ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2070/19 от 23.07.2019 Советского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-2070/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«23» июля 2019 года Омск

Советский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Фарафоновой Е.Н., при секретаре судебного заседания Бохан Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рыжова С.В. к УПФР по САО г. Омска о назначении страховой пенсии по старости,

Установил:

Рыжов С.В. обратился в суд с иском о включении периодов работы в специальный и страховой стаж и установлении досрочной пенсии по старости, в обоснование требований, указав, что … он обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением от … № … УПФР в Советском АО Омска было отказано в установлении страховой пенсии по старости, в связи с тем, что страховой стаж составил 34 года 11 месяцев 00 дней, специальный стаж 06 лет 02 месяца 20 дней. С учетом уточнения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит включить в специальный стаж дающий право на досрочную пенсию периоды работы с 07.09.1983 по 05.10.1983, с 06.03.1986г. по 29.09.1986г. в качестве слесаря-ремонтника по оборудованию металлургических цехов, постоянно занятых на ремонте оборудования агломерационного производства, с 28.08.1989 по02.01.1993 в листопрокатном цехе №3 слесарем-ремонтником листопрокатного производства, с 31.08.1993 по 01.08.1994 в качестве слесаря-ремонтника, занятого на горячих работах в цехе № 5 АООТ «…», период прохождения службы в Армии с 03.11.1983 по 04.12.1985. В страховой стаж периоды работы с 01.12.1991 по 02.01.1993, 09.06.2016, с 08.03.2017 пор 31.03.2017. Признать право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с даты обращения.

В судебном заседании истец Рыжов С.В. требования о назначении пенсии поддержал, указав, на то, что он работал в спорные периоды на работах предусмотренных Списками и имеет право на назначение досрочной пенсии.

Представитель УПФР в Советском АО г. Омска – Велигон Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала доводы изложенные в отказах в установлении пенсии, письменном отзыве, указав, что у истца отсутствует стаж на соответствующих видах работ.

Изучив материалы настоящего дела, пенсионного дела истца, суд приходит к следующему.

Как установлено в ходе рассмотрения дела и подтверждено материалами дела, материалами пенсионного дела Рыжова С.В., … года рождения, … обратился к ответчику УПФР в Советском АО г. Омска с заявлениями о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Решением УПФР в Советском АО г. Омска от … № … было отказано в установлении пенсии, так как для назначения пенсии необходимо: страхового стажа 25 лет 00 месяцев 00 дней, стажа на соответствующих видах работ 12 лет 06 месяцев 00 дней и величина ИПК 13,8 балла, на момент обращения у Рыжова С.В. имеется страхового стажа 34 года 11 месяцев 00 дней, стажа на соответствующих видах работ 06 лет 02 месяца 20 дней, ИПК 91,359.

Истец не согласившись с принятым решением, просит включить в специальный стаж дающий право на досрочную пенсию с 07.09.1983 по 05.10.1983, с 06.03.1986г. по 29.09.1986г. в качестве слесаря-ремонтника по оборудованию металлургических цехов, постоянно занятых на ремонте оборудования агломерационного производства, с 28.08.1989 по02.01.1993 в листопрокатном цехе №3 слесарем-ремонтником листопрокатного производства, с 31.08.1993 по 01.08.1994 в качестве слесаря-ремонтника, занятого на горячих работах в цехе № 5 АООТ «…», период прохождения службы в Армии с 03.11.1983 по 04.12.1985, в страховой стаж периоды работы с 01.12.1991 по 02.01.1993, 09.06.2016, с 08.03.2017 пор 31.03.2017.

Так, с 01.01.2015 страховые пенсии в Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются в соответствии с нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно ч. 3 ст.2 указанного Федерального закона, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации к числу таких договоров относится Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу п. 2 ст. 6 названного выше Соглашения от 13.03.1992 для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

В данном Соглашении отсутствует понятийный аппарат, при установлении права на пенсию в соответствии с названным пунктом Соглашения от 13.03.1992 понятия «трудовой стаж» и «страховой стаж» определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. При оценке пенсионных прав застрахованных лиц учитывается общий трудовой стаж, приобретенных на территории государств-участников Содружества Независимых Государств до 01.01.2002.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР.

