Дело № 2-2067/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 сентября 2018 года
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего судьи Стех Н.Э.,
при секретаре Голдобиной С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к акционерному обществу «Ижевское производственное объединение пассажирского транспорта» о взыскании заработной платы, компенсации за задержку выплат, возмещении морального вреда,
у с т а н о в и л:
ФИО1 (далее истец) обратился в суд с иском к акционерному обществу «Ижевское производственное объединение пассажирского транспорта» (далее ответчик, АО «ИПОПАТ») о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы за время нахождения в простое и в резерве, взыскании заработной платы в размере 17 321,39 руб., 12 250 руб. за досрочное расторжение трудового договора, компенсации за задержку выплат, возмещении морального вреда в размере 50 000 руб.
Исковые требования мотивировал тем, что <дата> между ним и ответчиком заключен трудовой договор <номер>, согласно которому истец принят на работу водителем автобуса 3 класса в колонну <номер>П-2. Заработная плата определялась исходя из тарифной ставки в размере 37,7 руб./час и фактически отработанного времени. Согласно дополнительному соглашению к трудовому договору от <дата> тарифная ставка за работу на автобусах марки НЕФАЗ-5299-2032, 5299-1132, ЛиАЗ-5256, 5256-45, 5256-23-01, НефАЗ-99, 5299-10, 15, 16, Маз-103465, 103469 устанавливалась в размере 41,5 руб./час.
Заработная плата выплачивается 11 и 26 числа каждого месяца. С июля 2016 года по март 2017 года у истца был график работы 5/2, в апреле 2017 года – 2/2, а после выхода из отпуска в июне 2017 года истец работал посменно (первая-вторая смена) по графику 5/2.
В ходе работы происходили следующие случаи – сход (во время рабочей смены автобус ломается на линии), невыход (водитель обнаруживает неисправности автобуса при проведении предрейсового утреннего осмотра и не выходит на линию).
В случае схода и невыхода работодатель обязан предоставить работнику другой исправный автобус, а при его отсутствии работник сидит в парке и ждет предоставления исправного автобуса.
Время, потраченное работником на такое ожидание, не оплачивается работодателем как простой.
Для устранения поломок автобуса работник выходил в выходные и проводил ремонтные работы, но это время работодателем также не оплачивалось.
Работодатель не выплатил истцу заработную плату в полном объеме, чем причинил истцу моральные страдания. Заработная плата должна быть выплачена истцу с учетом компенсации за задержку выплат.
Просил также возместить расходы на оплату помощи представителя в размере 15 000 руб.
В ходе судебного заседания представитель истца ФИО2 неоднократно уточняла исковые требования, в окончательном варианте просила взыскать с ответчика в пользу истца:
Оплату за работу в ночное время в период с октября 2016 года по декабрь 2017 года в размере 10 000 руб.;
Оплату времени «отстоя», резерва, внутрисменных простоев, ожидания ремонта, доплату за ежедневный осмотр с февраля 2017 года по декабрь 2017 года в размере 43 307,38 руб.;
Незаконно удержанную премию за январь 2017 года в размере 2 035,87 руб.;
За досрочное расторжение трудового договора 12 250 руб.;
Компенсацию за нарушение сроков оплаты времени «отстоя», резерва, внутрисменных простоев, ожидание ремонта за период с <дата> по <дата> в размере 4 618,01 руб.;
Доплату за категорийность с октября 2016 года по декабрь 2017 года в размере 1 500,96 руб.;
Доплату за работу в выходные и праздничные дни за период с октября 2016 года по декабрь 2017 года в размере 1 134,78 руб.;
Доплату за интенсивность за период с октября 2016 года по декабрь 2017 года в размере 1 549,83 руб.;
В возмещение морального вреда 50 000 руб.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 заявила об отказе от иска в части требований о взыскании:
Оплаты за работу в ночное время в период с октября 2016 года по декабрь 2017 года в размере 10 000 руб.;
Незаконно удержанной премии за январь 2017 года в размере 2 035,87 руб.;
За досрочное расторжение трудового договора 12 250 руб.;
Доплаты за категорийность с октября 2016 года по декабрь 2017 года в размере 1 500,96 руб.;
Доплаты за работу в выходные и праздничные дни за период с октября 2016 года по декабрь 2017 года в размере 1 134,78 руб.;
Доплаты за интенсивность за период с октября 2016 года по декабрь 2017 года в размере 1 549,83 руб.
Производство по делу в указанной части прекращено отдельным определением суда.
Таким образом, суд рассмотрел следующие требования истца о взыскании с ответчика:
Оплаты времени «отстоя», резерва, внутрисменных простоев, ожидания ремонта, доплату за ежедневный осмотр с февраля 2017 года по декабрь 2017 года в размере 43 307,38 руб.;
Компенсации за нарушение сроков оплаты времени «отстоя», резерва, внутрисменных простоев, ожидание ремонта за период с <дата> по <дата> в размере 4 618,01 руб.;
В возмещение морального вреда 50 000 руб.
В судебное заседание истец и представитель ответчика, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте его проведения, не явились. Дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 поддержала исковые требования в оставшейся части, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО5 представил в суд возражения, в которых указал, что исковые требования не признает.
В соответствии с п. 4.1 трудового договора <номер> от <дата> работнику устанавливается сменный режим рабочего времени с суммированным учетом рабочего времени с учетным периодом в один месяц.
В силу п. 5.1 Работнику установлена тарифная ставка 37,70 руб. в час, включая НДФЛ, оплата производится за фактически отработанное время.
На основании дополнительного соглашения от <дата> работнику установлена по <дата> часовая тарифная ставка в размере 41,50 руб.
Заявил о пропуске истцом срока обращения в суд, просил дать оценку требованиям истца по выплате заработной платы, начиная с <дата> по день увольнения Истца.
Исходя из искового заявления ФИО1 следует, что он не согласен с выплаченной заработной платой:
Оплата за время, затраченное на проверку ЕО
Согласно абз. 2 п. 1.3.5 Положения по оплате труда и премированию водителей автобусов ОАО «ИПОПАТ», надбавка за одно ежедневное обслуживание (ЕО) водителю производится, в зависимости от марки автобуса в размерах, установленных в Приложении <номер>. Надбавка за ЕО производится в зависимости от отработанных смен за месяц, сходов с линии и марки автобуса. В случае посадки водителя на другой автобус или доработка смены после выбытия с линии, надбавка за ЕО производится за отработанную смену один раз. Надбавка за ЕО производится в полном размере при отсутствии за месяц сходов автобусов с линии. В случае одного схода автобуса с линии по технической неисправности за месяц надбавка снижается на 15%, двух сходов на 30%, трех сходов на 60%. При четырех и более сходов за месяц надбавка за ЕО не начисляется.
2. Оплата внутрисменных простоев и нахождения в резерве.
Истец на период работы в АО «ИПОПАТ» являлся водителем автобуса, о чем свидетельствует трудовой договор.
Автобус — это автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и имеющее более 8 мест для сидения, не считая места водителя.
