РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Оренбург 30 августа 2012 года
Ленинский районный суд города Оренбурга Оренбургской области
в составе: председательствующего судьи Донцовой Ю.И.,
при секретаре Ельчаниновой Н.М.,
с участием прокурора Зиминой O.K.
с участием заявителя Юдина Г.П., представителя территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Оренбурга Дроздовой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Юдина Г.П. об отмене решения территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Оренбурга о признании итогов голосования по избирательному участку №1029 на выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области пятого созыва, о признании результатов выборов депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области пятого созыва по избирательному участку №1029 недействительными,
УСТАНОВИЛ:
В Ленинский районный суд г.Оренбурга поступило заявление от Юдина Г.П., от избирательного объединения «Оренбургское областное отделение политической партии Коммунистическая партия РФ» в котором просили отменить решение территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Оренбурга о признании итогов голосования по избирательному участку №1029 на выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области пятого созыва. Признать результаты выборов депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области пятого созыва по избирательному участку №1029 недействительными.
Определением судьи Ленинского районного суда г.Оренбурга от 15 марта 2012 года на основании п.4 ч.1 ст.135 ГПК РФ заявление избирательного объединения «Оренбургское областное отделение политической партии Коммунистическая партия РФ» возвращено заявителю. Указанное определение вступило в законную силу 19 апреля 2012 года.
Юдин Г.П. (заявитель) обратился в суд с вышеуказанным заявлением по тем основаниям, что на 13 марта 2011 года в Оренбургской области были назначены выборы депутатов Законодательного Собрания пятого созыва. Избирательным объединением «Коммунистическая партия Российской Федерации» кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Оренбургской области был выдвинут Юдин Г.П..
Территориальная избирательная комиссия Ленинского района города Оренбурга признала выборы депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области пятого созыва по округу №14 состоявшимися, а итоги голосования законными.
В день выборов 13 марта 2011 года на всех избирательных участках, в том числе и на участке №1029, нарушалось избирательное законодательство.
18 июня 2011 года у школы №73, рядом с мусорными контейнерами, депутат Оренбургского Горсовета ФИО20 обнаружил несколько десятков избирательных бюллетеней. Посредством бюллетеней «было определено волеизъявление избирателей» на участке №1029 14-го округа на выборах депутата Законодательного Собрания Оренбургской области 13 марта 2011 года в пользу ФИО3 (Справедливая Россия).
Стало совершенно очевидно, что результаты выборов по 14-му избирательному округу сфабрикованы, а заказчики и исполнители допустили ошибку.
Были вызваны сотрудники полиции, проведена фото и видеосъемка, составлен протокол. Под напором неопровержимых фактов и на основании обращения депутата ФИО20 облизбирком вынужден был издать Постановление, которым обязал ТИК Ленинского района г. Оренбурга произвести вскрытие и пересчет упакованных бюллетеней, в результате чего было установлено, что бюллетени с голосами за заявителя и В. Сазыкина из мешка украдены. По результатам проверки в протоколе, подписанном председателем ТИК Дроздовой Л.А., этот факт был зафиксирован следующим образом: «Указанное количество обнаруженных бюллетеней соответствует количеству избирательных бюллетеней в пользу кандидатов ФИО3 и Юдина Г.П.». Правоохранительными органами, по факту кражи избирательных бюллетеней, в возбуждении уголовного дела было отказано, в связи с отсутствием состава преступления.
В «Официальном мнении» Председатель Избирательной комиссии Оренбургской области ФИО6 заявил следующее: «фактически те бюллетени, которые пропали и найдены, и те бюллетени, которые опечатаны и хранятся в территориальной избирательной комиссии, в сумме составляют то общее количество, которое и было зафиксировано в протоколе».
Как и заключение в протоколе, подписанном председателем ТИК Дроздовой Л.А., так и заявление Председателя Избирательной комиссии Оренбургской области ФИО6 не соответствуют реальной действительности и обстоятельствам дела.
Имеется две версии случившегося.
Избирательные бюллетени с голосами за pаявителя и ФИО3 были похищены с целью скрыть механизм массовой фальсификации результатов выборов на избирательных участках 14 - го избирательного округа. В противном случае этот механизм был бы выявлен 01 июля 2011 года при подсчете избирательных бюллетеней ТИК и заинтересованными лицами.
