ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2067/2015 от 27.10.2015 Серовского районного суда (Свердловская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Город Серов Свердловской области 27 октября 2015 года

Серовский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего Холоденко Н.А., при секретаре судебного заседания Илюшиной Ж.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2067/2015 по иску

Серовского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Думе Серовского городского округа о возложении обязанности создать официальный сайт в сети «Интернет»,

заслушав помощника Серовского городского прокурора Инютину О.В., представителя ответчика Думы Серовского городского округа, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Серовского городского округа, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Серовский городской прокурор, действуя в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, обратился в Серовский районный суд с иском к Думе Серовского городского округа о возложении обязанности в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу создать официальный сайта в информационно-коммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о деятельности представленного органа местного самоуправления Серовского городского округа.

В обоснование исковых требований, указав о том, что в нарушение действующего законодательства ответчик как орган местного самоуправления не создал в установленном порядке свой официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Соответственно, информация о его деятельности в сети «Интернет» не размещена надлежащим образом. Техническая возможность создания официального сайта у органа местного самоуправления имеется. То обстоятельство, что информация о деятельности органа местного самоуправления размещена в сети «Интернет» на официальном сайте Администрации Серовского городского округа (www.adm-serov.ru) в разделе «Дума» не освобождает ответчика от создания собственного официального сайта, как это предусмотрено нормами федеральных законов.

В судебном заседании старший помощник Серовского городского прокурора Инютина О.В. на исковых требованиях настаивала по предмету и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика, ФИО1 в судебном заседании исковые требования полагал не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменных возражениях относительно исковых требований. В представленных возражениях в обоснование не согласия с исковыми требованиями указал о том, что прокурором не представлено доказательств нарушения прав граждан. Информация о деятельности Думы Серовского городского округа, в полном объеме, в том числе проекты нормативных правовых актов, принятые Думой СГО решения, опубликовываются в сети «Интернет» по адресу: duma.adm-serov.ru. Размещая информацию о своей деятельности на сайте duma.adm-serov.ru Дума СГО, в полной мере обеспечивает доступ у информации об органе местного самоуправления в соответствии с принципами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Таким образом, прокурор неверно толкует положения закона, под которым понимает обязанность не только обеспечения доступа к информации, а еще и наличие специальных требований к способу размещения информации в сети «Интернет». Полагает, что обеспечение доступа к информации об органах местного самоуправления, размещаемой ими самостоятельно на едином портале, в данном случае duma.adm-serov.ru не противоречит федеральному закону.

Заслушав пояснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" одним из способов обеспечения органом местного самоуправления доступа к информации о своей деятельности является размещение указанной информации в сети Интернет.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления.

Государственные органы, органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами государственных органов и (или) иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления.

Статьей 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" установлено о том, что государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам, необходимым для размещения информации государственными органами и органами местного самоуправления в сети "Интернет" в форме открытых данных, а также для обеспечения ее использования, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статьей 13 названного закона предусмотрен перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, который в зависимости от сферы их деятельности подлежит размещению в сети "Интернет". Полнота имеющейся на сайте Администрации информации указанной норме явно не соответствует.

Анализ вышеприведенных норм права позволяет прийти к выводу о том, что только в случае отсутствия технической возможности по созданию официального сайта органы местного самоуправления вправе размещать информацию о своей деятельности на сайте соответствующего субъекта Российской Федерации либо на официальном сайте муниципального района. Иные причины, в том числе отсутствие финансового, кадрового обеспечения, или других возможностей не освобождают орган местного самоуправления от обязанности по созданию официального сайта в сети "Интернет" и по обеспечению доступа граждан к информации о деятельности муниципального образования.

Статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" закреплены понятие страницы сайта в сети "Интернет" (далее также - интернет-страница) как части сайта в сети "Интернет", доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети "Интернет"; понятие доменного имени - обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети "Интернет" в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети "Интернет"; понятие сетевого адреса - идентификатор в сети передачи данных, определяющий при оказании телематических услуг связи абонентский терминал или иные средства связи, входящие в информационную систему; понятие владельца сайта в сети "Интернет" - лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети "Интернет", в том числе порядок размещения информации на таком сайте; понятие сайта в сети "Интернет" как совокупности программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет";

Применительно к деятельности органов местного самоуправления ст. 1
Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" установлено о том, что официальным сайтом государственного органа или органа местного самоуправления (далее - официальный сайт) является сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащий информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления.

