РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Дульдурга _ 18 июля 2013 года
Дульдургинский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующей судьи Замиеновой О.В.,
с участием помощника прокурора Дульдургинского района Жамьяновой Э.Д.
при секретаре Доржиевой О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению прокурора Дульдургинского района к администрации сельского поселения «<адрес>» и администрации муниципального района «<адрес>», о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий,
установил:
Прокурор Дульдургинского района обратился в суд с вышеуказанным заявлением, мотивируя тем, что прокуратурой района проведена проверка по исполнению органами местного самоуправления обязанности по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора, установленной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде» (далее по тексту Правила) на территории сельского поселения «<адрес>».
Проблема в сфере обращения с отходами производства и потребления осветительных устройств возникла в связи с реализацией федеральных программ, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности.
В целях последовательной реализации требований о сокращении оборота электрических ламп накаливания возможно введение запрета на оборот на территории Российской Федерации электрических ламп накаливания мощностью 75 ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения, а с ДД.ММ.ГГГГ - электрических ламп накаливания мощностью 25 ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.
В развитие названного закона Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены «Требования к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения», которые свидетельствуют о повсеместном переходе на освещение люминесцентными лампами, при этом для них устанавливается минимальное содержание свинца.
Ртуть - это вещество, относимое к отходам 1 класса опасности. Отработанные ртутьсодержащие лампы также относятся к 1 классу опасности и подлежат сбору и отправке на демеркуризацию.
Так, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Минприроды от ДД.ММ.ГГГГ № ртутьсодержащие отходы, изделия, потерявшие потребительские свойства, содержащие ртуть, относятся к 1 классу отходов.
Таким образом, при применении энергосберегающих (ртутных, люминесцентных) ламп основной проблемой становится обеспечение сбора, хранения и утилизации отработанных осветительных устройств.
В настоящее время повсеместно, в том числе и на территории сельского поселения «<адрес>» эта проблема не решается, меры к исключению вредного воздействия ртутьсодержащих отходов на человека и окружающую его среду, не принимаются. Граждане накопившийся на их подворье мусор, твердые бытовые отходы, среди которых наличествуют РФ от отработанные люминесцентные лампы, самостоятельно вывозят на места свалок, что является нарушением требований, предусмотренных Правилами, создает угрозу загрязнения почв, воздуха, грунтовых вод.
Статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об отходах производства и потребления», а также ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Исполнение полномочий производится за счет средств местного бюджета.
Организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в соответствии с п. 4 ст. 15 Закона №-Ф3 отнесена к полномочиям муниципальных районов и должна финансироваться за счет средств бюджета муниципального района.
Как установлено изучением предлагаемых к свободной реализации через розничную сеть энергосберегающих ламп, зачастую в прилагаемых к КЛЛ инструкциях по эксплуатации информации по их утилизации отсутствует.
Утилизации применяемых в бытовом секторе ламп должно предшествовать исполнение органами местного самоуправления полномочий по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора, установленных Правилами.
Так, Правилами установлены следующие требования:
потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп;
накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов;
не допускается самостоятельное обезвреживание, использование, транспортирование и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями отработанных ртутьсодержащих ламп, а также накопление в их накопление в местах, являющихся общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома;
потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп обязаны использовать специальную тару;
органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора;
сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации;
в местах сбора, размещения и транспортирования отработанных ртутьсодержащих ламп (включая погрузочные-разгрузочные пункты и грузовые площадки транспортных средств), в которых может создаваться концентрация ртути, превышающая гигиенические нормативы, предусматривается установка автоматических газосигнализаторов на пары ртути. Зоны возможного заражения необходимо снабдить средствами индивидуальной защиты органов дыхания, доступными для свободного использования в аварийных ситуациях;
хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары;
допускается хранение отработанных ртутьсодержащих ламп в неповрежденной таре из-под новых ртутьсодержащих ламп или в другой таре, обеспечивающей их сохранность при хранении, погрузо-разгрузочных работах и транспортировании;
не допускается совместное хранение поврежденных и неповрежденных ртутьсодержащих ламп;
хранение поврежденных ртутьсодержащих ламп осуществляется в специальной таре;
размещение отработанных ртутьсодержащих ламп не может осуществляться путем захоронения.
Администрацией сельского поселения «<адрес>» на запрос прокуратуры о принятых в указанной сфере мерах представлена информация о том, что положение о порядке сбора и хранения отработанных ртутьсодержащих ламп не разработано. Таким образом, ни надлежащий сбор, ни безопасное хранение не
обеспечены. Договор на утилизацию ртутьсодержащих ламп администрацией СП «<адрес>», администрацией муниципального района «<адрес>» не заключен.
Данный факт свидетельствует о том, что ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение отработанных осветительных устройств может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде и требует принятия незамедлительных мер на недопущение причинения вреда.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
На территории сельского поселения «<адрес>» надлежащий сбор и хранение отработанных ртутьсодержащих ламп не организованы, не решен вопрос с утилизацией отработанных осветительных ламп.