Автотранспортное средство - устройство, приводимое в движение двигателем и предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем, а также имеющее массу в снаряженном состоянии более 400 кг. Снаряженная масса определяется как масса полностью заправленного (топливом, маслами, охлаждающей жидкостью и пр.) и укомплектованного (запасным колесом, инструментом и т.п.) автотранспортного средства, но без груза или пассажиров, водителя или другого обслуживающего персонала и их багажа. Автотранспортные средства подразделяются на пассажирские, грузовые и специальные. В состав пассажирских автотранспортных средств входят легковые автомобили и автобусы. К грузовым автотранспортным средствам относятся грузовые автомобили, в том числе специализированные. К специальным автотранспортным средствам относятся автомобили со специальным оборудованием, предназначенным для выполнения различных, преимущественно нетранспортных работ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от <дата><номер> «Об утверждении перечня технически сложных товаров», автотранспортное средство является технически сложным товаром.
Руководством по эксплуатации предусмотрены определенные правила и периодичность проведения технического обслуживания транспортного средства (ТО-1, ТО-2), при этом, своевременное и надлежащим образом проведенное ТО не дает гарантии, что узлы и агрегаты не выйдут из строй до следующего ТО.
На основании ч. 2 ст. 155 ТК РФ при невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по причинам, не зависящим от работодателя и работника, за работником сохраняется не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально фактически отработанному времени.
Таким образом в связи с тем, что автотранспортное средство - технически сложный предмет, работодатель не может предугадать определенные поломки, которые возможно могут возникнуть в будущем, при соблюдении технической документации по обслуживанию автобуса и своевременного прохождения технического обслуживания (ТО). В соответствии с чем, при расчете простоя применяется ч. 2 ст. 155 ТК РФ и абз. 9 п. 1.3.2 Положения по оплате труда и премированию водителей автобусов.
Расчет времени простоя приведен в расчете заработной платы.
Согласно абз. 8 п. 1.3.2 Положения установлено, что за время нахождения водителя в резерве, оплата производится из расчета часовой тарифной ставки. Расчет времени резерва и начисленной заработной платы приведен в расчете заработной платы.
При устройстве на работу водитель автобуса ФИО1 был ознакомлен с системой начисления заработной платы и был с ней согласен, о чем свидетельствует подпись в ознакомлении с Положением по оплате труда и премированию водителей автобусов ОАО «ИПОПАТ». Помимо того, у ФИО1 не возникало вопросов по начислению заработной платы и в период работы в должности водителя за период с начала работы и по день увольнения.
Отстой – перерыв между двумя частями смены, который является отдыхом водителя. Согласно абз. 6 пункта 1.3.2 Положения об оплате труда и премированию водителей автобусов АО «ИПОПАТ» работодателем установлена доплата в размере 10% часовой тарифной ставки.
Резерв – задание на смену водителя с оплатой согласно абз. 8 п. 1.3.2 Положения.
Оплата за ожидание ремонта производится согласно абз. 9 пункту 1.3.2 Положения по оплате труда и премированию водителей автобусов.
Выслушав мнение представителя истца, проверив его полномочия, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Приказом ОАО «ИПОПАТ» от <дата><номер>п ФИО1 принят на работу водителем автобуса (автоколонна <номер> АП-2) 3 класса (4 группа) с тарифной ставкой (окладом) 37,7 руб.
<дата> между ОАО «ИПОПАТ» и ФИО1 заключен трудовой договор, согласно которому работник принимается на работу в ОАО «ИПОПАТ» водителем 3 класса в колонну <номер> П-2, трудовой договор заключен на неопределенный срок. Дата начала работы: <дата>. Работник обязан проработать водителем автобуса на предприятии в течение двух лет со дня начала работы в соответствии с ученическим договором от <дата>. Работнику устанавливается сменный режим рабочего времени с суммированным учетом рабочего времени с учетным периодом один месяц. Время начала, окончания работы и перерывов для отдыха и питания устанавливается графиком сменности.
Работнику предоставляется основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней. Дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда 7 календарных дней.
Работнику устанавливается повременно-премиальная форма оплаты труда. Тарифная ставка 37,7 руб. в час, включая НДФЛ, оплата производится за фактически отработанное время. Надбавки, доплаты компенсационного и стимулирующего характера – согласно положению по оплате труда и премированию.
Заработная плата, включая стимулирующие и поощрительные выплаты, предусмотренные настоящим договором и действующими у работодателя локальными нормативными актами) выплачивается работнику с учетом районного коэффициента 1,5. Работодатель выплачивает работнику заработную плату 11 и 26 числа каждого месяца.
<дата> между ОАО «ИПОПАТ» и ФИО1 заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от <дата>, которым изменены условия оплаты труда на период с <дата> по <дата>. Указано, что работнику устанавливается повременно-премиальная система оплаты труда. С <дата> по <дата> заработная плата работника исчисляется исходя из часовой ставки в зависимости от марки автобуса и вида перевозок, равной марки НЕФАЗ-5299-2032, 5299-1132, ЛиАЗ-5256, 5256-45, 25, 5256-23-01, НЕФАЗ-5299, 5299-10, 15, 16, МАЗ-103465,103469 в размере 41,5.
Премия, доплаты, стимулирующие выплаты начисляются в соответствии с действующим в Обществе Положением по оплате труда и премированию водителей автобусов.
С <дата> заработная плата работника рассчитывается в соответствии с действующим в обществе Положением по оплате труда и премированию водителей автобусов и присвоенным работнику квалификационным классом водителя.
В 2016 году утверждены часовые тарифные ставки водителей автобусов ОАО «ИПОПАТ», в том числе на автобусах Нефаз-5299, ЛИАЗ-5256, МАЗ 103465, МАЗ 103469 для водителей 3 класса за пассажирские перевозки 37,7, за ремонт 55,6, комплектовку 76,3, ТО<номер>,5, ТО<номер>,2, надбавка за ЕО 84,8.
<дата> между ОАО «ИПОПАТ» и ФИО1 заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от <дата>, которым изменены сроки выплаты заработной платы: первая часть заработной платы выплачивается 30 числа месяца, за который она начислена. Вторая часть заработной платы выплачивается 15 числа месяца, следующего за периодом, за который она начислена. При отсутствии календарной даты выплаты заработной платы в календаре выплата заработной платы производится накануне этого дня.
Приказом АО «ИПОПАТ» от <дата><номер>у ФИО1 уволен <дата> на основании пункта 3 части 1 статьи 77 ТК РФ по инициативе работника.
Указанные обстоятельства установлены на основании исследованных в судебном заседании доказательств и сторонами в целом не оспариваются.
Рассматривая заявление ответчика о пропуске истцом срока обращения в суд, суд отмечает следующее.
В силу статьи 392 ТК РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Учитывая то, что с октября 2016 года вторая часть заработной платы выплачивалась ФИО1 15 числа месяца, следующего за периодом, в котором она начислена, а настоящий иск подан <дата>, то в пределах срока обращения в суд находятся требования о взыскании заработной платы, начиная с января 2017 года.
Все рассматриваемые судом требования заявлены в пределах срока обращения в суд.
В силу статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:
трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;
иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
указами Президента Российской Федерации;
постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
В силу статьи 8 ТК РФ, работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).
Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
В силу ст. 100 ТК РФ, особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 139 ТК РФ, особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными настоящим Кодексом.
