ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-206/2022 от 08.06.2022 Лукояновского районного суда (Нижегородская область)

УИД 52RS0038-01-2022-000169-60

№ 2-206/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08.06.2022 г. Лукоянов

Лукояновский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Урусовой-Черняевой В.В., при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретаре Горяевой Т.Н., с участием: истца - ФИО1, ответчика - представителя администрации Лукояновского муниципального района Нижегородской области – ФИО2, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Министерству социальной политики Нижегородской области, администрации Лукояновского муниципального района Нижегородской области о включении периода работы в стаж муниципальной службы

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству социальной политики Нижегородской области и администрации Лукояновского муниципального района Нижегородской области с иском о включении периода работы в стаж муниципальной службы.

С учетом уточненных требований просит обязать Министерство социальной политики Нижегородской области включить в стаж муниципальной службы период работы в должности ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних администрации Лукояновского района Нижегородской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для установления муниципального стажа на пенсию по выслуге лет и обязать администрацию Лукояновского муниципального района Нижегородской области внести изменения в записи в трудовой книжке: «Принята ведущим специалистом - ответственным секретарем комиссии по делам несовершеннолетних».

В обоснование требований указала, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по 31.12. 2003 замещала должность ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних администрации Лукояновского района Нижегородской области, что подтверждено записями в трудовой книжке, распоряжениями администрации Лукояновского района Нижегородской области о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ-р и увольнении от ДД.ММ.ГГГГ-р.

Данная должность относилась к муниципальной должности муниципальной службы. В аттестационной комиссии администрации Лукояновского района Нижегородской области, наряду с другими муниципальными служащими, проходила аттестацию муниципального служащего, что подтверждается аттестационным листом. Имеются трудовые договора от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о назначении на муниципальную должность ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних. Однако в трудовой книжке должность работодателем указана не верно. Данное обстоятельство повлияло на определение неверного подсчета стажа муниципальной службы.

ДД.ММ.ГГГГ принята в порядке перевода из администрации Лукояновского района Нижегородской области в отдел ЗАГС Лукояновского района главного управления ЗАГС Нижегородской области и назначена на должность начальника отдела (государственная должность государственной гражданской службы категории «В»).

ДД.ММ.ГГГГ освобождена от занимаемой должности и уволена с государственной гражданской службы Нижегородской области в связи с расторжением служебного контракта по своей инициативе, пункт 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с выходом на страховую пенсию.

ДД.ММ.ГГГГ комиссией Законодательного Собрания и Правительства Нижегородской области по дополнительному пенсионному обеспечению отдельных категорий граждан был определен стаж государственной службы 23 года 1 месяц. Считает, что стаж подсчитан неверно. Полагает, что ошибка в подсчете стажа государственной службы связана с тем, что в трудовой книжке отсутствует запись, что должность ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних является муниципальной должностью.

При обращении о пересчете стажа государственной службы в Министерство социальной политики Нижегородской области отказано.

В связи с изложенным, вынуждена обратиться в суд.

В судебном заседании истец исковые требования уточнила, просила включить в стаж муниципальной службы период работы в должности ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних администрации Лукояновского района Нижегородской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и установить муниципальный стаж на пенсию за выслугу лет.

Представитель ответчика – Министерство социальной политики Нижегородской области в судебное заседание не явился о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Направлены возражения на исковое заявление, в котором просят в удовлетворении требований отказать на основании того, что реестр муниципальных должностей в Лукояновском районе Нижегородской области принятый постановлением Земского собрания Лукояновского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ должность ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних не содержит.

Представитель ответчика - администрация Лукояновсого района Нижегородской области ФИО2 исковые требования поддержала, просила удовлетворить. Указала, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должность ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних администрации Лукояновского района Нижегородской области замещала ФИО1 (ранее эта должность называлась инспектор по делам несовершеннолетних). Данная должность соответствует должности ведущего специалиста муниципальной службы, как указано в должностной инструкции ФИО1 «ведущий специалист - ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних». В трудовой книжке неверно сделана запись «принята на должность ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних» (пропущена должность по реестру муниципальной службы - ведущий специалист). ФИО1 в соответствии с Федеральным законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ, как и все муниципальные служащие, проходила аттестацию, получала надбавку к заработной плате за стаж муниципальной службы (что подтверждается предоставленными карточками о начислении заработной платы), предоставляла справки о доходах, а также исполняла все обязанности муниципального служащего, установленные нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с настоящим законом, иными федеральными законами, законами субъектов РФ, пользовалась правами муниципального служащего, установленными данным законом.

Третье лицо – главное управление записи актов гражданского состояния Нижегородской области в судебное заседание не явились о дне, месте и времени проведения судебного заседания извещены надлежащим образом. Материалы дела содержат ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

На основании положений статьи 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения лиц участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец согласно записям в трудовой книжке, принята на должность ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ уволена с должности ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних в связи с переводом в Министерство государственно-правового обеспечения Нижегородской области ст. 77 п.5 Трудового кодекса РФ.

