ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2071/20 от 15.12.2020 Кинешемского городского суда (Ивановская область)

Дело № 2-2071/2020

УИД 37RS0007-01-2020-004082-07

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

15 декабря 2020 года гор. Кинешма, Ивановской области

Кинешемский городской суд Ивановской области в составе: председательствующего судьи Капустиной Е.А., при секретаре Колесниковой И.В., с участием помощника Кинешемского городского прокурора Ивановской области Горбунова А.Е., представителя ответчика ФГБУЗ МЦ «Решма» ФМБА России ФИО1 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ), рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Кинешме, Ивановской области материалы гражданского дела по исковому заявлению Кинешемского городского прокурора Ивановской области, поданного в интересах неопределённого круга лиц, к ФГБУЗ МЦ «Решма» ФМБА России об обязании устранить нарушения требований законодательства о промышленной безопасности объектов ТЭК,

У С Т А Н О В И Л:

Кинешемский городской прокурор Ивановский области обратился в Кинешемский городской суд Ивановской области с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ФГБУЗ МЦ «Решма» ФМБА. России об обязании устранить нарушения требований законодательства о промышленной безопасности, обосновав исковые требования следующими обстоятельствами.

Кинешемской городской прокуратурой в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о промышленной безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (далее ТЭК), о противодействии терроризму, на основании решения заместителя прокурора города от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка в сфере соблюдения требований к антитеррористической защищённости объектов ТЭС.

Проверкой, проведённой прокуратурой города 29.10.2020 совместно с инспектором ОГК Управления Росгвардии по Ивановской области, установлено, что ФГБУЗ МЦ «Решма» ФМБА России, не выполнило требования антитеррористической защищенности по категорированию газовой котельной, принадлежащей ФГБУЗ МЦ «Решма» ФМБА России, расположенной по адресу: <адрес>.

В порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Ивановский транспортный прокурор просит обязать ФГБУЗ МЦ «Решма» ФМБА России в срок до 01 июня 2021 года провести категорирование газовой котельной, принадлежащей ФГБУЗ МЦ «Решма» ФМБА России, расположенной по адресу: <адрес>.

Помощник Кинешемского городского прокурора Ивановской области Горбунов А.Е., исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, просил исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика ФГБУЗ МЦ «Решма» ФМБА России – ФИО1, действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, с исковыми требованиями согласилась, указала, что испрашиваемый прокурором срок, она считает достаточным для выполнения необходимых требований, направленных на устранение выявленных нарушений. Отметила, что в свободном доступе информация о внесении изменений в распоряжение Губернатора Ивановской области, которыми газовая котельная, принадлежащая Учреждению, включена в перечень объектов топливно – энергетического комплекса Ивановской области, подлежащий категорированию, отсутствовала.

Третье лицо Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ивановской области своего представителя в судебное заседание не направило, будучи надлежащим образом извещённым о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

ФГБУЗ МЦ «Решма» ФМБА. России принадлежит газовая котельная, расположенная по адресу: <адрес>.

Проверкой, проведённой прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ совместно с <данные изъяты>, установлено, что ФГБУЗ МЦ «Решма» ФМБА. России не выполнило требования антитеррористической защищенности по категорированию указанной газовой котельной.

Согласно подп. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закон № 35-ФЗ), противодействие терроризму – это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причини условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации (или) ликвидации последствий терроризма.

Согласно «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, деятельность по минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма планируется заблаговременно, исходя из прогнозов возможных последствий террористических актов. Эта деятельность должна быть ориентирована на недопущение (минимизацию) человеческих потерь исходя из приоритета жизни и здоровья человека над материальными и финансовыми ресурсами.

Исходя из требований ст. 2 Закона № 35-ФЗ, противодействие терроризму Российской Федерации основывается на приоритете защиты прав и законны интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.

Приоритет мер предупреждения терроризма должен выражаться в принятии профилактических мер, направленных на предупреждение террористической деятельности в различных её проявлениях. В первую очередь, речь идёт о мерах, связанных с выявлением и последующим устранением причин и условий, способствующих терроризму.

К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся организационно-технические меры, а именно, разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты.

В соответствии с п.9 ст.2 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее 0 Федеральный закон № 256 – ФЗ) объекты топливно-энергетического комплекса – объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения.

В силу ч.1 ст.3 Федерального закона № 256 – ФЗ целями обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются устойчивое и безопасное функционирование, защита интересов личности, общества и государства в сфере топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства.