В соответствии со статьей 19 Устава Серовского городского округа, принятого Решением Серовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 62, структуру органов местного самоуправления Серовского городского округа составляют: Дума Серовского городского округа; глава Серовского городского округа; администрация Серовского городского округа; и Контрольно-ревизионная комиссия Серовского городского округа.

Ст. 20 Устава Серовского городского округа установлено о том, что Дума Серовского городского округа является представительным органом городского округа, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа.

Дума городского округа обладает правами юридического лица, в соответствии с федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Таким образом, на Думу Серовского городского округа, являющуюся органом местного самоуправления, вышеприведенными положениями законов возложена обязанность в целях обеспечения доступа к информации о своей деятельности размещать на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и опубликовывать в своих официальных изданиях или других средствах массовой информации информацию о своей деятельности.

Факт отсутствия у Думы Серовского городского округа своего официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет представителем ответчика в судебном заседании не оспаривался.

Как указано представителем ответчика в письменных возражениях и в судебном заседании информация о своей деятельности ответчиком размещается на странице по адресу: duma.adm-serov.ru.

Владельцем доменного имени adm-serov.ru является Администрация Серовского городского округа.

Электронный адрес duma.adm-serov.ru включает доменное имя, права на которое Думе Серовского городского округа не принадлежат. Что не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании. Таким образом, наличие указанного адреса не свидетельствует о наличии у Думы СГО своего сайта применительно к требованиям, установленным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".

Доказательств, подтверждающих отсутствие технической возможности создания официального сайта в сети «Интернет», ответчиком не представлено. Такая возможность у ответчика имеется.

Доводы ответчика об отсутствии у прокурора права на обращение с данным иском, об отсутствии доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц, являются необоснованными, в связи с чем, судом отклонены.

Доводы ответчика о том, что информация о деятельности органа местного самоуправления обеспечивается путем размещения основных сведений на сайте Администрации, в связи с чем право на доступ к информации не нарушено, несостоятельны, поскольку законом прямо предусмотрена обязанность создания органом местного самоуправления создать именно официальный сайт, то есть в определенной степени идентифицированный с ответчиком, а не с муниципальным образованием в целом.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как усматривается из искового заявления и материалов дела, прокурором заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – пользователей, осуществляющих поиск информации в сети «Интернет» о деятельности Думы Серовского городского округа.

При указанных обстоятельствах, исковые требования Серовского городского прокурора о возложении обязанности являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

При этом, на основании п.11. ст. 20 Устава Серовского городского округа расходы на обеспечение деятельности Думы городского округа осуществляются за счет средств местного бюджета в соответствии с бюджетной сметой.

Статья 232 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность направления доходов, полученных при исполнении местного бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете общего объема доходов без внесения изменений в закон (решение) о бюджете на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период) на исполнение публичных нормативных обязательств муниципального образования в случае недостаточности предусмотренных на их исполнение бюджетных ассигнований.

Аналогичное положение закреплено в статье 27 Положения о бюджетном процессе в Серовском городском округе, утвержденного решением Думы Серовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ.

Статьей 28 данного Положения предусмотрен порядок внесения изменений в решение о бюджете городского округа, которые производятся по результатам отчета за истекший период текущего года. Проекты решений о внесении изменений в бюджет городского округа вносятся администрацией городского округа на рассмотрение Думы городского округа с документами, обосновывающими необходимость внесения изменений.

Вместе с тем, отчет об исполнении бюджета городского округа составляется финансовым органом за первый квартал, полугодие, девять месяцев текущего финансового года и за отчетный финансовый год (ст. 31 Положения).

Учитывая требования Бюджетного кодекса РФ и Положения о бюджетном процессе в Серовском городском округе, требования о соблюдении баланса интересов сторон, суд полагает необходимым возложить обязанность на Думу Серовского городского округа создать свой официальный сайт в сети «Интернет» для размещения информации о деятельности Думы Серовского городского округа в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Серовского городского прокурора - удовлетворить.

Возложить на Думу Серовского городского округа обязанность создать свой официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о деятельности Думы Серовского городского округа в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в ФИО3 областной суд через Серовский районный суд ФИО3<адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Серовского районного суда

ФИО3<адрес> Н.А. Холоденко