<дата> принято Постановление Правительства РФ от N 877 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы", которым в соответствии со статьей 100 Трудового кодекса Российской Федерации постановлено установить, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, а при отсутствии соответствующего федерального органа исполнительной власти - Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Указанным федеральным органам исполнительной власти утвердить до <дата> нормативные правовые акты, определяющие особенности режима рабочего времени и времени отдыха таких работников.
Приказом Минтранса России от <дата><номер> утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей.
Истец просит взыскать в его пользу оплату времени «отстоя», резерва, внутрисменных простоев, ожидания ремонта, доплату за ежедневный осмотр.
Статьей 91 ТК РФ установлено, что рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
В силу статьи 91 ТК РФ, работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
В силу статьи 106 ТК РФ, время отдыха - время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
В силу статьи 107 ТК РФ видом времени отдыха является в том числе перерывы в течение рабочего дня (смены).
Статьей 109 ТК РФ предусмотрено, что на отдельных видах работ предусматривается предоставление работникам в течение рабочего времени специальных перерывов, обусловленных технологией и организацией производства и труда. Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.
Понятие оплаты времени «отстоя» Положение по оплате труда и премированию водителей автобусов ОАО «ИПОПАТ» не содержит.
Вместе с тем стороны не оспаривают то обстоятельство, что «отстой» - это время перерыва между двумя частями рабочего дня при разделении рабочего дня на части.
Спора по продолжительности по времени и периодам «отстоя» между сторонами не имеется.
Пунктом 13 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников.
Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через пять часов после начала работы.
В случае установления перерыва между двумя частями рабочего дня позже четырех часов после начала рабочего дня водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, предоставляются специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут в период до предоставления перерыва между двумя частями рабочего дня.
Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктами 7, 9, 10 и 11 настоящего Положения.
Время перерыва между двумя частями рабочего дня водителей, работающих на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, может быть увеличено до трех часов на основании отраслевого соглашения, заключенного на региональном уровне социального партнерства, локальным нормативным актом работодателя и с согласия водителя.
Перерыв между двумя частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.
В силу пункта 1.3 Правил внутреннего трудового распорядка работников ОАО «ИПОПАТ», заработная плата водителя состоит:
1.3.1. Тарифа – оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат;
1.3.2. Компенсационных выплат.
Водителям, работающим по графику с разделением смены на две части (с перерывом между двумя частями рабочего дня не менее 2,8 часа с учетом времени для отдыха и питания), устанавливается доплата в размере 10% часовой тарифной ставки и оплате подлежат рабочие часы, за исключением межрейсового простоя. Учет времени ведется диспетчером на выпуске. При нарушении режима работы по разрывному графику доплата не производится.
Таким образом, «отстой» является временем отдыха водителя. Время отдыха водителя не оплачивается, но начисляется компенсационная выплата на рабочие часы (а не на время отдыха).
Требование об оплате «отстоя» заявлено за период с февраля 2017 года по декабрь 2017 года. При этом ФИО1 в период с <дата> по <дата> была установлена тарифная ставка 41,5 руб. в час, а в период с <дата> в размере 37,7 руб. в час.
Подробный расчет оплаты за время «отстоя» приведен в расчетных листках. Расчет судом проверен и признан правильным. Фактов недоначисления истцу оплаты времени «отстоя» не обнаружено.
Пунктом 1.3.5 Правил внутреннего трудового распорядка работников ОАО «ИПОПАТ» предусмотрена надбавка за проведение ежедневного обслуживания в числе стимулирующих доплат, надбавок и премий. Надбавка за одно ежедневное обслуживание (ЕО) водителю производится в зависимости от марки автобуса в размерах, установленных в Приложении <номер>. Надбавка за ЕО производится в зависимости от отработанных смен за месяц, сходов с линии и марки автобуса. В случае посадки водителя на другой автобус или доработки смены после выбытия с линии, надбавка за ЕО производится за отработанную смену один раз. Надбавка за ЕО производится в полном размере при отсутствии за месяц сходов автобусов с линии. В случае одного схода автобуса с линии по технической неисправности за месяц надбавка снижается на 15%, двух сходов на 30%, трех сходов на 60%. При четырех и более сходов за месяц надбавка за ЕО не начисляется.
В силу статьи 8 ТК РФ, нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Таких обстоятельств для не применения пункта 1.3.5 Правил внутреннего трудового распорядка работников ОАО «ИПОПАТ» в части расчета размера надбавки за проведение ежедневного обслуживания не установлено.
Кроме того, установление размера надбавки за ежедневное обслуживание в зависимости от количества сходов автобуса с линии связано со стимулированием неформального проведения водителем ежедневных осмотров, возложением на водителя части ответственности за выход на линию неисправного автобуса, что направлено в первую очередь на обеспечение безопасности на дорогах.
К должностным обязанностям водителя относится проведение ежедневного технического обслуживания автобуса, обратив особое внимание на агрегаты, узлы и системы, обеспечивающие безопасность движения, исправность средств внутренней связи, беспрепятственное открывание всех дверей. Предоставить автобус механику ОТК и получить разрешение на выезд для работы на маршруте в виде отметки времени прохождения и личной подписи контрольного мастера ОТК в путевом листе (пункт 3.1.3 должностной инструкции водителя транспортного средства (автобуса)). В случае обнаружения технической неисправности водитель должен немедленно заявить об этом механику ОТК, поставить в известность диспетчера службы движения и ответственного по колонне. Категорически запрещается выезд на линию на неисправном автобусе (пункт 3.1.4 должностной инструкции). Кроме того, водитель обязан проверить заправку автобуса топливом, охлаждающей жидкостью, маслом, отсутствие течи горючего, охлаждающей жидкости и смазки их узлов и агрегатов. При необходимости произвести заправку согласно инструкции по эксплуатации транспортного средства (пункт 3.1.6 должностной инструкции). Также водитель обязан следить за техническим состоянием автобуса путем контрольных осмотров на конечных остановках маршрута (пункт <дата> должностной инструкции).
Кроме того, водитель вправе отказаться от выезда или приемки автобуса на линии от сменщика в случае обнаружения технических неисправностей, угрожающих безопасности движения, до их устранения (пункт 4.2 должностной инструкции), а за ненадлежащее выполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией и других нормативных документов, инструкций, приказов и распоряжений по обществу, водитель несет ответственность.
Инструкцией по эксплуатации автобуса предусмотрена приемка автобуса в перке и выезд из парка.
Во время осмотра автобуса/перед запуском двигателей/ проверяется: заправка автобуса топливом, смазочными материалами, системы охлаждения – жидкостью. Кроме того рекомендуется осмотреть площадку под автобусом, чтобы выявить возможные течи масла, топлива или охлаждающей жидкости. Эксплуатация автобуса с не герметичными системами запрещена. Натяжение приводных ремней агрегата двигателя, проводов и кабелей АКБ. Крепление колес, состояние дисков, бортовых и замочных колец колес, шин/удалить посторонние предметы, попавшие в них/, проверить визуально давление в шинах. Давление в шинах контролировать по показаниям шинного монометра не реже одного раза в неделю, при необходимости довести до нормы. Исправность запоров всех люков.
