ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2074/2016 от 28.06.2016 Кировского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 2-2074/2016

28 июня 2016 года г.Красноярск

Кировский районный суд г. Красноярска в составе:

Председательствующего Посновой Л.А.

при секретаре Ширяевой О.М.

с участием

истца Софранковой Т.Ю.

представителя истца Смолик В.К.

представителей ответчика Шарабырова С.И., Пищальникова С.В., Самусенко Н.А., Букатовой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Софранкова Т.Ю. к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по <адрес> о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, об оспаривании протокола аттестационной комиссии,

у с т а н о в и л:

Софранкова Т.Ю. обратилась в суд с иском (в уточненной редакции от 28 июня 2016 года) к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю (далее по тексту «Красноярскстат») о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, об оспаривании протокола аттестационной комиссии мотивируя следующим.

Истица Софранкова Т.Ю. в период с 03.08.1981 г. состояла в трудовых отношениях с ответчиком, 29.04.2005 г. между ними был заключен служебный контракт на неопределенный срок о прохождении федеральной государственной гражданской службы и замещении должности федеральной государственной гражданской службы. Согласно данному приказу истец исполняла должностные обязанности <данные изъяты> Канского районного отдела государственной статистики. Приказом работодателя от 12.02.2016 г. действие служебного контракта было прекращено, истица была уволена с 29.02.2016 г. в связи с сокращением должности гражданской службы, с нею был произведен окончательный расчет, выдана трудовая книжка. Вместе с тем, истица полагает, что ее увольнение было произведено с нарушением требований действующего законодательства, поскольку работодатель уведомил ее о предстоящем сокращении 30 декабря 2015 г., то есть менее чем за два месяца до увольнения, не ознакомил ее с приказом о сокращении должностей гражданской службы в «Красноярскстате», с новым штатным расписанием, не предложил ей вакантные должности ни в «Красноярскстате», ни в иных государственных органах, не использовал ее право на преимущественное замещение должности гражданской службы, работодатель не уведомил профсоюзный орган, членом которого являлась истица, о ее предстоящем сокращении. Просит восстановить ее в должности начальника отдела государственной статистики в г.Канске с 1 марта 2016 года, выплатить среднюю заработную плату за время вынужденного прогула с 01 марта 2016 г. по день восстановления в должности.

Кроме того, истица просит признать недействительным протокол аттестационной комиссии указывая на то, что 28 октября 2015 г. была проведена аттестация, по результатам которой она признана не соответствующей замещаемой должности гражданской службы, однако полагает, что аттестация проведена с нарушением действующего законодательства, она не была ознакомлена с составом аттестационной комиссии, членам комиссии не был предоставлен аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации, кроме того были нарушены такие принципы как открытость, коллегиальность, обеспечивающие объективное, гуманное и доброжелательное отношение к аттестуемому.

В судебном заседании истица Софранкова Т.Ю. и ее представитель Смолик В.К. поддержали заявленные исковые требования, с учетом уточненных в полном объеме, по изложенным в иске основаниям, просила восстановить срок обращения с иском в суд об оспаривании протокола аттестационной комиссии, как пропущенный по уважительной причине, так как исковое заявление направлено ею по почте 27.11.2015 г. о том, что исковое заявление ей было возвращено, она не знала, копию определения о возврате по почте не получала. Определение о возврате искового заявления и все документы получил ее представитель только 03 марта 2016 г.

Представители ответчика – Шарабыров С.И., Пищальников С.В., Буканова Т.А., Самусенко Н.А., действующие на основании доверенностей, исковые требования Софранковой Т.Ю. не признали, пояснили, что увольнение истицы 29.02.2016 г. было произведено в точном соответствии с требованиями ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», о предстоящем увольнении истица была предупреждена не менее за два месяца (28.12.2015 г.), возможности предложить работнику вакантные должности не имелось по причине отсутствия таковых должностей, как в «Красноярскстате», так и других государственных органах. Преимущественным правом на оставление на службе Софранкова Т.Ю. не обладала, поскольку по итогам аттестации в 2015 г. была признана несоответствующей замещаемой должности. Аттестация была проведена в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, представители ответчика полагают, что истицей были пропущены сроки обращения с иском в части оспаривания результатов аттестации.