С избирательных участков 14-го округа, в том числе и с участка № 1029, были похищены «заполненные бюллетени, и вброшены в пользу определенного кандидата. Однако в протоколах избирательных участков 14-го округа, в том числе и УИК №1029, не были отражены утраченные бюллетени. Следовательно, протокол УИК №1029, как и все протоколы избирательных участков 14-го округа о результатах выборов, является недействительным.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ч. 3 ст. 245; ст. 246; ст. 249 ГПК РФ, ст. 75, 77, (Федерального Закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и на участие в референдуме граждан Российской Федерации", законом Оренбургской области от 16 ноября 2005 г. N 2711/469-111-03 «О выборах депутатов Законодательного собрания Оренбургской области», статьей 3 Европейской Конвенции «О защите прав человека и основных свобод», заявитель просил отменить решение территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Оренбурга о признании итогов голосования по избирательному участку №1029 на выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области пятого созыва. Признать результаты выборов депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области пятого созыва по избирательному участку №1029 недействительными.
В судебном заседании Юдин Г.П. свое заявление поддержал.
В судебном заседании представитель территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Оренбурга Дроздова Л.А., действуя на основании доверенности, против заявления возражала.
Заинтересованное лицо Трубников А.С., привлеченный судом к участию в деле, надлежаще извещенный о времени и месте настоящего судебного заседания, в него не явился.
Суд, заслушав пояснения заявителя и представителя заинтересованного лица, исследовав материалы настоящего гражданского дела, материалы проверки Следственного отдела по г.Оренбургу Следственного управления по Оренбургской области Следственного комитета РФ ... СК-11 по факту обнаружения избирательных бюллетеней, пришел к выводу о том, что заявление истца удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Судом установлено, что 06.01.2011 г. Юдин Г.П. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного собрания Оренбургской области пятого созыва по избирательному округу № 14.
В соответствии с пунктом 2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон) основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов являются следующие, установленные судом обстоятельства:
а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;
б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;
г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.
Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей (пункт 3 статьи 77 Федерального закона).
Таким образом, исходя из смысла и содержания вышеуказанных норм действующего избирательного законодательства, следует, что решение избирательной комиссии о результатах выборов подлежит отмене лишь в том случае, если нарушения, допущенные в ходе избирательной кампании, носят такой характер, что это не позволяет выявить действительную волю избирателей. Иными словами, не всякие нарушения избирательного законодательства являются безусловными основаниями для отмены результатов выборов, приоритет законодатель отдает воле избирателей, только невозможность определить эту волю дает суду основание для признания выборов недействительными, то есть имеет место преимущество баланса интересов большинства избирателей перед нарушением законодательства о выборах.
Согласно протокола № 1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 14 выборов депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области пятого созыва от 13 марта 2011 г. по избирательному участку № 1029, участковая избирательная комиссия установила, что число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования – 2634; число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией 2200; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования – 1259, число избирательных бюллетеней, выданных избирателям вне помещения для голосования в день голосования - 30; число погашенных избирательных бюллетеней – 911; число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования – 30; число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования – 1259; число недействительных избирательных бюллетеней – 37; число действительных избирательных бюллетеней – 1252; число открепительных удостоверений, полученных участковой избирательной комиссией – 46, число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования – 45; число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке – 13; число погашенных не использованных на избирательном участке открепительных удостоверений – 1; число открепительных удостоверений, выданных избирателям территориальной избирательной комиссией- 1; число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата: за ФИО8 – 150; за ФИО9 – 24; за ФИО10 – 208; за ФИО3 – 242; за Трубникова А.С. – 403; за Юдина Г.П. – 225.
