ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-206/2017 от 29.03.2017 Клинцовского городского суда (Брянская область)

№ 2-206/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 марта 2017 года г. Клинцы

Клинцовский городской суд Брянской области в составе

председательствующего судьи - Листратенко В.Ю.,

при секретаре Шлык М.В.,

с участием истца ФИО1,

представителя истца ФИО4,

представителя ответчика ГКУ «ОСЗН <адрес>» ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ГКУ ОСЗН <адрес> о признании незаконным отказа в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с данным иском, указав, что работала референтом государственной гражданской службы РФ 1 класса, ведущим специалистом-экспертом отдела анализа, планирования и контроля УФМС по <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ей был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Ей выплачивалось пособие по уходу за ребенком в двойном размере. В связи с ликвидацией УФМС России по <адрес>, она была уволена в соответствии с п. 8.3 (упразднение государственного органа) ч. 1 ст. 37 Федерального закона РФ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» по приказу УФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ л/с. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением в ГКУ ОСЗН <адрес> о назначении пособия по уходу за ребенком в двойном размере. Ответчиком ей было отказано в выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет.

После уточнения требований, просит признать незаконным отказ ГКУ ОСЗН <адрес> в назначении ей ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2005 г. № 439. Признать за ней право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, в соответствии с Постановлением правительства РФ от 16.07.2005 г. № 439, как лица из числа уволенных в связи с ликвидацией организации. Взыскать задолженность с ГКУ ОСЗН <адрес> ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рубля, с последующим увеличением на момент вынесения решения. Обязать ГКУ ОСЗН <адрес> назначить и выплачивать ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения возраста 3-х лет в размере <данные изъяты> рубля.

В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель поддержали заявленные требования, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика – ГКУ ОСЗН <адрес> в судебном заседании против удовлетворения требований возражала, поскольку увольнение истца произведено по причине упразднения госоргана, а не его ликвидации.

Третье лицо УФМС России по <адрес> представило объяснение, в котором исковые требования поддержали.

Выслушав мнения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 256 ТК РФ по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами.

В соответствии со ст. 261 ТК РФ расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременной женщиной не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

Согласно разъяснениям п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1 "О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних" необходимо учитывать, что гарантия, закрепленная частью первой статьи 261 ТК РФ, распространяется также и на лиц, в отношении которых предусмотрено специальное регулирование. К таким лицам относятся: женщины - руководители организации (глава 43 ТК РФ), спортсмены и тренеры (глава 54.1 ТК РФ), женщины, проходящие государственную гражданскую и муниципальную службу и др.

ФИО1 имеет дочь ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно удостоверению от ДД.ММ.ГГГГФИО1 имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», как лицу, проживающему в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из приказа УФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ л/с ФИО1 предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В приказе указано, что в соответствии с Постановлением Правительства от 16.07.2005 года № 439 «О правилах выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» выплачивать ФИО1 пособие по уходу за ребенком по достижении им возраста полутора лет, в двойном размере в указанный период отпуска.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО1 начислялось ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет в сумме <данные изъяты> рубля, в том числе ЧАЭС-<данные изъяты> рубля.

Согласно выписке из приказа УФМС России по <адрес> л/с от ДД.ММ.ГГГГ, копии трудовой книжки, референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса ФИО1 ведущий специалист - эксперт отдела анализа, планирования и контроля УФМС России по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ освобождена от занимаемой должности государственной гражданской службы и уволена с гражданской службы в соответствии с п. 8.3 ч. 1 ст. 37 ФЗ от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службы Российской Федерации».

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ, ГКУ «ОСЗН <адрес>» сообщило истцу, что ей назначено ежемесячное пособие по уходу за первым ребенком за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета 2908,62 рубля выплата в сумме 375,31 рубля будет произведена в ноябре 2016 года. Также указано, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком, установленное ФЗ № 81-ФЗ, гражданам, в чьей трудовой книжке в качестве причины увольнения указано упразднение государственного органа, должно быть назначено и выплачено как лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее – Закон) право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком, матери, уволенные в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций.

Статьей 3 Закона определено, что порядок и условия назначения и выплаты предусмотренных данным Законом пособий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в части, не определенной настоящим Федеральным законом.

Согласно п.п. «в» п. 39 «Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей», утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н (далее – Порядок), право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком, матери, уволенные в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций.

