ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2067/2021 от 11.11.2021 Ленинскогого районного суда г. Костромы (Костромская область)

<данные изъяты> Дело № 2-2067/2021

44RS0002-01-2021-003378-91

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 ноября 2021 года г. Кострома

Ленинский районный суд г. Костромы в составе судьи Сусловой Е.А.,

с участием представителя заявителя и заинтересованного лица ФИО1,

при секретаре Долгих А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Костромы о признании захоронения бесхозяйным,

установил:

Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Костромы (далее также – Управление ЖКХ администрации г. Костромы, заявитель) обратилось в суд с заявлением о признании захоронения В., умершего dd/mm/yy, расположенного в секции <данные изъяты> на территории общественного кладбища ... на земельном участке площадью <данные изъяты>, бесхозяйным.

Заявление мотивировано тем, что муниципальным образованием городской округ г. Кострома для осуществления управленческих и иных функций некоммерческого характера в сфере похоронного дела на территории г. Костромы постановлением администрации г. Костромы от dd/mm/yy создана унитарная некоммерческая организация МКУ г. Костромы «Городская служба захоронений» (далее также – учреждение). Данное учреждение находится в ведении Управления ЖКХ администрации г. Костромы. Согласно Уставу учреждения целью его деятельности является, в том числе, организация и проведение работ по благоустройству общественных кладбищ на территории г. Костромы. Общественное кладбище по ... открыто для захоронений с dd/mm/yy решением исполнительного комитета Костромского городского совета депутатов трудящихся от dd/mm/yy и до настоящего времени на выделенном под кладбище земельном участке осуществляются погребения, кладбище открыто гражданам для посещения. Учреждение использует и распоряжается земельным участком на кладбище по ... с кадастровым номером на основании договора , заключенного на неопределенный срок с Управлением имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы о безвозмездном пользовании. Решением Думы города Костромы от dd/mm/yy утверждены Правила содержания мест погребения в городе Костроме (далее также - Правила), в соответствии с которыми определены права и обязанности граждан по содержанию мест захоронений. В dd/mm/yy на территории общественного кладбища по ... в секции <данные изъяты> выявлено захоронение В. (дата смерти - dd/mm/yy), которое имеет явные визуальные признаки бесхозяйственности: на нем отсутствует могильный холм, искусственные или свежие цветы, а также иные ритуальные атрибуты. Земельный участок, площадью <данные изъяты>, выделенный под указанное захоронение, порос травой и бурьяном, кустарником. Ранее установленный на могиле крест из железных арматурных прутьев не имеет следов свежей краски, покрыт ржавчиной. Общий вид всего захоронения свидетельствует, что за ним долгие годы никто не ухаживает, чем нарушаются требования Правил. Постановлением администрации города Костромы от dd/mm/yy утвержден Порядок деятельности общественных кладбищ на территории города Костромы (далее - Порядок). Разделом 6 данного Порядка предусмотрена процедура признания мест захоронения бесхозяйными (бесхозными) при условии, что со дня погребения прошло более 20 лет. Комиссия, созданная уполномоченным органом, учитывая, что с даты погребения В. прошло более 20 лет, составила dd/mm/yy соответствующий акт о существующем состоянии места захоронения В., на месте захоронения выставлена информационная табличка. Согласно книге регистрации умерших за dd/mm/yy под реестровым номером <данные изъяты> родственником или лицом, взявшим на себя обязанность по погребению, значится Т.dd/mm/yy на имя Т. было направлено письмо, в котором сообщалось о необходимости приведения места захоронения в порядок, Т. предупреждалась о возможности признания в последующем данного места захоронения В. бесхозяйным. Однако данное письмо возвращено в связи с неполучением. Информация об обнаружении бесхозяйного (бесхозного) места захоронения В. размещена также на официальном сайте администрации города Костромы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Ритуальные услуги». При этом разъясняется необходимость содержания места захоронения в соответствии с требованиями Правил содержания мест погребения в городе Костроме, утвержденных постановлением администрации города Костромы от dd/mm/yy, и что в случае неисполнения указанного требования по истечении <данные изъяты> месяцев со дня опубликования информации место захоронения может быть признано бесхозяйным и произведено перезахоронение на специально выделенных участках кладбища. С момента постановки захоронения на учет как бесхозяйного, т.е. с dd/mm/yy, а затем в dd/mm/yy, в dd/mm/yy и за прошедшие dd/mm/yy никто из родственников В. захоронение в надлежащее состояние не привёл. На дату погребения В. действовали требования «Санитарных правил по устройству и содержанию кладбищ», утвержденных Всесоюзной государственной санитарной инспекцией Народного комиссариата здравоохранения СССР от dd/mm/yy. В соответствии с пунктом 10 данных санитарных правил для погребения выделялся земельный участок, площадью <данные изъяты> Данное неухоженное и заброшенное захоронение В., площадью <данные изъяты>, мешает хозяйственной деятельности МКУ г. Костромы «Городская служба захоронений», осуществляющего благоустройство кладбищ .... Заросший земельный участок создаёт вид запущенности общественного кладбища по ... и при вышеизложенных обстоятельствах у МКУ г. Костромы «Городская служба захоронений» отсутствует возможность осуществлять благоустройство кладбища в должной мере. В дальнейшем данный земельный участок, площадью <данные изъяты>, будет использован в соответствии с его целевым предназначением.

