Дело №2-2073/2016 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 марта 2016 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Ю.С.
при секретаре Цурмиловой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству социальной политики Калининградской области, Областному государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения» о возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда» с даты обращения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Гурьевский районный суд Калининградской области с исковым заявлением к ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» о возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда», указав в обоснование заявленных требований, что имеет трудовой стаж более 30 лет, была награждена значком «Отличник бытового обслуживания населения и ремесленничества». ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», в чем ей было отказано, поскольку представленная награда не является ведомственным знаком отличия в труде. Однако с таким решением ответчика она не согласна, поскольку документы о ее награждении были подписаны Президентом Общественной палаты России и председателем Общероссийского профессионального союза жизнеобеспечения, а в самом положении о награде указано, что токовая является ведомственным знаком отличия в труде.
Определением Гурьевского районного суда г. Калининграда от ДД.ММ.ГГГГ данное гражданское дело передано для рассмотрения по подсудности в Ленинградский районный суд г. Калининграда.
При новом рассмотрении дела судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социальной политики Калининградской области.
В судебном заседании истец ФИО1 заявленные исковые требования поддержала, просила удовлетворить по изложенным в иске основаниям, указала, что значком «Отличник бытового обслуживания населения и ремесленничества» она была награждена за заслуги в труде, награждение производилось Президентом Ремесленной палаты России и Председателем Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения, в связи с чем такая награда может быть отнесена к ведомственным знакам отличия в труде. Также пояснила, что ранее ответчиком звание «Ветеран труда» при наличии спорного знака присваивалось гражданам в бесспорном порядке.
В судебное заседание представитель ответчика ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» ФИО2 не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Представил суду письменный отзыв на заявленные требования, из содержания которого следует, что ответчик не согласен с иском, поскольку Некоммерческое партнерство Ремесленная палата России не входит в систему органов государственной власти и последнему не предоставлено право учреждать ведомственные знаки отличия в труде РФ, дающие право на присвоение звания «Ветеран труда».
Министерство социальной политики Калининградской области, будучи извещенными о слушании дела в судебное заседание своего представителя не направили, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили.
Выслушав пояснения истца, исследовав письменные материалы дела и дав им оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд приходит к следующим выводам.
Так, в ходе рассмотрения дела установлено, что ФИО1 на основании Постановления Правления некоммерческого партнерства «Ремесленная палата России» и Президиума ЦК Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения № от ДД.ММ.ГГГГ была награждена нагрудным значком «Отличник бытового обслуживания населения и ремесленничества».
С данной наградой истец обратилась в Гурьевский отдел ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» по вопросу присвоения звания «Ветеран труда».
На данное обращение ФИО1 был направлен ответ, в котором сообщалось об отказе в приеме ее заявления на присвоение звания «Ветеран труда» в связи с тем, что представленная ею награда не является ведомственным знаком отличия в труде, не отвечает требованиям, установленным положениями Постановления Правительства Калининградской области от 25 февраля 2011 года №129 «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда».
Считая такой отказ незаконным, истец обратилась в суд.
Согласно ст. 7 Федерального Закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Условия и порядок присвоения звания «Ветеран труда» в Калининградской области утверждены Постановлением Калининградской области от 25 февраля 2011 года №129 «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда».
Согласно п. 1 указанного Порядка звание «Ветеран труда» присваивается гражданам Российской Федерации, проживающим в Калининградской области, имеющим удостоверение «Ветеран труда», награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В соответствии с п. 2 Порядка для решения вопроса о присвоении звания «Ветеран труда» заявитель должен в числе прочих документов предоставить в Областное государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» документы, в том числе удостоверение, подтверждающее награждение орденом или медалью либо присвоение почетного звания СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо документ, подтверждающий награждение ведомственным знаком отличия в труде, учрежденным в соответствии с законодательством СССР, РСФСР или Российской Федерации, выданный уполномоченными органом, лицом, организацией в порядке, установленном соответствующим положением о ведомственном знаке отличия в труде, принятом в соответствии с законодательством.
