Дело № 2- 206/2017 «09» января 2017 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе:
председательствующего судьи: Моисеенко Н.С.
при секретаре судебных заседаний: ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Государственному казенному учреждению Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску» о понуждении произвести перерасчет региональной социальной доплаты к пенсии,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску» (далее - ГКУ АО «ОСЗН по г. Архангельску») о понуждении произвести перерасчет региональной социальной доплаты к пенсии за период с 01 мая 2016 года по 31 июля 2016 года.
В обоснование заявленных требований указала, что является получателем пенсии по старости с 16 июня 2008 года. 29 апреля 2016 года она было уволена в работы. После увольнения она обратилась к ответчику с заявлением о выплате ей региональной социальной доплаты к пенсии. 05 августа 2016 года она обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете региональной социальной доплаты к пенсии. Письмом ответчика от 24 августа 2016 года ей было отказано в вышеуказанном перерасчете. Полагала, что данные действия ответчика являются неправомерными и незаконными, поскольку ответчик производил доплату к пенсии от суммы пенсии 9123 руб. 04 коп., а не от 8772 руб. 02 коп.
В судебном заседании истец ФИО2 заявленные требования и доводы в их обоснование поддержала в полном объеме. Просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ГКУ АО «ОСЗН по г. Архангельску» ФИО3, действовавший на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласился, указав на их необоснованность.
Представители третьего лица ФИО4, ФИО5, действовавшие на основании доверенностей, разрешение заявленных истцом требований оставили на усмотрение суда.
Суд, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы настоящего гражданского дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.
Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что истец ФИО2 является получателем пенсии по старости с 16 июня 2008 года, что подтверждается пенсионным удостоверением №.
Из копии трудовой книжки ФИО2 серии АТ - VIII № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец была уволена из общества с ограниченной ответственностью Фирма «Якорь» с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО2 обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете выплаты региональной социальной доплаты к пенсии.
Письмом Государственного казенного учреждения Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску» от ДД.ММ.ГГГГ№ истцу было отказано в перерасчете региональной социальной доплаты к пенсии за период с 01 мая 2016 года по 31 июля 2016 года.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, повышения доходов населения оказывается государственная социальная помощь (статья 3 Федерального Закона «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года № 178 - ФЗ).
В силу статьи 1 Федерального Закона «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года № 178 - ФЗ социальная доплата к пенсии - предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации") в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии.
В соответствии со статьей 12.1 вышеуказанного Федерального Закона общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным Законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального Закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.
При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации: пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий; срочной пенсионной выплаты; дополнительного материального (социального) обеспечения; ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг); иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).
При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются меры социальной поддержки, предоставляемые ему в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в натуральной форме, за исключением денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг.
Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации, но не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации по состоянию на 31 декабря предыдущего года.
Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации, но не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации по состоянию на 31 декабря предыдущего года.
Социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Правила обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социального развития. Установление региональной социальной доплаты к пенсии осуществляется в соответствии с настоящей статьей в порядке, определяемом законом или иными нормативными актами субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 1 Областного Закона Архангельской области «О государственной социальной помощи на территории Архангельской области» от 05 июня 2001 года № 38 - 6 - ОЗ региональная социальная доплата к пенсии - предоставление гражданину (пенсионеру) за счет средств областного бюджета и межбюджетных трансфертов (за исключением дотаций, субсидий и субвенций), предоставляемых из федерального бюджета областному бюджету, денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены федеральными законами, областными законами и иными нормативными правовыми актами Архангельской области, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в Архангельской области по месту его жительства или месту пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации.
Для целей настоящего областного закона под величиной прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации и в Архангельской области понимается величина прожиточного минимума пенсионера, устанавливаемая в соответствии с пунктами 3 и 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".
В силу статьи 3.1Областного Закона Архангельской области от 05 июня 2001 года № 38 - 6 - ОЗ региональная социальная доплата к пенсии устанавливается и выплачивается в соответствии с Федеральным Законом "О государственной социальной помощи".