После запуска двигателя необходимо прослушать его работу и проверить: показания контрольных приборов, работу стеклоочистителей, приборов освещения, световой и звуковой сигнализации, звукоусиливающей аппаратуры /микрофона, аудиоинформатора/. Наличие предохранителей и их исправность. Давление воздуха в системе тормозов, отсутствие утечки воздуха из пневмостстемы, исправность предохранительного клапана, герметичность соединений. /спустить конденсат из воздушных баллонов в тару/. Работу рулевого управления. Работу приводов и механизмов открывания дверей. При обнаружение во время осмотра неисправностей, отсутствия закрепленного за машиной имущества, неудовлетворительного внешнего вида /грязный или поврежденный кузов и т.п./ сообщить механику колонны и диспетчеру парка о невозможности выхода автобуса на линию. Обратить особое внимание на первом километре нулевого рейса на исправность действия рулевого управления, ножного и ручного тормозов, на работу генератора – наличие зарядки аккумуляторов и работу спидометра, проверить исправность гидромеханической коробки передач или механической коробки переключения передач /в зависимости от типа машины/, установить отсутствие посторонних стуков, шумов на ходу автобуса.
Кроме того, суду представлена инструкция о проведении ежедневного технического обслуживания.
Главным назначением ежедневного технического обслуживания (ЕО) является общий контроль за состоянием автобусов, цель которого – обеспечение безопасности движения и поддержания хорошего вида. В перечень ЕО входят: проверка прибывших с линии и выпускаемых на линию автобусов, уборочные, моечные, смазочные, очистительные и заправочные работы.
При проверке автобусов, прибывающих с линии, устанавливается время прибытия, показания спидометра, остаток топлива в баке, наличие неисправностей, поломок и повреждений, комплектность автобусов, потребность в текущем ремонте. При этом, если текущий ремонт необходим, составляется заявка на его производство с указанием отказов и неисправностей, подлежащих устранению, и акт о повреждении автобуса с указанием причины, характера поломки и виновных лиц.
При выпуске автобусов на линию проверяется внешний вид, комплектность и техническое состояние автобуса, выполнение назначенного накануне обслуживания и ремонта. Проверка производится по перечню операций с учетом определения неисправности узлов, систем и деталей автобусов, влияющих на безопасность движения, в том числе рулевого управления, тормозов, колес и шин, подвески, световой и звуковой сигнализации, приборов наружного освещения, состояние и натяжение приводных ремней, состояние высоковольтных проводов и плюсового кабеля АКБ. Проверка автобусов по прибытию с линии и при выпуске на линию осуществляется совместно водителем и контролером отдела технического контроля (ОТК).
Анализ вышеприведенных локальных нормативных актов АО «ИПОПАТ» приводит к выводу о том, что водитель совместно с контролером отдела технического контроля имеет возможность и обязанность ежедневной проверки технического состояния автобуса при его выпуске на линию и по прибытии с линии, а также при начале движения автобуса на линии. При этом существует категорический запрет для водителя для выезда на линию на неисправном автобусе. В связи с чем установление размера надбавки за ежедневное обслуживание в зависимости от количества сходов автобуса с линии представляется обоснованным, а оснований для не применения правила о расчете такой надбавки в соответствии с пунктом 1.3.5 Правил внутреннего трудового распорядка работников ОАО «ИПОПАТ» не установлено.
Проверяя правильность расчета надбавки за ЕО в спорный период, суд подсчитывает количество сходов автобуса, управляемого ФИО1, с линии за месяц.
дата | время | время |
схода | выхода | |
<дата> | 9:45 | 11:45 |
<дата> | 19:45 | 19:45 |
<дата> | 6:20 | 8:20 |
<дата> | 6:08 | 6:28 |
<дата> | 8:20 | 10:20 |
<дата> | 16:12 | 17:20 |
<дата> | 15:40 | 20:00 |
<дата> | 21:05 | 21:05 |
<дата> | 16:40 | 17:20 |
<дата> | 7:50 | 9:50 |
<дата> | 19:40 | 20:00 |
<дата> | 10:26 | 10:40 |
<дата> | 9:10 | 11:00 |
<дата> | 5:54 | 7:45 |
<дата> | 12:21 | 14:05 |
<дата> | 12:21 | 14:21 |
<дата> | 11:49 | 13:49 |
<дата> | 14:20 | 14:50 |
<дата> | 15:40 | 17:00 |
<дата> | 5:39 | 7:15 |
<дата> | 13:50 | 15:20 |
<дата> | 11:45 | 13:30 |
<дата> | 14:35 | 16:00 |
<дата> | 15:00 | 16:30 |
<дата> | 6:40 | 8:40 |
<дата> | 20:50 | 21:30 |
<дата> | 20:40 | 22:40 |
<дата> | 7:40 | 9:22 |
<дата> | 17:15 | 18:00 |
<дата> | 14:54 | 15:10 |
<дата> | 14:18 | 14:49 |
Таким образом, сходы имели место:
- в феврале 2 раза;
- в марте 4 раза;
- в мае более четырех раз;
- в июле 4 раза;
- в августе 3 раза;
- в сентябре 3 раза;
- в октябре 1 раз;
- в ноябре 3 раза;
- в декабре более 4 раз.
Расчет надбавки за ЕО будет выглядеть следующим образом.
месяц | стоимость | количество | количество | процент | сумма |
за | смен | сходов | снижения | ||
смену | |||||
февраль | 84,8 | 14 | 2 | 30% | 831,04 |
март | 84,8 | 11 | 4 | 100% | 0 |
апрель | 84,8 | 18 | 0 | 0% | 1526,4 |
май | 84,8 | 8 | более 4 | 100% | 0 |
июнь | 84,8 | 1 | 0 | 0% | 84,8 |
июль | 84,8 | 26 | 4 | 100% | 0 |
август | 84,8 | 26 | 3 | 60% | 881,92 |
сентябрь | 84,8 | 25 | 3 | 60% | 848 |
октябрь | 84,8 | 26 | 1 | 15% | 1874,08 |
ноябрь | 84,8 | 24 | 3 | 60% | 814,08 |
декабрь | 84,8 | 21 | более 4 | 100% | 0 |
итого: | 6860,32 |
Начислено ФИО1 за этот же период
месяц | сумма |
февраль | 712,32 |
март | 0 |
апрель | 983,68 |
май | 0 |
июнь | 59,36 |
июль | 1543,36 |
август | 1568,8 |
сентябрь | 1424,64 |
октябрь | 1568,8 |
ноябрь | 72,08 |
декабрь | 0 |
итого: | 7933,04 |
Нарушения прав ФИО3 при начислении надбавки за ежедневное техническое обслуживание не установлено.
Спора по продолжительности по времени и периодам резерва между сторонами не имеется.
В силу пункта 5.2 Правил внутреннего трудового распорядка работников ОАО «ИПОПАТ», в состав рабочего времени работника при суммированном учете рабочего времени включается время нахождения в резерве.
Согласно пункту 1.3.2 Положения по оплате труда и премированию водителей автобусов ОАО «ИПОПАТ», оплата времени нахождения водителя в резерве относится к компенсационным выплатам. За время нахождения водителя в резерве оплата производится в размере часовой тарифной ставки.