В соответствии с п.п. «б» п. 45 Порядка ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается лицам, указанным в п.п. «в» и «г» п. 39 настоящего Порядка, - в органах социальном защиты населения по месту жительства, по месту службы.

Пунктом 3 «Правил предоставления ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2005 N 439, (далее – Правила) предусмотрено, что пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет (далее - пособие) предоставляется гражданам, указанным в статье 13 Закона постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Пособие предоставляется по день достижения ребенком возраста трех лет (п.4 Правил).

Согласно п. 5 Правил предоставление пособия осуществляется по месту подачи гражданином заявления о назначении пособия: в организации по месту работы (службы) или по месту жительства - в органе в сфере социальной защиты населения, уполномоченном органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (далее - орган в сфере социальной защиты населения).

В соответствии с п. 2 Правил пособие предоставляется гражданам в порядке (Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей», утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н), предусмотренном для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящими Правилами.

Таким образом, ФИО1 как лицо, постоянно проживающее на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (<адрес>), фактически осуществляющие уход за ребенком, уволенное в период отпуска по уходу за ребенком, в связи с ликвидацией организаций, имеет право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет.

Соответственно отказ ответчика в назначении истцу данного пособия незаконен.

При этом суд находит несостоятельными, основанными на неправильном токовании норм материального права, доводы ответчика о том, что ФИО7 не имеет права на пособие в двойном размере, поскольку уволена в связи с упразднением государственного органа, а не его ликвидации.

В соответствии с Указом Президента РФ от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" упразднена Федеральная миграционная служба, Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции и полномочия упраздняемой Федеральной миграционной службы.

Согласно п. 8.3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае упразднения государственного органа.

При этом, Гражданский кодекс, содержащий перечень форм реорганизации юридических лиц, не содержит формы реорганизации – упразднение, как и самого термина упразднение. Отсутствует данный термин и в Трудовом кодексе.

В сою очередь ст. 61 ГК РФ определено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Статьи 62, 63 ГК предусматривает создание ликвидационной комиссии, ликвидационного баланса, внесение записи в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица.

Правительство Российской Федерации издало распоряжение от 26 мая 2016 г. № 1025-р, которым назначен председатель ликвидационной комиссии, указаны сроки проведения ликвидационных мероприятий, включая сроки оформления ликвидационного баланса.

Приказом от 01.06.2016 г. № 252 «О ликвидации Управления Федеральной миграционной службы по <адрес>», УФМС по <адрес> ликвидировано. Приказ направлен в ЕГРЮЛ для внесения записи о ликвидации.

Указом Президента РФ от 05.04.2016 N 156 Министерству внутренних дел Российской Федерации были переданы лишь функции и полномочия УФМС. Универсального правопреемства между УФМС и МВД, в том числе, исходя из содержания пункта 3 данного Указа, не произошло.

При таких обстоятельствах, правовые последствия упразднения УФМС, как юридического лица, идентичны правовым последствиям ликвидации юридического лица.

Кроме того, позиция ответчика ставит в неравное положение лиц, уволенных из УФМС по п. 8.3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и лиц, уволенных по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, которым право на получение указанного пособия ограничено не было, не смотря на то, что увольнение произошло на основании одного и того же юридического факта.

Соответственно, право истца на получение вышеназванного пособия, не должно ставиться в зависимость от использования при увольнении термина «упразднить».

Поскольку требования ответчика в части периода и размера задолженности ответчиком не оспаривалось, данные требования подлежат удовлетворению, с взысканием с ответчика в пользу истца задолженности по ежемесячному пособию по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> копеек.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО1 к ГКУ ОСЗН <адрес> удовлетворить.

Признать незаконным отказ ГКУ «ОСЗН <адрес>» в назначении ФИО1 ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет в соответствии с Постановлением правительства РФ от 16.07.2005 г. № 439 об утверждении «Правил предоставления ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Признать за ФИО1 право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет в соответствии с Постановлением правительства РФ от 16.07.2005 г. № 439 об утверждении «Правил предоставления ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», как лица уволенного в связи с ликвидацией организации.

Обязать ГКУ ОСЗН <адрес> назначить и выплачивать ФИО1 ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения возраста 3-х лет в размере <данные изъяты> с соответствующей индексацией.

Взыскать с ГКУ ОСЗН <адрес> в пользу ФИО1 задолженность по ежемесячному пособию по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> копеек.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Клинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 17.04.17 года.

Судья Листратенко В.Ю.