ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2074/21 от 26.05.2021 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело №2-2074/21

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 мая 2021 г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе судьи Т.Л. Грачевой,

при секретаре К.М. Деньгине,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области о возложении обязанности выдать государственный сертификат на именной капитал «Семья»,

У С Т А Н О В И Л:

Истица обратилась в суд с вышеназванным иском, указывая, что она обратилась в Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области с заявлением о выдаче государственного сертификата на именной капитал «Семья» в соответствии с Законом Ульяновской области от 05.02.2008 года №24-30 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей».

Согласно ответа исполняющего обязанности министра от 27.11.2020 г. ей было отказано в предоставлении сертификата, причиной отказа послужил тот факт, что не представлено доказательств проживания на территории Ульяновской области.

Полагает, что подпадает под действие Закона Ульяновской области от 05.02.2008 N 24-ЗО "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей", поскольку родила второго и третьего ребенка после 1 июля 2011 года. Проживает на территории Ульяновской области с ДД.ММ.ГГГГ г., второй ребенок ФИО15 родилась ДД.ММ.ГГГГ г. то есть по прошествии трех лет со дня регистрации по месту жительства в г. Ульяновске.

Факт ее проживания на территории Ульяновской области подтверждается тем фактом, что ее дети ФИО4ДД.ММ.ГГГГ р., ФИО3ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5ДД.ММ.ГГГГ р. родились на территории Ульяновской области, что указано в их свидетельстве о рождении, а так же справками из медицинских учреждений и иными документами.

Просила суд признать незаконным отказ исполняющего обязанности министра здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области ФИО2 от 27.11.2020 г. в предоставлении государственного сертификата на именной капитал «Семья» в соответствии с Законом Ульяновской области от 05.02.2008 № 24 -ЗО «о дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» Признать право государственного сертификата на именной капитал «Семья» в соответствии с Законом Ульяновской области от 05.02,2008 № 24 -ЗО «о дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» Обязать Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области возложить на ответчика обязанность выдать истице государственный сертификат на именной капитал «Семья».

В судебном заседании истица поддержала заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что при представлении документов истицей в Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области не был подтвержден факт ее постоянного проживания не менее 3 лет на территории Ульяновской области на момент рождения третьего ребенка, в связи с этим ей было отказано в выдаче государственного сертификата на именной капитал «Семья», действовали в рамках возложенных на Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области полномочиях. Просили в иске отказать.

Выслушав истицу, представителя ответчика, исследовав материалы дела, медицинские карты на детей, медицинские карты на истицу, суд приходит к следующему.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

В судебном заседании установлено, что истица является гражданкой Российской Федерации и матерью 3 детей: ФИО4ДД.ММ.ГГГГ р., ФИО6ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5ДД.ММ.ГГГГ р.

После рождения 3 ребенка она обратилась к ответчику для рассмотрения возможности получения сертификата на именной капитал «Семья» в рамках закона Ульяновской области от 05.02.2008 № 24-30 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей».

Уведомлением от 21.11.2020г. №73-ИОГВ-12.01/9949исх принято решение об отказе в выдаче государственного сертификата на именной капитал «Семья» в связи с рождением второго, третьего и четвертого детей ей отказано, мотивировав отказ недоказанностью факта проживания на территории Ульяновской области не менее 3 лет, периоду предшествующему рождению второго ребенка.

Действительно, в паспорте истицы отсутствует регистрация по месту жительства с 18.07.2015 года по 10.07.2017 года, вместе с тем, в судебном заседании установлено, что проживает на территории Ульяновской области более 3 лет, периоду предшествующему рождению второго ребенка.

Так, согласно свидетельству о браке истица вступила в брак с ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ на территории Заволжского района города Ульяновска.

Согласно свидетельству рождении ФИО4ДД.ММ.ГГГГ р. Он родился в городе <адрес>.

Согласно свидетельству о рождении, ФИО3ДД.ММ.ГГГГ г.р., родилась в городе <адрес>.

Согласно свидетельству о рождении ФИО5ДД.ММ.ГГГГ р. родилась городе <адрес>.

На момент ДД.ММ.ГГГГ сын истицы имел временную регистрацию по месту жительства в Заволжском районе города Ульяновска.

Согласно сведениям Управления Росреестра семьей А-вых ДД.ММ.ГГГГ приобретено жилое помещение в <адрес> Согласно свидетельству

Ранее семья проживала и была зарегистрирована по адресу: <адрес>

Муж истицы – ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ работает на территории Ульяновской области. Что подтверждается сведениями трудовой книжки.

Ранее истица имела в собственности жилое помещение Семья истицы с составом 4 человека в настоящее время зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>.

Из медицинской карты истицы и ФИО8 следует, что в спорный период она многократно обращалась за медицинской помощью в государственные учреждения здравоохранения в городе Ульяновске как лично, так и в отношении ребенка., оформляла информированное добровольное согласие и (или) отказ от медицинского вмешательства в отношении своих детей, так же представлены карты патронажа новорожденного.

