях; 4) безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях; 5) безопасности для пользователей зданиями и сооружениями; 6) доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения; 7) энергетической эффективности зданий и сооружений; 8) безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду. Пунктом 4 части 5 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что в проектной документации зданий и сооружений должно быть предусмотрено достаточное освещение путей перемещения людей и транспортных средств. Статьей 8 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся: 1) разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 2) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления; 3) информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 4) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями; 5) осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления. Сводом Правил 52.13330 СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение», утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 07.11.2016 N 777/пр, определены термины и определения, используемые в данных правилах (п. 3). Из п. 7.5.4.1 СП 52.13330 СНиП 23-05-95* следует, что освещение пешеходных пространств следует проектировать исходя из нормы средней горизонтальной освещенности Еср и равномерности ее распределения U0 на дорожном покрытии. Основные объекты пешеходных пространств классифицируются и нормируются в соответствии с таблицей 7.21. В соответствии с данными строки 4 данной таблицы (Классификация и нормируемые показатели для пешеходных пространств) для тротуаров, отделенных от проезжей части дорог и улиц; основных проездов микрорайонов, подъездов, подходов и центральный аллей детских, учебных и лечебнооздоровительных учреждений нормируемые показатели для Еср, лк, должно составлять не менее 4,0, для Е0, не менее 0,20. В судебном заседании установлено, что на основании заявления Пименова Д.А. прокуратурой <адрес> совместно с сотрудниками О МВД России по <адрес> была проведена проверка освещения территории, прилегающей к ГБОУ школа-интернат № г.о. Жигулевск, по результатам которой выявлены упущения в деятельности администрации г.о.Жигулевск, отраженные в Акте выявленных недостатков от ДД.ММ.ГГГГ. В Акте выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от ДД.ММ.ГГГГ, составленного старшим государственным инспектором ДН ОГИБДД О МВД России по <адрес>Куминовым Р.В. отражено, что в нарушении п. 7.5.4.1 СП 52.13330 «СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение» СП 52.13330.2016 не обеспечено освещение пешеходного пространства. Выявленные недостатки, отраженные в указанном выше Акте, подтверждаются представленным в материалы дела фотоматериалами. ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> было внесено представление в адрес главы г.о. Жигулевска с указанием на допущенные нарушения указанных выше требований законодательства, в частности, на то, что на участке от <адрес> до ГБОУ СО «Школа-интернат № для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г.о.Жигулевск», расположенной по адресу: <адрес>, отсутствует искусственное освещение, не обеспечено освещение пешеходного пространства, что недопустимо, поскольку нарушает права, в том числе, несовершеннолетних лиц, обучающихся в данном учебном учреждении, а также других лиц на безопасную городскую среду. Главе г.о.Жигулевска предложено рассмотреть представление и принять необходимые меры по устранению нарушений федерального законодательства. Во исполнение указанного представления прокурора <адрес> и.о. главы городского округа Жигулевск в адрес прокурора <адрес>ДД.ММ.ГГГГ направлен ответ по результатам рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений, из которого следует, что в связи с тем, что внутриквартальные линии уличного освещения городского округа Жигулевск в большинстве случаев не предусмотрены проектом застройки городского округа Жигулевск, необходимо строительство новых линий уличного освещения, между тем, ограниченное финансирование в настоящее время не позволяет организовать работы по проведению и строительству новой линии электропередач, так как бюджет городского округа Жигулевск на 2021 год сформирован на предельно сжатом уровне. Подтверждением принятия мер к исполнению требований, указанных в представлении прокурора <адрес> являются предоставленные в дело: - копия письма первого заместителя главы г.о. Жигулевск Живодерова А.Н. в адрес главы г.о. Жигулевск о необходимости выделения дополнительных денежных средств в размере 616 877,50 рублей на строительство новой линии уличного освещения по <адрес> к школе-интернат № г.о. Жигулевск, - копия распоряжения №/к от ДД.ММ.ГГГГ и.о. главы городского округа Жигулевск Нижегородова В.Г. о наложении дисциплинарного взыскания в виде замечания начальнику отдела капитального строительства администрации г.о.Жигулевск за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившихся в допущенных нарушениях, - локальная смета № ЛС-861 на производство работ по уличному освещению по <адрес>, составленная на основании дефектной ведомости, из которой следует, что ее стоимость с учетом пересчета в цены ДД.ММ.ГГГГ, составляет 616 877,50 рублей. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся, в том числе, разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями. На основании совокупного анализа спорных правоотношений, вышеприведенных норм действующего законодательства, имеющихся в деле доказательств, суд признает заявленные требования подлежащими удовлетворению, поскольку выявленные в деятельности ответчика нарушения после представления прокурора до настоящего времени не устранены. Применительно к положениям ч. 2 ст. 206 ГПК РФ указанный прокурором срок для исполнения ответчиком возложенной на него обязанности суд полагает разумным и достаточным. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора <адрес>, предъявленные в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, удовлетворить. Обязать администрацию городского округа Жигулевск в течение 8 (восьми) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить наличие искусственного освещения на участке от <адрес> до ГБОУ СО «Школа-интернат № для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г.о. Жигулевск», расположенного по адресу: <адрес> Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы (представления) через Жигулевский городской суд. Судья Жигулевского городского суда Самарской области Н.Ю. Семенова Решение в окончательной форме изготовлено 14 февраля 2022 г. Судья Жигулевского городского суда Самарской области Н.Ю. Семенова |