Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
26 ноября 2020 года г. Тайшет
Тайшетский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Павленко Н.С., при секретаре Соболевой И.А., с участием истца ФИО4, представителя истца ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2070/2020 по исковому заявлению ФИО4 к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району», Министерству социальной защиты, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным решения ОГКУ «УСЗН по Тайшетскому району» об отказе в назначении МСП «Свидетельство на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области», возложении обязанности на ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» принять решение о выдаче «Свидетельство на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области», возложении обязанности на Министерство социальной защиты, опеки и попечительства Иркутской области выдать Свидетельство на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратился в суд с иском к ответчикам, указывая в его обоснование, что в сентябре 2020 года он обратился в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» по вопросу выдачи свидетельства на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области.
20.10.2020 года получил в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении «Свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области». С данным отказом не согласен по следующим основаниям:
В июне 2019 года его жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, попал в зону чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, что подтверждается Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 №558-пп.
Данный жилой дом принадлежит ему на праве собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 26.12.2019г.
После наводнения он совместно с членами семьи получил следующие социальные выплаты - единовременную материальную помощь в размере 10 тыс. рублей, а также первую часть выплаты на проведение капитального ремонта жилого помещения в размере 194 тысячи рублей.
Проведение капитального ремонта дома нецелесообразно, так как он находится в аварийном состоянии, поэтому, не согласившись с выводами межведомственной комиссии о том, что жилой дом подлежит капитальному ремонту, он обжаловал данное заключение в суде. Решением Тайшетского городского суда данное заключение признано незаконным, также суд обязал администрацию Зареченского муниципального образования повторно провести обследование жилого помещения на предмет его пригодности (непригодности) к проживанию в соответствии с нормами Постановления Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47.
ДД.ММ.ГГГГ года он получил в администрации Зареченского муниципального образования акт обследования и заключение межведомственной комиссии, в котором комиссия приняла решение, что жилой дом по адресу: <адрес>, находится в аварийном состоянии и является непригодным для проживания.
Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, до паводка не числился в реестре ветхого и аварийного жилья, являлся пригодным для проживания и не представлял угрозы для проживающих в нем людей.
Считает, что соответствует всем необходимым условиям, предусмотренным Постановлением Правительства Иркутской области №556 от 17.07.2019г. для назначения социальной выплаты: является собственником жилого помещения, на день введения режима ЧС; утраченное жилое помещение находится в зоне ЧС, что подтверждается Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 года №558; межведомственная комиссия по результатам обследования признала жилой дом непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу.
Его интересы в судебном заседании представляет представитель, который привлечен к делу на основании заключенного договора возмездного оказания юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ Им понесены следующие расходы: 2500 руб. на составление искового заявления, 2500 руб. за участие в судебном заседании, что подтверждается договором на оказание юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ и квитанцией об оплате.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования и окончательно просил суд признать незаконными решение Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» об отказе в назначении мер социальной поддержки «Свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванной сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области"; обязать Областное государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» принять решение о назначении мер социальной поддержки «Свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванной сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области»; обязать Министерство социальной защиты, опеки и попечительства Иркутской области выдать «Свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванной сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области», взыскать с ответчика ОГКУ «УСЗН по Тайшетскому району» расходы на оплату услуг представителя в размере 5000 руб.
Истец ФИО4 в судебном заседании поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в нем. Суду пояснил, что с 1996 г. является собственником жилого помещения, сам строил дом. Это единственное пригодное для проживания жилое помещения, принадлежащее ему на праве собственности. До паводка дом не имел повреждений, он ухаживал за ним, в 2017 году возвел пристрой к дому. В период паводка подмыло основание дома, фундамент, лопнула печь, упал пол и лаги. До паводка дом не признавался аварийным. В связи с повреждением жилого помещения в период паводка, оно было признано подлежащим капитальному ремонту. Денежные средства в размере 194000 руб. он израсходовал на проведение капитального ремонта, однако никаких результатов это не дало, дом разрушается. Просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель истца ФИО5, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что аварийное состояние дома наступило именно после наводнения. Дом не был ветхим до паводка и аварийным не признавался. Отремонтировать дом невозможно, т.к. он утрачен. ФИО4 обратился в ОГКУ УСЗН по Тайшетскому району с заявлением о назначении ему мер социальной поддержки в установленный срок, а именно 28.08.2020 г., однако документы ему были возвращены, повторно он обратился 15.10.2020 года. Просила удовлетворить требования ФИО4 в полном объеме.
