Дело №
УИД 68RS0№-13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сампурский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Байрак А.В.,
при секретаре Бобрак М.Е.,
с участием: истца ФИО1,
представителя ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности включить периоды работы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, возложении обязанности назначить досрочно страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным и отмене решения № от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж и возложении обязанности назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения с ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования мотивирует следующим.ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением в отдел установления пенсий № Управления установления пенсий ОПФР по <адрес> о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости за осуществление педагогической деятельности.
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ отдел установления пенсий № Управления установления пенсий ОПФР по <адрес> отказал ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, ссылаясь на отсутствие у нее 25 лет педагогического стажа.
Считает, что тем самым нарушены ее конституционные и трудовые права, так как по записям в трудовой книжке ее стаж педагогической деятельности составляет 26 лет 7 месяцев и 24 дня. Ей не засчитали в стаж педагогической работы время работы тренером-преподавателем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера отделения лыжного спорта Знаменской ДЮСШ, в связи с тем, что данная должность не предусмотрена Списком.
По данному вопросу может пояснить, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в Знаменской ДЮСШ тренером-преподавателем по специализации лыжи. Это подтверждено в Тарификационном списке за 1990-1995 год Знаменской ДЮСШ. За каждый год, отработанный в Знаменской ДЮСШ, ей засчитывался педагогический стаж, что отражено в графе «Число лет и месяцев педагогической работы». С 1992 года Тарификационный список переименован в Тарификационный список учителей и других школьных работников, на которых распространяется действие постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ№. Также в Тарификационном списке отражена и ее заработная плата за весь период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
На основании вышеизложенного просит:
1. Признать незаконным и отменить решение отдела установления пенсий № Управления установления пенсий ОПФР по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ.
2. Обязать отдел установления пенсий № Управления установления пенсий ОПФР по <адрес> включить ей в стаж работы, дающий право на досрочное назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 лет 2 месяца 25 дней).
3. Обязать отдел установления пенсий № Управления установления пенсий ОПФР по <адрес> с момента обращения, ДД.ММ.ГГГГ, досрочно назначить ей страховую пенсию по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность не менее 25 лет.
В судебном заседанииФИО1 иск поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> по доверенности ФИО2 иск не признала, не оспаривает, что ФИО1 обратилась за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ и стаж ее работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, на день обращения за назначением пенсии составляет – 20 лет 08 месяцев 17 дней.
Пояснила, что ответчиком не засчитан в стаж на соответствующих видах работ период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (05лет 02 мес. 25 дней) - в должности тренера отделения лыжного спорта Знаменской ДЮСШ, поскольку данная должность не предусмотрена Списком №, ни Списком №, ни Перечнем №, действовавшим в период работы Истца в должности тренера в Знаменской ДЮСШ.
Согласно записи в трудовой книжке истца от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принята на работу в Знаменскую ДЮСШ тренером отделения лыжного спорта. Данная запись сделана на основании приказа РОНО № от ДД.ММ.ГГГГ Согласно архивной справки № от ДД.ММ.ГГГГ, содержащей указания на данный приказ ФИО3 РОНО ФИО1 принята тренером по лыжам ДЮСШ с ДД.ММ.ГГГГ Из архивных справок № и № от ДД.ММ.ГГГГ также следует, что в Знаменской ДЮСШ ФИО1 работала в должности тренера.
Данные документы подтверждают, что Истец осуществляла трудовую деятельность именно в должности тренера.
Общесоюзным классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта СССР от ДД.ММ.ГГГГ№ предусмотрена как должность тренера, так и должность тренера?преподавателя, т.е. данные должности являются различными.
Тождество должностей «тренер» и «тренер-преподаватель» не установлено.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что работая тренером в Знаменской ДЮСШ, истец занимался воспитательной и учебно-тренировочной работой с учащимися, выполнением учебных программ, то есть осуществлял педагогическую деятельность, поскольку тренер и тренер-преподаватель - это самостоятельные должности, для каждой из них закреплены основные трудовые функции, квалификационные характеристики по должностям.
Представленная в суд выписка из приказа Знаменской ДЮСШ от ДД.ММ.ГГГГ№ (п.2), в которой указано, что ФИО1 принята «...на работу в качестве тренера - преподавателя...» не является надлежащим доказательством осуществления истцом трудовых функций именно в должности «тренера-преподавателя», поскольку из пояснений представителя Знаменской ДЮСШ, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица следует, что в период работы ФИО1 в Знаменской ДЮСШ названное учреждение не имело статус юридического лица, а входило в состав ФИО3 РОНО, следовательно, штатное расписание должно утверждаться руководителем ФИО3 <адрес> отдела народного образования, а согласно приказов ФИО3 РОНО № от 04.09.1990г. (архивная справка № от 25.01.2022г.), Приказа № от 24.01.1991г. (архивная справка № от 25.01.2022г.), Приказа № от 13.01.1994г. (архивная справка № от 25.01.2022г.) должность ФИО1 значится как «тренер».
Кроме того, в выписке из приказа № Знаменской ДЮСШ от 21.08.1990г. № (п.2) указано, что ФИО1 принята на работу с ДД.ММ.ГГГГ, тогда как согласно записи в трудовой книжке истца и согласно Приказа ФИО3 РОНО ФИО1 принята на работу тренером с ДД.ММ.ГГГГ Данные обстоятельства также свидетельствуют о том, что выписка из приказа Знаменской ДЮСШ от ДД.ММ.ГГГГ№ (п.2) не является допустимым доказательством в деле.
