РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Серов Свердловской области 27 октября 2015 года
Серовский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего Холоденко Н.А., при секретаре судебного заседания Илюшиной Ж.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2067/2015 по иску
Серовского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Думе Серовского городского округа о возложении обязанности создать официальный сайт в сети «Интернет»,
заслушав помощника Серовского городского прокурора Инютину О.В., представителя ответчика Думы Серовского городского округа, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Серовского городского округа, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Серовский городской прокурор, действуя в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, обратился в Серовский районный суд с иском к Думе Серовского городского округа о возложении обязанности в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу создать официальный сайта в информационно-коммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о деятельности представленного органа местного самоуправления Серовского городского округа.
В обоснование исковых требований, указав о том, что в нарушение действующего законодательства ответчик как орган местного самоуправления не создал в установленном порядке свой официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Соответственно, информация о его деятельности в сети «Интернет» не размещена надлежащим образом. Техническая возможность создания официального сайта у органа местного самоуправления имеется. То обстоятельство, что информация о деятельности органа местного самоуправления размещена в сети «Интернет» на официальном сайте Администрации Серовского городского округа (www.adm-serov.ru) в разделе «Дума» не освобождает ответчика от создания собственного официального сайта, как это предусмотрено нормами федеральных законов.
В судебном заседании старший помощник Серовского городского прокурора Инютина О.В. на исковых требованиях настаивала по предмету и основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика, ФИО1 в судебном заседании исковые требования полагал не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменных возражениях относительно исковых требований. В представленных возражениях в обоснование не согласия с исковыми требованиями указал о том, что прокурором не представлено доказательств нарушения прав граждан. Информация о деятельности Думы Серовского городского округа, в полном объеме, в том числе проекты нормативных правовых актов, принятые Думой СГО решения, опубликовываются в сети «Интернет» по адресу: duma.adm-serov.ru. Размещая информацию о своей деятельности на сайте duma.adm-serov.ru Дума СГО, в полной мере обеспечивает доступ у информации об органе местного самоуправления в соответствии с принципами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Таким образом, прокурор неверно толкует положения закона, под которым понимает обязанность не только обеспечения доступа к информации, а еще и наличие специальных требований к способу размещения информации в сети «Интернет». Полагает, что обеспечение доступа к информации об органах местного самоуправления, размещаемой ими самостоятельно на едином портале, в данном случае duma.adm-serov.ru не противоречит федеральному закону.
Заслушав пояснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" одним из способов обеспечения органом местного самоуправления доступа к информации о своей деятельности является размещение указанной информации в сети Интернет.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления.
Государственные органы, органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами государственных органов и (или) иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления.
Статьей 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" установлено о том, что государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам, необходимым для размещения информации государственными органами и органами местного самоуправления в сети "Интернет" в форме открытых данных, а также для обеспечения ее использования, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 13 названного закона предусмотрен перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, который в зависимости от сферы их деятельности подлежит размещению в сети "Интернет". Полнота имеющейся на сайте Администрации информации указанной норме явно не соответствует.
Анализ вышеприведенных норм права позволяет прийти к выводу о том, что только в случае отсутствия технической возможности по созданию официального сайта органы местного самоуправления вправе размещать информацию о своей деятельности на сайте соответствующего субъекта Российской Федерации либо на официальном сайте муниципального района. Иные причины, в том числе отсутствие финансового, кадрового обеспечения, или других возможностей не освобождают орган местного самоуправления от обязанности по созданию официального сайта в сети "Интернет" и по обеспечению доступа граждан к информации о деятельности муниципального образования.
Статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" закреплены понятие страницы сайта в сети "Интернет" (далее также - интернет-страница) как части сайта в сети "Интернет", доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети "Интернет"; понятие доменного имени - обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети "Интернет" в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети "Интернет"; понятие сетевого адреса - идентификатор в сети передачи данных, определяющий при оказании телематических услуг связи абонентский терминал или иные средства связи, входящие в информационную систему; понятие владельца сайта в сети "Интернет" - лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети "Интернет", в том числе порядок размещения информации на таком сайте; понятие сайта в сети "Интернет" как совокупности программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет";
Применительно к деятельности органов местного самоуправления ст. 1
Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" установлено о том, что официальным сайтом государственного органа или органа местного самоуправления (далее - официальный сайт) является сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащий информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления.
