ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2076/2017 от 09.10.2017 Усть-илимского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 октября 2017 года г. Усть-Илимск Иркутская область

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Курахтановой Е.М.,

при секретаре судебного заседания Бурцевой А.С.,

с участием истца Блажко А.Т.,

представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области Шаньгиной В.П., действующей на основании доверенности от ** ** **** по ** ** **** .

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2076/2017 по иску Блажко Антона Тимофеевича к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно,

УСТАНОВИЛ:

Блажко А.Т. обратился в Усть-Илимский городской суд с исковым заявлением к ГУ - УПФ РФ в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе, в обоснование которого указал, что с 17.07.1997 является неработающим пенсионером по старости. В период с 12.12.2016г. по 03.09.2017г. находился на отдыхе в г. Санкт-Петербурге. По приезду обратился в Пенсионный фонд в г. Усть-Илимске с заявлением о компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно по маршруту: Иркутск – Москва – Санкт – Петербург и обратно Санкт-Петербург – Москва – Братск в размере 28970 рублей. Решением № 214 от 13.09.2017 в оплате стоимости проезда по маршруту: Иркутск – Москва – Санкт-Петербург отказано, так как проездные документы оформлены с нарушением требований действующего законодательства – отсутствуют обязательные реквизиты, в оплате стоимости проезда по маршруту Санкт-Петербург – Москва – Братск отказано, поскольку билет оплачен иным лицом. Просил признать решение пенсионного органа об отказе в выплате компенсации незаконным, взыскать с ГУ – УПФ РФ в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе в счет компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по маршруту: Иркутск – Москва – Санкт- Петербург и обратно Санкт-Петербург – Москва – Братск в сумме 28970 рублей.

В судебном заседании истец Блажко А.Т. заявленные исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям. Пояснил, что электронный билет на обратную дорогу для него приобретала внучка его сожительницы со своей кредитной карты. В последующем он перечислил ей денежные средства за билет.

Представитель ответчика Шаньгина В.П. просила отказать в удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях по иску, согласно которым полагала, что решение Управления ПФ РФ в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе вынесено обоснованно. Управлением к оплате не приняты билеты по маршруту: Иркутск – Москва – Санкт-Петербург, так как проездные документы оформлены с нарушением требований действующего законодательства – отсутствуют обязательные реквизиты в маршрутной квитанции (тариф, сборы), что противоречит п. 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» Санкт-Петербург – Москва – Братск, поскольку билет оплачен иным лицом, чем нарушен п. 3б, 10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства от 01.04.2005 № 176.

Заслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав и оценив с учетом положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ представленные сторонами доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в случаях, предусмотренных настоящим Законом, гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам. Гарантии и компенсации являются расходными обязательствами Российской Федерации в части неработающих граждан, получающих трудовую пенсию по старости за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации (статья 4 Закона РФ от 19.02.1993 года № 4520-1).

В соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 года № 4520-1 компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.

В целях реализации статьи 34 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 года № 176 утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (далее – Правила).

Правила определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (пункт 1).

Согласно пунктам 2, 3 Правил, компенсация предоставляется пенсионерам, проживающим в районах и местностях, включенных в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера в виде: предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно; возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 настоящих Правил.

Из пункта 10 Правил следует, что компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда: железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда; внутренним водным транспортом - в каюте III категории речного судна всех линий сообщений; морским транспортом - в каюте IV - V групп морского судна регулярных транспортных линий; воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса. При использовании воздушного транспорта для проезда пенсионера к месту отдыха на территории Российской Федерации и (или) обратно проездные документы оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту отдыха либо если оформление (приобретение) проездных документов на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту отдыха и (или) обратно; автомобильным транспортом - в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 105 Воздушного кодекса Российской Федерации билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок. При использовании электронного перевозочного документа пассажир вправе потребовать, а перевозчик или действующее на основании договора с перевозчиком лицо при заключении договора перевозки или регистрации пассажира обязаны выдать заверенную выписку, содержащую условия соответствующего договора воздушной перевозки (далее - выписка), из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок. Формы билета, багажной квитанции, выписки из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок, грузовой накладной, почтовой накладной, иных документов, используемых при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, груза, почты, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта.