Таким образом, исходя из вышеприведенных положений как федерального законодательства, так и регионального награждения ведомственными знаками отличия в труде должны быть произведены федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти и управления СССР.
Между тем, как следует из представленного Положения о нагрудном значке «Отличник бытового обслуживания населения и ремесленничества», оно было утверждено совместным постановлением Правления некоммерческого партнерства «Ремесленная палата России» и Президиума ЦК Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения от 26 сентября 2014 года №01.
Данным нагрудным значком награждаются работники бытового обслуживания населения и ремесленники, работающие в этой сфере деятельности не менее 5 лет, обладающие высокими профессиональными навыками и приемами в труде. Награждение производится Правлением некоммерческого партнерства «Ремесленная палата России» и Президиумом ЦК Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения по представлению администраций органов местного самоуправления либо региональных ремесленных палат совместно с территориальными комитетами Профсоюза жизнеобеспечения.
Таким образом, положением о нагрудном значке «Отличник бытового обслуживания населения и ремесленничества» предусмотрено, что представление к указанной награде осуществляется не государственными органами, а органами местного самоуправления и награждение производится не ведомством, а некоммерческим партнерством.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона №209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» для оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности могут создаваться различные палаты и центры ремесел.
Правовое регулирование отношений в данной области и создания ремесленных объединений основывается на соответствующих положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об общественных объединения».
Сама Ремесленная палата России была создана 20 августа 1999 года, ее основателями были и есть предпринимательские палаты, структуры по предоставлению бытовых услуг, муниципальной индустрии, субъекты бизнеса РФ. Зарегистрированные члены Ремесленной палаты России – это компании и общества, которые составляют 60% субъектов страны, включая 40 предпринимательских палат субъектов РФ.
Ремесленная палата России создана в форме некоммерческого партнерства, которое в силу положений Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» к органам государственной власти не относится и функции государственного управления не осуществляет.
Изложенное также подтверждает то обстоятельство, что учрежденный Ре
месленной палатой России и Президиумом ЦК Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения нагрудный значок «Отличник бытового обслуживания населения и ремесленничества» не может рассматриваться как ведомственный знак отличия в труде.
Действительно, как указывала истица, ранее к ведомственным наградам СССР относился нагрудный значок «Отличник бытового обслуживания населения», награждение которым осуществлялось от имени Министерства бытового обслуживания населения РСФСР. Между тем, истец была награждена данным значком в ДД.ММ.ГГГГ на основании Положения о данной награде, также принятого в 2014 году и не имеющего отношения к ранее существовавшему Министерству бытового обслуживания населения РСФСР.
Кроме того, из вышеприведенных правовых положений следует, что Ремесленная палата России никаких государственных (ведомственных) функций не осуществляет, правопреемником указанного Министерства не является, полномочия по награждению ведомственными знаками отличия в труде ей не делегировались.
Учитывая изложенное суд приходит к выводу о том, что Ремесленная палата России, являющаяся некоммерческим партнерством, не может рассматриваться, как уполномоченный государственный орган, награждение работников от имени которого, должно рассматриваться, как основание для присвоения поощренным им лицам звания «Ветеран труда», а данные им награды - как ведомственные знаки отличия в труде, влекущие право награжденного лица на присвоения звания «Ветеран труда».
Относительно довода истца о дискриминации ее прав в сфере социального обеспечения по сравнению с иными гражданами, которым в Российской Федерации ранее присваивалось звание "Ветеран труда" на основании имевшегося у них значка «отличник бытового обслуживания населения и ремесленничества», следует отметить, что такое социальное право конкретных лиц не было предусмотрено федеральным законом, подзаконными актами, а возникало у граждан вследствие принятия индивидуальных решений соответствующих органов о присвоении такого звания, в связи с чем указанное обстоятельство не может явиться бесспорным и достаточным основаниям для положительного решения вопроса о присвоении звания «Ветеран труда» и ФИО1
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Министерству социальной политики Калининградской области, Областному государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения» о возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда» – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 29 марта 2016 года.
Судья Ю.С. Никифорова