В случае, если Архангельская область осуществляет финансовое обеспечение региональной социальной доплаты к пенсии исключительно за счет собственных средств (за исключением межбюджетных трансфертов), то условия ее установления и выплаты, включая меры социальной поддержки, учитываемые при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера, а также размер этой доплаты, превышающий установленный Федеральным Законом "О государственной социальной помощи" размер региональной социальной доплаты к пенсии, и правила обращения за ней определяются настоящим областным законом и принимаемыми в соответствии с ним постановлениями Правительства Архангельской области.
В случае, если Архангельская область осуществляет финансовое обеспечение региональной социальной доплаты к пенсии за счет собственных средств и (или) за счет межбюджетных трансфертов, то условия ее установления и выплаты, включая меры социальной поддержки, учитываемые при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера, а также размер этой доплаты, превышающий установленный Федеральным законом "О государственной социальной помощи" размер региональной социальной доплаты к пенсии, и правила обращения за ней определяются нормативными правовыми актами Российской Федерации. В этом случае нормативные правовые акты Архангельской области не применяются в части, касающейся регулирования указанных вопросов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Меры социальной поддержки, учитываемые при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера, используемой при установлении региональной социальной доплаты к пенсии, определяются в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи". При этом учитываются все меры социальной поддержки (помощи), установленные законодательством Архангельской области в денежном выражении, за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно.
В соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим областным законом порядок установления и пересмотра размера региональной социальной доплаты к пенсии, а также правила обращения за региональной социальной доплатой к пенсии и ее выплаты определяются постановлениями Правительства Архангельской области.
Помимо случаев, предусмотренных Федеральным законом "О государственной социальной помощи", пересмотр размера региональной социальной доплаты к пенсии производится в следующие сроки:
1) при изменении величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации и (или) в Архангельской области (при изменении (индексации) размеров денежных выплат, денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций, учитываемых при установлении региональной социальной доплаты к пенсии, за исключением предусмотренных в подпункте 2 настоящего пункта), влекущем уменьшение размера региональной социальной доплаты к пенсии, - с 1-го числа месяца, в котором вступило в силу соответствующее изменение (произведена индексация);
2) при изменении (индексации) размеров денежных выплат, о котором (которой) территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны извещать уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи", влекущем (влекущей) уменьшение размера региональной социальной доплаты к пенсии, - с 1-го числа месяца, в котором уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области получил соответствующее извещение.
Пенсионер, которому установлена региональная социальная доплата к пенсии, обязан безотлагательно извещать уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера региональной социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты.
Во исполнение вышеуказанных нормативных правовых актов Постановлением Правительства Архангельской области от 08 декабря 2009 года № 178 - пп были утверждены Правила обращения за региональной социальной доплаты к пенсии, её установления и выплаты (далее - Правила).
Согласно пунктам 3 - 4, 8 - 9, 11, 13-15 Правил региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру по месту его жительства или по месту его пребывания в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи», не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, устанавливаемой ежегодно областным законом "О прожиточном минимуме в Архангельской области", законом Ненецкого автономного округа "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Ненецком автономном округе в целях установления социальной доплаты к пенсии". Указанная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы общая сумма материального обеспечения этого пенсионера с учетом данной доплаты к пенсии достигла величины прожиточного минимума пенсионера в Архангельской области, Ненецком автономном округе.
За установлением региональной социальной доплаты к пенсии пенсионеры обращаются в государственные казенные учреждения Архангельской области - отделения социальной защиты населения по месту жительства или пребывания (далее - государственные учреждения) путем подачи заявления об установлении региональной социальной доплаты к пенсии (далее - заявление). К заявлению прилагаются документы: удостоверяющие личность гражданина; подтверждающие место жительства или место пребывания.
Дата приема заявления регистрируется в специальном журнале регистрации заявлений государственного учреждения.
