ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-206/2013 от 04.07.2013 Пограничного районного суда (Приморский край)

Дело № 2-206/2013

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Судья Пограничного районного суда Приморского края Хрещатая С.Б.,

с участием помощника прокурора Пограничного района Приморского края Малеванной О.В., при секретаре Сокол О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора ФИО6<адрес> о признании решения Думы Пограничного муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы в Пограничном муниципальном районе» в части установления квалификационных требований к стажу муниципальной службы по замещению высших, главных и ведущих должностей муниципальной службы в Пограничном муниципальном районе противоречащим действующему законодательству и недействующим с ДД.ММ.ГГГГ; возложении обязанности на Думу Пограничного муниципального района привести в соответствие с действующим законодательством Решение Думы Пограничного муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л :

Решением Думы Пограничного муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение «О квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы в Пограничном муниципальном районе».

Прокурор Пограничного района обратились в суд с заявлением о признании Решения Думы Пограничного муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы в Пограничном муниципальном районе» в части установления квалификационных требований к замещению высших, главных и ведущих должностей муниципальной службы в Пограничном муниципальном районе противоречащим действующему законодательству и недействующим полностью со дня вступления в законную силу решения суда. Также прокурор просил возложить на Думу Пограничного муниципального района обязанность - привести указанное Решение Думы в соответствие с действующим законодательством.

В обоснование заявления прокурор указал, что при изучении данного Положения, установлено его противоречие ч.7 ст.6 Закона Приморского края -КЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О муниципальной службе в Приморском крае». Так, приложением к Положению установлены квалификационные требования к замещению высших, главных и ведущих должностей муниципальной службы в Пограничном муниципальном районе, а именно - наличие стажа муниципальной службы на главных должностях муниципальной службы не менее шести лет, наличие стажа муниципальной службы на ведущих должностях муниципальной службы не менее четырех лет, наличие стажа муниципальной службы на старших должностях муниципальной службы не менее двух лет, соответственно. Между тем, требованиями ч.7 ст.6 Закона Приморского края, предусмотрено наличие не менее шести лет стажа муниципальной службы (государственной службы) к замещению высших должностей муниципальной службы; наличие не менее четырех лет стажа муниципальной службы (государственной службы) к замещению главных должностей муниципальной службы, наличие не менее двух лет стажа муниципальной службы (государственной службы) к замещению ведущих должностей муниципальной службы,.

В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, прокурор уточнил требования, просил признать Решение Думы Пограничного муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы в Пограничном муниципальном районе» в части установления квалификационных требований к замещению высших, главных и ведущих должностей муниципальной службы в Пограничном муниципальном районе противоречащим действующему законодательству и недействующим с ДД.ММ.ГГГГ. Возложить на Думу Пограничного муниципального района обязанность привести указанное Решение Думы в соответствие с действующим законодательством.

В судебном заседании старший помощник прокурора ФИО8 на заявленных требованиях настояла, пояснив суду, что прокурором района был принесен протест на данный нормативно-правовой акт, но так как Дума не приняла решения по протесту прокурора, поэтому в суд подано исковое заявление. Наличие повышенного требования к стажу работы именно на определенных муниципальных должностях противоречит действующему законодательству и создает определенные препятствия для занятия гражданами муниципальных должностей. Незаконным в части решение Думы является с момента вступления в силу Закона Приморского края в действующей редакции, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.

Председатель Думы Пограничного муниципального района ФИО10 заявленные требования не признал, пояснив, что в настоящее время не может выполнить требование прокурора, так как Дума Пограничного района неправомочна принимать какие-либо решения, а когда будет избран новый состав Думы, неизвестно.

Представитель Думы Пограничного муниципального района ФИО11, по доверенности, заявленные требования не признал, пояснил суду, что Решение Думы невозможно признать полностью недействующим. В настоящее время Дума Пограничного района решением Приморского Краевого суда признана неправомочной, но решение не вступило в законную силу, в связи с обжалованием в Верховный суд РФ.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования прокурора подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

На основании п. 1 и 2 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит Федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:

полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;

форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;

предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.

Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

Согласно ст. 23 Устава Пограничного муниципального района, основной организационной формой деятельности Думы муниципального района являются заседания, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к компетенции Думы муниципального района. По результатам заседаний Дума муниципального района принимает решения, заявления, обращения.