Согласно трудовым договорам, заключенным администрацией Лукояновского района Нижегородской области в лице главы местного самоуправления (главы администрации), действующего на основании распоряжения администрации Лукояновского района Нижегородской области -р от ДД.ММ.ГГГГ «О вступлении в должность главы уместного самоуправления Лукояновского района» и Устава Лукояновского района, утвержденного Постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ истец назначена на муниципальную должность ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних.

В п. 7.3 трудовых договоров указано, что ответственный секретарь КДН по своему статусу является муниципальным служащим и обязан соблюдать предусмотренные в отношении его ограничения, установленные Законом Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ «О муниципальной службе и муниципальных должностях в Нижегородской области» и «Положением о муниципальной службе в Лукояновском районе» утвержденным постановлением Земского собрания района от ДД.ММ.ГГГГ.

Должностной инструкцией ведущего специалиста – ответственного секретаря комиссии по делам от ДД.ММ.ГГГГ администрации Лукояновского района Нижегородской области предусмотрены должностные обязанности ФИО1, как ведущего специалиста - ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Согласно карточкам – справкам и пояснениям, данным в судебном заседании представителем администрации Лукояновского муниципального района Нижегородской области, ФИО1 начислялась надбавка за стаж муниципальной службы.

Из материалов дела усматривается что, администрацией Лукояновского района Нижегородской области проводилась аттестация муниципальных служащих, в том числе ФИО1, согласно аттестационному листу муниципального служащего от ДД.ММ.ГГГГ. Истцом предоставлялись в МРИ МИС России справки о соблюдении гражданином ограничений, связанных с замещением государственной должности Российской Федерации, государственной должности федеральной государственно службы.

В судебном заседании представитель администрации Лукояновского муниципального района Нижегородской области отметил, что должность ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних администрации Лукояновского района Нижегородской области замещаемая ФИО1 соответствует должности ведущего специалиста муниципальной службы, как указано в должностной инструкции ФИО1 «ведущий специалист - ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних». В трудовой книжке работодателем неверно сделана запись «принята на должность ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних» (пропущена должность по реестру муниципальной службы - ведущий специалист).

В силу ч. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы (действовавшего в спорный период) муниципальной должностью является должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Частью 2 названной нормы предусмотрено, что муниципальные должности подразделяются на: выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов; иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. Реестр муниципальных должностей муниципальной службы в Нижегородской области является неотъемлемой частью Закона Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ-З "О муниципальной службе и муниципальных должностях в Нижегородской области".

В соответствии с Закон Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ-З "О муниципальной службе и муниципальных должностях в Нижегородской области" (принят постановлением ЗС НО от ДД.ММ.ГГГГ) (вместе с "Реестром муниципальных должностей в Нижегородской области") наименование муниципальных должностей, квалификационные и иные требования к должностям муниципальной службы определяются уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами Нижегородской области.

Постановлением Земского собрания Лукояновского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ принят реестр муниципальных должностей в Лукояновском районе.

С учетом указанных положений должности муниципальной службы обладают тремя основополагающими характеристиками, связывающими их с понятием местного самоуправления:

1) должность муниципальной службы должна быть именно в органе местного самоуправления и её наименование должно отражать специфику и функциональное предназначение соответствующего органа местного самоуправления;

2) должность муниципальной службы образуется в соответствии с уставом муниципального образования;

3) должность муниципальной службы должна находиться в прямой связи с кругом обязанностей по исполнению полномочий органа местного самоуправления.

О том, что указанные признаки имеют основополагающее значение, говорит то, что в соответствии с абз. 2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" реестр должностей муниципальной службы определен как перечень наименований должностей муниципальной службы, которые могут быть установлены для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего выборную муниципальную должность. Указанные муниципальные должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.

Должность истца в полной мере соответствует специфике и функциональному предназначению органа местного самоуправления и находиться в прямой связи с кругом обязанностей по исполнению полномочий органа местного самоуправления.

В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Суд, являясь правоприменительным органом, в силу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации не уполномочен устанавливать тождественность (идентичность) различных наименований работ, профессий и должностей. Вопрос же о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может разрешаться судом только в случае неправильного наименования работодателем должности истца.

В данном случае, разрешая спор, суд приходит к выводу, что работодателем неправильно, не в полном объёме поименована должность истца в трудовой книжке и наличествуют правовые основания для назначения истцу пенсии как лицу, замещавшему муниципальную должность в органе местного самоуправления.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования ФИО1 к Министерству социальной политики Нижегородской области, администрации Лукояновского муниципального района Нижегородской области о включении работы в стаж муниципальной службы – удовлетворить.

Включить ФИО1 в стаж муниципальной службы период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать администрацию Лукояновского муниципального района Нижегородской области внести изменения в записи трудовой книжке: «Принята ведущим специалистом – ответственным секретарем комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав».

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Нижегородский областной суд через Лукояновский районный суд Нижегородской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

судья подпись В. В. Урусова-Черняева

копия верна

судья В.В. Урусова-Черняева