В соответствии с п. 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.

В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 №203-16).

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.

Согласно преамбуле Соглашения от 13.03.1992 правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.

В силу ст. 1 Соглашения от 13.03.1992 пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В ч. 1 и ч. 2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 закреплено, что назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона № 400-ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона № 400-ФЗ, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ).

Пунктом 8 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.

В силу п.11, 12 постановления Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР.

В соответствии с п. 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.

В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01. 2003 №203-16).

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Из представленных документов, Рыжов С.В., … года рождения, зарегистрирован в г. …, дата выдачи паспорта гражданина РФ ….

Как следует из материалов пенсионного дела, Рыжов С.В., обращаясь в Пенсионный орган за назначением досрочной страховой пенсии, в подтверждение страхового стажа представил трудовую книжку, где содержатся следующие сведения о работе, в спорные периоды:

- … принят в Карагандинское специализированное ремонтно-строительное управление «…» в Республике Казахстан, слесарем по ремонту металлургического оборудования 4 разряда, постоянно занятым в агломерационном производстве;

- 05.10.1983 уволен в связи с призывом в Ряда Советской Армии;

- … принят в Карагандинское специализированное ремонтно-строительное управление «…» в Республике Казахстан слесарем-ремонтником по оборудованию металлургических цехов, постоянно занятый на ремонте оборудования агломерационного производства;

- 29.09.1986 уволен по собственному желанию.

Указанные сведения подтверждены архивной справкой КГУ «…» от 05.09.2018, согласно которой в документах Карагандинского специализированного ремонтно-строительного управления «…» в Республике Казахстан имеются приемная записка № …от … по Карагандинскому специализированному ремонтно-строительному управлению треста «…» о приеме Рыжова С.В. слесарем 4 разряда участка ГВОС с …, приказом № … от … уволен в связи с призывом на военную службу с 05.10.1983, приемная записка по Карагандинскому специализированному ремонтно-строительному управлению треста «…» о приеме Рыжова С.В. слесарем по ремонту металлургического оборудования с 06.03.1986, личная карточка в которой имеется запись об увольнении с 29.09.1986 (л.д.20,21).

28.08.1989 переведен в листопрокатный цех слесарем-ремонтником …, 02.01.1993 уволен по собственному желанию.

Указанные сведения подтверждены справкой АО «…» (…), согласно справки на л.д.9 и справки об образовании, преобразовании, регистрации и перерегистрации юридического лица на л.д.12, архивной справкой АО «…» от 18.09.2018 № …, справкой уточняющей характер работы АО «…» от 03.04.2019 № …, копией личной карточки (л.д.12-19).

Трудовая книжка, факт принадлежности которой Рыжову С.В. не оспаривался, содержит последовательные записи о трудовой деятельности истца, записи об увольнении заверены печатью организации и подписью должностного лица, подтверждены архивными справками, то есть периоды работы истца на территории Республики Казахстан подтверждены надлежащим образом, а именно записями в трудовой книжке, которая в силу норм действующего в настоящее время и действовавшего ранее законодательства (ст. 39 Кодекса законом о труде Российской Федерации) является основным документом о трудовой деятельности работника и при наличии у Рыжов С.В. надлежащим образом оформленной трудовой книжки основания для отказа во включении в страховой стаж истца Рыжова С.В. периода работы с 01.12.1991 по 02.01.1993, у ответчика не имелось, кроме того, ответчиком в решении от 17.12.2018 указано на то, что периоды работы по найму только после 01.01.2002 могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующий орган Республики Казахстан.

Исходя из положений части 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего с 01.01.2015 г., в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Ранее применявшийся Федеральный закон № 173-ФЗ от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в РФ" (статья 10) содержал в себе аналогичные положения.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Истец Рыжов С.В., согласно сведениям ИЛС зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с 05.10.1999, так как периоды работы 09.06.2016, с 08.03.2017 пор 31.03.2017 имели места после регистрации истца, страхователем деятельность, включаемая в страховой стаж не подтверждена, ответчиком обосновано не зачтены указанные периоды в страховой стаж, требования о включении данных периодов в страховой стаж удовлетворению не подлежат.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.