Форма электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации установлена Министерством транспорта Российской Федерации Приказом от 08.11.2006 года N 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации». Билет имеет следующую структуру: электронный полетный купон, электронный контрольный купон, электронный агентский купон, маршрут-квитанция. При этом наличие электронного полетного купона и маршрут/квитанции является обязательным.

Согласно статье 2 Приказа, маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Электронный пассажирский билет и багажная квитанция в гражданской авиации (далее - электронный билет) представляет собой документ, используемый для удостоверения договора перевозки пассажира и багажа, в котором информация о воздушной перевозке пассажира и багажа представлена в электронно-цифровой форме. В структуру электронного билета входит, в том числе маршрут/квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок).

Маршрут/квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок), электронный полетный, электронный контрольный, электронный агентский купоны содержат следующие сведения о перевозке пассажира и багажа: сведения о пассажире (для внутренних перевозок - фамилия, имя, отчество, наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность; для международных перевозок - фамилия, другие сведения в соответствии с международными нормами); наименование и (или) код перевозчика; номер рейса; дату отправления рейса; время отправления рейса; наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса; тариф; эквивалент тарифа (если применяется); итоговую стоимость перевозки; форму оплаты; сборы (если применяются); наименование и (или) код класса бронирования; код статуса бронирования; дату оформления; наименование агентства/перевозчика, оформившего билет; норму бесплатного провоза багажа (по усмотрению); уникальный номер электронного билета.

Маршрут/квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) оформляется и выдается (направляется в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети) пассажиру обязательно. Маршрут/квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности (подпункт «а» пункта 2 статья 1 Приложения к Приказу Минтранса РФ от 08.11.2006 N 134).

Из анализа вышеуказанных норм следует, что маршрутная квитанция является бланком строгой отчетности, оформляется и выдается пассажиру (направляется в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети) в подтверждение оплаты проезда, следовательно, может быть распечатана на бумажном носителе.

Как следует из пенсионного удостоверения от 14.07.1997 (л.д. 4), трудовой книжки от 21.09.1961 (л.д. 5-9), паспорта гражданина РФ серии <данные изъяты> (л.д. 3), истец является неработающим пенсионером по старости, проживает в г. Усть-Илимске Иркутской области, то есть в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, следовательно, имеет право на компенсацию расходов по проезду к месту проведения отдыха и обратно один раз в два года.

В ходе судебного разбирательства из пояснений Блажко А.Т. и анализа представленных им письменных доказательств судом установлено, что в период с 12.12.2016г. до 03.09.2017г. истец находился на отдыхе в городе Санкт-Петербурге, к месту отдыха следовал по маршруту: Иркутск – Москва - Санкт-Петербург и обратно Санкт-Петербург – Москва-Братск.

05.09.2017г. Блажко А.Т. обратился к ответчику с заявлением о выплате денежной компенсации фактически понесенных расходов на оплату проезда к месту отдыха (г. Санкт-Петербург) и обратно в общей сумме 28970 рублей согласно представленных подлинных проездных документов (л.д. 21-23).

Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области по результатам рассмотрения заявления Блажко А.Т. было принято решение № 214 от 13.09.2017г. об отказе в выплате компенсации понесенных расходов в размере 28970 рублей, поскольку маршрутная квитанция по маршруту Иркутск – Москва – Санкт-Петербург оформлена с нарушением требований действующего законодательства – отсутствуют обязательные реквизиты, а билет по маршруту Санкт-Петербург – Москва – Братск оплачен иным лицом (л.д.13,20).

