Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 09 сентября 2013 года Дело № 2-2070/2013 Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
г. Норильск Красноярского края 02 сентября 2013 года
Норильский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Крючкова С.В.,
при секретаре Дьяченко Д.В.,
с участием заявителя Чудова С.В.,
представителя заинтересованного лица Лискиной Ю.Н.,
представителя заинтересованного лица Степанова С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению Чудова С.В. об оспаривании распоряжения Администрации города Норильска об отказе в установлении условно разрешенного вида использования земельного участка и объекта капитального строительства,
У С Т А Н О В И Л:
Чудов С.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании распоряжения Администрации города Норильска об отказе в установлении условно разрешенного вида использования земельного участка и объекта капитального строительства, мотивируя тем, что 21.01.2013 в Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Норильска им было подано заявление на предоставление муниципальной услуги по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства «здание автосервиса» на территории, находящейся по адресу: <адрес> Предварительно перед подачей заявления от специалиста Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Норильска заявитель получил информацию, что данный участок свободен. Рассмотрение заявления и приложенных к нему документов на публичных слушаниях состоялось 27.02.2013, по итогам которого за предложение «предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства «здание автосервиса» проголосовали: «за» - 13 чел., «против» - 1 чел., «воздержалось» - 10 чел. Заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в газете «Заполярная правда» от 17.04.2013. В установленные нормативными актами сроки решение о предоставлении или об отказе в предоставлении данного земельного участка получено не было, в связи с чем 19.06.2013 в адрес Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Норильска заявителем было направлено письмо с просьбой предоставить информацию о результатах предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования данного земельного участка. 03.07.2013 Чудовым С.В. было получено распоряжение Администрации города Норильска Красноярского края от 26.06.2013 № 3264 «Об отказе в установлении условно разрешенного вида использования земельного участка и объекта капитального строительства». Основаниями для отказа в размещении объекта капитального строительства «здание автосервиса» на данном участке, явились следующие доводы: 1) приведет к нарушению прав третьих лиц в части обеспечения свободного подхода и проезда к существующим индивидуальным гаражам в данном районе; 2) приведет к нарушению свободного подхода и проезда к открытой стоянке служебного и личного автотранспорта сотрудников предприятия НМУ «СВЭМ» в районе <адрес>; 3) затруднит очистку прилегающей территории от снега в зимнее время. С данными основаниями отказа Чудов С.В. не согласен, поскольку при личном общении с собственниками данных гаражей, установлено, что подъезд к гаражам осуществляется с противоположный стороны от испрашиваемого земельного участка, проезд со стороны земельного участка захламлен строительным мусором и не используется владельцами гаражей, от собственников гаражей было получено согласие на строительство «здания автосервиса»; на схеме расположения, согласованной начальником Управления - главным архитектором города И.А. Соболевой, четко обозначены границы с прилегающей территорией предприятия НМУ «СВЭМ», испрашиваемый земельный участок не пересекается с границами прилегающей территории НМУ «СВЭМ», тем самым не будет нарушать прав сотрудников предприятия НМУ «СВЭМ»; строительство «здания автосервиса» по факту не будет затруднять проезд и работу снегоуборочной техники. Причины, послужившие основанием для отказа, на публичных слушаниях, состоявшихся 27.02.2013, озвучены не были, в связи с чем большинство присутствующих проголосовали за предоставление данного земельного участка под строительство объекта «здание автосервиса». На основании изложенного Чудов С.В. просит отменить распоряжение Администрации города Норильска Красноярского края от 26.06.2013 № 3264 «Об отказе в установлении условно разрешенного вида использования земельного участка и объекта <адрес>., в аренду под строительство объекта «здание автосервиса».
В судебном заседании заявитель Чудов С.В. настаивал на удовлетворении требований по указанным основаниям, пояснив, что индивидуальным предпринимателем он не является, обращался в Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Норильска с заявлением на предоставление муниципальной услуги по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства «здание автосервиса» как гражданин, в случае принятия положительного решения, в дальнейшем принял бы решение о порядке использования земельного участка. С основаниями отказа не согласен, поскольку считает, что у владельцев гаражей останется возможность подъезда с одной стороны, ограничение прохода граждан и подъезда транспорта на территорию предприятия НМУ «СВЭМ» не будет существенным.