В судебном заседании представитель заявителя Управления ЖКХ администрации г. Костромы и заинтересованного лица МКУ города Костромы «Городская служба захоронений» по доверенности ФИО1 заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям.

Заинтересованное лицо Т. в судебное заседание не явилась. Согласно сведениям отдела ЗАГС Т. умерла в dd/mm/yy.

Выслушав представителя заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.

В силу ч. 1 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.

Основы организации похоронного дела в Российской Федерации, как самостоятельного вида деятельности, санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения, гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления выраженного лицом при жизни и пожелания родственников регламентированы Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон № 8-ФЗ) и в иных нормативных правовых актах.

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона № 8-ФЗ законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 25 Закона № 8-ФЗ гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 7 Закона № 8-ФЗ на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.

Общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления (ст. 18 Закона № 8-ФЗ).

Санитарные и экологические требования к размещению и содержанию мест погребения определены в ст.ст. 16-17 Закона № 8-ФЗ.

Правовое регулирование отношений в сфере погребения и похоронного дела на территории города Костромы в настоящее время осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, регламентом предоставления муниципальным казенным учреждением города Костромы «Городская служба захоронений» услуг по выдаче заключения о выделении земельного участка для погребения умершего, выдаче паспорта захоронения, а также по выдаче разрешения на установку надмогильных сооружений на общественных кладбищах города Костромы, утвержденным постановлением администрации города Костромы от dd/mm/yy, постановлением администрации города Костромы от dd/mm/yy «Об утверждении Порядка деятельности общественных кладбищ на территории города Костромы, и иными нормативными правовыми актами города Костромы.

Порядок регулирует отношения, связанные с погребением умерших, захоронением и перезахоронением умерших (погибших), организацией и содержанием мест захоронения, деятельностью общественных кладбищ на территории города Костромы, устанавливает правила выделения земельного участка под захоронение, правила проведения инвентаризации захоронений, регистрации захоронений, режим работы общественных кладбищ, а также правила признания мест захоронения бесхозяйными (бесхозными) и их дальнейшего использования (п. 1.2 Порядка).

Муниципальным образованием городской округ г. Кострома для осуществления управленческих и иных функций некоммерческого характера в сфере похоронного дела на территории г. Костромы постановлением администрации г. Костромы от dd/mm/yy создана унитарная некоммерческая организация МКУ г. Костромы «Городская служба захоронений». Данное учреждение находится в ведении Управления ЖКХ администрации г. Костромы.