В соответствии со ст. 1 Закона Ульяновской области от 05.02.2008 № 24-ЗО «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия: 1) именной капитал «Семья» - средства областного бюджета Ульяновской области на реализацию дополнительных мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом; 2) государственный сертификат на именной капитал «Семья» - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры социальной поддержки.

В соответствии с пп.1 п.1 ст.2 Закона Ульяновской области «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» № 24-ЗО от 05.02.2008г. Право на дополнительные меры социальной поддержки при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего (имеющих) гражданство Российской Федерации, возникает у следующих граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Ульяновской области не менее 3 лет непосредственно перед рождением (усыновлением) ребенка (детей), рождение (усыновление) которого (которых) является основанием возникновения права на дополнительные меры социальной поддержки: женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка и (или) последующих детей, начиная с 1 июля 2011 года; 2) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго ребенка и (или) последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 июля 2011 года. 3) женщин и мужчин, право которых на дополнительные меры социальной поддержки при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего (имеющих) гражданство Российской Федерации, было предусмотрено настоящей частью в редакции, действовавшей до 1 июля 2011 года, начиная с 1 июля 2011 года.

Статья 4 указанного Закона области предусматривает, что лица, указанные в частях 1, 3 - 5 статьи 2 настоящего Закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 2 настоящего Закона, вправе обратиться в территориальный орган уполномоченного органа за получением государственного сертификата на именной капитал " Семья " (далее - сертификат) в любое время после возникновения права на дополнительные меры социальной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке).

Форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и правила выдачи сертификата (его дубликата) устанавливаются уполномоченным органом.

Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата принимается уполномоченным органом в месячный срок с даты приема заявления о выдаче сертификата.

При рассмотрении заявления о выдаче сертификата уполномоченный орган вправе проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, и в случае необходимости запрашивать дополнительные сведения в соответствующих органах, в том числе сведения о фактах лишения родительских прав, об отмене усыновления, о совершении в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также иные сведения, необходимые для формирования и ведения регистра. Уполномоченный орган не позднее чем через пять дней с даты вынесения соответствующего решения направляет лицу, подавшему заявление о выдаче сертификата, уведомление об удовлетворении либо отказе в удовлетворении его заявления.

Основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются:1) отсутствие права на дополнительные меры социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом;2) прекращение права на дополнительные меры социальной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 2 настоящего Закона;3) представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры социальной поддержки;4) прекращение права на дополнительные меры социальной поддержки в связи с использованием средств именного капитала " Семья " в полном объеме.

Для реализации вышеуказанного закона Министерством в рамках своих полномочий был разработан приказ Министерства от 30.01.2020 г. № 3-п «Об утверждении формы государственного сертификата на именной капитал «Семья» и правил выдачи государственного сертификата на именной капитал «Семья» (его дубликата)».

В соответствии с данным Приказам к заявлению о выдаче сертификата должен прилагаться паспорт, либо иной документ, удостоверяющий личность заявителя и подтверждающий гражданство Российской Федерации, а также его постоянное проживание на территории Ульяновской области не менее трёх лет непосредственно перед рождением (усыновлением) ребёнка (детей), рождение (усыновление) которого (которых) является основанием возникновения права на дополнительные меры социальной поддержки.

Из представленных документов Истицы (паспорт с отметкой о регистрации) не следует, что на момент рождения третьего ребенка, в связи с рождением которого Истица претендует на дополнительные меры социальной поддержки, она была зарегистрирована на территории Ульяновской области.

Таким образом, совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, судом установлено, что истица проживает постоянно на территории Ульяновской области не менее 3 лет непосредственно перед рождением второго ребенка.

Отсутствие регистрации в Ульяновской области не может являться основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

Суд отмечает, что на территории Томской области, где она проживала до переезда в г. Ульяновск выдача государственного сертификата на именной капитал «Семья» не предусмотрена.

В соответствии со ст.20 ГК РФ местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В соответствии со ст.3 Федерального закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Как неоднократно указывал и Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (Постановления от 4 апреля 1996 года N 9-П и от 2 февраля 1998 года N 4-П, определения от 13 июля 2000 года N 185-О и от 6 октября 2008 года N 619-О-П, от 13 октября 2009 г. N 1309-О-О).

В силу ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Суд считает необходимым исковые требования удовлетворить и обязать Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области выдать истице сертификат на именной капитал «Семья» в связи с рождением второго ребенка, предусмотренный Законом Ульяновской области от 05 февраля 2008 года №24-З0 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей».

Вместе с тем данное право установлено только в ходе рассмотрения дела судом, после исследования представленных документов, данные сведения не были представлены ответчику с заявлением о выдаче государственного сертификата на именной капитал «Семья», на момент рассмотрения заявления уполномоченный орган указанной информацией обладать не мог, и принял решения на основании представленных сведений, в связи с чем незаконности в действиях ответчика суд не усматривает.

В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.

Руководствуясь ст. ст. 12,56, 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать за ФИО1 право на получение государственного сертификата на именной капитал «Семья».

Возложить на Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области выдать ФИО1 сертификат на именной капитал «Семья» в связи с рождением ребенка – дочери ФИО5ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.Л. Грачева