Представитель заинтересованных лиц - Администрации города Норильска и Управления имущества Администрации города Норильска – Лискина Ю.Н., действующая на основании доверенностей (...), в судебном заседании с заявлением Чудова С.В. не согласилась, представила письменный отзыв ... пояснив, что заявитель не предоставил никаких доказательств того, что при вынесении оспариваемого распоряжения нарушены его права и свободы, ему созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод или на него незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Чудовым С.В. заявлено требование об отмене распоряжения Администрации города Норильска от 26.06.2013 № 3264, однако данный способ защиты гражданских прав действующим законодателем не предусмотрен. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. 26.02.2013 Комиссий по землепользованию и застройке муниципального образования город Норильск на основании постановления Главы города Норильска от 15.02.2013 № 714 «О проведении публичных слушаний», опубликованного в газете «Заполярная правда» от 15.02.2013 № 6, были проведены публичные слушания. Комиссия подготовила заключение о результатах публичных слушаний от 27.02.2013, в котором рекомендовала Главе Администрации города Норильска при принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка отказать Чудову С.В. в установлении условно разрешенного вида использования земельного участка на основании действующего законодательства. Заключение Комиссии содержит мотивированные основания для отказа в установлении условно разрешенного вида использования испрашиваемого заявителем земельного участка. Оспариваемое распоряжение было принято в соответствии с требованиями действующего законодательства. Чудов С.В. обжалует отказ Администрации города Норильска в установлении условно разрешенного вида использования земельного участка. Следовательно, требование обязать Администрацию города Норильска предоставить испрашиваемый земельный участок в аренду под строительство объекта «здание автосервиса» не подлежит удовлетворению, так как Чудов С.В. не обращался с подобной просьбой в Администрацию город Норильска. Издавая распоряжение, Администрация города Норильска действовала, реализуя полномочия собственника земельного участка. Муниципальному образованию город Норильск принадлежат права на земельные участки и расположенные на них гаражи 5-9 по адресу: в районе <адрес>, то есть установление условно разрешенного вида использования земельного участка Чудову С.В. приведет к нарушению прав Муниципального образования город Норильск на свободный подход и подъезд к гаражам. Администрация города Норильска, действующая как лицо, обладающее правами на земельные участки и расположенные на них гаражи 5-9 по адресу: в районе <адрес>, путем издания распоряжения также выразило свое несогласие с предоставлением заявителю разрешения на условно разрешенный вид земельного участка, так как выдача данного разрешения привела бы к нарушению прав муниципального образования город Норильск как лица, являющегося собственником указанных гаражей и земельных участков. Чудов С.В. не доказал свои доводы, указанные в заявлении. Вместе с тем, размещение заявителем объекта капитального строительства «здание автосервиса» на данном участке приведет к нарушению прав третьих лиц в части обеспечения свободного подхода и проезда к существующим индивидуальным гаражам в данном районе, приведет к нарушению свободного подхода и проезда к открытой стоянке служебного и личного автотранспорта сотрудников предприятия НМУ «СВЭМ» в районе <адрес>, затруднит очистку прилегающей территории от снега в зимнее время.
Представитель заинтересованного лица – ООО Норильское монтажное управление ОАО «Северовостокэлектромонтаж» - Степанов С.И., действующий на основании доверенности (...), в судебном заседании с заявлением Чудова С.В. не согласился, пояснив, что предоставление разрешения на установление условно разрешенного вида использования земельного участка Чудову С.В. и размещение заявителем объекта капитального строительства «здание автосервиса» на территории, находящейся по адресу: <адрес> приведет к нарушению прав ООО Норильское монтажное управление ОАО «Северовостокэлектромонтаж» в части обеспечения свободного подхода граждан и сотрудников предприятия, проезда к открытой стоянке служебного и личного автотранспорта сотрудников предприятия, а также затруднит очистку прилегающей территории от снега в зимнее время, поскольку на площадку не сможет проезжать автотехника, что отчетливо видно из представленных фотоснимков. Указанное также нарушит обеспечение свободного подхода и проезда к существующим индивидуальным гаражам в данном районе, довод Чудова С.В. о том, что этот проезд не используется, не соответствует действительности.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявления Чудова С.В. по следующим основаниям:
На основании ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Судом установлено следующее:
21.01.2013 Чудов С.В. обратился с заявлением в Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Норильска на предоставление муниципальной услуги по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства «здание автосервиса» на территории, находящейся по адресу: <адрес>
Рассмотрение заявления и приложенных к нему документов на публичных слушаниях состоялось 27.02.2013, по итогам которого за предложение «предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства «здание автосервиса» проголосовали: «за» - 13 чел., «против» - 1 чел., «воздержалось» - 10 чел. Заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в газете «Заполярная правда» от 17.04.2013 (...).