Действительно, представленный истцом электронный билет № 5551055899679 от 23.11.2016г. по маршруту Иркутск-Москва (Шереметьево) - Санкт-Петербург не содержит указания на тариф и сборы (л.д. 10).

Вместе с тем, довод представителя ответчика о том, что нарушение перевозчиком правил оформления проездного документа является основанием к отказу в компенсации расходов, суд не может признать состоятельным.

В билете указана его итоговая стоимость, а отсутствие указания на размер сборов в соответствии с Приказом Минтранса России от 08.11.2006 N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации" может свидетельствовать лишь о том, что при формировании стоимости проездного документа сборы не применялись, учитывая, что билет невозвратный, что не свидетельствует о недействительности данного электронного документа.

Суд также не может согласиться с позицией ответчика относительно отсутствия оснований для компенсации расходов, понесенных истцом на оплату проезда к месту отдыха и обратно в связи с тем, что часть пути была оплачена не самим пенсионером, а иным лицом.

Из представленной маршрутной квитанции электронного билета видно, что стоимость авиаперелета экономическим классом по маршруту следования Санкт-Петербург – Москва - Братск на 03.09.2017 составила 18970 рублей, билет оплачен Т.Д. с помощью карты Visa (л.д. 11). Факт присутствия истца на рейсе подтверждается посадочным талоном (л.д. 12) и представителем ответчика не оспаривается.

Из представленной суду расписки усматривается, что авиабилет по маршруту: Санкт-Петербург (03.09.2017) – Москва (03.09.2017) – Братск (04.09.2017) приобретен Д.Т.В.., которой истица передала сумму в размере 18970 рублей в счет оплаты билета по указанному маршруту (л.д. 16).

Оснований не доверять представленным истцом документам, подтверждающим стоимость проезда и фактическое самостоятельное несение расходов на оплату данного проезда, у суда не имеется. Доказательств, свидетельствующих об обратном, ответчиком суду не представлено.

При таких обстоятельствах, суд не может согласиться с доводами ответчика об отсутствии оснований для выплаты компенсации в указанном размере, и признает заслуживающими внимания доводы истца о том, что она имеет право на оплату стоимости проезда по маршруту: Иркутск – Москва - Санкт-Петербург – Москва – Братск в сумме 28970 рублей (10000+18970).

Исходя из изложенного суд приходит к выводу, что решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе № 214 от 13.09.2017 об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по маршруту Иркутск – Москва - Санкт-Петербург – Москва-Братск является незаконным и не соответствует предназначению данной компенсации, как гарантирующей пенсионерам возможность выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для отдыха и оздоровления. В противном случае не достигалась бы цель ее введения в качестве дополнительной гарантии, направленной на реализацию конституционных прав на отдых и на охрану здоровья.

Толкование действующих норм права, как позволяющих не компенсировать расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, по указанным пенсионным органом основаниям, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации данного права, что недопустимо с точки зрения требований статей 19, 27, 39, 45 Конституции Российской Федерации, приводило бы к неправомерному ограничению данного права пенсионеров.

При таких обстоятельствах, исследовав и оценив в совокупности с объяснениями сторон представленные доказательства, принимая во внимание позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 02.02.2006 № 38-О по запросу Думы Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа о проверке конституционности положений пунктов 7 и 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, суд приходит к выводу о незаконности отказа Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области в выплате компенсации и необходимости взыскания в пользу истца 28970 рублей в счет понесенных ею расходов по оплате проезда к месту отдыха и обратно.

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ с ответчика в доход городского бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска, в соответствии с ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ в размере 1369,10 рублей (1069,10 рублей по имущественным требованиям ((28970-20000)*3%+800) + 300,00 рублей по требованиям неимущественного характера).

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Блажко Антона Тимофеевича удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области № 214 от 13.09.2017 об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области в пользу Блажко Антона Тимофеевича компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 28970 рублей.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области государственную пошлину в доход бюджета города Усть-Илимска в размере 1369,10 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.М. Курахтанова