ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-206/2022 от 12.07.2022 Кашинского городского суда (Тверская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 июля 2022 года г. Кашин Тверской области

Кашинский межрайонный суд Тверской области в составе

судьи Засимовского А.В.

при секретаре судебного заседания Белоусовой К.С.

с участием представителя истца помощника Кашинского межрайонного прокурора Портновой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-206/2022 по иску Кашинского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Кашинского городского округа Тверской области, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детский сад № 2 о возложении обязанности по обеспечению резервным источником питания электроэнергии

у с т а н о в и л:

Кашинский межрайонный прокурор, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Кашинского городского округа Тверской области, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детский сад № 2, в котором просил: 1. Возложить на Администрацию Кашинского городского округа Тверской области обязанность в срок до 01.09.2023 обеспечить финансирование МБДОУ Детский сад № 2, расположенного по адресу: <...>, для выполнения мероприятий по обеспечению наличия для нужд МБДОУ Детский сад № 2, резервного источника питания электроэнергии в случае прекращения подачи электроэнергии, а также в случае наступления аварийной или чрезвычайной ситуации. 2. Возложить на МБДОУ Детский сад № 2, расположенный по адресу: <...>, обязанность в срок до 01.11.2023 обеспечить наличие для нужд МБДОУ Детский сад № 2, резервного источника питания электроэнергии в случае прекращения подачи электроэнергии, а также в случае наступления аварийной или чрезвычайной ситуации.

Исковые требования мотивированы тем, что Кашинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Детский сад № 2 (далее - МБДОУ Детский сад № 2) исполнения требований федерального законодательства об образовании и об электроэнергетике, в ходе которой выявлены нарушения, требующие принятия мер к их устранению.

В ходе проверки установлено, что МБДОУ Детский сад № 2 является дошкольным образовательным учреждением, в котором отсутствует резервный (альтернативный) источник электроснабжения этого учреждения, электроснабжение осуществляется лишь через электросеть от внешних источников. При этом МБДОУ Детский сад № 2 как учреждение образования относится ко второй категории электроприемников, которые в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. При нарушении электроснабжения от одного из источников питания для него допустимы лишь перерыв электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.

Прекращение подачи электроэнергии, а также наступление аварийной или чрезвычайной ситуации может привести к нарушению нормального функционирования образовательного учреждения и необеспечению непрерывности образовательного процесса, к массовому нарушению прав несовершеннолетних на защиту жизни и здоровья, а также может обусловить возникновение чрезвычайной ситуации в холодное время года. Кроме того, прекращение подачи электроэнергии при отсутствии резервного источника электроснабжения влечет прекращение функционирования систем видеонаблюдения, освещения, иных инженерно-технических средств, обеспечивающих антитеррористическую безопасность образовательного учреждения, что нарушает положения Федерального закона от 06.03.2006 №35-Ф3 «О противодействии терроризму».

В связи с изложенным, 28.02.2022 межрайонной прокуратурой в адрес заведующего МБДОУ Детский сад № 2 внесено представление с требованием устранения выявленных нарушений законодательства об образовании, электроэнергетике.

21.03.2022 в межрайонную прокуратуру поступил ответ МБДОУ Детский сад № 2 на представление от 28.02.2022, из которого следует, что требования, указанные в представлении межрайонного прокурора, не выполнены.

В судебном заседании пом.прокурора Портнова Т.В. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске.

Ответчик, администрация Кашинского городского округа Тверской области, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суд своего представителя не направил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.

Ответчик, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 2, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суд своего представителя не направил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.

Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, комитет по управлению имуществом администрации Кашинского городского округа и отдел образования администрации Кашинского городского округа, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд своих представителей не направили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Выслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу положений ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст.ст.4, 9 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной. При осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.

Статьей 28 пунктом 7 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу ст. ст. 5, 6 Федерального закона от 26.03.2003 №35-Ф3 «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики обязаны соблюдать требования технических регламентов в сфере функционирования Единой энергетической системы России.

Приказом Министерства энергетики РФ от 08.07.2002 года №204 «Об утверждении глав правил устройства электроустановок» утверждены Правила устройства электроустановок (далее - Правила).

Согласно п. 1.2.18 названных Правил в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории, при этом, к электроприемникам второй категории отнесены электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.

В силу п. 1.2.20 указанных Правил электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.

Согласно п. 5.1 Свода правил по проектированию и строительству СП 31- 110-2003, утвержденных постановлением Госстроя России от 26.11.2003 года №194, электроустановки учреждений образования, воспитания, подготовки кадров относятся ко второй категории по надежности электроснабжения.