Представитель ответчика ОГКУ «УСЗН по Тайшетскому району» в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя учреждения, письменные возражения на исковое заявление следующего содержания. Истец обратился с заявлением в межведомственную комиссию о проведении обследования дома, расположенного по адресу: <адрес>, только в сентябре 2020 года, т.е. по прошествии более года с момента наводнения, прошедшего в июне 2019 года на территории Иркутской области.
Межведомственной комиссией проведено обследование дома, расположенного по адресу: <адрес>, по результатам которого составлены акт обследования помещения и заключение Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ за №, согласно которым указанное жилое помещение признано непригодным для проживания.
Из акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ№, подготовленного Межведомственной комиссией, следует, что в соответствии с ВСН 55-Н8(р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» истёк эффективный срок эксплуатации жилого дома до возникновения ЧС. Свидетельства, подтверждающие плановые проведения текущих и капитальных ремонтов в период эксплуатации жилого дома отсутствуют. Имеется значительный физический и моральный износ несущих конструкций, в котором затопление паводковыми водами не могло негативно повлиять на общее техническое состояние несущих конструкций.
Исходя из Заключения Межведомственной комиссии, составленного на основании акта межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ за №, дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания в связи с длительным сроком эксплуатации, значительным физическим и моральным износом несущих конструкций дома, а не в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области.
Таким образом, отсутствует причинно-следственная связь между паводком и аварийным состоянием дома, расположенного по адресу: <адрес>. (согласно тексту возражений)
К моменту исследования дом имел аварийное техническое состояние в следствие истечения эффективного срока эксплуатации до возникновения ЧС, значительного физического и морального износа несущих конструкций, Затопление паводковыми водами не могло негативно повлиять на общее техническое состояние несущих конструкций дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Таким образом, Истец не соответствует условиям, установленным пунктом 1 Постановления № 556-пп: спорный дом не был утрачен или повреждён в результате чрезвычайной ситуации, а пришёл в состояние непригодное для проживания в связи с истечением эффективного срока его эксплуатации, значительного физического и морального износа несущих конструкций дома.
В связи с чем, предоставление социальной выплаты, когда жилое помещение признано непригодным для проживания не в результате паводка, произошедшего в июне 2019 года, не предусмотрено нормами Положения и Правил, и повлечет за собой нецелевое использование бюджетных средств и фактически приведет к необоснованному обогащению граждан.
Таким образом, изложенные Истцом доводы, основаны на неправильном толковании норм законодательства. Просил отказать в удовлетворении требований истца.
Представитель ответчика Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил суду письменные возражения на исковые требования истца, в которых просил отказать в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям. Из искового заявления следует, что Истцу предоставлена часть социальной выплаты в размере 194 000 руб. на капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Таким образом, Истец реализовал предоставленную ему меру социальной поддержки путем получения социальной выплаты на проведение капитального ремонта жилого помещении, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области.
Предоставление Истцам меры социальной поддержки на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, взамен жилого помещения, в отношении которого предоставлена социальная выплата на проведение капитального ремонта и проведен капитальный ремонт, не предусмотрено действующим законодательством. Иное повлечет нецелевое использование федеральных и/ или региональных бюджетных средств.
Таким образом, отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме.
Ссылка Истца на решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 28.08,2020 по административному делу № 2а-1647/2020, которым отменено заключение Межведомственной комиссией принято заключение от ДД.ММ.ГГГГ№ о проведении капитального ремонта жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в рассматриваемом случае не имеет правового значения.
ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссией было проведено повторное обследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, по результатам которого был подготовлен акт обследования и заключение №, в соответствии с которым указанный жилой дом был признан непригодным для проживания.
Истец в своем исковом заявлении указывает, что ДД.ММ.ГГГГ он получил в администрации Зареченского муниципального образования акт и заключение Межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов, представленных учреждением следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратился в учреждение с заявлением о выдаче свидетельства (вх, № 53-38)-760/20 от 15.10.2020), то есть по истечении установленного срока.
Кроме того, считают, что Министерство социального развития, опеки и попечительства являются ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку никаких прав истца не нарушали, принятие решения о выдаче свидетельства относится к компетенции ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району», свидетельство оформляется Министерством при получении соответствующего решения о его выдаче. Просил отказать в удовлетворении требований истца в полном объеме.
Представитель третьего лица администрации Зареченского муниципального образования, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, возражений не представил.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом «з» части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
Согласно п. «л» ч. 1 ст. 11 названного закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Указом Губернатора Иркутской области № 134-уг от 27 июня 2019 года «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 года введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Режим чрезвычайной ситуации также введен на территории муниципального образования «Тайшетский район».