Согласно ч.2 ст.3 Федерального закона № 256 – ФЗ основными задачами обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются: 1) нормативное правовое регулирование в области обеспечения антитеррористической защищённости объектов топливно-энергетического комплекса; 2) определение угроз совершения актов незаконного вмешательства и предупреждение таких угроз; 3) категорирование объектов топливно-энергетического комплекса; 4) разработка и реализация требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса; 5) разработка, реализация мер по созданию системы физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса; 6) подготовка специалистов в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса; 7) осуществление федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса; 8) информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.

В соответствии с ч.1 ст.5 Федерального закона № 256 – ФЗ для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с учётом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий провидится категорирование объектов.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 256 – ФЗ исходные данные для проведения категорирования объекта, порядок его проведения и критерии категорирования устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 05.05.2012 № 459 «Об утверждении Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования» (далее - Постановление Правительства РФ № 459) исходными данными для проведения категорирования объекта являются: а) информация об отнесении объекта критически важным объектам для инфраструктуры и жизнеобеспечения топливно-энергетического комплекса и о наличии на объекте опасных производственных объектов; б) общие сведения об объекте (размещение объекта, общая численность работающих на объекте, максимальная численность работающих на объекте в одной смене в дневное и ночное время, режим работы объекта, наличие вокруг объекта других производств, населенных пунктов, жилых зданий и иных объектов массового скопления людей, их характеристика и размещение по отношению к объекту, размещение объекта по отношению к транспортным коммуникациям, сведения об опасных веществах и материалах, используемых на объекте); в) возможные условия возникновения и развития чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями; г) масштабы возможных социально-экономических последствий вследствие аварий на объекте, в том числе в результате совершения акта незаконного вмешательства; д) наличие критических элементов объекта и их характеристика; ж) наличие уязвимых мест объекта; з) категории опасности, ранее присвоенные объекту; и) виды угроз и модели нарушителей в отношении объекта; к) ситуационные планы и схемы объекта, его коммуникаций, планы и экспликации отдельных зданий и сооружений и их частей, план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объекте, проектная документация на объект, декларация промышленной безопасности объекта, документация на технологические процессы, используемые на объекте.

В силу ст. 4 Федерального закона № 256 – ФЗ перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению коллегиального органа по противодействию терроризму, который сформирован в субъекте Российской Федерации и в состав которого входят представители федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Распоряжением Губернатора Ивановской области от 07.10.2019 № 95-р О внесении изменений в распоряжение Губернатора Ивановской области от 28.09.2012 № 226-р Об утверждении перечня объектов топливно-энергетического комплекса Ивановской области, подлежащих категорированию (с изменениями от 15.05.2020 № 38 - р), утвержден перечень объектов топливно-энергетического комплекса Ивановской области, подлежащих категорированию.

Согласно п. 28 раздела 4 указанного Распоряжения газовая котельная, принадлежащая ФГБУЗ МЦ «Решма» ФМБА России, расположенная по адресу: д.1, территория МЦ Решма, Кинешемский район Ивановская область включена в перечень объектов, подлежащих категорированию.

В соответствии с п.7 Постановления Правительства № 459 уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 5 дней со дня утверждения перечня объектов, подлежащих категорированию, направляет субъектам топливно-энергетического комплекса уведомление о включении объекта в этот перечень с указанием срока проведения категорирования объекта.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой города, ДД.ММ.ГГГГ совместно с <данные изъяты>, установлено, что Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области 08.10.2019 (исх.- 2067 – 018/6 – 02) в адрес ФГБУЗ МЦ «Решма» ФМБА России направлено уведомленное о включении газовой котельной, принадлежащей ФГБУЗ МЦ «Решма» ФМБА России, расположенной по адресу: <адрес> в перечень объектов, подлежащих категорированию. Срок для проведения процедуры категорирования котельной установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Указанное уведомление ФГБУЗ МЦ «Решма» ФМБА России получено ДД.ММ.ГГГГ (вх. ), что подтверждается штампом на уведомлении (л.д. 5 оборот).

Исследовав в совокупности представленные сторонами доказательства, принимая во внимание, что категорирование газовой котельной, принадлежащей ФГБУЗ МЦ «Решма» ФМБА России, расположенной по адресу: <адрес>, не проведено, что создает угрозу охраняемым правам и свободам неопределенного круга лиц из числа работников газовой котельной и всему населению близлежащих населенных пунктов, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Кинешемского городского прокурора в полном объёме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Кинешемского городского прокурора Ивановской области удовлетворить в полном объёме.

Обязать ФГБУЗ МЦ «Решма» ФМБА России в срок до 01 июня 2021 года провести категорирование газовой котельной, принадлежащей ФГБУЗ МЦ «Решма» ФМБА России, расположенной по адресу: <адрес>.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ивановского областного суда через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: Капустина Е.А.

Решение принято в окончательной форме 22 декабря 2020 года.