Данные обстоятельства свидетельствуют о бездействии уполномоченных органов, что в свою очередь, может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
По данному делу прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования - сельского поселения, в рамках полномочий, предоставленных федеральным законодательством, для предупреждения причинения вреда и не может расцениваться как вмешательства в исключительную компетенцию органа местного самоуправления.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 25 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ, просит суд:
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «<адрес> в части не принятия мер по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора, в соответствии с «Правилами обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор,
накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде», утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обязать администрацию сельского поселения «<адрес>» принять меры к организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп у населения, их хранению и перевозке, в соответствии с требованиями закона.Обязать администрацию муниципального района «<адрес>» обеспечить надлежащее исполнение полномочий в части утилизации ртутьсодержащих отходов с территории сельского поселения «<адрес>».
Представители администрации сельского поселения «<адрес> и администрации муниципального района «<адрес>» на судебное заседание не явились, хотя надлежащим образом были извещены.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания.
Помощник прокурора Жамьянова Э.Д. не возражает против рассмотрения дела в отсутствие представителей администрации сельского поселения «<адрес>» и администрации муниципального района «<адрес>» так как они надлежащим образом были извещены о дне и времени судебного заседания.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков в соответствии ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании помощник прокурора заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям изложенным в исковом заявлении и просит суд их удовлетворить.
Представитель ответчика - глава СП «<адрес> ФИО1 представил суду заявление, в котором просит суд рассмотреть дело в его отсутствие и о признании требований прокурора.
Выслушав помощника прокурора, и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципального образования.
В соответствии с пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ к обороту на территории Российской Федерации не допускаются: электрические лампы накаливания мощностью 100 ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.
С ДД.ММ.ГГГГ не допускается, размещение заказов на поставки электрических ламп накаливания для государственных и муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.
Постановлением Правительства РФ от 20..07.2011 № утверждены «Требования к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения».
В свободной розничной реализации широко представлены энергосберегающие лампы. Кратко они называются ККЛ - компактная люминесцентная лампа. Встроенный пускорегулирующий аппарат позволяет использовать ее в обычных патронах. Они потребляют на 80 % меньше электроэнергии по сравнению с лампой накаливания той же мощности и поэтому применяются в быту все чаще.
Ртуть это вещество, относимое к отходам 1 класса опасности. Отработанные ртутьсодержащие лампы также относятся к 1 классу опасности и подлежат сбору и отправке на демеркуризацию.
Так, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов от
№ ртуть содержащие отходы, изделия, потерявшие потребительские свойства, содержащие ртуть относятся к 1 классу отходов, т.к. последняя цифра в коде указывает класс опасности:
35330000 13 00 1 Изделия, устройства, приборы, потерявшие потребительские свойства, содержащие ртуть.
35330100 13 01 1 Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак.
В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее ФЗ-89) устанавливает классы опасности отходов.
Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности:
класс - чрезвычайно опасные отходы;
класс - высокоопасные отходы;
Ш класс - умеренно опасные отходы;
класс - малоопасные отходы;
класс - практически неопасные отходы.
Бесконтрольная утилизация гражданами и организациями ртутьсодержащих ламп, создает угрозу загрязнения почв, воздуха, грунтовых вод.
Согласно статьи 8 ФЗ-89, а также части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Ф3-131) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Исполнение полномочий производится за счет средств местного бюджета.
В соответствии с правилами утилизации ртутьсодержащих ламп, утверждённых Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп. Накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов. Не допускается самостоятельное обезвреживание, использование, транспортирование и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями отработанных ртутьсодержащих ламп, а также их накопление в местах, являющихся общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома. Органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации. Хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары. Размещение отработанных ртутьсодержащих ламп не может осуществляться путем захоронения.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01. 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно информации представленного администрацией СП «<адрес> меры по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп у населения, их хранение и перевозка не приняты.
В соответствии устава сельского поселения «<адрес>» территория сельского поселения «<адрес>» входит в состав территории муниципального района «<адрес>».
Исследованные судом материалы позволяют прийти к выводу о том, что администрацией поселения «<адрес>» меры, направленные на реализацию
полномочий по сбору и утилизации ртутьсодержащих отходов не принимались, в связи с чем, требования прокурора о признании бездействия администрации СП «<адрес>» в части непринятия мер исполнения законодательства незаконным являются законными и обоснованными, как и требования о понуждении указанную обязанность исполнить. <
В ходе рассмотрения спора по существу в судебном заседании ответчиками не были представлены доказательства устранения нарушения, выразившегося в неисполнения органами местного самоуправления обязанности по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора, выявленного прокурорской проверкой.
Кроме того, расходы местного самоуправления сельского поселения «Чиндалей» осуществляется из местного бюджета, в том числе финансовым обеспечением из бюджета муниципального района «<адрес>» для исполнения федерального законодательства. Следовательно, администрация МР «<адрес>» принимает участие в исполнении федерального законодательства органами местного
самоуправления.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требовании прокурора Дульдургинского района.
В силу п.п. 9, 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; органы государственной и муниципальной власти. Следовательно, государственная пошлина не подлежит взысканию с истца и ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования прокурора Дульдургинского района
удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «<адрес>» в части не принятия мер по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора, в соответствии с «Правилами обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде», утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обязать администрацию сельского поселения «<адрес> принять меры к организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп у населения, их хранению и перевозке, в соответствии с требованиями закона.
Обязать администрацию муниципального района «<адрес>» обеспечить надлежащее исполнение полномочий в части утилизации ртутьсодержащих отходов с территории сельского поселения «<адрес>».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Дульдургинский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня его вынесения судом в окончательной форме.
Судья Замиенова О.В.