В силу статьи 72.2 ТК РФ, простой – это временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера.
Доказательств того, что время нахождения водителя в резерве не относится к времени простоев по вине работодателя, который не обеспечил работника работой на время нахождения в резерве, суду не представлено.
В силу статьи 157 ТК РФ, время простоя (статья 72.2 настоящего Кодекса) по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.
В связи с чем если оплата времени нахождения водителя в резерве из расчета тарифной ставки меньше, чем из расчета 2/3 от среднего заработка, то оплата должна производиться из расчета 2/3 от среднего заработка, потому что тогда можно будет сделать вывод, что локальный акт работодателя в части оплаты времени нахождения в резерве противоречит действующему законодательству.
Оплата резерва в спорный период имела место: в июле 2017 года 6,15 часа, сентябрь 2017 года 11,44 часа, ноябрь 2017 года 15,69 часа, декабрь 2017 года 1 час. За время нахождения в резерве ФИО1 начислено в июле 2017 года 231,86 руб., в сентябре 2017 года 431,28 руб., в ноябре 2017 года 591,52 руб., в декабре 2017 года 41,5 руб.
Спора по продолжительности по времени и периодам внутрисменных простоев между сторонами не имеется.
Оплата внутрисменных простоев в спорный период имела место: в марте 2017 года 2,31 часа, май 2017 года 3,13 часа, июль 2017 года 5,78 часа, август 2017 года 4,5 часа, сентябрь 2017 года 4,5 часа, октябрь 2017 года 2,03 часа, ноябрь 2017 года 4,66 часа, декабрь 2017 года 5,88 часа.
За время нахождения во внутрисменных простоях ФИО1 начислено в марте 2017 года 63,91 руб., в мае 2017 года 86,6 руб., июль 2017 года 145,27 руб., август 2017 года 113,11 руб., сентябрь 2017 года 113,1 руб., октябрь 2017 года 51,02 руб., ноябрь 2017 года 117,12 руб., декабрь 2017 года 162,68 руб.
Доказательств того, что время нахождения водителя во внутренних простоях не относится к времени простоев по вине работодателя, который не обеспечил работника работой во время нахождения во внутренних простоях, суду не представлено.
Особый порядок оплаты времени простоя по вине работодателя Положением об оплате труда и премировании водителей автобусов ОАО «ИПОПАТ» не предусмотрен, поэтому применению подлежат правила, установленные ст. 157 ТК РФ.
В силу пункта 1.2. Правил внутреннего трудового распорядка работников ОАО «ИПОПАТ», для водителя автобуса устанавливается суммированный учет рабочего времени с учетным перио<адрес> месяц.
В силу пункта 2 Положения "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы", утвержденного Постановлением Правительства РФ от <дата> N 922, для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.
Для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие) (пункт 3 Положения "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы").
Расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно) (пункт 4 Положения "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы").
При исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если:
а) за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением перерывов для кормления ребенка, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации;
б) работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам;
в) работник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;
г) работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;
д) работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства;
е) работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 Положения "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы").
При определении среднего заработка работника, которому установлен суммированный учет рабочего времени, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска, используется средний часовой заработок.
Средний часовой заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные часы в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, на количество часов, фактически отработанных в этот период.
Средний заработок определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику работника в периоде, подлежащем оплате (пункт 13 Положения "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы").
Для оплаты времени нахождения во внутрисменных простоях в марте, расчетным периодом будет являться период с <дата> (дата заключения трудового договора) по <дата>.
Расчет среднего заработка (расчетный период с <дата> по <дата>) будет выглядеть следующим образом.
месяц | часы | часы | часы | сумма | сумма не | сумма |
всего | не учит. | учит | всего | учит | учит | |
июн.16 | 88 | 0 | 88 | 3317,6 | 0 | 3317,6 |
июл.16 | 224,44 | 13,86 | 210,58 | 33132,49 | 467,57 | 32664,92 |
авг.16 | 258,11 | 6,82 | 251,29 | 40509,82 | 254,4 | 40255,42 |
сен.16 | 246,87 | 2,29 | 244,58 | 41571,09 | 95,04 | 41476,05 |
окт.16 | 209,05 | 5,91 | 203,14 | 30748,27 | 245,28 | 30502,99 |
ноя.16 | 231,38 | 5,33 | 226,05 | 38226,08 | 178,59 | 38047,49 |
дек.16 | 224,87 | 5,3 | 219,57 | 39621,48 | 160,05 | 39461,43 |
янв.17 | 169,03 | 0 | 169,03 | 23898,86 | 0 | 23898,86 |
фев.17 | 134,25 | 0 | 134,25 | 21075,62 | 1207,85 | 19867,77 |
Итого: | 1746,49 | 269492,5 |
Среднечасовой заработок составит 269492,5 / 1746,49 = 154,31 руб.
В марте внутрисменный простой имел место продолжительностью 2,31 часа.
2,31 часа х 154,31 руб. = 356,46 руб., начислено работодателем 63,91 руб., разница составит 292,55 руб., которые подлежат взысканию в пользу истца.
Для оплаты времени нахождения во внутрисменных простоях в мае расчетным периодом будет являться период с <дата> (дата заключения трудового договора) по <дата>.
Расчет среднего заработка (расчетный период с <дата> по <дата>) будет выглядеть следующим образом.
месяц | часы | часы | часы | сумма | сумма не | сумма |
всего | не учит. | учит | всего | учит | учит | |
июн.16 | 88 | 0 | 88 | 3317,6 | 0 | 3317,6 |
июл.16 | 224,44 | 13,86 | 210,58 | 33132,49 | 467,57 | 32664,92 |
авг.16 | 258,11 | 6,82 | 251,29 | 40509,82 | 254,4 | 40255,42 |
сен.16 | 246,87 | 2,29 | 244,58 | 41571,09 | 95,04 | 41476,05 |
окт.16 | 209,05 | 5,91 | 203,14 | 30748,27 | 245,28 | 30502,99 |
ноя.16 | 231,38 | 5,33 | 226,05 | 38226,08 | 178,59 | 38047,49 |
дек.16 | 224,87 | 5,3 | 219,57 | 39621,48 | 160,05 | 39461,43 |
янв.17 | 169,03 | 0 | 169,03 | 23898,86 | 0 | 23898,86 |
фев.17 | 134,25 | 0 | 134,25 | 21075,62 | 1207,85 | 19867,77 |
мар.17 | 119,28 | 2,31 | 116,97 | 17743,04 | 1754,9 | 15988,14 |
апр.17 | 208,55 | 0 | 208,55 | 33856,18 | 0 | 33856,18 |
Итого: | 2072,01 | 319336,9 |
Среднечасовой заработок составит 319336,9 / 2072,01 = 154,12 руб.
В мае внутрисменный простой имел место продолжительностью 3,13 часа.
3,13 часа х 154,12 руб. = 482,4 руб., начислено работодателем 86,6 руб., разница составит 395,8 руб., которые подлежат взысканию в пользу истца.
Для оплаты времени нахождения во внутрисменных простоях и в резерве в июле расчетным периодом будет являться период с <дата> по <дата>.