Суд, выслушав истицу, ее представителя, представителей ответчика, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагающего необходимым в удовлетворении исковых требований отказать, находит заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона РФ № 79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

В силу ст.23 Федерального закона РФ № 79-ФЗ от 27.07.2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебный контракт - соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон. Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии. Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.

Согласно ст. 31 того же Закона при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:

1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки;

2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. В течение срока, указанного в части 2 настоящей статьи, в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе. Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности. Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 195, 196 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В силу ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

В силу ст. 205 ГК РФ в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца, нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев – в течение срока давности.

Как установлено в судебном заседании, 29.04.2005 года между Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю («Красноярскстат») и Софранковой Т.Ю. был заключен служебный контракт (т. 1 л.д. 20-23) на неопределенный срок о прохождении ею федеральной государственной гражданской службы и замещении должности федеральной государственной гражданской службы (с 01.11.2004 г. Софранкова Т.Ю. состояла в должности <данные изъяты> Канского районного отдела государственной статистики).

В соответствии с Приказом Росстата от 24.12.2015 г № 651 «Об утверждении предельной численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной службы, территориальных органов Федеральной службы государственной статистики» (т. 1 л.д. 126-129) в «Красноярскстате» в период с 01.01.2016 г. по 29.02.2016 г. были проведены мероприятия по сокращению штатной численности. Во исполнение данного приказа Росстата Приказом Красноярскстата от 28.12.2015 г. № 1214 «О сокращении должностей федеральной государственной гражданской службы» было введено новое штатное расписание с учетом вновь установленной предельной численности. ( т. 1 л.д. 130-132).

Приказом Красноярскстата от 31.12.2015 года № 26/51-П «О структурных изменениях в Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю» (том №1, л.д.125), отдел государственной статистики в г.Канске ликвидирован с 01 марта 2016 года.

Приказом Красноярскстата от 31.12.2015 г. № 1237/к внесены изменения в приказ Красноярскстата от 28.12.2015 г. № 1214/к, согласно которому в перечень должностей, подлежащих сокращению, вошла и должность государственной гражданской службы, замещаемая Софранковой Т.Ю. Экземпляр уведомления о предстоящем увольнении Софранковой Т.Н. получен 30.12.2015 г. (т. 1 л.д. 65), однако, фактически о предстоящем увольнении последняя уведомлена 28.12.2015 года путем направления на электронный адрес отдела государственной статистики в г.Канске уведомления о предстоящем увольнении с указанием о необходимости распечатать сканированную копию уведомления, подписать ее, поставить дату и в сканированном виде выслать в тот же день в адрес кадровой службы (т. 1 л.д. 67-68).

В соответствии со служебной запиской ведущего специалиста-эксперта административного отдела 28.12.2015 г. указанное уведомление в электронном виде было прочитано, что подтверждается автоматической квитанцией о прочтении конверта в отделе государственной статистики в г.Канске (т. 1 л.д. 69-72). Факт получения уведомления Софранковой Т.Ю. 28.12.2016 г. о предстоящем увольнении также подтверждается письмом, направленным последней на имя руководителя Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, в котором Софранкова Т.Ю. указывает, что получила в электронном виде уведомление о сокращении замещаемой ею должности и просить дать ей письменные разъяснения по данному уведомлению. Указанное письмо Софранковой Т.Ю. датировано 28.12.2015 г. (том 1 л.д.75-76).

29 февраля 2016 г. служебный контракт с Софранковой Т.Ю. был прекращен по инициативе представителя нанимателя, в связи с сокращением должности гражданской службы, с приказом об увольнении № 167/к от 12.02.2016 г. она была ознакомлена 29.02.2016 г. (т. 1 л.д.62). В этот же день – 29 февраля 2016 г. трудовая книжка была выдана Грищенко С.Ю., действующей на основании доверенности, выданной Софранковой Т.Ю. (том 1 л.д. 83-84), произведен расчет в полном объеме (т. 1 л.д. 79-82, 104).

Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Софранковой Т.Ю. о признании ее увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, суд исходит из того, что процедура увольнения гражданского служащего ответчиком была соблюдена в полном объеме, каких-либо нарушений со стороны работодателя допущено не было. Доводы истицы о том, что она уведомлена о предстоящем увольнении менее чем за два месяца, являются несостоятельными, поскольку в судебном заседании достоверно установлено, что уведомление о предстоящем увольнении Софранкова Т.Ю. получила по электронной почте 28.12.2015 г., а подписала его 30.12.2015 г. Если учитывать, что истец уведомлена о предстоящем увольнении 30.12.2015 г., то двухмесячный срок заканчивается 29.02.2016 г., поскольку в соответствии со ст. 192 ГК РФ срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца, в связи с чем, срок уведомление представителем нанимателем нанимателя не нарушен.

Доводы Софранковой Т.Ю. о том, что при увольнении работодатель, в нарушение требований ст. 31 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе РФ», не предложил ей вакантные должности ни в «Красноярскстате», ни в иных государственных органах, с учетом длительности стажа работы, она имела преимущественное право на замещение должности гражданской службы, суд находит не состоятельными, основанными на неверном толковании норм действующего законодательства.

Так, ответчиком в материалы дела представлены документы, свидетельствующие об отсутствии в «Красноярскстате» на момент увольнения Софранковой Т.Ю. вакантных мест, при этом работодатель направил соответствующие запросы о наличии вакансий в иные государственные органы, откуда получил ответы об отсутствии вакантных должностей (т. 1 л.д. 154-161). 28 декабря 2015 г. в адрес председателя первичной профсоюзной организации Красноярскстата было направлено письмо о сокращении должностей, с приложением списка гражданских служащих (в том числе Софранковой Т.Ю.), с которыми возможны расторжение служебных контрактов (т. 1 л.д. 63-64).

Кроме того, оснований полагать, что Софранкова Т.Ю. имела преимущественное право на замещение должности гражданской службы, у суда не имеется, поскольку ответчиком предоставлены результаты аттестации указанного работника, проведенной 28.10.2015 года, согласно которым Софранкова Т.Ю. была признана не соответствующей замещаемой должности государственной гражданской службы. С результатами аттестации Софранкова Т.Ю. была ознакомлена 28.10.2015 г., согласно письменной записи, сделанной Софранковой Т.Ю. в аттестационном листе, с результатами аттестации не согласна (том 2 л.д.67).

Утверждения истицы о том, что работодатель не ознакомил ее с приказом о сокращении должностей гражданской службы в Красноярскстате, а также с новым штатным расписанием являются необоснованными, поскольку знакомить с указанными документами, вопреки доводам истицы, работодатель не обязан, так как данное требование ФЗ РФ «О государственной гражданской службе РФ» не предусмотрено.

Представителями ответчика заявлено ходатайство о применении последствий пропуска срока исковой давности, однако Софранкова Т.Ю. просила восстановить ей срок давности для обращения с иском в суд об оспаривании протокола аттестационной комиссии, как пропущенный по уважительной причине, так как исковое заявление направлено ею по почте 27.11.2015 г. о том, что исковое заявление ей было возвращено она не знала, копию определения о возврате по почте не получала. Определение о возврате искового заявления и все документы получил ее представитель только 3 марта 2016 г.