В установленные нормативными актами сроки решение о предоставлении или об отказе в предоставлении данного земельного участка Чудовым С.В. получено не было, в связи с чем 19.06.2013 в адрес Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Норильска заявителем было направлено письмо с просьбой предоставить информацию о результатах предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования данного земельного участка (...).
03.07.2013 Чудовым С.В. было получено распоряжение Администрации города Норильска Красноярского края от 26.06.2013 № 3264 «Об отказе в установлении условно разрешенного вида использования земельного участка и объекта капитального строительства», в соответствии с которым Чудову С.В. отказано в размещении объекта капитального строительства «здание автосервиса» на испрашиваемом земельном участке по тем основаниям, что это приведет к нарушению прав третьих лиц в части обеспечения свободного подхода и проезда к существующим индивидуальным гаражам в данном районе, а также к открытой стоянке служебного и личного автотранспорта сотрудников предприятия НМУ «СВЭМ» в районе <адрес>, и очистки прилегающей территории от снега в зимнее время (...).
Заявитель Чудов С.В. не является индивидуальным предпринимателем, в связи с чем рассматриваемое заявление относится к подведомственности суда общей юрисдикции.
В силу пункта 6 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
Согласно статье 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации физическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (часть 1).
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений данной статьи (часть 2 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ).
Порядок проведения публичных слушаний в муниципальном образовании город Норильск регулируется Положением о публичных слушаниях на территории муниципального образования город Норильск, утвержденным решением Норильского городского Совета депутатов от 13.05.2008 № 11-239 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 8.7 Положения на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования Администрация города Норильска или структурное подразделение Администрации города Норильска осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении соответствующего разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их Главе Администрации города Норильска.
26.02.2013 Комиссией по землепользованию и застройке муниципального образования город Норильск (далее - Комиссия) на основании постановления Главы города Норильска от 15.02.2013 № 714 «О проведении публичных слушаний» (опубликовано в газете «Заполярная правда» от 15.02.2013 № 6) были проведены публичные слушания (...).
В соответствии с выпиской из протокола проведения публичных слушаний от 26.02.2013 № 02 на публичных слушаниях за решение предоставить Чудову С.В. разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка для строительства объекта капитального строительства «здания автосервиса» проголосовало «за»- 13 чел, «против» - 1 чел., «воздержалось» - 10 человек (...).
По смыслу статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления принимают решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с учетом результатов публичных слушаний. Результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер и являются одним из факторов, подлежащих учету при принятии такого решения.
Кроме того, в публичных слушаниях приняли участие 24 человека, из которых положительное мнение по вопросу о возможности установления испрашиваемого заявителем условно разрешенного вида земельного участка высказали только 13 человек, т.е. решение не было единогласно принято всеми участниками публичных слушаний.
Согласно части 8 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
Решение органа местного самоуправления по вопросу отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка должно содержать указание на основания, по которым произведен данный отказ.
Комиссия подготовила заключение о результатах публичных слушаний от 27.02.2013, в котором рекомендовала Главе Администрации города Норильска при принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка отказать ФИО1 в установлении условно разрешенного вида использования земельного участка на основании статьи 209 ГК РФ, пункта 10 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ», абзаца 9 подпункта 1 пункта 2.6 раздела 2 главы 1 части 1 Правил землепользования и застройки муниципального образования город Норильск, утвержденных решением Норильского городского Совета депутатов от 10.11.2009 № 22-533 (...).
Таким образом, заключение Комиссии содержит мотивированные основания для отказа в установлении условно разрешенного вида использования испрашиваемого заявителем земельного участка.
В соответствии п. 3.3.3 Административного регламента «Предоставления муниципальной услуги по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства» (далее - Регламент) от 24.07.2012 №234 Комиссия (в случае, когда условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства не установлен градостроительным регламентом) рассматривает заявления и приложенные к нему документы в срок не более 45 календарных дней и по результатам рассмотрения осуществляет подготовку заключений о предоставлении разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их Главе Администрации города Норильска в срок не более 5 календарных дней с даты рассмотрения заявления на публичных слушаниях.
На основании указанных в части 8 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Аналогичные нормы содержатся в пункте 8.9 Положения, согласно которым на основании заключений по результатам публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка Глава Администрации города Норильска или иное уполномоченное им должностное лицо в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение: о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования; об отказе в предоставлении такого разрешения.