Согласно протокола № 2 территориальной избирательной комиссии Ленинского района г.Оренбурга от 01.06.2011 г. комиссия произвела вскрытие и пересчет избирательных бюллетеней по выборам депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу №14 избирательный участок №1029. В 15.10 комиссией при участии приглашенных осуществлено изъятие документов по избирательному участку №1029 по выборам Законодательного Собрания Оренбургской области пятого созыва из опечатанного хранилища, расположенного в подвале здании администрации Южного округа города Оренбург ул. Чкалова, 32 а. В 15.15 документы перенесены для удобства пересчета в каб. 312 здания администрации Южного округа. Члены комиссии приступили к вскрытию. Изъятые документы рассортированы на документы по выборам Законодательного Собрания Оренбургской области пятого областного списку и документы по выборам депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу №14. В 16.00 осуществлено вскрытие всех упакованных бюллетеней депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области по одномандатному избирательному округу №14, среди которых обнаружено: количество погашенных бюллетеней – 911, количество недействительных избирательных бюллетеней – 37, количество избирательных бюллетеней в пользу кандидата в депутаты ФИО8 – 150, количество избирательных бюллетеней в пользу кандидата в депутаты ФИО9 – 24, количество избирательных бюллетеней в пользу кандидата в депутаты ФИО10 – 208, количество избирательных бюллетеней в пользу кандидата в депутаты Трубникова А.С. – 403. Не обнаружены пачки избирательных бюллетени по кандидату Сазыкину В.Л. и Юдину Г.П.. Согласно протокола №1 участковой избирательной комиссии №1029 количество бюллетеней в пользу указанных кандидатов составляют 467 шт. Согласно данным протокола №1 участковой избирательной комиссии №1029 число бюллетеней, выданных УИК - 2200, не обнаружено ТИК при пересчете (2200-1733) 467 бюллетеней. Указанное количество не обнаруженных избирательных бюллетеней соответствуют количеству избирательных бюллетеней в пользу кандидатов ФИО3 и Юдина Г.П.. После подсчета все избирательные бюллетени упакованы по пачкам, пачки заверены печатями ТИК Ленинского района города Оренбурга, все пачки помещены в один пакет, который опечатан комиссией и возвращен в хранилище.
Указанный пакет был истребован судом и в судебном заседании 20 августа 2012 года с участием заявителя Юдина Г.П., представителя ТИК и председателя комиссии Дроздовой Л.А., членов комиссии ФИО13 и ФИО12, судом принято решение произвести вскрытие и пересчет избирательных бюллетеней. Были проверены списки избирателей, все бюллетени были пересчитаны, просмотрены заявителем. Их количество соответствовало указанному в протоколе № 2 от 01.06.2011 г..
Из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 01.08.2011 г. следователя следственного отдела по г.Оренбургу следственного управления Следственного комитета РФ по Оренбургской области следует, что в возбуждении уголовного дела по сообщению о совершении преступления предусмотренного ст. 142.1 УК РФ по основаниям п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ за отсутствием события преступления предусмотренного ст. 142.1 УК РФ.
При этом, в постановлении указано, что в соответствии с протоколом осмотра места происшествия от 18.06.2011 по адресу: Оренбургская область г.Оренбург, на ул. Чкалова, между домом № 53 и школой № 73 г. Оренбурга, обнаружены 32 избирательных бюллетеня для голосования на выборах депутатов Законодательного собрания Оренбургской области с печатью Избирательной комиссии Оренбургской области. В ходе проведения проверки по изъятым бюллетеням проведен опрос свидетелей, судебно-техническое исследование документов, по результатам которой сделан вывод о проведения проверки установлено, что 1 пачка избирательных бюллетеней за Сазыкина В.Л. (242 бюллетеня) и 1 пачка избирательных бюллетеней за Юдина Г.П. (225 бюллетеней) отсутствовали по результатам пересчета голосов по состоянию на 01.07.2011, а на момент пересчета избирательных бюллетеней на 13.03.2011 аналогичное количество избирательных бюллетеней имелись в полном объеме, что подтверждается протоколом № 1 от 13.03.2011 г. избирательного участка № 1029.
В судебном заседании 11.07.2012 г. свидетель ФИО20 суду пояснил, что в июне 2011г. в районе школы № 73, им были найдены избирательные бюллетени по одному из округов участка 1029 за кандидата ФИО3 в порядке 50-60 штук, он визуально осмотрел, вызвал сотрудников милиции. Далее был оформлен протокол, он написал заявление в следственный комитет, через месяц был пересчет бюллетеней по участку 1029. Пересчитывали те, которые были в наличии, в подвале хранилось все в ненадлежащем виде. Пересчет был сделан не надлежаще, так как их не допустили к визуальному осмотру бюллетеней, просто пересчитали в их присутствии.
