ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2067/14 от 21.04.2014 Индустриального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-2067/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 апреля 2014 года Индустриальный районный суд города Хабаровска в составе:

судьи Полещук З.Н.

при секретаре Маслове А.С.,

с участием заявителя ФИО1, должностного лица ФИО2, представителя УМВД России по городу Хабаровску ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании решения должностного лица,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения заместителя начальника отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по городу Хабаровску от <данные изъяты> об отказе о внесении изменений в конструкцию транспортного средства, ссылаясь на то, что <данные изъяты> года обратился с заявлением на внесение изменений в конструкцию транспортного средства – автомобиля <данные изъяты> принадлежащего ему на праве собственности, а именно на замену рамы. Данное заявление было подано для согласования порядка замены рамы в соответствии с техническим регламентом. Зам. начальника ОГИБДД УМВД России по городу Хабаровску заявителю было отказано в удовлетворении данного требования. Считает отказ незаконным, поскольку инспектор вышел за рамки предписываемых ему приказом полномочий и заранее написал отказ в выдаче свидетельства о соответствии транспортного средства требованиям безопасности, заменив собой уполномоченную организацию и упразднив своим решением дальнейшие пункты «Порядка контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в ГИБДД МВД РФ», согласно которым он должен был определить необходимость получения заключения о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию, а также указать порядок и условия оформления и выдачи свидетельства о соответствии. Просил суд признать решение от <данные изъяты> года незаконным, обязать Главного государственного инспектора ОГИБДД УМВД России по городу Хабаровску выдать соответствующее закону решение по его заявлению, указав порядок и условия оформления и выдачи свидетельства, а также получения заключения о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию, если оно необходимо.

В судебном заседании заявитель ФИО1 требования поддержал, ссылаясь на доводы, указанные в заявлении.

Должностное лицо зам. начальника ГИБДД УМВД России по городу Хабаровску - ФИО2 и представитель заинтересованного лица УМВД России по городу Хабаровску - ФИО3, действующая на основании доверенности, требования не признали, поддержали доводы, изложенные в отзыве на заявление.

Выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что ФИО1 принадлежит на праве собственности автомобиль <данные изъяты> что подтверждается ПТС.

ФИО1 на его обращение в ОГИБДД УМВД России по городу Хабаровску по вопросу совершения регистрационных действий с транспортным средством, зарегистрированным в государственной инспекции, а именно о внесении изменений в конструкцию транспортного средства по замене рамы, выдаче свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями безопасности было отказано.

Отказ мотивирован тем, что согласно Приложению № 18 к Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств не предусмотрено внесение изменений в конструкцию транспортного средства.

Согласно разъяснениям ФКУ НИЦ БДД МВД России от 21.02.12г. №13/ц-5-1269, замена на автомобилях, зарегистрированных в Госавтоинспекции, агрегатов (двигателя, кузова, рамы, кабины) в общем случае является изменением конструкции транспортного средства и требует выполнения процедур, установленных порядком контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в ГИБДД МВД России, утвержденным указанным выше приказом МВД России. При этом не является внесением изменений в конструкцию транспортного средства одновременная замена двигателя, рамы, кузова транспортного средства, данная процедура является скрытым видом самостоятельной сборки транспортного средства.

В соответствии с требованиями приказа МВД России от 7 декабря 2000г. № 1240 «Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору», к изменению конструкции транспортного средства относится: исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения.

Техническим регламентом «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 720 от 10.09.2009г. (далее - технический регламент) определены основные понятия: «базовое транспортное средство» - транспортное средство, которое в целом, или его кузов, или шасси были использованы для создания другого транспортного средства; «тип транспортного средства (шасси)» - транспортные средства
(шасси) с одинаковыми конструктивными признаками, зафиксированными в техническом описании, изготовленные одним производителем.

В настоящее время законодательством РФ, регламентирующим регистрацию транспортных средств в органах Госавтоинспекции МВД РФ, двигатель, как номерной агрегат, не учитывается.

Транспортное средство идентифицируется по номеру кузова для кузовных транспортных средств либо по номеру рамы для рамных транспортных средств.

Из вышеизложенного следует, что замена рамы (кузова) фактически влечет за собой утрату базовой модели, т.е. замену транспортного средства.

П. 5 Порядка к приказу МВД России от 7 декабря 2000г. № 1240 «Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору» установлено, что соответствующее решение по заявлению гражданина принимает подразделение ГИБДД.

Пунктом 3 статьи 15 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» от 15.11.1995г., допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

В решении Верховного суда Российской Федерации от 06.10.2011г.
№ГКПИ 11-1343 указано, что государственная регистрация транспортных
средств в подразделениях ГИБДД, предусмотренная ФЗ «О безопасности дорожного движения» (п. 3 ст.15) как обязательное условие для осуществления собственниками, принадлежащих им имущественных прав на автомобили, а именно для
использования в дорожном движении, в определенной степени
ограничивает субъективное право собственности. Однако такое
ограничение нельзя рассматривать как недопустимое, поскольку оно
направлено на защиту здоровья, прав и законных интересов, как самих
собственников, так и других лиц, в том числе права на обеспечение
эффективного противодействия преступлениям и другим правонарушениям, связанным с использованием транспортных средств, а сами по себе регистрационные действия, осуществляемые подразделениями ГИБДД, являются формой административного контроля с целью соблюдения конституционных прав граждан и гарантирования их имущественных интересов.