Таким образом, ФИО1 было отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка на основании статьи 209 ГК РФ, пункта 10 статьи 3 Федерального закона № 137-Ф3 «О введение в действие Земельного кодекса РФ», в том числе на основании заключения о результатах публичных слушаний от 27.02.2013, подготовленного Комиссией, то есть распоряжение Администрации города Норильска Красноярского края от 26.06.2013 № 3264 «Об отказе в установлении условно разрешенного вида использования земельного участка и объекта капитального строительства», в соответствии с которым ФИО1 отказано в размещении объекта капитального строительства «здание автосервиса» на испрашиваемом земельном участке, было принято в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Исходя из заявленных требований, нарушение срока принятия оспариваемого распоряжения в данном случае на его законность не влияет.
Предоставление земельных участков в аренду (в частности, под строительство) осуществляется в соответствии со статьей 30 Земельного кодекса РФ.
ФИО1 оспаривается отказ Администрации города Норильска, содержащийся в распоряжении, то есть отказ в установлении условно разрешенного вида использования земельного участка.
ФИО1 не обращался с заявлением в Администрацию города Норильска о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в аренду, под строительство объекта «здание автосервиса».
В соответствии со статьей 209 ГК РФ только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, поэтому собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону, в том числе, отчуждать его и передавать право владения.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона № 137-Ф3 «О введение в действие Земельного кодекса РФ» предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно статье 1 протокола № 1 от 20.03.1952 к Конвенции от 04.11.1950 «О защите прав человека и основных свобод» каждое физическое или юридическое лицо имеет право беспрепятственно пользоваться своей собственностью. Никто не может быть лишен имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
Частью 1 статьи 124 ГК РФ установлено, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Таким образом, издавая оспариваемое распоряжение, Администрация города Норильска действовала, реализуя полномочия собственника земельного участка.
Согласно части 2 статьи 1 ГК юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Муниципальному образованию город Норильск принадлежат права на земельные участки и расположенные на них гаражи 5-9 по адресу: <адрес> что подтверждается копией распоряжения от 17.07.2012 № 3361 (...).
В настоящее время органами местного самоуправления муниципального образования город Норильск осуществляются действия по регистрации права собственности на вышеуказанные гаражи в порядке, предусмотренном статьей 219 ГК РФ.
Администрация города Норильска, действующая как лицо, обладающее правами на земельные участки и расположенные на них гаражи 5-9 по адресу: <адрес>, путем издания оспариваемого распоряжения выразило свое несогласие с предоставлением заявителю разрешения на условно разрешенный вид земельного участка, так как выдача данного разрешения привела бы к нарушению прав муниципального образования город Норильск как лица, являющегося собственником указанных гаражей и земельных участков, на свободный подход и подъезд к гаражам, то есть создаст препятствия собственнику в пользовании имуществом.
В судебном заседании установлено, что предоставление ФИО1 разрешения на установление условно разрешенного вида использования земельного участка и размещение заявителем объекта капитального строительства «здание автосервиса» на территории, находящейся по адресу: <адрес>, приведет к нарушению прав третьих лиц в части обеспечения свободного подхода и проезда к существующим индивидуальным гаражам в данном районе, приведет к нарушению свободного подхода и проезда к открытой стоянке служебного и личного автотранспорта сотрудников предприятия ООО Норильское монтажное управление ОАО «Северовостокэлектромонтаж» в районе <адрес>, затруднит очистку прилегающей территории указанного предприятия от снега в зимнее время, что отчетливо видно из представленных фотоснимков (...), подтверждается пояснениями представителя Администрации города Норильска и ООО НМУ ОАО «Северовостокэлектромонтаж» и не опровергнуто заявителем.
ФИО1 не доказал свои доводы о том, что предоставление разрешения на установление условно разрешенного вида использования земельного участка и размещение заявителем объекта капитального строительства «здание автосервиса» не будет нарушать права собственников гаражей и ООО НМУ ОАО «Северовостокэлектромонтаж», а строительство здания на земельном участке не будет затруднять проезд и работу снегоуборочной техники.
Оспариваемое заявителем распоряжение принято в соответствии с законом и в пределах компетенции должностных лиц.
При указанных обстоятельствах требования заявителя ФИО1 не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления ФИО1 об оспаривании распоряжения Администрации города Норильска об отказе в установлении условно разрешенного вида использования земельного участка и объекта капитального строительства - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Крючков