Постановлением Правительства Иркутской области от 29 июня 2019 года № 519-пп утвержден Порядок оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2019 года № 316 «О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области» наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера, установлен особый уровень реагирования, Правительству Российской Федерации даны соответствующие поручения.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 года № 556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем» установлено, что указанной категории граждан предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению жильем, в частности в виде предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 года № 558-пп (в редакции Постановления Правительства Иркутской области от 30 декабря 2019 года № 1147-пп) утверждено описание границ подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области в границах населенных пунктов муниципальных образований Иркутской области. В соответствии с указанным Постановлением д.Троицк, входящая в состав Тайшетского муниципального образования, включена в зону подтопления (затопления) чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области.
В судебном заседании установлено, что истец ФИО4 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
Решением Тайшетского городского суда Иркутиской области от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО4 признано право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Решение вступило в законную силу.
Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: ФИО2<адрес>
ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Зареченского МО от ДД.ММ.ГГГГ№, было произведено обследование жилого помещения по адресу: <адрес> Дом ДД.ММ.ГГГГ года постройки. Как следует из технического заключения №, составленного ООО "ИЦ Алмир" ДД.ММ.ГГГГ по результатам обследования элементов ограждающих и несущих жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, техническое состояние конструкций жилого дома оценивается как: фундаменты- ограниченно - работоспособное; стены и перегородки- работоспособные; перекрытия и полы- ограниченноработоспособное. Общее техническое состояние жилого дома на момент обследования оценивается как ограниченно- работоспособное.
Выявлены дефекты, влияющие на несущую способность жилого дома: прогибы и деформация напольного покрытия, обвал грунта в подпольном пространстве, обвал грунта в подпольном пространстве, трещины по печи.
Ввиду полученных повреждений (видимых и скрытых) в результате подтопления и ветхого состояния жилого дома для приведения конструкций в работоспособное техническое состояние необходимо произвести капитальный ремонт. Вместе с тем, согласно выводов инженерно- технического заключения № от ДД.ММ.ГГГГ, ООО Центр экспертизы, оценки и консалинга "САМПАД" производилось визуально-инструментальное обследование основных несущих конструкций жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в результате чего установлены категории состояния строительных конструкций: фундаменты, грунты-аварийные, стены, перегородки-ограниченно-работоспособное (аварийное); перекрытия-ограниченно-работоспособное; крыша и кровля- ограниченно-работоспособное; инженерные коммуникации-ограниченноработоспособное, общее состояние здания- аварийное.
В соответствии ВСН 55-88(р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" истёк эффективный срок эксплуатации жилого дома до возникновения ЧС. Свидетельства, подтверждающие плановые проведения текущих и капитальных ремонтов в период эксплуатации жилого дома отсутствуют. Имеется значительный физический и моральный износ несущих конструкций, в котором затопление паводковыми водами не могло негативно повлиять на общее техническое состояние несущих конструкций.
Краткое описание состояния на момент проверки ДД.ММ.ГГГГ жилого помещения, инженерных систем здания, оборудования и механизмов и прилегающей к зданию территории:
несущими являются все наружные и продольные внутренние стены. Бревно уложено по грунту на деревянные столбы. Фундамент отсутствует. Наружные и внутренние несущие стены из рубленого бревна. Отмостка вокруг здания отсутствует. Двери - деревянные, окна - ПВХ. Имеются незначительные трещины, а так же течь на отопительной печи. Просадка пола. В подпольном помещении: сыро, балки сырые, лопнула одна балка, стулья завалены, обвал грунта. По грунту и балкам белый налёт. На момент осмотра имеется: физический и моральный износ дома, дом ветхий. Выявлено гниение нижнего венца дома по периметру дома.
Заключение межведомственной комиссии по результатам обследования помещения:
Выявлены основания для признания помещения, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания, п. 47 о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания, на основании п. 10 раздела II в соответствии с п. 47 раздела IV постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47.
Межведомственная комиссия установила, что ухудшения жилого дома возникло в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящие к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Капитальный ремонт с целью проведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения нецелесообразен. В связи с чем, по результатам обследования жилого помещения межведомственной комиссией дано заключение 15 сентября 2020 года № 91 о выявлении оснований для признания жилого помещения по адресу: <адрес>, непригодным для проживания в соответствии с разделом II, разделом Ш, п. 33, 47 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».