Согласно Уставу учреждения целью его деятельности является, в том числе, организация и проведение работ по благоустройству общественных кладбищ на территории г. Костромы.

В соответствии с п. 6.1 вышеуказанного Порядка место захоронения, в отношении которого уход не осуществляется более года, при условии, что со дня погребения прошло более 20 лет, может быть признано бесхозяйным (бесхозным).

Порядок признания захоронения бесхозяйным установлен п.п. 6.2, 6.3, 6.5, 6.6, 6.7 Порядка деятельности общественных кладбищ на территории города Костромы, в соответствии с которыми для признания места захоронения бесхозяйным (бесхозным) комиссия, созданная уполномоченным органом, составляет акт о состоянии места захоронения, в котором указываются: секция, ряд, номер участка, сведения об умершем, описание места захоронения, дата установления информационной таблички,

На могильном холме захоронения, в отношении которого составлен акт, выставляется информационная табличка, содержащая обращение о необходимости приведения могилы в порядок с предупреждением о возможности признания в последующем места захоронения бесхозяйным (бесхозным), и дату ее установки. Учет информационных табличек фиксируется уполномоченным органом в специальном журнале, в котором указываются: дата установки таблички, дата составления акта о состоянии захоронения, секция, ряд, номер участка, сведения об умершем (фамилия, имя, отчество, дата рождения, дата смерти).

Лицу, ответственному за захоронение, направляется уведомление о необходимости приведения места захоронения в порядок с предупреждением о возможности признания в последующем места захоронения бесхозным. Информация об обнаружении бесхозяйного (бесхозного) места захоронения размещается на официальном сайте администрации г. Костромы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В случае, если по истечении 12 месяцев со дня выставления в соответствии с пунктом 6.3 настоящего Порядка информационной таблички, за местом захоронения не будет произведен уход или не будет приведено в порядок (оформлен могильный холм, убран мусор и т.д.), уполномоченный орган передает информацию в Управление ЖКХ администрации города Костромы, которое направляет заявление в суд о признании места захоронения бесхозяйным (бесхозным).

После вступления в законную силу решения о признании места захоронения бесхозным возможна эксгумация, кремация останков умерших для осуществления уполномоченным органом перезахоронения на специально выделенных участках кладбища.

Повторное использование места захоронения возможно только после проведения эксгумации с последующей кремацией останков и их захоронением на общих основаниях.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, общественное кладбище по ... открыто для захоронений с dd/mm/yy решением исполнительного комитета Костромского городского совета депутатов трудящихся от dd/mm/yy и до настоящего времени на выделенном под кладбище земельном участке осуществляются погребения, кладбище открыто гражданам для посещения.

МКУ г. Костромы «Городская служба захоронений» использует и распоряжается земельным участком на кладбище по ... с кадастровым номером на основании договора , заключенного на неопределенный срок с Управлением имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы о безвозмездном пользовании.

Решением Думы города Костромы от dd/mm/yy утверждены Правила содержания мест погребения в городе Костроме, в соответствии с которыми определены права и обязанности граждан по содержанию мест захоронений.

Приказом МКУ г. Костромы «Городская служба захоронений» от dd/mm/yy-О создана комиссия по признанию мест захоронения бесхозяйными (бесхозными).

В 2018 году при осмотре общественного кладбища по ... в секции ряд <данные изъяты> выявлено захоронение В. (дата смерти - dd/mm/yy), которое имеет явные визуальные признаки бесхозяйственности: намогильное сооружение в виде креста, изготовленного из железных прутьев, на котором признаки краски (покраски) отсутствуют. Могила не ухожена, поросла травой и кустарником. На намогильном кресте фото отсутствует Эпитафии нет. Искусственные или свежие цветы, а также иные ритуальные атрибуты отсутствуют. Намогильный регистрационный знак с указанием фамилии, имени. Отчества, даты погребения умершего, а также дат его рождения и смерти отсутствует. Комиссия пришла к выводу, что за могилой В. долгие голы никто не ухаживает, и к ней могут быть применены требования раздела 6 Порядка деятельности общественных кладбищ на территории города Костромы.