В судебном заседании 11.07.2012 г. свидетель ФИО13, суду пояснил, что присутствовал при вскрытии архива-подвала, где хранятся бюллетени, мешок был открыт, они начали смотреть бюллетени, пересчитывали, цифры не совпадали, несколько раз пересчитывали, но они так и не совпали. В мешке не были обнаружены бюллетени кандидатов ФИО3 и Юдина, их вообще не было. После пакет опечатали.
Разрешая данное дело, суд, руководствуясь требованиями избирательного законодательства, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку не установлено каких-либо нарушений избирательного законодательства, не позволяющих с достоверностью определить действительную волю избирателей, при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области пятого созыва.
Показания опрошенных свидетелей свидетельствуют о ненадлежащем хранении бюллетеней после проведения выборов, что не является нарушением, препятствующим определению действительной воли избирателей.
В соответствии со ст. 56 ГК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств фактов нарушения не позволяющих выявить действительную волю избирателей заявителем Юдиным Г.П. в суд не представлено.
В своих требованиях заявитель ссылался на нарушение правил составления списков избирателей, в обоснование указал на факт включения большого количества избирателей в дополнительные списки, на то, что избиратели голосовали повторно на других участках, что списки избирателей отличаются от сведений Управления Федеральной миграционной службы по Оренбургской области. Суд находит доводы не состоятельными в связи со следующим.
Порядок формирования списков избирателей определен главой 3 закона «О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области» от 16.11.2005 года № 2711/469-11-ОЗ, ФЗ 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Списки избирателей составляются территориальной избирательной комиссией на основании сведений об избирателях, представляемых главой местной администрации муниципального района, городского округа, командиром войсковой части, руководителем организации, в которой избиратели временно пребывают. Ответственность за достоверность, полноту соответствующих сведений и своевременность их представления возложена на лиц, представляющих сведения об избирателях.
Законодателем предусмотрен порядок включения граждан в списки избирателей и исключения их из списка избирателей. Установлено ограничение запрещающее вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов. Определен порядок ознакомления избирателей со списком избирателей.
При этом нормами избирательного права количественного ограничения по включению лиц в дополнительные списки не установлено.
Сам по себе факт несоответствия списка избирателей сведениям из УФМС не может свидетельствовать о нарушении правил составления списков, доводы заявителя, что избиратели голосовали повторно на других участках носят предположительный характер, на конкретные факты нарушений указано не было.
Доводы заявителя о том, что нарушался порядок голосования и подсчета голосов, что наблюдатели и члены комиссии с правом совещательного голоса не допускались к наблюдению правильности включения избирателей в основные и дополнительные списки, что при подсчете голосов избирательные бюллетени не предъявлялись для всеобщего обозрения не нашли своего подтверждения.
Судом установлено, что при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и оставлении протокола об итогах голосования на избирательном участке 1029 каких-либо замечаний по поводу включения избирателей в списки, порядка определения результатов голосования, заполнения протоколов об этом ни от кого не поступало.
Кроме того, заявитель не привел в своем заявлении обоснований тому, каким образом указанные нарушения (при предполагаемом условии, что они в действительности были допущены), повлияли на итоги голосования и стали причиной искажения действительной воли избирателей.
Доводы о том, что бюллетени с голосами за Юдина Г. и ФИО3 были похищены с целью скрыть механизм массовой фальсификации результатов выборов не состоятельны, поскольку факт фальсификации избирательных документов, заведомо неправильного подсчета голосов или заведомо неправильного определения результатов выборов в порядке уголовного производства не установлен.
Изложенное в совокупности, позволило суду сделать вывод о том, что оснований для удовлетворения заявления Юдина Г.П. не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Юдина Г.П. об отмене решения территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Оренбурга о признании итогов голосования по избирательному участку №1029 на выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области пятого созыва, о признании результатов выборов депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области пятого созыва по избирательному участку №1029 недействительными, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца с момента изготовления решения судом в окончательной форме.
Судья: Донцова Ю.И.
В окончательной форме решение суда изготовлено: 24 сентября 2012 года.