Истец ФИО4 принимал участие в обследовании жилого дома межведомственной комиссией, возражений относительно содержания акта обследования помещения и заключения межведомственной комиссии, не выразил, подписал их.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» ФИО4 отказано в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 года № 556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем» в связи с отсутствием права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с Положением.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» ФИО4 проинформирован об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 года № 556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем» в связи с отсутствием права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с Положением.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 года № 556-пп установлено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области (далее - чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем: 1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, по их выбору в виде: предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области (далее - предоставление жилого помещения); 2) гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Таким образом, меры социальной поддержки по обеспечению жильем, на приобретение или строительство жилого помещения распространяются на граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории ФИО2 области.
Условия предоставления социальной выплаты изложены в главе 2 Порядка от 17 июля 2019 года № 556-пп.
Согласно пункту 1 ст. 6 Порядка, право на социальную выплату имеют граждане, являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 16 названного Порядка об условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения от 17.07.2019 № 557-пп, обязательными условиями возникновения права на получение меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья взамен утраченного являются нахождение утраченного жилого помещения в границах подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, признание жилого помещения утраченным.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 года № 558-пп установлены границы подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области в границах населенных пунктов муниципальных образований Иркутской области, в которые входит <адрес>.
Вместе с тем, требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения непригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47.
Согласно пункту 2 указанного Положения, его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с абзацем первым пункта 7 названного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в данном Положении требованиям.
Согласно абз. 3 указанного пункта, орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Пунктом 47 Положения предусмотрено, что по результатам работы комиссия принимает одно из указанных в данной норме решений, в частности о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания, о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения (абзац седьмой пункта 47 Положения).
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (абзац второй пункта 49 Положения).
В силу приведенных норм предоставление гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации - паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья, одним из обязательных условий возникновения у таких граждан права на получение меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья взамен утраченного является признание уполномоченным органом занимаемого этими гражданами жилого помещения непригодным для проживания либо многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу именно в результате чрезвычайной ситуации. Решение вопроса о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, заключение которой является основанием для последующего принятия соответствующим органом исполнительной власти решения о предоставлении меры социальной поддержки в форме выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья.
Согласно выводам межведомственной комиссии, жилой дом по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания в связи с истечением эффективного срока эксплуатации жилого дома до возникновения ЧС, значительного физического и морального износа несущих конструкций, в котором затопление паводковыми водами не могло негативно повлиять на общее техническое состояние несущих конструкций.
При этом истцом ни акт обследования, ни заключение межведомственной комиссии в отношении жилого дома по адресу: <адрес>, с которыми он ознакомлен, не оспаривается. Доказательств, соответствующих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ, подтверждающих то обстоятельство, что жилой дом утрачен, признан непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, материалы дела не содержат.
Между тем, правовая природа меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретения жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Иркутской области Иркутской области летом 2019 года, направлена на оказания помощи лицам, лишившимся пригодных для постоянно проживания жилых помещений в виду чрезвычайной ситуации и не имеющим возможности улучшить свои жилищные условия после чрезвычайной ситуации самостоятельно.
Бремя содержания принадлежащего собственнику имущества, риск его случайной гибели или повреждения несет собственник (ст. ст. 210, 211 ГК РФ).
Кроме того, в своих возражениях представитель ответчика указывает на обращение ФИО4 за получением меры социальной поддержки по истечении установленного законом срока, установленного до ДД.ММ.ГГГГ.
Правительством Иркутской области 17.07.2019 принято Постановление N 556-пп" О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
Меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются:
гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения;
гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
Согласно Положению о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее по тексту Постановление) предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты одному из следующих условий:
1) являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма (далее - собственники (наниматели) утраченных жилых помещений) и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
2) имеющим на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения (далее - имеющие документы), и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
3) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
4) являвшимся собственниками (нанимателями) утраченных жилых помещений или имеющим документы и имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) составляет более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
5) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпункте 4 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) составляет более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением граждан, в отношении которых принято решение о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - свидетельство).
Согласно п.11, 12 Положения, гражданин, претендующий на меры социальной поддержки, в срок до 30 сентября 2020 года включительно обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты (далее - заявление о выдаче свидетельства) по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению в государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству социального развития и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом указанного министерства, по месту жительства (пребывания) гражданина (далее - учреждение).
В судебном заседании установлено, что первоначально ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратился с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, то есть в установленные сроки.
При этом, на момент обращения его с указанным заявлением в августе 2020 г., жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не было признано непригодным для проживания, поскольку заключение о его непригодности было принято межведомственной комиссией только ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 было возвращено его заявление с разъяснением порядка обращения.
