ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-206/17ГОД от 20.03.2017 Усманского районного суда (Липецкая область)

Дело № 2-206/2017 год

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 марта 2017 года г. Усмань Липецкой области

Усманский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Пироговой М.В.

при секретаре Бурковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усмани гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Усманского муниципального района Липецкой области, Областному бюджетному учреждению «Центр социальной защиты населения по Усманскому району» о признании права на ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 3-х лет в прежнем размере и взыскании недоплаты,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации Усманского муниципального района Липецкой области, Государственному учреждению - Липецкое региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации, ОБУ «Центр социальной защиты населения по Усманскому району», указав, что 24.02.2015г. у нее родились близнецы Н.А.М. и Н.А.М. Администрацией Усманского муниципального района ей было назначено ежемесячное пособие по уходу за ребенком в размере 40 % среднего заработка, которое составило 8923,98 руб. на каждого ребенка. В связи с проживанием в зоне проживания с льготным социально – экономическим статусом указанное пособие назначено в двойном размере - по 17847,96 руб. на каждого ребенка, которое ей выплачивалось до достижения детьми возраста полутора лет. С 25.08.2016г. по 24.02.2018г. ей предоставлен отпуск по уходу за ребенком от полутора до трех лет с выплатой пособия в размере 23 268,96 руб. на двоих детей.

Истица полагает, что администрация Усманского муниципального района необоснованно уменьшила размер пособия на детей, а ежемесячные выплаты на детей-близнецов должны быть назначены ей в прежнем размере.

В этой связи, ФИО1 просила суд признать за ней право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения детьми возраста трех лет в размере 35 695,92 (на двоих детей), взыскать в ее пользу с Государственного учреждения -Липецкое региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации задолженность по выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком за период с 25.08.2016г. по 31.01.2017г. в размере 64940,88 руб., взыскать с ответчиков в равных долях расходы по оплате юридической помощи в размере 3000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 2448 руб.

В судебном заседании ФИО1 отказалась от исковых требований к Государственному учреждению - Липецкое региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации, поскольку выплата пособия по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3-х лет производится не за счет средств фонда социального страхования, а за счет иных средств. В остальной части исковые требования поддержала, увеличив сумму взыскания до 89794,80 руб. за период с 25.08.2016 г. по 31.03.2017 г., приведя в обоснование доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации Усманского муниципального района Липецкой области по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, объяснив, что в соответствии с п. 7 ст. 18 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции до 01.07.2016г.) ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в двойном размере. В случае ухода за двумя и более детьми размер пособия суммируется, и данный суммированный размер не может превышать 100 процентов заработка (дохода), из которого произведено исчисление этого пособия, но не может быть ниже суммированного двукратного установленного федеральным законом минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Размер среднемесячного заработка истицы, из которого исчислено пособие, составляет 22309,95 руб., минимальный размер суммированного двукратного установленного федеральным законом минимального размера ежемесячного пособия по уходу за детьми составляет 23268,96 руб. Указанная сумма и выплачивается ФИО1

Представитель ответчика ОБУ «Центр социальной защиты населения по Усманскому району» по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала по аналогичным основаниям.

Представитель Государственного учреждения - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований возражал.

Заслушав стороны и исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлены виды государственных пособий, в т.ч. ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Порядок назначения и выплаты пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 15 ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в следующих размерах:

- 40 процентов среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - лицам, указанным в абзаце втором части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.

При этом минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком не может быть менее размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, указанным в абзацах шестом - восьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона;

Такой же размер пособия указан в ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и материнства" (статья 11.2 закона).

В соответствии с п. 7 ч.1 ст. 18 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции, действовавшей до 01.07.2016 года) ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет. При этом в случае ухода за двумя и более детьми размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком суммируется. Суммированный размер указанного пособия в случае ухода за двумя и более детьми не может превышать 100 процентов заработка (дохода), из которого произведено исчисление этого пособия, но не может быть ниже суммированного двукратного установленного федеральным законом минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

В силу ст. 19 Закона гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные, в том числе п. 7 части первой статьи 18 настоящего Закона, - ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет.

Согласно ст.4.2 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", с 01.02.2016 года минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за вторым и последующим детьми составляет 5817,24 руб. (двукратный его размер – 11634,48 руб.).

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ФИО1 осуществляет трудовую деятельность в Администрации Усманского муниципального района Липецкой области в должности старшего специалиста комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав.

ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 родились дети – Н.А.М. и Н.А.М.

Распоряжением Администрации Усманского муниципального района Липецкой области от 23.08.2016 г. № 26/л ФИО1 был предоставлен отпуск по уходу за детьми до достижения ими возраста 3-х лет с 25.08.2016 г. по 24.02.2018 г.

ФИО1 относится к категории граждан, указанных в пункте 8 части первой статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом).

Размер ежемесячного пособия по уходу за детьми был рассчитан Администрацией Усманского муниципального района Липецкой области из среднемесячного заработка ФИО1, равного 22 309,95 руб., и составил: 8923,98 руб. – на одного ребенка, на двоих детей – 17847,96 руб.

Поскольку ФИО1 относится к категории граждан, указанных в пункте 8 части первой статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1, то размер ежемесячного пособия на ребенка подлежит выплате в двойном размере, то есть в сумме 17847,96 руб. на одного ребенка (8923,98 руб. х 2 = 17847,96 руб.).

Учитывая, что у истицы родилось двое детей, размер ежемесячного пособия подлежит суммированию, но при этом суммированный размер не может превышать 100% заработка (дохода), из которого произведено исчисление этого пособия (в данном случае 22 309,95 руб.) и не может быть ниже суммированного двукратного установленного федеральным законом минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, то есть 23 268,96 руб. (11634,48 руб. х 2 = 23268,96 руб.).

Поскольку среднемесячный заработок истицы, из которого произведено исчисление ежемесячного пособия, был ниже суммированного двукратного установленного федеральным законом минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, Администрацией Усманского муниципального района Липецкой области был определен размер ежемесячного пособия на детей ФИО1 в размере 23 268,96 руб. с 25.08.2016 года.

Суд соглашается с указанным размером ежемесячного пособия, поскольку он определен в соответствии с положениями Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции, действовавшей до 01.07.2016 года.

То обстоятельство, что до 25.08.2016 г. ФИО1 выплачивалось ежемесячное пособие на детей в размере 35 695,92 руб., то есть, без применения указанного выше ограничения, свидетельствует лишь о нарушении требований Закона от 15.05.1991 г. № 1244-1, соответственно, не является основанием для сохранения пособия в прежнем размере.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1

Поскольку в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано, оснований для взыскания с ответчиков понесенных истицей судебных расходов не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56,194-198, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации Усманского муниципального района Липецкой области, Областному бюджетному учреждению «Центр социальной защиты населения по Усманскому району» о признании права на ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 3-х лет в прежнем размере и взыскании недоплаты отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Усманский районный суд.

Председательствующий: М.В. Пирогова

Мотивированное решение изготовлено 24.03.2017 года

Судья: М.В. Пирогова