В целях реализации Федерального закона от 27.12.2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», техническим регламентом определено, установка дополнительного оборудования установлена главой II Постановления госкомитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации «О совершенствовании механических транспортных средств и прицепов» № 19 от 01.04.1998г. Настоящий порядок устанавливает процедуры подготовки и проведения оценки соответствия транспортных средств, указанных в пункте 3 главы I данного Постановления, а также составных частей их конструкций и предметов дополнительного оборудования, выпускаемых действующими на территории Российской Федерации организациями и индивидуальными предпринимателями, а также ввозимых на эту территорию с целью реализации и последующей эксплуатации на дорогах общего пользования.

Настоящий порядок не распространяется на следующие транспортные средства, условия регистрации и допуска к эксплуатации которых регламентируются другими нормативными правовыми актами: тихоходные, конструктивная скорость которых не превышает 25 км/ч; бывшие в эксплуатации (в употреблении), то есть ранее зарегистрированные для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации или территории других стран; ранее зарегистрированные в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации при внесении изменений в их конструкцию; поставляемые только в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.

Порядок включает в себя подачу и рассмотрение соответствующей заявки, испытания сертифицируемой продукции, проверку производства, выдачу и регистрацию «сообщения, касающегося официального утверждения по типу конструкции транспортного средства», или сертификата соответствия, или «одобрения типа транспортного средства», осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией.

Настоящий порядок полностью соответствует процедуре официального утверждения по типу конструкции транспортного средства, предусматриваемой Женевским Соглашением 1958г. (вводная часть в ред. Изменения № 1, утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 10.12.2007г. №3453).

Для рассмотрения документов на составные части конструкции транспортного средства необходимо предоставить информацию, подтверждающую, что данные составные части конструкции являются бывшими в употреблении (эксплуатации) полнокомплектного транспортного средства, зарегистрированного в установленном порядке в подразделениях ГИБДД МВД РФ для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, или являлись составными частями конструкции транспортного средства, зарегистрированного в установленном порядке для участия в дорожном движении на территории других страх, либо сертификат соответствия на вышеуказанные составные части конструкции транспортного средства.

Согласно п. 24 Договора о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27.11.2009 г. № 17 (в ред. Протокола от 16.04.2010г.), таможенная декларация - документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров, т.е. выданные таможенным органом декларации, подтверждают лишь таможенное оформление товара под соответствующий таможенный режим, и его выпуск в обращение на территории Российской Федерации в соответствии с этим режимом.

В определении Верховного суда Российской Федерации от 30.11.10 г. № 56-Ф10-902 говорится, что в соответствии с пунктом 3 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании» Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.09г. № 982, утвержден Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17.03.2010г. № 149), согласно которому агрегаты, узлы и детали автомобилей подлежат обязательной сертификации. Выданные таможенным органом декларации не являются документом подтверждения соответствия качества.

При предоставлении документов подтверждающих, что составные части конструкции являются бывшими в употреблении (эксплуатации) полнокомплектного транспортного средства, зарегистрированного в установленном порядке для участия в дорожном движении на территории Японии, следует обратить внимание на то, что в соответствии пунктом 1 статьи 68 Конституции Российской Федерации «Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык», пунктом 1 статьи 16 Федерального Закона Российской Федерации от 01.&apos;06.2005г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 20.05.2005г.), государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию: «в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, в том числе в деятельности по ведению делопроизводства».

Кроме того, документы подлежат обязательной легализации путем проставления на нем апостиля официальными органами других стран, в соответствии с Гаагской конвенцией, отменяющей требования легализации иностранных официальных документов, вступившей в силу на территории Российской Федерации 31.05.1992г., с последующим переводом текста апостиля на русский язык.

Согласно определению Верховного суда Российской Федерации от 29.11.2011г. № КАС11-672, использование автотранспортных средств соединено с повышенной опасностью для окружающих и требует специального регулирования. В связи с этим Федеральным законом «О безопасности дорожного движения», исходящим из приоритета жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, и из приоритета ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан и связанной с этим необходимости осуществления адекватного контроля, установлены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения с тем, чтобы не допустить эксплуатацию транспортных средств, технически неисправных и не отвечающих установленным стандартам и техническим нормам в данной области.

При таких обстоятельствах, учитывая требования действующего законодательства, суд не находит оснований для удовлетворения требований ФИО1

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления ФИО1 о признании незаконным решения заместителя начальника Отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по городу Хабаровску от <данные изъяты> года отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 1 месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Индустриальный районный суд города Хабаровска.

Судья Полещук З.Н.