Для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года, применяется Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Списком № 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173 разделом III «Агломареция и обогащение» подразделом «а» предусмотрена должность "слесари дежурные и ремонтные", разделом IV "Металлургическое производство /черные металлы/", подразделом 1 "Доменное производство", подразделом 2 "Сталеплавильное и ферросплавное производства (мартеновское, электросталеплавильное, бессемеровское, томасовское и ферросплавное). Цехи подготовки составов, копровые и ремонта металлургических печей. Доломитные фабрики, цехи и отделения", подразделом 3 "Прокатное, колесопрокатное, бандажепрокатное, вилопрокатное, жестекатальное, лудильное и оцинковальное производства и производство рельсовых скреплений" п. "А" предусмотрена должность "слесари дежурные и ремонтные".

Списком № 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10 Разделом III "Металлургическое производство /черные металлы/" подразделами 1а, 2а, 3а код позиции 2040100а-18559; 2040200а-18559; 2040300а-18559 предусмотрены "слесари-ремонтники".

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516.

Согласно, вышепоименованных Правил исчисления периодов работы в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня.

В соответствии с п. 5 Разъяснений Министерства труда РФ № 5 от 22.05.1996 года, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.

Согласно п. 13 разъяснений № 5/8 от 02.04.1976 года, утвержденных постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и секретариата ВЦСПС, рабочим и инженерно-техническим работникам, занятым ремонтом технологического оборудования непосредственно в производственных цехах, отделениях и участках по профессиям и должностям, предусмотренным списками для данного производства, пенсии следует назначать по соответствующим разделам Списков № 1 и № 2 независимо от того, состоят они в штате производственных цехов, отделений и участков или в штате специализированных ремонтных цехов и организаций.

По смыслу действующего законодательства, вопрос о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда, решается в зависимости от того, в каком производстве, профессии или должности занят тот или иной работник.

При отсутствии документального подтверждения соответствия характера и условий работ, выполняемых работником, характеру и условиям труда, предусмотренным Списком, оснований для досрочного назначения пенсии по старости не имеется.

По представленной в дело архивной справки КГУ «…» от 05.09.2018 (л.д.20,21) не усматривается постоянная и непосредственная занятость истца в производствах, предусмотренных разделами «Агломерация и обогащение» и "Металлургическое производство /черные металлы/" Списка № 2.

Так, из указанной справки следует, что в документах Карагандинского специализированного ремонтно-строительного управления «…» имеются приемная записка № … от …. по Карагандинскому специализированному ремонтно-строительному управлению треста «…» о приеме Рыжова С.В. слесарем 4 разряда участка ГВОС с …, приказом № …от … уволен в связи с призывом на военную службу с 05.10.1983, приемная записка по Карагандинскому специализированному ремонтно-строительному управлению треста «…» о приеме Рыжова С.В. слесарем по ремонту металлургического оборудования с …, личная карточка в которой имеется запись об увольнении с … (л.д.20,21).

Уточняющая справка о характере работы и условиях труда истцом не представлена.

Из архивной справки следует, что местом работы истца являлось Карагандинское специализированное ремонтно-строительное управление «Востокэнергочермет» из чего следует, что Карагандинское специализированное ремонтно-строительное управление «Востокэнергочермет» не являлось агломерационным комбинатом, фабрикой, цехом, отделением либо установкой, а, являлось вспомогательной организацией не имело своего производства.

Иных документов, раскрывающих функциональные обязанности истца, либо указывающих на льготный характер выполняемой истцом работы представлено не было. Доводы истица о его постоянной занятости на работах по Списку № 2 с вредными и тяжелыми условиями труда надлежащими доказательствами не подтверждены.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае юридически значимым обстоятельством для включения спорного периода в специальный стаж истца является подтверждение факта выполнения ремонта оборудования в местах его установки на тех участках (рабочих местах) действующих производств, где основные рабочие, ведущие технологический процесс, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 2. Данное обстоятельство истцом не доказано.