Расчет среднего заработка (расчетный период с <дата> по <дата>) будет выглядеть следующим образом.
месяц | часы | часы | часы | сумма | сумма не | сумма |
всего | не учит. | учит | всего | учит | учит | |
июл.16 | 224,44 | 13,86 | 210,58 | 33132,49 | 467,57 | 32664,92 |
авг.16 | 258,11 | 6,82 | 251,29 | 40509,82 | 254,4 | 40255,42 |
сен.16 | 246,87 | 2,29 | 244,58 | 41571,09 | 95,04 | 41476,05 |
окт.16 | 209,05 | 5,91 | 203,14 | 30748,27 | 245,28 | 30502,99 |
ноя.16 | 231,38 | 5,33 | 226,05 | 38226,08 | 178,59 | 38047,49 |
дек.16 | 224,87 | 5,3 | 219,57 | 39621,48 | 160,05 | 39461,43 |
янв.17 | 169,03 | 0 | 169,03 | 23898,86 | 0 | 23898,86 |
фев.17 | 134,25 | 0 | 134,25 | 21075,62 | 1207,85 | 19867,77 |
мар.17 | 119,28 | 2,31 | 116,97 | 17743,04 | 1754,9 | 15988,14 |
апр.17 | 208,55 | 0 | 208,55 | 33856,18 | 0 | 33856,18 |
май.17 | 83,19 | 3,13 | 80,06 | 59933,17 | 41189,67 | 18743,5 |
июн.17 | 12,12 | 0 | 12,12 | 1658,38 | 0 | 1658,38 |
Итого: | 2076,19 | 336421,1 |
Среднечасовой заработок составит 336421,1 / 2076,19 = 162,04 руб.
В июле имело место нахождение истца в резерве 6,15 часа и внутрисменные простои 5,78 часа.
6,15 часа х 162,04 руб. = 996,55 руб., начислено работодателем 231,86 руб., разница составит 764,69 руб. (резерв), которые подлежат взысканию в пользу истца.
5,78 часа х 162,04 руб. = 936,59 руб., начислено работодателем 145,27 руб., разница составит 791,32 руб. (внутрисменные простои), которые подлежат взысканию в пользу истца.
Для оплаты времени нахождения во внутрисменных простоях в августе 2017 года расчетным периодом будет являться период с <дата> по <дата>.
Расчет среднего заработка (расчетный период с <дата> по <дата>) будет выглядеть следующим образом.
месяц | часы | часы | часы | сумма | сумма не | сумма |
всего | не учит. | учит | всего | учит | учит | |
авг.16 | 258,11 | 6,82 | 251,29 | 40509,82 | 254,4 | 40255,42 |
сен.16 | 246,87 | 2,29 | 244,58 | 41571,09 | 95,04 | 41476,05 |
окт.16 | 209,05 | 5,91 | 203,14 | 30748,27 | 245,28 | 30502,99 |
ноя.16 | 231,38 | 5,33 | 226,05 | 38226,08 | 178,59 | 38047,49 |
дек.16 | 224,87 | 5,3 | 219,57 | 39621,48 | 160,05 | 39461,43 |
янв.17 | 169,03 | 0 | 169,03 | 23898,86 | 0 | 23898,86 |
фев.17 | 134,25 | 0 | 134,25 | 21075,62 | 1207,85 | 19867,77 |
мар.17 | 119,28 | 2,31 | 116,97 | 17743,04 | 1754,9 | 15988,14 |
апр.17 | 208,55 | 0 | 208,55 | 33856,18 | 0 | 33856,18 |
май.17 | 83,19 | 3,13 | 80,06 | 59933,17 | 41189,67 | 18743,5 |
июн.17 | 12,12 | 0 | 12,12 | 1658,38 | 0 | 1658,38 |
июл.17 | 222,71 | 11,93 | 210,78 | 39947,76 | 377,13 | 39570,63 |
Итого: | 2076,39 | 343326,8 |
Среднечасовой заработок составит 343326,8 / 2076,39 = 165,35 руб.
В августе имели место внутрисменные простои 4,5 часа.
4,5 часа х 165,35 руб. = 744,08 руб., начислено работодателем 113,11 руб., разница составит 630,97 руб., которые подлежат взысканию в пользу истца.
Для оплаты времени нахождения во внутрисменных простоях и в резерве в сентябре 2017 расчетным периодом будет являться период с <дата> по <дата>.
Расчет среднего заработка (расчетный период с <дата> по <дата>) будет выглядеть следующим образом.
месяц | часы | часы | часы | сумма | сумма не | сумма |
всего | не учит. | учит | всего | учит | учит | |
сен.16 | 246,87 | 2,29 | 244,58 | 41571,09 | 95,04 | 41476,05 |
окт.16 | 209,05 | 5,91 | 203,14 | 30748,27 | 245,28 | 30502,99 |
ноя.16 | 231,38 | 5,33 | 226,05 | 38226,08 | 178,59 | 38047,49 |
дек.16 | 224,87 | 5,3 | 219,57 | 39621,48 | 160,05 | 39461,43 |
янв.17 | 169,03 | 0 | 169,03 | 23898,86 | 0 | 23898,86 |
фев.17 | 134,25 | 0 | 134,25 | 21075,62 | 1207,85 | 19867,77 |
мар.17 | 119,28 | 2,31 | 116,97 | 17743,04 | 1754,9 | 15988,14 |
апр.17 | 208,55 | 0 | 208,55 | 33856,18 | 0 | 33856,18 |
май.17 | 83,19 | 3,13 | 80,06 | 59933,17 | 41189,67 | 18743,5 |
июн.17 | 12,12 | 0 | 12,12 | 1658,38 | 0 | 1658,38 |
июл.17 | 222,71 | 11,93 | 210,78 | 39947,76 | 377,13 | 39570,63 |
авг.17 | 225,93 | 4,5 | 221,43 | 40797,45 | 613,11 | 40184,34 |
Итого: | 2046,53 | 343255,8 |
Среднечасовой заработок составит 343255,8 / 2046,53 = 167,73 руб.
В сентябре имело место нахождение истца в резерве 11,44 часа и внутрисменные простои 4,5 часа.
11,44 часа х 167,73 руб. = 1 918,83 руб., начислено работодателем 431,28 руб., разница составит 1487,55 руб. (резерв), которые подлежат взысканию в пользу истца.
4,5 часа х 167,73 руб. = 754,79 руб., начислено работодателем 113,1 руб., разница составит 641,69 руб. (внутренние простои), которые подлежат взысканию в пользу истца.
Для оплаты времени нахождения во внутрисменных простоях в октябре 2017 года расчетным периодом будет являться период с <дата> по <дата>.
Расчет среднего заработка (расчетный период с <дата> по <дата>) будет выглядеть следующим образом.