В силу ст.20 Устава, Дума муниципального района по вопросам, отнесенным к ее компетенции настоящим Уставом, принимает решения, обязательные для исполнения на территории муниципального района.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Решением Думы Пограничного муниципального района утверждено Положение «О квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы в Пограничном муниципальном районе».

Согласно ч.2 ст.3 Закона Приморского края №82-КЗ от 04.06.2007 г. «О муниципальной службе в Приморском крае» должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Приморском крае, утверждаемым законом Приморского края.

Следовательно, принятие оспариваемого решения относится к компетенции Думы Пограничного муниципального района.

Указанное решение является нормативным правовым актом органа местного самоуправления, поскольку издано в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления, в данном случае представительным органом, содержит правовые нормы (правил поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, и направленные на урегулирование общественных отношений.

Обжалуемое Решение было принято ДД.ММ.ГГГГ на заседании Думы Пограничного муниципального района, при кворуме депутатов, что подтверждается протоколом заседания Думы, исследованным в судебном заседании. Кроме того, на заседаниях Думы ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ принимались решения «О внесении изменений и дополнений в решение Думы от ДД.ММ.ГГГГ «О квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы в Пограничном муниципальном районе», при кворуме депутатов, что также подтверждается протоколами заседаний Думы, исследованных в судебном заседании.

Таким образом, процедура приятия обжалуемого нормативно-правового акта, не нарушена.

В соответствии со ст.46 ч.2 и ст.47 ч.2 Устава Пограничного муниципального района муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием муниципального правового акта является первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом на территории муниципального района газете "Вестник Приграничья".

Решение Думы Пограничного муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ официально опубликовано в газете "Вестник Приграничья" от ДД.ММ.ГГГГ.

Изменения в указанное решение, а именно решение Думы Пограничного муниципального района -МПА от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Положение о квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы в Пограничном муниципальном районе, утвержденное решением Думы от ДД.ММ.ГГГГ» опубликовано в газете "Вестник Приграничья" от ДД.ММ.ГГГГ.

Изменения в обжалуемое решение, а именно решение Думы Пограничного муниципального района -МПА от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Положение о квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы в Пограничном муниципальном районе, утвержденное решением Думы от ДД.ММ.ГГГГ» опубликовано в газете "Вестник Приграничья" от ДД.ММ.ГГГГ.

Изменения внесены в квалификационные требования в части указания количества лет требуемого стажа муниципальной службы в отношении высшей, главной и старшей группе должностей. В остальной части решение не изменялось.

Таким образом, решение Думы Пограничного муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ с последующими изменениями вступило в законную силу после опубликования.

Как указано в Решении Думы Пограничного муниципального района, решение принято в соответствии со ст.9 Закона Приморского края от 04.06.2007 года «О муниципальной службе в Приморском крае».

Согласно Приложению 1 к указанному Положению, с учетом внесенных изменений: по высшей группе должностей предусмотрены квалификационные требования к должностям муниципальной службы:

- наличие высшего профессионального образования;

- стаж муниципальной службы на главных должностях муниципальной службы не менее шести лет или стаж (опыт) работы по специальности не менее семи лет.

Однако, из ст. 6 ч.7 п.1 Закона Приморского края "О муниципальной службе в Приморском крае" от ДД.ММ.ГГГГ N 82-КЗ, следует, что гражданам, претендующим на замещение высшей должности муниципальной службы необходимо иметь:

- не менее шести лет стажа муниципальной службы (государственной службы) или не менее семи лет стажа работы по специальности.

Следовательно, требование на наличие необходимого стажа муниципальной службы именно на главных должностях муниципальной службы, является незаконным, дополнительно ограничивающим права граждан на замещение должностей высшей группы и противоречащим Закону Приморского края "О муниципальной службе в Приморском крае".

Согласно Приложению 1 указанного Положения, с учетом внесенных изменений: по главной группе должностей предусмотрены квалификационные требования к должностям муниципальной службы:

- наличие высшего профессионального образования;

- стаж муниципальной службы на ведущих должностях муниципальной службы не менее четырех лет или стаж (опыт) работы по специальности не менее пяти лет.

