Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 июня 2012 года
Октябрьский районный суд г. Ижевска
в составе:
председательствующего судьи Нуриевой В.М.
при секретаре Беляевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Турганбаева Э.М. об оспаривании действий Управления по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации г.Ижевска,
у с т а н о в и л:
Турганбаев Э.М. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Управления по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации г.Ижевска.
Заявление мотивировано тем, что Турганбаев Э.М., с <дата> является отцом <данные изъяты> детей. В <дата> в отделе семьи Администрации Индустриального района г.Ижевска им получено удостоверение многодетного родителя.. Там же он состоит на учете как многодетный родитель, там же имеется соответствующее его личное дело. Ежегодно им в Администрации Индустриального района г.Ижевска продлевается удостоверение многодетного родителя.
<дата> из Администрации Индустриального района г.Ижевска ему пришло извещение о том, что с <дата> ему, как многодетному родителю, предоставляется компенсация расходов на оплату коммунальных услуг в размере <данные изъяты> % и ему нужно, для получения компенсации, обратиться с удостоверением многодетного родителя в РИЦ по Индустриальному району г.Ижевска, поэтому он продлил действие удостоверения <дата>. На основании этого, Управление по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства письмом №<номер> от <дата> года отказало ему в начислении компенсации расходов на коммунальные услуги за <дата>
Полагая, что действия Управления по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации г.Ижевска незаконны и основаны на неправильном толковании норм гражданского права заявитель за защитой своих интересов обратился в суд.
В судебном заседании заявитель поддержал свое заявление в полном объеме, просил признать незаконными действия Управления по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации г.Ижевска по отказу в предоставлении ему компенсации произведенных расходов на коммунальные услуги. Обязать Муниципальное автономное учреждение «Расчетно- информационный центр» произвести компенсацию Турганбаеву Э.М. произведенных расходов на коммунальные услуги за январь-февраль 2012 года.
Представитель заявителя - Кадров В.А., допущенный в судебное заседание в порядке ст. 53 ГПК РФ с письменного заявления Турганбаева Э.М., поддержал заявление по обстоятельствам, изложенным, как в заявлении так в дополнениях к заявлению, просил его удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица - Управление по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации г. Ижевска Ю.И. Панкова, действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявление не признала, по обстоятельствам, изложенным в письменных возражениях, просила в удовлетворении заявления отказать.
Представитель заинтересованного лица - Муниципальное автономное учреждение «Расчетно –информационный центр » Нургалиева Е.В., действующая на основании доверенности, заявление Турганбаева Э.М. не признала, указав на то, что на момент обращения заявления срок действия удостоверения истек, продлено удостоверение с <дата>, с этого периода заявителю и была предоставлена льгота, просила в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные сторонами доказательства, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. По смыслу указанной нормы заинтересованность лица определяется наличием у него материально-правового интереса к актам либо действиям других участников правоотношений, которые в порядке ст. 8 ГК РФ порождают или могут порождать определенные правовые последствия.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, ст. 2 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изменениями от 14 декабря 1995 г.)
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.
Гражданин вправе обжаловать как вышеназванные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно.
В соответствии с ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявителя, в связи с чем суд всесторонне и полно рассматривает заявленные требования с учетом всех положенных в их обоснование доводов и аргументов с целью вынесения законного и обоснованного решения по делу.
Многодетная семья — семья, воспитывающая (имеющая на иждивении) трех и более детей в возрасте до 18 лет и (или) до 23 лет, при условии обучения детей, достигших возраста 18 лет, в общеобразовательных учреждениях, в специальных (коррекционных) учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования по очной форме обучения.
В судебном заседании установлено, что Турганбаев Э.М., с <дата> является отцом троих детей.
<дата> в Администрации Индустриального района г.Ижевска Турганбаевым Э.М. получено удостоверение многодетного родителя, в отделе семьи Администрации Индустриального района г.Ижевска.
Ежегодно Турганбаевым Э.М. в Администрации Индустриального района г.Ижевска продлевается удостоверение многодетного родителя.
Удостоверение им было продлено по <дата>, по истечению указанной даты Турганбаенв Э.М. за продлением данного удостоверения не обращался, обратился <дата>, удостоверение продлено до <дата>
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение.
В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
По смыслу приведенных конституционных положений, реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов.
С 1 января 2012 года вступили в силу изменения в Закон УР от 5 мая 2006 года № 13-РЗ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», предусматривающие предоставление компенсации произведенных расходов на оплату коммунальных услуг в размере 30 процентов всем зарегистрированным многодетным семьям независимо от размера совокупного ежемесячного дохода на каждого члена семьи.
На основании изменений в вышеуказанный закон многодетным семьям, прошедшим регистрацию (перерегистрацию) в Администрациях районов г. Ижевска и имеющим действующие удостоверения, для оформления документов и получения данной компенсации необходимо было обратиться в районные отделы муниципального автономного учреждения «Расчетно-информационный центр».
Во исполнение вышеуказанного закона 20.02.2012 года из Администрации Индустриального района г.Ижевска заявителю пришло извещение о том, что с января 2012 года ему, как многодетному родителю, предоставляется компенсация расходов на оплату коммунальных услуг в размере 30 % и ему нужно, для получения компенсации, обратиться с удостоверением многодетного родителя в РИЦ по Индустриальному району г.Ижевска.