месяц | часы | часы | часы | сумма | сумма не | сумма |
всего | не учит. | учит | всего | учит | учит | |
окт.16 | 209,05 | 5,91 | 203,14 | 30748,27 | 245,28 | 30502,99 |
ноя.16 | 231,38 | 5,33 | 226,05 | 38226,08 | 178,59 | 38047,49 |
дек.16 | 224,87 | 5,3 | 219,57 | 39621,48 | 160,05 | 39461,43 |
янв.17 | 169,03 | 0 | 169,03 | 23898,86 | 0 | 23898,86 |
фев.17 | 134,25 | 0 | 134,25 | 21075,62 | 1207,85 | 19867,77 |
мар.17 | 119,28 | 2,31 | 116,97 | 17743,04 | 1754,9 | 15988,14 |
апр.17 | 208,55 | 0 | 208,55 | 33856,18 | 0 | 33856,18 |
май.17 | 83,19 | 3,13 | 80,06 | 59933,17 | 41189,67 | 18743,5 |
июн.17 | 12,12 | 0 | 12,12 | 1658,38 | 0 | 1658,38 |
июл.17 | 222,71 | 11,93 | 210,78 | 39947,76 | 377,13 | 39570,63 |
авг.17 | 225,93 | 4,5 | 221,43 | 40797,45 | 613,11 | 40184,34 |
сен.17 | 219,66 | 15,94 | 203,72 | 39145,05 | 544,38 | 38600,67 |
Итого: | 2005,67 | 340380,4 |
Среднечасовой заработок составит 340380,4 / 2005,67 = 169,71 руб.
В октябре имели место внутрисменные простои 2,03 часа.
2,03 часа х 169,71 руб. = 344,51 руб., начислено работодателем 51,02 руб., разница составит 293,49 руб., которые подлежат взысканию в пользу истца.
Для оплаты времени нахождения во внутрисменных простоях и в резерве в ноябре 2017 расчетным периодом будет являться период с <дата> по <дата>.
Расчет среднего заработка (расчетный период с <дата> по <дата>) будет выглядеть следующим образом.
месяц | часы | часы | часы | сумма | сумма не | сумма |
всего | не учит. | учит | всего | учит | учит | |
ноя.16 | 231,38 | 5,33 | 226,05 | 38226,08 | 178,59 | 38047,49 |
дек.16 | 224,87 | 5,3 | 219,57 | 39621,48 | 160,05 | 39461,43 |
янв.17 | 169,03 | 0 | 169,03 | 23898,86 | 0 | 23898,86 |
фев.17 | 134,25 | 0 | 134,25 | 21075,62 | 1207,85 | 19867,77 |
мар.17 | 119,28 | 2,31 | 116,97 | 17743,04 | 1754,9 | 15988,14 |
апр.17 | 208,55 | 0 | 208,55 | 33856,18 | 0 | 33856,18 |
май.17 | 83,19 | 3,13 | 80,06 | 59933,17 | 41189,67 | 18743,5 |
июн.17 | 12,12 | 0 | 12,12 | 1658,38 | 0 | 1658,38 |
июл.17 | 222,71 | 11,93 | 210,78 | 39947,76 | 377,13 | 39570,63 |
авг.17 | 225,93 | 4,5 | 221,43 | 40797,45 | 613,11 | 40184,34 |
сен.17 | 219,66 | 15,94 | 203,72 | 39145,05 | 544,38 | 38600,67 |
окт.17 | 237,55 | 2,03 | 235,52 | 41087,25 | 938,93 | 40148,32 |
Итого: | 2038,05 | 350025,7 |
Среднечасовой заработок составит 350025,7 / 2038,05 = 171,75 руб.
В ноябре имело место нахождение истца в резерве 15,69 часа и внутрисменные простои 4,66 часа.
15,69 часа х 171,75 руб. = 2 694,76 руб., начислено работодателем 591,52 руб., разница составит 2 103,24 руб. (резерв), которые подлежат взысканию в пользу истца.
4,66 часа х 171,75 руб. = 800,36 руб., начислено работодателем 117,12 руб., разница составит 683,24 руб. (внутрисменные простои), которые подлежат взысканию в пользу истца.
Для оплаты времени нахождения во внутрисменных простоях и в резерве в декабре 2017 расчетным периодом будет являться период с <дата> по <дата>.
Расчет среднего заработка (расчетный период с <дата> по <дата>) будет выглядеть следующим образом.
месяц | часы | часы | часы | сумма | сумма не | сумма |
всего | не учит. | учит | всего | учит | учит | |
дек.16 | 224,87 | 5,3 | 219,57 | 39621,48 | 160,05 | 39461,43 |
янв.17 | 169,03 | 0 | 169,03 | 23898,86 | 0 | 23898,86 |
фев.17 | 134,25 | 0 | 134,25 | 21075,62 | 1207,85 | 19867,77 |
мар.17 | 119,28 | 2,31 | 116,97 | 17743,04 | 1754,9 | 15988,14 |
апр.17 | 208,55 | 0 | 208,55 | 33856,18 | 0 | 33856,18 |
май.17 | 83,19 | 3,13 | 80,06 | 59933,17 | 41189,67 | 18743,5 |
июн.17 | 12,12 | 0 | 12,12 | 1658,38 | 0 | 1658,38 |
июл.17 | 222,71 | 11,93 | 210,78 | 39947,76 | 377,13 | 39570,63 |
авг.17 | 225,93 | 4,5 | 221,43 | 40797,45 | 613,11 | 40184,34 |
сен.17 | 219,66 | 15,94 | 203,72 | 39145,05 | 544,38 | 38600,67 |
окт.17 | 237,55 | 2,03 | 235,52 | 41087,25 | 938,93 | 40148,32 |
ноя.17 | 219,1 | 20,35 | 198,75 | 38720,94 | 1708,64 | 37012,3 |
Итого: | 2010,75 | 348990,5 |
Среднечасовой заработок составит 348990,5 / 2010,75 = 173,56 руб.
В декабре имело место нахождение истца в резерве 1 часа и внутрисменные простои 5,88 часа.
1 час х 173,56 руб. = 173,56 руб., начислено работодателем 41,5 руб., разница составит 132,06 руб. (резерв), которые подлежат взысканию в пользу истца.
5,88 часа х 173,56 руб. = 1020,53 руб., начислено работодателем 162,68 руб., разница составит 857,85 руб. (внутрисменные простои), которые подлежат взысканию в пользу истца.
Время ожидания ремонта подлежит установлению из путевых листов автобуса.