Согласно выписки индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1 период ее работы в Знаменской ДЮСШ не содержит сведений о выслуге лет в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Учитывая изложенное, досрочное пенсионное обеспечение в отношении лиц, должность которых значится как «тренер» не подлежит зачету в специальный страховой стаж работы, т. к. тождество должностей «Тренер» и «тренер?преподаватель» не установлено, а поскольку доказательства выполнения Истцом трудовых функций именно в должности «тренера-преподавателя» в материалах дела отсутствуют, просит суд в иске отказать.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в территориальный орган Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> с заявлением о назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях" в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей не менее 25 лет.
Решением УПФР в <адрес> (межрайонного) от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности льготного стажа, на момент обращения за назначением страховой пенсии по старости продолжительность педагогического стажа ФИО1 составила 20 лет 08 месяцев 17 дней. (при необходимом стаже 25 лет), величина ИПК составила 21.
При этом, в педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, не был включен период работы ФИО1 в должности тренера Знаменской ДЮСШ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (05 лет 02 мес. 25 дней).
Истец не оспаривает признанный ответчиком арифметический расчет его специального стажа педагогической деятельности – 20 лет 08 месяцев 17 дней на момент обращения за назначением пенсии, за исключением периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Стороны не оспаривают, что обращение за назначением пенсии истца последовало ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч.2 ст.68 ГПК РФ – «Признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств».
Таким образом, спорным по делу является лишь то обстоятельство, подлежит ли включению в специальный стаж педагогической деятельности периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Знаменской ДЮСШ в должности тренера.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ
Согласно статье 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
В соответствии со статьями 8, 35 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 6 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено право Правительства Российской Федерации утверждать при необходимости списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых страховая пенсия назначается досрочно, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения страховой пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№).
Подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ№ "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до ДД.ММ.ГГГГ
Из трудовой книжки истца следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принята на работу в Знаменскую ДЮСШ тренером отделения лыжного спорта. Данная запись сделана на основании приказа РОНО № от ДД.ММ.ГГГГ Согласно архивной справки № от ДД.ММ.ГГГГ, содержащей указания на данный приказ ФИО3 РОНО ФИО1 принята тренером по лыжам ДЮСШ с ДД.ММ.ГГГГ Из архивных справок № и № от ДД.ММ.ГГГГ также следует, что в Знаменской ДЮСШ ФИО1 работала в должности тренера.
Данные документы подтверждают, что истец осуществляла трудовую деятельность именно в должности тренера.
Общесоюзным классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта СССР от ДД.ММ.ГГГГ№ предусмотрена как должность тренера, так и должность тренера?преподавателя, то есть данные должности являются различными.
Тождество должностей «тренер» и «тренер-преподаватель» не установлено.
Пенсионное законодательство, действовавшее до ДД.ММ.ГГГГ не предусматривало предоставление права на досрочное назначение пенсий в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей за работу в спортивных школах всех наименований, а также тренерам, старшим тренерам.
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
В возражениях ответчика верно отмечено, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что, работая тренером ДЮСШ истец занималась воспитательной и учебно-тренировочной работой с учащимися, выполнением учебных программ, то есть осуществляла педагогическую деятельность, поскольку тренер-преподаватель и тренер - это самостоятельные должности, для каждой их них закреплены основные трудовые функции, квалификационные характеристики по должностям. Досрочное пенсионное обеспечение в отношении лиц, должность которых значится как "тренер" не подлежит зачету в специальный страховой стаж работы, так как не установлено тождество должностей "Тренер" и "Тренер-преподаватель".
Представленная в суд выписка из приказа Знаменской ДЮСШ от ДД.ММ.ГГГГ№ (п.2), в которой указано, что ФИО1 принята «...на работу в качестве тренера - преподавателя...» не является надлежащим доказательством осуществления истцом трудовых функций именно в должности «тренера-преподавателя», поскольку из пояснений представителя Знаменской ДЮСШ, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица следует, что в период работы ФИО1 в Знаменской ДЮСШ названное учреждение не имело статус юридического лица, а входило в состав ФИО3 РОНО, следовательно, штатное расписание должно утверждаться руководителем ФИО3 <адрес> отдела народного образования, а согласно приказов ФИО3 РОНО № от 04.09.1990г. (архивная справка № от 25.01.2022г.), Приказа № от 24.01.1991г. (архивная справка № от 25.01.2022г.), Приказа № от 13.01.1994г. (архивная справка № от 25.01.2022г.) должность ФИО1 значится как «тренер».
Согласно выписки индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1 период ее работы в Знаменской ДЮСШ не содержит сведений о выслуге лет в связи с осуществлением педагогической деятельности.
При указанных обстоятельствах суд не может принять доводы истца о том, что на момент обращения за назначением пенсии ее специальный педагогический стаж составляет более 25 лет.
Изложенные ФИО1 в исковом заявлении доводы являются процессуальной позицией истца, основаны на ее субъективной оценке фактических обстоятельств дела и ошибочном толковании норм материального права.
Таким образом, у Отделения Пенсионного фонда по <адрес> не имелось оснований для назначения истцу пенсии в соответствии с ч. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с этим отказ Отделения Пенсионного фонда по <адрес> в назначении досрочной страховой пенсии по старости являлся правомерным.
Учитывая изложенное, суд находит требования истца о признании отказа Отделения Пенсионного фонда по <адрес> в назначении пенсии незаконным, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения с ДД.ММ.ГГГГ необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности включить периоды работы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, возложении обязанности назначить досрочно страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через суд, принявший решение.
Решение составлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: подпись А.В. Байрак