16.03.2012 года заявитель обратился в Муниципальное автономное учреждение « Расчетно- информационный центр» ( далее по тексту МАУ «РИЦ» ) с заявлением о предоставлении компенсации за произведенные расходы на коммунальные услуги за январь и февраль 2012 года, представив необходимые документы и свидетельство многодетного родителя, продленное 12.03.2012 года.
Порядок учета и регистрации многодетной семьи утвержден постановлением Правительства УР от 20.11.2006г. N127 "О реализации Закона Удмуртской Республики от 5 мая 2006 года N 13-РЗ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (далее - Закон).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона меры социальной поддержки многодетных семей предоставляются только на основании удостоверения.
Выданные удостоверения действительны в течение одного года со дня выдачи на территории Удмуртской Республики, о чем делается соответствующая отметка в удостоверении. Для продления действия удостоверения в администрацию представляются документы, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, в котором указано, что учет и регистрация многодетной семьи осуществляются на основании заявления и после представления документов, указанных в части 2 статьи 4 Закона Удмуртской Республики от 5 мая 2006 года N 13-РЗ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
Меры по социальной поддержке многодетных семей предоставляются на основании удостоверения. (в ред. Закона УР от 10.10.2011 N 50-РЗ)
В удостоверении Турганбаева Э.М. указано, что удостоверение выдана <дата>, действительно на территории Удмуртской Республики до <дата>, дата продления <дата>, продлено по <дата>, дата продления <дата>, продлено до <дата>.
Управление по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации г. Ижевска рассмотрев предоставленные заявителем документы, установила, что удостоверение многодетной семьи от 19.08.2009 № 19К, выданное Администрацией Индустриального района на имя Турганбаева Э.М. было действительно до <дата> Продление удостоверения выполнено <дата> поэтому срок его действия установлен с момента продления до <дата>
Управление по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства письмом №<номер> от <дата> отказало Турганбаеву Э.М. в начислении компенсации расходов на коммунальные услуги за <дата>, мотивируя тем, что удостоверение заявителем продлено только <дата>
Для получения компенсационных выплат многодетная семья по месту своей регистрации предоставляет в администрацию муниципального образования( администрацию ), указанного в статье 6 Закона Удмуртской Республики от 5 мая 2006 года N 13-РЗ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (далее - Закон), следующие документы:
- заявление в письменной форме;
- удостоверение многодетного родителя (опекуна, попечителя), дающее право на получение мер по социальной поддержке, предусмотренных частью 2 статьи 3 Закона;
- копии платежных документов, подтверждающих произведенные расходы многодетной семьи на оплату коммунальных услуг, которые заверяются принимающим лицом на основании предоставленных оригиналов;
- копию технического паспорта жилого дома (для многодетных семей, проживающих в жилых домах с печным отоплением).
- копии документов, подтверждающих право заявителя и (или) членов многодетной семьи на получение социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по основаниям, предусмотренным иными нормативными правовыми актами Удмуртской Республики (с предъявлением оригиналов, если копии нотариально не заверены.
Таким образом, поскольку выплата компенсации носит заявительный характер и целиком зависит от воли лица, обращающегося и выплачивается лицу обратившемуся с момента его обращения.
Заявитель обратился с заявлением <дата>, с указанного периода Турганбаеву Э.М. правомерна была предоставлена компенсация.
В соответствии со ст.ст.14,49,50 ГПК РФ сторонам судом было разъяснено, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, стороны пользуются равными правами по представлению доказательств, имеющих значение для дела.
В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается в обосновании своих требований и возражений.
В Постановлении Пленума № 2 от 10.02.2009 Верховного Суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» указано, что исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Доказательств, свидетельствующих онарушении прав иохраняемых законом интересов заявителя, последним непредставлено.
Доводы заявителя со ссылкой на пункт 6 Порядка компенсации произведенных расходов на оплату коммунальных услуг в размере 30 процентов по месту регистрации многодетной семьи ( в ред. Постановлений Правительства УР от 28.04.2007 г. №63, от 21.01.2008 №6, от 24.08.2009 №238 ) о том, что компенсационные выплаты предоставляются за любой период, начиная с 1 января 2007 года", суд признает несостоятельным, поскольку настоящий порядок устанавливает правила назначения и получения многодетной семьей, имеющей совокупный ежемесячный доход на каждого члена семьи не выше величины прожиточного минимума в Удмуртской Республике, установленной в соответствии с Законом Удмуртской Республики от 24 апреля 2001 года N 18-РЗ "О прожиточном минимуме в Удмуртской Республике", компенсации произведенных им расходов на оплату коммунальных услуг, на семью Турганбаева Э.М. не распространялись, что в судебном заседании подтвердил сам заявитель и льготы на его семью начались распространяться только с 1 января 2012 года, когда вступили в силу изменения в Закон УР от 5 мая 2006 года № 13-РЗ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».
Поскольку заявителем не представлено доказательств несоответствия оспариваемого решения требованиям законодательства и доказательств нарушения его прав, суд считает, что основания для удовлетворения требований заявителя отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении заявления Турганбаева Э.М. об оспаривании действий Управления по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации г.Ижевска, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме в Верховный Суд Удмуртской республики, через районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено судьей на компьютере 27 июня 2012 года.
Судья В.М. Нуриева