Рассмотрев заявленные ходатайства как со стороны истицы, так и со стороны ответчика, суд считает необходимым восстановить Софранковой Т.Ю. срок давности для обращения с иском в суд, поскольку с исковым заявление истец обратилась в срок - 27.11.2015 г., что подтверждается почтовым штемпелем на конверте (том 2 л.д. 156). Определением суда от 08.12.2015 г. указанное исковое заявление было оставлено без движения, истцу предоставлен срок для исправления недостатков до 23.12.2015 г. Конверт с указанным определение возвращен в суд в связи с истечением срока хранения (том 2 люд. 151) Определением от 28.12.2015 г. исковое заявление было возвращено истицу в связи с не устранением недостатков в установленный срок. Указанное определение также возвращено в адрес суда в связи с истечением срока хранения (том 2 л.д. 148-150). Исковое заявление с приложением, а также вышеуказанные копии определений были получены представителем истца 03 марта 2016 г. (том 2 лд.131). 13.03.2016 г. истцом было направлено исковое заявление, которое определением суда от 23 марта 2016 г. было возвращено заявителю (том 2 л.д. 134-138) Определение от 23.03.2016 г. получено истицей 31.03.2016 г., что подтверждается почтовым уведомлением (том 2 л.д. 139). После устранения недостатков исковое заявление истцом направлено в суд 6 апреля 2016 г. ( Том 2 л.д. 34-34а). При таких обстоятельствах, суд считает возможным восстановить срок исковой давности.

Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Софранковой Т.Ю. о признании недействительным протокола аттестационной комиссии, суд исходит из того, что аттестация проведена с соблюдением установленной процедуры.

В соответствии со ст. 48 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы.

Указанной статьей Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлен также порядок проведения аттестации, перечень гражданских служащих, подлежащих аттестации, сроки очередной и внеочередной аттестации, порядок формирования и составов аттестационной комиссии, результаты решений аттестационной комиссии, порядок обжалования результатов аттестации.

Аттестация государственных гражданских служащих должна проводиться в соответствии с Положением о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 110.

В соответствии с ч. 2 ст.48 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" при проведении аттестации непосредственный руководитель гражданского служащего представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период. К мотивированному отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, а при необходимости пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя.

В соответствии с ч.7 ст. 48 указанного Закона при проведении аттестации учитываются соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных настоящим Федеральным законом.

Из материалов дела следует, что 15.06.2015 г. приказом Красноярскстата № 64-пр «О проведении аттестации государственных гражданских служащих отделов государственной статистики в 2015 г.» был утвержден состав аттестационной комиссии Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, утвержден график аттестации, согласно которому государственные гражданские служащие отдела госстатистики в г.Канске подлежали аттестации 29.10.2015 г. (т. 2 л.д. 51-52). С данным графиком Софранкова Т.Ю. ознакомлена 16.07.2015 г. (т. 2 л.д.53).

Приказами Красноярскстат № 74-пр от 21.07.2015 г. и № 96-пр от 28.09.2015 г. были внесены изменения в приказ Красноярскстата от 15.06.2016 г. № 64-пр, согласно которым дата аттестации была перенесена на 28.10.2015 г., утвержден новый состав аттестационных комиссий ( л.д. 54-59). С изменением графика аттестации Софранкова Т.Ю. была ознакомлена 28.09.2015 г. (том 2 л.д.59).

Аттестационной комиссии был представлен отзыв об исполнении Софранковой Т.Ю. должностных обязанностей за аттестационный период, с которым Софранкова Т.Ю. была ознакомлена 16.09.2015 г. (т. 2 л.д. 63-64). При проведении аттестации 28.10.2015 г. учитывались результаты предыдущей аттестации, отзыв об исполнении должностных обязанностей за аттестационный период (т. 2 л.д.68-71). По итогам аттестации был составлен протокол заседания аттестационной комиссии № 11 от 28.10.2015 г. по результатам которого Софранкова Т.Ю. признана не соответствующей занимаемой должности государственной гражданской службы. (т. 2 л.д. 100-101). Из представленных документов следует, что аттестация проведена уполномоченным составом при соблюдении установленной Положением процедуры, в соответствии с утвержденным графиком, нарушений при проведении аттестации Красноярскстатом допущено не было. В ходе работы комиссии, от ее членов, в том числе и независимого эксперта, замечаний по работе комиссии не поступило.

Таким образом, суд приходит к выводу, что увольнение истицы было произведено ответчиком в строгом соблюдении требований законодательства, оснований для признания увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, признании недействительным протокола аттестационной комиссии не имеется, в удовлетворении исковых требований Софранковой Т.Ю. следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Софранкова Т.Ю. к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, об оспаривании протокола аттестационной комиссии отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Красноярска в месячный срок с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий Л.А.Поснова