Следовательно, судом период работы истца Рыжов С.В. с 07.09.1983 по 05.10.1983, с 06.03.1986г. по 29.09.1986г. в качестве слесаря-ремонтника по оборудованию металлургических цехов, постоянно занятых на ремонте оборудования агломерационного производства, не может быть включен в специальный стаж по Списку № 2.

В период службы Рыжова С.В. с 03.11.1983 по 04.12.1985 в рядах Советской Армии действовало (до 20.11.1990 года) Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров ССР от 03.08.1972 года № 590.

Согласно п. 16 указанного Положения на льготных условиях имеют право на пенсию по старости:

- рабочие и служащие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР:

мужчины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет;

женщины - по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 15 лет;

В соответствии с п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров ССР от 03.08.1972 года № 590 кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также:

- служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, СГПУ, НКВД, НКГБ, МГВ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции. Пребывание военнослужащего в плену засчитывается в стаж работы в установленном порядке.

При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности, рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Таким образом период с 03.11.1983 по 04.12.1985 службы в рядах Советской Армии, так же не подлежит включению в специальный стаж истца, так как период работы до и после службы в рядах Советской Армии, не подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ.

Период работы истца с 28.08.1989 по 02.01.1993 в листопрокатном цехе №3 Карагандинского металлургического комбината слесарем-ремонтником листопрокатного производства подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ дающих право на назначение пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях», так как факт работы истца в должности и в организации предусмотренной Списком № 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10 Разделом III "Металлургическое производство /черные металлы/" код позиции 2040300а-18559 подтвержден справкой уточняющей характер работ и подтверждающей полную занятость (л.д.11), сомневается в достоверности которой у суда оснований не имеется. Указанные сведения подтверждены справкой АО «…» (…, согласно справки на л.д.9 и справки об образовании, преобразовании, регистрации и перерегистрации юридического лица на л.д.12), архивной справкой АО «…» от 18.09.2018 № …, справкой уточняющей характер работы АО «…» от 03.04.2019 № …, копией личной карточки (л.д.12-19).

Требования о включении в стаж на соответствующих видах работ периода работы истца Рыжова С.В. с 31.08.1993 по 01.08.1994 в качестве слесаря-ремонтника, занятого на горячих работах в цехе № 5 АООТ «…», так же удовлетворению не подлежит.

В соответствии со Списком № 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10 правом на льготное пенсионное обеспечение в связи с тяжелыми условиями труда пользуются слесари-ремонтники, занятые на горячих участках работ (раздел XIV "Металлообработка", подраздел 2-а "Кузнечно-прессовое производство", код 2150200а-18559).

Из акта 5/18 от 20.06.2002 составленного специалистом по оценке пенсионных прав застрахованных лиц ГУ Управления ПФ в Центральном АО г. Омска, следует, что профессия «слесарь-ремонтник» на горячих участках работ документально не подтверждена (л.д.56-58).

План расположения оборудования в цехе №5, паспорта печей, протоколы замера метеофакторов в цехе, в суд представлены не были, справка уточняющие условия и характер работ истцом не представлена.

Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В судебном заседании установлено, что ответчиком при подсчете специального стажа Рыжова С.В. решением от … № … для определения наличия права на досрочное назначение пенсии истцу зачтено в страховой стаж 34 года 11 месяцев, в специальный стаж 06 лет 02 месяца 20 дней, соответственно с учётом включения в специальный стаж периода работы с 28.08.1989 по 02.01.1993 в листопрокатном цехе №3 слесарем-ремонтником листопрокатного производства, всего 03 года 04 месяца 05 дней, на момент обращения Рыжова С.В. к ответчику – у истца имелось стажа на соответствующих видах работ 09 лет 06 месяцев 25 дней, возраста 57 лет истец не достиг, а значит, исковые требования в части назначения пенсии не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить в части.

Обязать УПФР по САО г. Омска включить в страховой стаж Рыжова С.В. периоды работы с 01.12.1991 по 02.01.1993, с 04.01.1993 по 30.04.1993, в стаж на соответствующих видах работ в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» период работы с 20.08.1989 по 02.01.1993 в качестве слесаря-ремонтника Карагандинского металлургического комбината.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Советский районный суд Омска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда 29.07.2019 в окончательной форме.

Судья Е.Н. Фарафонова