В соответствии со статьей 19 Устава Серовского городского округа, принятого Решением Серовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 62, структуру органов местного самоуправления Серовского городского округа составляют: Дума Серовского городского округа; глава Серовского городского округа; администрация Серовского городского округа; и Контрольно-ревизионная комиссия Серовского городского округа.
Ст. 20 Устава Серовского городского округа установлено о том, что Дума Серовского городского округа является представительным органом городского округа, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа.
Дума городского округа обладает правами юридического лица, в соответствии с федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Таким образом, на Думу Серовского городского округа, являющуюся органом местного самоуправления, вышеприведенными положениями законов возложена обязанность в целях обеспечения доступа к информации о своей деятельности размещать на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и опубликовывать в своих официальных изданиях или других средствах массовой информации информацию о своей деятельности.
Факт отсутствия у Думы Серовского городского округа своего официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет представителем ответчика в судебном заседании не оспаривался.
Как указано представителем ответчика в письменных возражениях и в судебном заседании информация о своей деятельности ответчиком размещается на странице по адресу: duma.adm-serov.ru.
Владельцем доменного имени adm-serov.ru является Администрация Серовского городского округа.
Электронный адрес duma.adm-serov.ru включает доменное имя, права на которое Думе Серовского городского округа не принадлежат. Что не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании. Таким образом, наличие указанного адреса не свидетельствует о наличии у Думы СГО своего сайта применительно к требованиям, установленным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
Доказательств, подтверждающих отсутствие технической возможности создания официального сайта в сети «Интернет», ответчиком не представлено. Такая возможность у ответчика имеется.
Доводы ответчика об отсутствии у прокурора права на обращение с данным иском, об отсутствии доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц, являются необоснованными, в связи с чем, судом отклонены.
Доводы ответчика о том, что информация о деятельности органа местного самоуправления обеспечивается путем размещения основных сведений на сайте Администрации, в связи с чем право на доступ к информации не нарушено, несостоятельны, поскольку законом прямо предусмотрена обязанность создания органом местного самоуправления создать именно официальный сайт, то есть в определенной степени идентифицированный с ответчиком, а не с муниципальным образованием в целом.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как усматривается из искового заявления и материалов дела, прокурором заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – пользователей, осуществляющих поиск информации в сети «Интернет» о деятельности Думы Серовского городского округа.
При указанных обстоятельствах, исковые требования Серовского городского прокурора о возложении обязанности являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
При этом, на основании п.11. ст. 20 Устава Серовского городского округа расходы на обеспечение деятельности Думы городского округа осуществляются за счет средств местного бюджета в соответствии с бюджетной сметой.
Статья 232 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность направления доходов, полученных при исполнении местного бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете общего объема доходов без внесения изменений в закон (решение) о бюджете на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период) на исполнение публичных нормативных обязательств муниципального образования в случае недостаточности предусмотренных на их исполнение бюджетных ассигнований.
Аналогичное положение закреплено в статье 27 Положения о бюджетном процессе в Серовском городском округе, утвержденного решением Думы Серовского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 28 данного Положения предусмотрен порядок внесения изменений в решение о бюджете городского округа, которые производятся по результатам отчета за истекший период текущего года. Проекты решений о внесении изменений в бюджет городского округа вносятся администрацией городского округа на рассмотрение Думы городского округа с документами, обосновывающими необходимость внесения изменений.
Вместе с тем, отчет об исполнении бюджета городского округа составляется финансовым органом за первый квартал, полугодие, девять месяцев текущего финансового года и за отчетный финансовый год (ст. 31 Положения).
Учитывая требования Бюджетного кодекса РФ и Положения о бюджетном процессе в Серовском городском округе, требования о соблюдении баланса интересов сторон, суд полагает необходимым возложить обязанность на Думу Серовского городского округа создать свой официальный сайт в сети «Интернет» для размещения информации о деятельности Думы Серовского городского округа в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Серовского городского прокурора - удовлетворить.
Возложить на Думу Серовского городского округа обязанность создать свой официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о деятельности Думы Серовского городского округа в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в ФИО3 областной суд через Серовский районный суд ФИО3<адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Серовского районного суда
ФИО3<адрес> Н.А. Холоденко