Государственное учреждение в течение 20 календарных дней проверяет достоверность сведений, содержащихся в представленных документах (в том числе путем направления информационных запросов в организации).
О проведении проверки документов государственное учреждение информирует заявителя в течение семи календарных дней со дня поступления документов.
Решение об установлении региональной социальной доплаты к пенсии принимается государственным учреждением в течение семи календарных дней со дня окончания проверки документов.
В случае отказа в удовлетворении заявления об установлении региональной социальной доплаты к пенсии, государственное учреждение в течение семи календарных дней со дня принятия соответствующего решения уведомляют об этом пенсионера с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения.
Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную региональную социальную доплату к пенсии, на срок, на который установлена соответствующая пенсия.
Подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера осуществляется за календарный месяц, в котором поступило обращение в государственное учреждение.
При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области: пенсий; дополнительного материального (социального) обеспечения; ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг, предусмотренных статьей 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ; иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством Архангельской области в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).
При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются меры социальной поддержки, предоставляемые ему в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области в натуральной форме, за исключением денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугороднего), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг.
При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера, проживающего в стационарном учреждении социального обслуживания, денежный эквивалент мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг не учитывается.
Выплата региональной социальной доплаты к пенсии осуществляется государственным учреждением и перечисляется на указанный в заявлении пенсионера лицевой счет, открытый в кредитных организациях, или почтовыми назначениями.
В соответствии с Федеральным Законом «О федеральном бюджете на 2016 год» от 14 декабря 2015 года № 359 - ФЗ и Областным Законом Архангельской области «О прожиточном минимуме в Архангельской области» от 19 сентября 2001 года № 64 - 8 - ОЗ прожиточный минимум в Российской Федерации составлял 8803 руб. 00 коп., в Архангельской области - 11173 руб. 00 коп.
Из сведений Государственного учреждения - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Архангельской области от 19 декабря 2016 года № 16/12855 следует, что ежемесячный установленный размер пенсии истца ФИО2 по старости в период с мая 2016 года по июль 2016 года составлял 9123 руб. 04 коп., ежемесячный выплаченный размер пенсии истца за данный период - 8772 руб. 02 коп.
Согласно справке Государственного казенного учреждения Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску» от 03 октября 2016 года №ФИО2 в мае 2016 года была предоставлено государственная социальная помощь в размере 1366 руб. 69 коп., в июне 2016 года - 1222 руб. 05 коп., в июле 2016 года - 910 руб. 51 коп.
В силу справки Государственного казенного учреждения Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску» от 03 октября 2016 года №ФИО2 в мае 2016 года была предоставлена единовременная денежная выплата - Ветеран труда Архангельской области в размере 456 руб. 00 коп., в июне 2016 года - 456 руб. 00 коп., в июле 2016 года - 456 руб. 00 коп.
Как следует из справки Государственного казенного учреждения Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску» от 03 октября 2016 года №ФИО2 в мае 2016 года была предоставлена ежемесячная социальная доплата к пенсии в размере 57 руб. 49 руб., в июне 2016 года - 227 руб. 27 коп., в июле 2016 года - 371 руб. 91 коп.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО2 к Государственному казенному учреждению Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску» о понуждении произвести перерасчет региональной социальной доплаты к пенсии, поскольку размер денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены федеральными законами, областными законами и иными нормативными правовыми актами Архангельской области соответствует величине прожиточного минимума пенсионера, установленной в Архангельской области.
Утверждение истца на нарушение срока производства перерасчета страховой пенсии по старости в связи с её увольнением, не может быть принято судом во внимание, поскольку не является юридически значимым обстоятельством при разрешении настоящего спора.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований ФИО2 к Государственному казенному учреждению Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску» о понуждении произвести перерасчет региональной социальной доплаты к пенсии - отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска.
Судья Н.С. Моисеенко
Мотивированное решение составлено 16 января 2017 года