дата | время | время | ожидание | часы | итого: |
схода | выхода | ремонта | |||
03.02.2017 | 9:45 | 11:45 | 2:00 | 2 | |
27.02.2017 | 19:45 | 19:45 | 0:00 | 0 | 2 |
03.03.2017 | 6:20 | 8:20 | 2:00 | 2 | |
09.03.2017 | 6:08 | 6:28 | 0:20 | 0,33 | |
27.03.2017 | 8:20 | 10:20 | 2:00 | 2 | 4,33 |
05.05.2017 | 16:12 | 17:20 | 1:08 | 1,13 | |
05.05.2017 | 15:40 | 20:00 | 4:20 | 4,33 | |
06.05.2017 | 21:05 | 21:05 | 0:00 | 0:00 | |
07.05.2017 | 16:40 | 17:20 | 0:40 | 0,67 | |
10.05.2017 | 7:50 | 9:50 | 2:00 | 2 | |
18.05.2017 | 19:40 | 20:00 | 0:20 | 0,33 | 8,46 |
04.07.2017 | 10:26 | 10:40 | 0:14 | 0,23 | |
05.07.2017 | 9:10 | 11:00 | 1:50 | 1,83 | |
16.07.2017 | 5:54 | 7:45 | 1:51 | 1,85 | |
19.07.2017 | 12:21 | 14:05 | 1:44 | 1,73 | 5,64 |
15.08.2017 | 12:21 | 14:21 | 2:00 | 2 | |
16.08.2017 | 11:49 | 13:49 | 2:00 | 2 | |
29.08.2017 | 14:20 | 14:50 | 0:30 | 0,5 | 4,5 |
06.09.2017 | 15:40 | 17:00 | 1:20 | 1,33 | |
10.09.2017 | 5:39 | 7:15 | 1:36 | 1,6 | |
15.09.2017 | 13:50 | 15:20 | 1:30 | 1,5 | 4,43 |
09.10.2017 | 11:45 | 13:30 | 1:45 | 1,75 | 1,75 |
10.11.2017 | 14:35 | 16:00 | 1:25 | 1,42 | |
18.11.2017 | 15:00 | 16:30 | 1:30 | 1,5 | |
28.11.2017 | 6:40 | 8:40 | 2:00 | 2 | 4,92 |
04.12.2017 | 20:50 | 21:30 | 0:40 | 0,67 | |
06.12.2017 | 20:40 | 22:40 | 2:00 | 2 | |
13.12.2017 | 7:40 | 9:22 | 1:42 | 1,7 | |
20.12.2017 | 17:15 | 18:00 | 0:45 | 0,75 | |
21.12.2017 | 14:54 | 15:10 | 0:16 | 0,27 | |
22.12.2017 | 14:18 | 14:49 | 0:31 | 0,52 | 5,91 |
В рассматриваемой ситуации ожидание ремонта связано со сходом автобуса с линии в связи с его поломкой.
Специально для каждого случая вина работника в поломке автобуса не установлена, вина работодателя также не установлена, а ожидание ремонта длится непродолжительное время (до двух часов за смену), в связи с чем суд полагает данное время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника.
В силу ст. 157 ТК РФ, время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя. Аналогичное правило предусмотрено и пунктом 1.3.2 Положения по оплате труда и премированию водителей автобусов ОАО «ИПОПАТ».
При этом ФИО1 в период с <дата> по <дата> была установлена тарифная ставка 41,5 руб. в час, а в период с <дата> в размере 37,7 руб. в час.
В феврале 2017 года оплате подлежат 41,5 руб. х 2 часа = 83 руб.
В марте 2017 года оплате подлежат 41,5 руб. х 4,33 часа = 179,7 руб.
В мае 2017 года оплате подлежат 8,46 часа х 41,5 руб. = 351,09 руб.
В июле 2017 года оплате подлежат 5,64 часа х 37,7 руб. = 212,63 руб.
В августе 2017 года оплате подлежат 4,5 часа х 37,7 руб. = 169,65 руб.
В сентябре 2017 года оплате подлежат 4,43 часа х 37,7 руб. = 167,01 руб.
В октябре 2017 года оплате подлежат 1,75 часа х 37,7 руб. = 65,98 руб.
В ноябре 2017 года оплате подлежат 4,92 часа х 37,7 руб. = 185,48 руб.
В декабре 2017 года оплате подлежат 5,91 часа х 37,7 руб. = 222,81 руб.
А всего 83 руб. + 179,7 руб. + 351,09 руб. + 212,63 руб. + 169,65 руб. + 167,01 руб. + 65,98 руб. + 185,48 руб. + 222,81 руб. = 1 637,35 руб.
Сведений об оплате истцу времени ожидания ремонта не имеется, поэтому указанная сумма подлежит взысканию в пользу истца.
Таким образом, подлежат выплате истцу следующие суммы
Оплата внутрисменных простоев.
292,55 | |
395,80 | |
791,32 | |
630,97 | |
641,69 | |
293,49 | |
683,24 | |
857,85 | |
Итого: | 4586,91 |
Оплата времени нахождения в резерве.
764,69 | |
1487,55 | |
2103,24 | |
132,06 | |
Итого: | 4487,54 |
Ожидание ремонта 1 637,35 руб.
А всего: 10 711,8 руб.
Истец просит начислить компенсацию за задержку выплат за период с <дата> по <дата>.
В силу статьи 236 ТК РФ, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Расчет компенсации за задержку выплат будет выглядеть следующим образом.
— c <дата> по <дата> (45 дн.) в сумме 249 руб. 05 коп. (10711.80 руб. х 7.75% х 1/150 х 45 дн.)
— c <дата> по <дата> (42 дн.) в сумме 224 руб. 95 коп. (10711.80 руб. х 7.5% х 1/150 х 42 дн.)
— c <дата> по <дата> (159 дн.) в сумме 823 руб. 20 коп. (10711.80 руб. х 7.25% х 1/150 х 159 дн.)
Итого 1297 руб. 20 коп.
В силу ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В связи с тем, что истцу несвоевременно выплачена заработная плата, суд полагает возможным взыскать с ответчика в возмещение морального вреда истца 3 000 руб.
Истец просит взыскать в его пользу с ответчика в возмещение расходов на представителя 15 000 руб.
В силу части 1 статьи 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Учитывая сложность дела, суд полагает разумной сумму оплаты помощи представителя 10 000 руб.
Истцом заявлена сумма 47 925,39 руб., удовлетворено 12009 руб., что составляет 25,06% от заявленных сумм.
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию сумма в возмещение расходов на представителя в размере 10 000 руб. х 25,06% = 2 506 руб.
На основании статьи 103 ГПК РФ, с ответчика в доход государства подлежит взысканию госпошлина в размере 480,36 руб.
На основании статьи 211 ГПК РФ, решение в части взыскания заработной платы за период февраль, март, апрель 2017 года в размере 555,25 руб. подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. 194-199, 211 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования ФИО1 к акционерному обществу «Ижевское производственное объединение пассажирского транспорта» о взыскании заработной платы, компенсации за задержку выплат, возмещении морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с акционерного общества «Ижевское производственное объединение пассажирского транспорта» в пользу ФИО1 оплату времени резерва, внутрисменных простоев, ожидания ремонта за период с февраля 2017 года по декабрь 2017 года в размере 10711,80 руб.
Решение в части взыскания заработной платы за период февраль, март, апрель 2017 года в размере 555,25 руб. подлежит немедленному исполнению.
Взыскать с акционерного общества «Ижевское производственное объединение пассажирского транспорта» в пользу ФИО1 компенсацию за задержку выплат за период с <дата> по <дата> в размере 1297,2 руб.
Взыскать с акционерного общества «Ижевское производственное объединение пассажирского транспорта» в пользу ФИО1 в возмещение морального вреда 3 000 руб., в возмещение расходов на оплату помощи представителя 2 506 руб.
Взыскать с акционерного общества «Ижевское производственное объединение пассажирского транспорта» в доход местного бюджета госпошлину в размере 480,36 руб.
Исковые требования ФИО1 к акционерному обществу «Ижевское производственное объединение пассажирского транспорта» о взыскании оплаты времени «отстоя», доплаты за ежедневный осмотр в период с февраля 2017 года по декабрь 2017 года оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд УР в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено судьей на компьютере <дата>.
Судья Стех Н.Э.