Однако, из ст. 6 ч.7 п.2 Закона Приморского края "О муниципальной службе в Приморском крае" от ДД.ММ.ГГГГ N 82-КЗ, следует, что гражданам, претендующим на замещение главной должности муниципальной службы необходимо иметь:

- не менее четырех лет стажа муниципальной службы (государственной службы) или не менее пяти лет стажа работы по специальности.

Следовательно, требование на наличие стажа муниципальной службы именно на ведущих должностях муниципальной службы, является незаконным, дополнительно ограничивающим права граждан на замещение должностей главной группы и противоречащим Закону Приморского края "О муниципальной службе в Приморском крае".

Согласно Приложению 1 указанного Положения, с учетом внесенных изменений: по ведущей группе должностей предусмотрены квалификационные требования к должностям муниципальной службы:

- наличие высшего профессионального образования,

- стаж муниципальной службы на старших должностях муниципальной службы не менее двух лет или стаж(опыт) работы по специальности не менее трех лет.

Однако, из ст. 6 ч.7 п.3 Закона Приморского края "О муниципальной службе в Приморском крае" от ДД.ММ.ГГГГ N 82-КЗ, следует, что гражданам, претендующим на замещение ведущей должности муниципальной службы необходимо иметь не менее двух лет стажа муниципальной службы (государственной службы) или не менее трех лет стажа работы по специальности.

Таким образом, указание на наличие стажа муниципальной службы именно на старших должностях муниципальной службы, является незаконным, дополнительно ограничивающим права граждан на замещение должностей ведущей группы и противоречащим Закону Приморского края "О муниципальной службе в Приморском крае".

В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что, если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части недействующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.

Судом установлено, что обжалуемое решение Думы Пограничного муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ применялось и на основании этого акта были реализованы права граждан, а именно в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время на различные должности муниципальной службы, в том числе на высшие, главные и старшие, принимались граждане.

Так, в судебном заседании были исследованы распоряжения главы Пограничного муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от 2009 года; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ о принятие граждан на муниципальные должности. В частности на замещение должностей: первого заместителя главы местной администрации, заместителя главы местной администрации, руководителя аппарата местной администрации, начальника управления. Данные должности согласно Закону Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ N 83-КЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О Реестре должностей муниципальной службы в Приморском крае" относятся к высшей группе должностей.

Также имеются и исследованы распоряжения о принятии граждан на муниципальные должности главной группы должностей и ведущей, а именно помощника главы, советника главы, начальника отдела, заместителей начальника отдела, главных специалистов 1 и 2 разряда.

Поскольку Решение Думы Пограничного муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано в газете «Вестник Приграничья» ДД.ММ.ГГГГ и с данного числа вступило в силу, применялось на территории Пограничного района, то суд приходит к выводу о том, что данное решение следует признать недействующим в части со дня вступления решения суда в законную силу.

Суд полагает, что заявленные требования прокурора кроме признания нормативного правового акта недействующим в части, а именно требования о признании противоречащим действующему законодательству и возложении обязанности на Думу Пограничного муниципального района привести Решение Думы от ДД.ММ.ГГГГ в соответствие с действующим законодательством, являются излишне заявленными, поскольку это не предусмотрено ст.253 ГПК РФ в рамках производства по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части.

В соответствии с ч. 3 ст. 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 ГПК РФ, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.

Таким образом, сообщение о данном решении суда подлежит публикации в газете «Вестник Приграничья» в течение 10 дней со дня его вступления в законную силу, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт был официально опубликован в данном печатном издании.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление и прокурора Пограничного района Приморского края удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Думы Пограничного муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы в Пограничном муниципальном районе» в части установления квалификационных требований в приложении № 1 к стажу муниципальной службы по замещению высших, главных и ведущих должностей муниципальной службы в Пограничном муниципальном районе в виде указания на обязательное наличие стажа муниципальной службы: «на главных должностях муниципальной службы», «на ведущих должностях муниципальной службы», «на старших должностях муниципальной службы» соответственно.

Обязать редакцию газеты "Вестник Приграничья" опубликовать сообщение о данном решении в газете "Вестник Приграничья" в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части требований - отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Пограничный районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья С.Б. Хрещатая