...
2-2072/2021
УИД: 56RS0N-53
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Оренбург 31 марта 2021 года
Ленинский районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи Семиной О.В., при секретаре Мальцевой Т.В., с участием:
истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Оренбурге об отмене решения начальника УПФР в г. Оренбурге, о назначении дополнительного ежемесячного обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией,
установил:
ФИО1 обратился в суд с названным иском, указав, что согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 04 марта 2002 года N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" дополнительное материальное обеспечение назначается гражданам, награжденным орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" трех степеней. Ссылаясь на то, что слово орден в законе указано в единственном числе, истец полагал достаточным награждение орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени для наступления установленного законом условия предоставления дополнительного материального обеспечения, в связи с чем не согласился с решением начальника УПФР в г.Оренбурге, которым ему отказано в назначении дополнительного материального обеспечения в связи с отсутствием трех степеней ордена "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР".
Истец просил суд отменить решение начальника УПФР в г.Оренбурге от ...; назначить ему за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией дополнительное ежемесячное обеспечение.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Указал, что поскольку в п. 9 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 04 марта 2002 года N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" записано, что дополнительное материальное обеспечение назначается гражданам, награжденным орденом, и далее следует его наименование, то законодатель имел в виду граждан, награжденных одним орденом любой из трех степеней. Полагал, что если бы законодатель имел в виду обязательное наличие всех трех степеней, то указал бы, что требуется награждение орденами, поставив слово орден во множественном числе, или указал бы, что дополнительное обеспечение полагается полному кавалеру орденов.
Представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности от ..., просила отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на основания, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст.1 Федерального закона от 04 марта 2002 года N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" граждане РФ (далее также - граждане), получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье (далее - пожизненное содержание судьи), и имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, имеют право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией (далее - дополнительное материальное обеспечение).
Дополнительное материальное обеспечение назначается: 1) Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации; 2) гражданам, награжденным орденом Святого апостола Андрея Первозванного; 3) гражданам, награжденным орденом Ленина; 4) гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени, гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени, гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" III и IV степени; 5) гражданам, награжденным орденом Славы трех степеней; 6) Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации; 7) гражданам, награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней; 8) лауреатам Ленинской премии, лауреатам государственных премий СССР и лауреатам государственных премий Российской Федерации (РСФСР); 9) гражданам, награжденным орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" трех степеней; 10) чемпионам Олимпийских игр, чемпионам Паралимпийских игр, чемпионам Сурдлимпийских игр (ч.2 ст.1).
Иным гражданам РФ, имеющим особые заслуги перед народом и государством в области государственной, общественной и хозяйственной деятельности или выдающиеся достижения в области культуры, науки и техники, дополнительное материальное обеспечение может устанавливаться Президентом Российской Федерации (ч.5 ст.1).
Материалами дела подтверждено, что ФИО1, ... года рождения, по достижении возраста 60 лет с ... получает страховую пенсию по старости.
ФИО1... обратился к УПФР в г. Оренбурге с заявлением о назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом от 04 марта 2002 года N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", указав, что награжден орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1988 года.
Решением от ... в установлении дополнительного ежемесячного материального обеспечения ему отказано с указанием на то, что заявитель не отнесен к категории лиц, пользующихся правом на дополнительное материальное обеспечение, поскольку в соответствии с условием, указанным в законе, а именно в п. 2 ст. 1 Федерального закона от 04 марта 2002 года N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" необходимо награждение орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" всех трех степеней.
Судом установлено, что ФИО1 Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1988 года награжден орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" третьей степени, что подтверждено орденской книжкой на имя ФИО1 серии NN, номер ордена N.
Оценивая заявленную истцом позицию, суд соглашается с его доводами о том, что множественным числом слова «орден» является «ордена» и при написании словосочетания «гражданам, награжденным орденом» при упоминании ордена во множественном числе, то есть награждении несколькими орденами правильным будет словосочетание «гражданам, награжденным орденами».
Вместе с тем указанные доводы верны применительно к орденам различных наименований, тогда как примененное законодателем словосочетание «… гражданам, награжденным орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" трех степеней …» подразумевает награждение граждан орденом как знаком отличия одного наименования, в связи с чем употребление слова орден в законе в единственном числе не является ошибкой и не свидетельствует о единственном числе награды, поскольку слова «трех степеней» однозначно указывают на отнесение к данной категории граждан, награжденных орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" не только какой-либо одной степени, а всех трех степеней.
Статут ордена "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" утвержден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1974 года N 480-IX "Об учреждении ордена "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР".
Из содержания данного нормативного акта следует, что орден "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" состоит из трех степеней: орден "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" I степени, орден "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" II степени, орден "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени, награждение которыми производится последовательно, начиная с III степени.
Таким образом, орден "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" как знак отличия включает все три его степени и в этом смысле каждая из степеней не является иным знаком отличия, в связи с чем законодатель правомерно указал существительное «орден» применительно к наименованию знака отличия в единственном числе, а необходимое количество степеней обозначил, используя числительное во множественном числе - «трех», указывающее на общее число степеней ордена, которыми должен быть награжден гражданин для получения гарантированного законом права, которое в данном случае, исходя из смысла Статут ордена, используется в значении «всех» степеней, поскольку всего установлено три таких степени.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что ответчиком верно истолкован подпункт 9 п. 2 ст. 1 Федерального закона от 04 марта 2002 года N 21-ФЗ, который подразумевает, что правом на получение дополнительного ежемесячного материального обеспечения имеют граждане, награжденные орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" всех трех степеней.
Подобное истолкование судом смысла данного пункта подтверждается содержанием подпункта 4 п. 2 ст. 1 того же закона, в котором законодатель как раз и имеет ввиду назначение дополнительного материального обеспечения гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" одной из степеней, то есть именно в том значении, о котором упоминает истец, но в отношении другого ордена, а именно ордена "За заслуги перед Отечеством". И данный пункт законодатель изложил следующим образом: «… гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени, гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени, гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" III и IV степени …».
Аналогичная гарантия предусмотрена и в пункте 3 Статута ордена "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" (утв. Указом Президиума ВС СССР от 28 октября 1974 года N 480-IX), для категории граждан, обозначенных как: «награжденные орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" всех трех степеней имеют право …».
При таких обстоятельствах у пенсионного органа отсутствовали основания для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения на основании ст.1 Федерального закона от 04 марта 2002 года N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", поскольку истцом не представлено как доказательств награждения его орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" I и II степени, так и доказательств награждения его иными наградами, упомянутыми в части 2 указанной статьи.
По изложенным основаниям суд приходит к выводу о том, что требования истца удовлетворению не подлежат, поскольку решение ответчика от ... об отказе в назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения является законным и обоснованным.
руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении искового заявления ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Оренбурге об отмене решения начальника УПФР в г.Оренбурге, о назначении дополнительного ежемесячного обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение судом в окончательной форме принято 06 апреля 2021 года.
Судья: ... О.В. Семина
...
...
...
...