После получения заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого помещения по адресу: <адрес>, непригодным для проживания ФИО4 обратился с заявлением в ОГКУ «УСЗН по Тайшетскому району» ДД.ММ.ГГГГ, заявление зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении установленного срока, который был ограничен ДД.ММ.ГГГГ включительно.
П.16 Положения определено, что Учреждение не позднее двух рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за выдачей свидетельства обеспечивает направление запросов (межведомственных запросов) в государственные органы, органы местного самоуправления, подведомственные государственным органам и органам местного самоуправления организации в целях получения следующих документов (сведений):
1) сведений о нахождении утраченного жилого помещения в зоне чрезвычайной ситуации, определенной решением главы муниципального образования Иркутской области, на территории которого решением главы указанного муниципального образования введен режим функционирования "Чрезвычайная ситуация";
2) сведений о признании жилого помещения утраченным;
3) сведений о праве собственности на утраченное жилое помещение или о праве пользования утраченным жилым помещением по договору социального найма - в случае обращения гражданина, указанного в подпункте 1 пункта 6 настоящего Положения, или его представителя;
4) сведений о регистрации членов семьи по месту жительства в утраченном жилом помещении;
5) сведений о наличии (отсутствии) у гражданина, членов семьи в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
6) утратил силу. - Постановление Правительства Иркутской области от 01.09.2019 N 710-пп;
7) сведения об учетной норме площади жилого помещения;
8) сведения о пригодности (непригодности) иного жилого помещения для проживания.
В соответствии с п17 Положения после получения ответов на запросы (межведомственные запросы), указанные в пункте 16 настоящего Положения, но не позднее 30 рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за выдачей свидетельства учреждение принимает решение о выдаче свидетельства или об отказе в выдаче свидетельства.
В случае совместного обращения граждан, являющихся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение, или их представителя с заявлением о выдаче свидетельства решение о выдаче свидетельства или об отказе в выдаче свидетельства принимается в отношении каждого гражданина, являющегося участником общей собственности на утраченное жилое помещение.
18. Основаниями для принятия решения об отказе в выдаче свидетельства являются:
1) отсутствие права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с настоящим Положением;
2) несоблюдение условий предоставления социальной выплаты, указанных в пункте 6 настоящего Положения;
3) непредставление документов или представление неполного перечня документов в соответствии с пунктом 12 настоящего Положения, за исключением документов, которые гражданин (граждане) или его (их) представитель вправе не представлять;
4) обращение с заявлением о выдаче свидетельства после срока, установленного в пункте 11 настоящего Положения.
Согласно п.19, 20 Отказ в выдаче свидетельства может быть обжалован в порядке, установленном законодательством.
В случае принятия решения об отказе в выдаче свидетельства по основанию, указанному в подпункте 3 пункта 18 настоящего Положения, гражданин (граждане) или его (их) представитель вправе повторно обратиться с заявлением о выдаче свидетельства с приложением документов, которые ранее не были им (ими) представлены.
В этом случае учреждение принимает решение о выдаче свидетельства или об отказе в выдаче свидетельства в течение пяти рабочих дней со дня повторного обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя.
В нарушение указанных требований Положения, Учреждением не принималось решение по заявлению ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке, оно было ему возвращено письмом с разъяснениями.
Вместе с тем, несмотря на отсутствие решения по заявлению ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, на момент его обращения в августе 2020 года с заявлением на получение мер социальной поддержки, он не соответствовал условиям Положения и в отношении него не могло быть принято положительное решение, поскольку жилое помещение признано непригодным для проживания значительно позже его обращения, ДД.ММ.ГГГГ.
То есть, право на получение мер социальной поддержки в соответствии Постановлением Правительства № 556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем» возникло у ФИО4 после ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, его обращение ДД.ММ.ГГГГ не имеет в данном случае юридического значения.
Оценивая вышеизложенное, отсутствие доказательств утраты ФИО4 жилого помещения именно в результате чрезвычайной ситуации, его обращение за получением мер социальной поддержки по истечении установленного срока, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Учитывая вышеизложенное, не подлежат удовлетворению требования истца о взыскании судебных расходов в силу ст.98 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО4 к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району», Министерству социальной защиты, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным решения ОГКУ «УСЗН по Тайшетскому району» об отказе в назначении МСП «Свидетельство на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области», возложении обязанности на ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» принять решение о выдаче «Свидетельство на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области», возложении обязанности на Министерство социальной защиты, опеки и попечительства Иркутской области выдать Свидетельство на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, взыскании судебных расходов отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Тайшетский городской суд в течении одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Н.С. Павленко