Комиссия, учитывая, что с даты погребения В. прошло более <данные изъяты> лет, составила dd/mm/yy соответствующий акт о существующем состоянии места захоронения В., также была выставлена информационная табличка.

Согласно книге регистрации умерших за dd/mm/yy под реестровым номером <данные изъяты> родственником или лицом, взявшим на себя обязанность по погребению, значится Т.

dd/mm/yyТ. было направлено письмо, в котором сообщалось о необходимости приведения места захоронения в порядок, она предупреждалась о возможности признания в последующем данного места захоронения В. бесхозяйным.

Информация об обнаружении бесхозяйного (бесхозного) места захоронения В. размещена также на официальном сайте администрации города Костромы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Ритуальные услуги». При этом разъясняется необходимость содержания места захоронения в соответствии с требованиями Правил содержания мест погребения в городе Костроме, и что в случае неисполнения указанного требования по истечении 12 месяцев со дня опубликования информации, место захоронения может быть признано бесхозяйным и произведено перезахоронение на специально выделенных участках кладбища.

Повторно комиссией были проведены осмотры места захоронения В.dd/mm/yy, dd/mm/yy и dd/mm/yy, о чем составлены соответствующие акты с фототаблицей. В соответствии с актами установлено, что ухода за захоронением не произведено.

С заявлением в учреждение об оформлении лицом, ответственным за захоронение В., также никто не обращался.

Таким образом, учреждением были приняты исчерпывающие меры для установления родственников умершего в dd/mm/yyВ. с целью приведения его захоронения в надлежащее состояние.

На дату погребения В. действовали требования «Санитарных правил по устройству и содержанию кладбищ», утвержденных Всесоюзной государственной санитарной инспекцией Народного комиссариата здравоохранения СССР от dd/mm/yy.

В соответствии с пунктом 10 данных санитарных правил для погребения выделялся земельный участок, площадью <данные изъяты>

Данное неухоженное и заброшенное захоронение В., площадью dd/mm/yy, мешает хозяйственной деятельности МКУ г. Костромы «Городская служба захоронений», осуществляющей благоустройство кладбищ города Костромы.

Согласно представленной МКУ «Многофункциональный центр городского округа ...» справке В., dd/mm/yy года рождения постоянно на день смерти dd/mm/yy был зарегистрирован по адресу: .... На день смерти совместно с ним была зарегистрирована жена Т., dd/mm/yy года рождения, снята с регистрационного учета dd/mm/yy в ....

По сведениям УВМ ГУ МВД России по ...Т., dd/mm/yy г.р. зарегистрированной либо снятой с регистрационного учета в ... и ... не значится. Согласно данным Замоскворецкого отдела ЗАГС Управления ЗАГС Москвы на Т. составлена запись о смерти от dd/mm/yy Рязанским отделом ЗАГС Управления ЗАГС Москвы.

Из установленных по делу обстоятельств следует, что за спорным захоронением длительное время никто не ухаживает. Лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение, Т. умерла. Иных наследников после смерти В., его родственников не выявлено.

Заросший земельный участок создаёт вил запущенности общественного кладбища по улице Костромской города Костромы и при вышеизложенных обстоятельствах у МКУ г. Костромы «Городская служба захоронений» отсутствует возможность осуществлять благоустройство кладбища в должной мере.

При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Костромы удовлетворить.

Признать захоронение В., умершего dd/mm/yy, расположенное в секции <данные изъяты> на территории общественного кладбища ... на земельном участке, площадью <данные изъяты>, бесхозяйным.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья «подпись» Суслова Е.А.

Мотивированное решение суда изготовлено 18 ноября 2021 года

<данные изъяты>