Материалами проверки, проведенной Кашинской межрайонной прокуратурой, подтверждается, что МБДОУ Детский сад № 2 является дошкольным образовательным учреждением, в котором отсутствует резервный (альтернативный) источник электроснабжения этого учреждения, электроснабжение осуществляется лишь через электросеть от внешних источников. При этом МБДОУ Детский сад № 2 как учреждение образования относится ко второй категории электроприемников, которые в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. При нарушении электроснабжения от одного из источников питания для него допустимы лишь перерыв электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады. Прекращение подачи электроэнергии, а также наступление аварийной или чрезвычайной ситуации может привести к нарушению нормального функционирования образовательного учреждения и необеспечению непрерывности образовательного процесса, к массовому нарушению прав несовершеннолетних на защиту жизни и здоровья, а также может обусловить возникновение чрезвычайной ситуации в холодное время года. Кроме того, прекращение подачи электроэнергии при отсутствии резервного источника электроснабжения влечет прекращение функционирования систем видеонаблюдения, освещения, иных инженерно- технических средств, обеспечивающих антитеррористическую безопасность образовательного учреждения, что нарушает положения Федерального закона от 06.03.2006 №35-Ф3 «О противодействии терроризму».

28.02.2022 межрайонной прокуратурой в адрес заведующего МБДОУ Детский сад № 2 внесено представление с требованием устранения выявленных нарушений законодательства об образовании, электроэнергетике.

21.03.2022 в межрайонную прокуратуру поступил ответ МБДОУ Детский сад № 2 на представление от 28.02.2022, из которого следует, что требования, указанные в представлении межрайонного прокурора, не выполнены.

Такими образом, МБДОУ Детский сад № 2 на момент принятия данного решения не устранило выявленное нарушение законодательства, не обеспечило наличие резервного (альтернативного) источника электроснабжения.

Согласно п.п.1.7, 2.1 Устава МБДОУ Детский сад № 2, утвержденного приказом Отдела образования Администрации Кашинского городского округа от 07.04.2021 №81 (далее - Устав), предметом деятельности Учреждения является обеспечение государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и создание условий для реализации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в интересах человека, семьи, общества и государства. Учредителем Учреждения и собственником его имущества является муниципальное образование Кашинский городской округ.

Источниками формирования финансовых ресурсов Учреждения являются: а) бюджетные средств, предоставляемые в виде субсидий на выполнение муниципального задания и на иные цели; б) средства, поступающие от приносящей доход деятельности, в том числе добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц; в) другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.4.6 Устава).

Поскольку прекращение подачи электроэнергии, а также наступление аварийной или чрезвычайной ситуации может привести к нарушению нормального функционирования образовательного учреждения, необеспечению непрерывности образовательного процесса, массовому нарушению прав несовершеннолетних на защиту жизни и здоровья, обусловить возникновение чрезвычайной ситуации в холодное время года, повлечь прекращение функционирования систем видеонаблюдения, освещения, иных инженерно-технических средств, обеспечивающих антитеррористическую безопасность образовательного учреждения, свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, на защиту жизни и здоровья, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно п. 1.7 устава МБДОУ Детский сад № 2, функции и полномочия собственника имущества учреждения от имени муниципального образования Кашинский городской округ Тверской области исполняет Комитет по управлению имуществом администрации Кашинского городского округа.

Оценив все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора и необходимости их удовлетворения.

Разрешая вопрос об определении срока, в течение которого следует устранить выявленные нарушения, суд, учитывая стоимость необходимого для приобретения оборудования, мнение истца, полагает возможным установить срок исполнения указанных обязанностей в соответствии со сроками указанными в требованиях истца, поскольку эти сроки являются разумными.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Кашинского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Кашинского городского округа Тверской области, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детский сад № 2 о возложении обязанности по обеспечению резервным источником питания электроэнергии удовлетворить.

Возложить на Администрацию Кашинского городского округа Тверской области обязанность в срок до 01.09.2023 обеспечить финансирование МБДОУ Детский сад № 2, расположенного по адресу: <...>, для выполнения мероприятий по обеспечению наличия для нужд МБДОУ Детский сад № 2, резервного источника питания электроэнергии в случае прекращения подачи электроэнергии, а также в случае наступления аварийной или чрезвычайной ситуации.

Возложить на МБДОУ Детский сад № 2, расположенный по адресу: <...>, обязанность в срок до 01.11.2023 обеспечить наличие для нужд МБДОУ Детский сад № 2, резервного источника питания электроэнергии в случае прекращения подачи электроэнергии, а также в случае наступления аварийной или чрезвычайной ситуации.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кашинский межрайонный суд Тверской области со дня его принятия в окончательной форме.

Судья :

Решение в окончательной форме принято 19 июля 2022г.

Судья :

1версия для печатиДело № 2-206/2022 ~ М-193/2022 (Решения)